Напоминание

"Графическое представление данных в ЭТ"


Автор: Останина Анжелика Григорьевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Знаменская СОШ"
Населённый пункт: РХ, Боградский район, с.Знаменка
Наименование материала: Разработка урока по информатике в 8 классе
Тема: "Графическое представление данных в ЭТ"
Раздел: среднее образование





Назад




Межмуниципальный конкурс «Звездный урок учителя – 2018»

Физико-математические науки

Останина Анжелика Григорьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по информатике в 8 классе

по теме «Графическое представление числовых данных в ЭТ»

Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможностями табличного

процессора MS Excel, научить строить различные виды диаграмм.

Задачи урока:

образовательные:

- продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей;

- познакомиться с видами диаграмм в электронной таблице, показать назначение и

возможности применения диаграмм в ЭТ.

развивающие:

- развивать

алгоритмическое

и

логическое

мышление,

навык

самоконтроля,

взаимоконтроля;

- формировать информационную культуру и потребность приобретения знаний.

воспитательные:

- воспитывать у учащихся интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие,

активность;

- содействовать воспитанию навыков сотрудничества и бережного отношения к

своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы

и

методы

обучения:

словесный,

наглядный

учебная

лекция

с

применением

учебно-наглядных

и

технических

средств

обучения;

практический

групповая практическая работа; интерактивный; дифференцированный - выполнение

разно уровневой практической работы; рефлексивный – оценка учащихся полезности

урока.

ТСО: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Наглядный материал: техника безопасности при работе с ПК, разно-уровневые

карточки, презентация, интерактивный тест (электронное приложение 1).

Структура урока:

1.

Организационный момент – 1 мин.

2.

Актуализация знаний – 7 мин.

3.

Мотивация учебной деятельности – 5 мин.

4.

Объяснение нового материала –10 мин.

5.

Применение полученных знаний –20 мин.

6.

Рефлексия. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1.

Организационный момент – 1 мин.

Здравствуйте ребята! Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний

день у нас будет урожайный!

Эпиграф.

Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,

Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,

Использовать Excel нам нужно, без сомнения.

Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность

изучения программы Excelв реалиях нашей жизни.

Мы

уже

многое

узнали

об

этой

программе

и

сегодня

на

уроке

продолжим

дальнейшее знакомство с ней.

2.

Актуализация знаний – 7 мин.

А сейчас прошу обратить ваше внимание на экран, перед вами тест, отвечая на

вопросы, мы проверим как вы усвоил материал прошлого урока (фронтальная работа).

3.

Мотивация учебной деятельности – 5 мин.

Введение в тему.

Перед вами таблица зависимости x от y [2] (таблица 1).

Таблица 1. Таблица зависимости x от y

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

9

4

1

0

1

4

9

Как еще можно представить эти данные? (рис. 1) (С помощью графика функции

y

=

x

2

)

Рис. 1. График зависимости x от y

Как представлены значения x и y в каждом случае? ( С помощью таблицы и с

помощью графика). Мы графически представили данные, отображенные в таблице.

Сформулируйте тему урока – «Графическое представление числовых данных в

ЭТ».

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

4.

Объяснение нового материала –10 мин.

Вы представили данные в форме графика, в какой еще форме можно представить

числовые данные? (диаграммы). Какие типы диаграмм вы знаете из курса математики?

(круговая, столбчатая). Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми типами диаграмм

и

научимся

строить

их

в

программе MS

Excel.

Как

вы

думаете,

что

называется

диаграммой?

Представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для

анализа и сравнения данных, называется диаграммой[1].

Существуют различные типы диаграмм. Они делятся на 2 вида:

для демонстрации динамики процесса (гистограмма, график и др.);

для вычисления долей в общем объеме (круговая, кольцевая и др.) [1].

Основные элементы диаграммы:

Ряд данных– набор связанных между собой элементов данных, соответствующий

одному столбцу или одной строке таблицы данных [1]. Каждому из рядов на диаграмме

соответствует отдельный цвет и/или способ обозначения. Диаграммы всех видов, кроме

круговой, могут содержать несколько рядов данных.

Легенда–

это

условные

обозначения

значений

различных

рядов

данных

на

диаграмме [1].

Подписи данных– отображения значений данных на диаграмме.

На вкладке Заголовки вводятся название диаграммы, название оси X, название оси

У, название оси Z.

Оси координат. Категории оси X – это область, содержащая имена, которые

представляют собой метки, помещаемые вдоль Ох. Вдоль Оу – значения.

Диапазон данных. Если данные не образуют единой группы, то информацию для

отрисовки

отдельных

рядов

данных

задают

на

вкладке

Ряд.

Предварительное

представление

диаграммы

автоматически

обновляется

при

изменении

набора

отображаемых данных [1].

5.

Применение полученных знаний – 20 мин.

Мы построим круговую диаграмму, которая служит для вычисления долей в

общем объеме.

Рассмотрим задачу 1: Катя чистила апельсин, поэтому ей досталось больше всех –

5 долек. Одна долька досталась Вадиму, две дольке – Ксюше и две – Олегу.

На сколько долек Катя разделила апельсин? (На 10).

Доли могут отображаться в обыкновенных дробях, в десятичных дробях, а могут и

в процентах (рис. 2).

Демонстрация построения диаграммы.

1.

Открыть программу Microsoft Excel.

2.

Заполнить ячейки.

3.

Выделить диапазон.

4.

Вставка

Диаграммы

(выбрать

тип)

Далее

Заголовки

Легенда

(подпись данных) → Далее → Куда поместить диаграмму ( на имеющийся лист) →

Готово.

Катя ; 50,00%

Вадим; 10,00%

Олег; 20,00%

Ксюша; 20,00%

Рис. 2. Круговая диаграмма к задаче 1

В вашем классе есть ученики, которые посещают разные дополнительные занятия

(спортивная секция, танцевальный кружок, предметные факультативы и др.).

Перед вами таблица: процентное соотношение количества учащихся, которые

посещают дополнительные занятия (таблица 2).

Таблица 2. Посещение учащихся кружков

Вокальный

кружок %

Факультатив

по

алгебре %

Спортивная

секция %

Танцевальный

кружок %

Девочки

50

100

75

100

Мальчики

5

80

95

0

Построим гистограмму по данным таблицы (рис.3).

Вокальный кружок %

Факультатив по алгебре %

Спортивная секция %

Танцевальный кружок %

5

80

95

0

50

100

75

100

Мальчики

Девочки

Рис. 3. Гистограмма, занятость учащихся в кружковой деятельности

Практическая работа. Ученики садятся за ПК.

Перед выполнением практической части вспомним ТБ.

Групповая работа за ПК по разно-уровневым карточкам.

Карточка на оценку «4».

1.

Построить круговую диаграмму по следующим данным.

Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 55% образ жизни;

15% наследственность; 20% экологическая обстановка; 10% здравоохранение.

2.

Построить гистограмму «Количество осадков в месяц в с.Знаменка в мм в 2016

г.».

Январь 510, февраль 530, март 520, апрель 500, май 500, июнь 650, июль 700,

август 650, сентябрь 350, октябрь 530, ноябрь 550, декабрь 600.

Карточка на оценку «5».

1.

Построить круговую диаграмму по следующим данным.

Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50% образ жизни;

20% наследственность; 20% экологическая обстановка; 10% здравоохранение.

2.

Построить график изменения цены товара во времени.

Стоимость в рублях: январь – 740, февраль - 425, март - 350, апрель -975.

Стоимость в долларах: январь – 150, февраль - 520, март - 435, апрель - 340.

Выполним гимнастику глаз (через 10 мин работы за ПК).

6.Рефлексия. Домашнее задание – 2 мин.

Итак,

чему

вы

научились

сегодня?

Какие

виды

диаграмм

существуют

в

электронных

таблицах?

Где,

в

каких

сферах

деятельности

человека

применяются

диаграммы? Где бы вы предложили использовать диаграммы в жизни нашей школы,

села и т.д. Какие у вас возникали трудности? Что было наиболее интересным?

На

сегодняшнем

уроке

мы

убедились,

что

электронные

таблицы

являются

универсальной программой не только для вычислений, но и для обработки данных и

таблиц, для контроля знаний и умений. Сегодня мы применяли ЭТ для решения задач

различного уровня и различных предметных областей.

Выберете одну из фраз и закончите ее:

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я научился…

я смог…

мне захотелось…

Мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали много нового.

По итогам работы оцениваются ученики.

Домашнее задание: п.20-22[1]. Найти данные для составления диаграммы. Записать в

тетрадь таблицу с этими данными.

Список использованной литературы.

1.

Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова,

С,В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 176 с.

2.

Мерзляк, А.Г. Алгебра, 8 класс / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:

Вентана-Граф, 2013. – 256 с.



В раздел образования