Напоминание

"Приёмы формирования и развития навыков смыслового чтения на уроках технологии".


Автор: Бутенко Ирина Анисимовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Подсинской СШ"
Населённый пункт: Хакасия, Алтайский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приёмы формирования и развития навыков смыслового чтения на уроках технологии".
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Приёмы формирования и развития навыков смыслового

чтения на уроках технологии. «Изготовление куклы-оберег»

Цели занятия:

Ознакомить с древним прикладным искусством – изготовлением кукол-

оберегов.

Научить изготовлению кукол-оберегов.

Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать развитию

художественного вкуса.

Наглядность:

Образцы кукол-оберегов.

Материалы:

Вата, лоскутки однотонной ткани и с рисунком, тесьма, кружево, ленты,

прочная суровая нить.

Оборудование:

Стол, ножницы, 2-3 коробки для материалов.

Структура занятия, этапы:

I.

Организационный момент.

«Глоссарий»

II.

Сообщение познавательных сведений.

Историческая справка.

Виды кукол-оберегов.

III.Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.

Инструктаж по безопасным приемам труда.

Практическая работа.

Подготовка материалов.

Сборка куклы.

Текущий инструктаж.

Окончательная отделка изделия.

IV.Заключительная часть.

Подведение итогов работы.

Содержание занятия:

I этап Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть Вас у себя в гостях.

Подумайте, что бы вы хотели сегодня приобрести на мастер-классе

.

Перед вами рабочий лист и задание 1. Верно-неверно. Напротив каждого

утверждения поставьте знак «+», если согласны с ним, или «-», если не

согласны.

«Верные и неверные утверждения»

В начале

темы

В конце

темы

1

Верите ли Вы, что будет интересно?

2

Верите ли Вы . что получите много

полезной информации и будете

использовать её в своей работе?

3

Верите ли Вы, что уйдёте с хорошим

настроением.

Посмотрите на доску и попробуйте определить тему мастер-класса.

«Глоссарий»

Кукла, ткань, оберёг, берегиня, здоровье,

благополучие, ребёнок, свадьба, счастье, пряжа,

«рванки», злые духи, талисман, защита.

Посмотрите на список слов на доске и ответьте что нам уже известно об

этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно

судить по характеру слов?.

Как будет звучать тема нашего занятия?

Темой нашего занятия является изготовление куклы-оберега из лоскутков

различных тканей и пряжи. Основной материал –отходы швейного

производства, пряжи ( кусочки тканей, пряжи и тесьмы ).

История возникновения куклы-оберега берет свое начало в глубокой

древности. Человек всегда стремился к созданию предметов, способных его

защитить – это орудия, различные талисманы и куклы-обереги.

II этап

Сообщение познавательных сведений.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка

Блума» Шесть лепестков –

шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на

них, нужно назвать какие-то

факты, вспомнить, воспроизвести

некую информацию. Применяю

на традиционных формах

контроля: на зачетах, при

использовании

терминологических диктантов и

т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,

что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему,

вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной

связи ученику относительно того, что он только что сказал

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова

«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут

восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других

случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если

учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного

«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса

«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент

самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его

формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии

прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как

будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев

оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление

взаимосвязи между теорией и практикой.

Историческая справка:

Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое

предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых

духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как

правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.

Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так

и называли — "рванки").

Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось,

оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,

недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным

для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье,

радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без

обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она

могла смеяться и плакать.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы

кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет,

кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал,

приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а

играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая

ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать

дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги

давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В

крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили,

их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье

счастья.

III этап

Каждому участнику нашего занятия будет предложено самостоятельно

придумать образ куклы-оберега и создать ее своими руками.

Подготовка рабочего места:

1.

На рабочем столе – 2-3 коробки с материалами для изготовления кукол.

2.

Образцы кукол-оберегов.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.

Инструктаж по безопасным приемам труда.

Правила безопасной работы с ножницами:

Не бросать

Передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

IV этап

Практическая работа.

Куколка Колокольчик – это оберег хорошего настроения, кукла добрых

вестей, ее родиной считается Валдай. Кукла сделана таким образом, что

действительно

похожа

на

веселый

колокольчик.

Когда,

качаешь

ее

на

веревочке, кажется, что она вот-вот зазвенит, как маленький серебряный

колокольчик. Наверное, поэтому она и вызывает невольную улыбку и как

следствие

улучшение

настроения.

Также

следует

отметить,

что

кукла

довольно несложная в изготовлении и для ее создания даже не понадобится

иголка.

Для удобства выполнения практической работы по изготовлению куклы-

оберега материалы в коробках подобраны в соответствии с назначением:

Понадобится:

- белая ткань для туловища 13,5х13,5 см;

- два кружка из цветной ткани диаметром 17,5 и 20 см;

- платок (квадрат 10х10 см разрезать по диагонали, получив, таким образом,

треугольник);

- вата.

Изготовление:

1) Положить вату в центр кружка диаметром 20 см и перевязать,

сформировав голову.

2) Наложить сверху кружок диаметром 17,5 см и перевязать там же.

3) Белую ткань аналогично наложить поверх головы и перевязать ниткой.

4) Из белой ткани сложить ручки и перевязать ладошки.

5) Перевязать куклу по талии, спрятав лишнюю ткань внутрь.

6) Повязать платок

7) К ладошкам рук можно привязать шнурок, сделав куколку-колокольчик

подвесной.



В раздел образования