Автор: Бутенко Ирина Анисимовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Подсинской СШ"
Населённый пункт: Хакасия, Алтайский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приёмы формирования и развития навыков смыслового чтения на уроках технологии".
Раздел: среднее образование
Тема: «Приёмы формирования и развития навыков смыслового
чтения на уроках технологии. «Изготовление куклы-оберег»
Цели занятия:
Ознакомить с древним прикладным искусством – изготовлением кукол-
оберегов.
Научить изготовлению кукол-оберегов.
Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать развитию
художественного вкуса.
Наглядность:
Образцы кукол-оберегов.
Материалы:
Вата, лоскутки однотонной ткани и с рисунком, тесьма, кружево, ленты,
прочная суровая нить.
Оборудование:
Стол, ножницы, 2-3 коробки для материалов.
Структура занятия, этапы:
I.
Организационный момент.
«Глоссарий»
II.
Сообщение познавательных сведений.
Историческая справка.
Виды кукол-оберегов.
III.Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.
Инструктаж по безопасным приемам труда.
Практическая работа.
Подготовка материалов.
Сборка куклы.
Текущий инструктаж.
Окончательная отделка изделия.
IV.Заключительная часть.
Подведение итогов работы.
Содержание занятия:
I этап Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть Вас у себя в гостях.
Подумайте, что бы вы хотели сегодня приобрести на мастер-классе
.
Перед вами рабочий лист и задание 1. Верно-неверно. Напротив каждого
утверждения поставьте знак «+», если согласны с ним, или «-», если не
согласны.
«Верные и неверные утверждения»
В начале
темы
В конце
темы
1
Верите ли Вы, что будет интересно?
2
Верите ли Вы . что получите много
полезной информации и будете
использовать её в своей работе?
3
Верите ли Вы, что уйдёте с хорошим
настроением.
Посмотрите на доску и попробуйте определить тему мастер-класса.
«Глоссарий»
Кукла, ткань, оберёг, берегиня, здоровье,
благополучие, ребёнок, свадьба, счастье, пряжа,
«рванки», злые духи, талисман, защита.
Посмотрите на список слов на доске и ответьте что нам уже известно об
этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно
судить по характеру слов?.
Как будет звучать тема нашего занятия?
Темой нашего занятия является изготовление куклы-оберега из лоскутков
различных тканей и пряжи. Основной материал –отходы швейного
производства, пряжи ( кусочки тканей, пряжи и тесьмы ).
История возникновения куклы-оберега берет свое начало в глубокой
древности. Человек всегда стремился к созданию предметов, способных его
защитить – это орудия, различные талисманы и куклы-обереги.
II этап
Сообщение познавательных сведений.
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка
Блума» Шесть лепестков –
шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на
них, нужно назвать какие-то
факты, вспомнить, воспроизвести
некую информацию. Применяю
на традиционных формах
контроля: на зачетах, при
использовании
терминологических диктантов и
т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему,
вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной
связи ученику относительно того, что он только что сказал
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других
случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если
учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного
«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса
«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент
самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии
прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как
будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление
взаимосвязи между теорией и практикой.
Историческая справка:
Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое
предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых
духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как
правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.
Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так
и называли — "рванки").
Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось,
оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,
недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным
для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье,
радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без
обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она
могла смеяться и плакать.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы
кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет,
кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал,
приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а
играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая
ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать
дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги
давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В
крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили,
их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье
счастья.
III этап
Каждому участнику нашего занятия будет предложено самостоятельно
придумать образ куклы-оберега и создать ее своими руками.
Подготовка рабочего места:
1.
На рабочем столе – 2-3 коробки с материалами для изготовления кукол.
2.
Образцы кукол-оберегов.
Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.
Инструктаж по безопасным приемам труда.
Правила безопасной работы с ножницами:
Не бросать
Передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
IV этап
Практическая работа.
Куколка Колокольчик – это оберег хорошего настроения, кукла добрых
вестей, ее родиной считается Валдай. Кукла сделана таким образом, что
действительно
похожа
на
веселый
колокольчик.
Когда,
качаешь
ее
на
веревочке, кажется, что она вот-вот зазвенит, как маленький серебряный
колокольчик. Наверное, поэтому она и вызывает невольную улыбку и как
следствие
улучшение
настроения.
Также
следует
отметить,
что
кукла
довольно несложная в изготовлении и для ее создания даже не понадобится
иголка.
Для удобства выполнения практической работы по изготовлению куклы-
оберега материалы в коробках подобраны в соответствии с назначением:
Понадобится:
- белая ткань для туловища 13,5х13,5 см;
- два кружка из цветной ткани диаметром 17,5 и 20 см;
- платок (квадрат 10х10 см разрезать по диагонали, получив, таким образом,
треугольник);
- вата.
Изготовление:
1) Положить вату в центр кружка диаметром 20 см и перевязать,
сформировав голову.
2) Наложить сверху кружок диаметром 17,5 см и перевязать там же.
3) Белую ткань аналогично наложить поверх головы и перевязать ниткой.
4) Из белой ткани сложить ручки и перевязать ладошки.
5) Перевязать куклу по талии, спрятав лишнюю ткань внутрь.
6) Повязать платок
7) К ладошкам рук можно привязать шнурок, сделав куколку-колокольчик
подвесной.