Напоминание

«Применение наглядности при обучении говорению на иностранном языке учащихся начальных классов средней школы».


Автор: Бабко Екатерина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска–на–Амуре Хабаровского края
Населённый пункт: Николаевск–на–Амуре
Наименование материала: статья
Тема: «Применение наглядности при обучении говорению на иностранном языке учащихся начальных классов средней школы».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Применение наглядности при обучении говорению на иностранном языке

учащихся начальных классов средней школы».

Сегодня

педагогическая

общественность

активно

обсуждает

условия

использования наглядности в обучении. Она рассматривает вопросы конструирования

содержания, форм, методов обучения, воспитания, которые обеспечивают эффективное

развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных

качеств и создания таких условий, при которых ребенок может и хочет учиться.

Развитие

ученика

эффективно

при

условии,

если

обучение

вызывает

положительные эмоции, если ребенок чувствует, что к нему относятся с симпатией и

вниманием,

независимо

от

результатов

учения.

Поэтому

особое

место

в

обучении

иностранным языкам занимает принцип наглядности. Наглядность создает условия для

чувственного

восприятия,

вносит

вторую

действительность

в

учебно-воспитательный

процесс. Использование данного принципа:

1.

снимает трудности в понимании незнакомого текста;

2.

помогает

развить

такие

черты

характера,

как

любознательность,

непроизвольное запоминание;

3.

снимает

напряжение,

усталость

и

восстанавливает

работоспособность

учащихся;

4.

оживляет преподавание, вызывает положительные эмоции;

5.

создает благоприятный психологический климат, снижает психологическую

нагрузку;

6.

делает обучение иностранному языку более содержательным и полезным.

Преподавание

в

таком

случае

становится

не

просто

средством

передачи

информации, а процессом радостного осмысления учения.

Принцип наглядности признавался во все времена всеми методистами. Данной

проблемой занимались многие отечественные и зарубежные педагоги

- Аристотель, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.

Различные аспекты данного вопроса были изучены в методике обучения иностранным

языкам такими учеными как Е.И. Пассовым, B.JI. Прокофьевым, Н.П. Грачевой, Н.Н.

Пруссаковым, Н.М. Косакиной.

В современной методике рекомендуется широкое использование различных видов

наглядности.

Однако

вопрос

условий

использования

наглядности

при

обучении

иностранному

языку

остается

открытым.

Изучение

данной

проблемы

представляется

весьма актуальным.

Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую роль. Все средства

наглядности

(вербальные,

иллюстрированные,

а

также

жесты,

которые

использует

учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и

помогают

сохранить

в

памяти

детей

тот

смысл,

который

нужно

им

передать

или

воспринять.

В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в

другом служит опорой в понимании на слух материала, в третьем создаёт условия для

практического применения усваиваемого материала.

На

начальном

этапе

обучения

дети

осваивают

навыки

и

умения:

наблюдать,

сравнивать,

анализировать,

обобщать,

делать

выводы,

организовывать

свой

труд,

взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками; с

окружающей природой.

Поэтому, чтобы это реализовать при организации обучению детей иностранному

языку

необходимо

использовать

демонстрацию

игрушек,

картинок,

действий

при

организации ознакомления детей с новыми средствами общения, при организации их

тренировки и их употреблении.

На уроках учителю следует больше применять зрительную наглядность, схемы,

таблицы,

использовать

способность

учащихся

к

систематизации

и

самостоятельному

составлению, например, грамматических или опорных таблиц.

В ходе изучения данной проблемы была выдвинута гипотеза исследования: если

использовать наглядные пособия на уроках английского языка, то обучение окажется более

эффективным. Применение наглядности на уроке создаст благоприятный психологический

климат

в

классе,

а

следовательно,

вызовет

интерес

у

детей

к

учебе,

обеспечит

их

активность и работоспособность, творческую инициативу и высокое качество знаний.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой нами гипотезы были

использованы следующие методы исследования:

1.

теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы,

интерпретация первоисточников;

2.

педагогическая диагностика;

3.

изучение деятельности учащихся;

4.

систематическое педагогическое наблюдение;

5.

анкетирование;

6.

педагогический эксперимент;

В

настоящее

время

методика

понимается

как

теоретическая

и

прикладная наука, предметом которой является научное обоснование целей,

содержание обучения, а также научная разработка наиболее эффективных

методов,

приемов

и

форм

обучения

с

учетом

поставленных

целей,

содержания и конкретных условий обучения.

Эффективность системы обучения предмету зависит от того, насколько

последовательно

она

учитывает

объективные

закономерности,

согласно

которым

происходит

усвоение

иностранного

языка

в

учебных

условиях,

прежде всего во внеязыковой среде.

Закладывать и формировать лексические навыки у учащихся на уроках

иностранного языка необходимо именно в начальной школе. Это обеспечит

эффективное обучение в старших классах. Наиболее эффективным средством

формирования лексических навыков у учащихся начальной школы является

наглядность, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-образное

мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но

преимущественно образно. Принцип наглядности рассматривается не как

вспомогательный,

а

как

один

из

основных

принципов

в

обучении

иностранному языку, так как наглядность так же неотделима от обучения

иностранному языку, как язык неотделим от реальности.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику

усваивать

язык

более

осмысленно

и

с

большим

интересом.

Значение

наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность

учащихся,

вызывает

интерес

к

занятиям

языком,

расширяет

объём

воспринимаемого

материала,

снижает

утомление,

тренирует

творческое

воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению

и

письму

важно

ставить

их

в

условия,

требующие

волевых

усилий

для

сосредоточивания.

Управление вниманием школьников состоит:

1.

в

использовании

материала,

интересного

в

содержательном

плане;

2.

в обеспечении каждому ученику понимания / осознания смысла

(мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

3.

в обеспечении знания способа выполнения упражнений;

4.

в

создании

обстановки,

располагающей

к

сосредоточенному

труду и непринужденному общению.

Память

младших

школьников

достаточно

развита,

однако

легко

и

быстро

дети

запоминают

то,

что

вызывает

их

эмоциональный

отклик

и

отвечает их интересам. Поэтому рекомендуется организовать ознакомление

детей

с

речевыми

средствами

общения

и

тренировку

учащихся

в

употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях,

которые

связаны

с

интересами

и

создают

мотивы

для

общения

и

взаимодействия учащихся между собой .

Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся

овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание,

чтение,

письмо).

Вот

почему

наглядные

средства

обучения

способны

обеспечить

мотивационно-побудительный

уровень

общения,

создать

обстановку,

приближенную

к

реальным

условиям,

в

которых

обычно

возникает потребность в общении людей друг с другом .

Предъявляемая лексика на уроках иностранного языка в основном на

знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте и

закрепляется в серии упражнений, в вопросно-ответных и иных условно

коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более

быстрый «запуск» в речь, а наглядность обеспечивает ее мобильность. С

помощью

рисунков,

фотографий,

картин

можно

создать

ситуации,

стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность

говорить на иностранном языке.

В используемых мною на уроках английского языка в младших классах

УМК Биболетова М.З. ученикам предлагаются различные упражнения, где,

например,

нужно

в

тексте

написать

выученное

на

уроке

слово

вместо

поставленной в текст картинки. Подобные упражнения наряду со многими

другими выполняются детьми с удовольствием и работа дает несомненно

положительный результат.

Можно в качестве наглядных пособий использовать полоски плотной

бумаги или картона (линейки) с движком. С помощью этого пособия можно

показать, как образуются новые слова.

На

начальном

этапе

обучения

картинки

часто

используются

для

введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих

речевую

деятельность

учащихся,

облегчают

беседы

по

содержанию

изобразительного материала.

При

работе

с

картинкой

оправданы

следующие

виды

заданий:

повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка

вопросов

к

тому,

что

изображено

на

картинке;

составление

небольших

высказываний.

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует

предусмотреть

сменяемость

картинок,

используемых

как

для

развития

умения учащихся отвечать на вопросы, поставленные учителем, так и для

самостоятельной

постановки

вопросов

и,

для

создания

ситуаций,

стимулирующих самостоятельное высказывание по картинкам.

Работа будет проходить интереснее, если в нее привнести элемент

соревнования,

придать

ей

игровой

характер.

К

примеру,

учителю

предлагается

следующий

вид

игры.

Для

игры,

необходимы

следующие

предметы: картинки, на которых представлены различные предметы, цветы,

животные и т.д. Учитель, обращаясь к учащимся поочередно, показывает ту

или

иную

картинку.

Ученик

называет

по-английски

то,

что

на

ней

изображено, и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним.

Тематические картины чаще всего используются для обучения устной

иноязычной речи – аудированию и говорению.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой,

облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной

теме учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которых

говорится

в

тексте.

Картины

могут

стимулировать

учащихся

к

монологическим

высказываниям

на

заданную

тему,

помогать

шире

использовать

знакомый

лексический

материал,

а

также

вспомнить

ранее

изученные слова и словосочетания.

Большую

помощь

учителю

окажет

иллюстративный

материал

из

альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные

в

альбом,

знакомят

с

достопримечательностями

той

или

иной

страны,

писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может

выступить в качестве экскурсовода.

Возможны

разные

варианты

работы

по

той

или

иной

ситуации:

преподаватель

рассказывает

по

картине,

учащиеся

пересказывают

содержание

картины

от

лица

персонажей.

И,

наконец,

учитель

может

предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные

элементы картины, и составить небольшой связный рассказ.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах

по иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным

материалом.

Таблицы облегчают использование конкретного материала в речи.

В

настоящее

время

в

школах

используются

следующие

таблицы:

лексические

таблицы

по

развитию

речи

на

уроках

иностранного

языка,

таблицы по грамматике иностранных языков для начального, среднего и

старшего этапов обучения.

Лексические таблицы выполняют следующие дидактические функции и

служат для: презентации лексического материала, активизации его в речи

учащихся;

создания

ситуаций,

стимулирующих

речевую

деятельность

учащихся; систематизации лексического материала.

В лексических таблицах наряду с языковым материалом используется

изобразительный

ряд

в

виде

рисунков,

выполненных

в

юмористической

форме. Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие функции.

Схемы

позволяют

акцентировать

внимание

учащихся

на

главном

в

изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но

не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной

мыслительной активности, развивают мышление.

Особую группу печатных пособий, специально предназначенных для

организаций самостоятельной работы учащихся, составляет дидактический

раздаточный материал для работы в парах на иностранном языке. Этот вид

печатных пособий позволяет увеличить время на устную практику, сделать

процесс обучения управляемым, повысить его эффективность.

В

дидактический

раздаточный

материал

включены

упражнения,

направленные

на

формирование

лексических

навыков,

подготовку

к

диалогической и монологической речи, а также упражнения, рассчитанные на

проверку понимания прочитанного дома текста.

Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного

языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения,

что

предполагает

большие

возможности

для

создания

естественной

коммуникации

учащихся.

Прием

использования

двух

картинок

для

определения различий между ними является одним из средств обеспечения

подобной коммуникации .

Что

же

представляет

собой

эти

картинки?

На,

первый

взгляд,

две

картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более

различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать

о них.

При использовании такого рода картинок:

1. Обеспечивается многократное повторение определенных структур,

тренировка учащихся в их употреблении;

2. Решается речевая задача: одни школьники называют различие, другие

слушают;

3. Возникает естественная ситуация для коммуникации.

Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что

обязаны

делать

это,

им

интересно

решать

подобные

речевые

задачи,

используя запас имеющихся знаний и навыков.

Методика

работы

с

картинками

может

включать

также

решение

речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум

ученикам.

В

процессе

их

беседы

остальные

учащиеся,

внимательно

прослушав

товарищей,

говорят

о

том,

какие

различия

имеются

между

картинками, а также что у них общее. Затем картинки предъявляются всем

ребятам группы, чтобы они могли убедиться в правильности своих ответов.

Можно

организовывать

парную

работу

с

картинками

для

всей

группы.

Каждая пара учеников на уроке выясняет различие в ходе беседы по своим

картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А

группа, глядя на картинку слушая товарища, может судить о направленности

его высказывания.

Важно, чтобы такой вид работы был ограничен временными рамками:

это лучше организует и активизирует ребят на уроке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: наглядность играет

очень

важную

роль

в

обучении

иностранному

языку.

С

ее

помощью

осуществляется

семантизация,

тренировка

и

применение

лексического

материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при

свободном говорении. Но самое главное, мы считаем, что при выполнении

упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не

потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые

задачи.

Известно, что каждое наглядное пособие имеет свои специфические

особенности

и

использовать

его

следует

только

тогда,

когда

обычные,

традиционные средства оказываются менее эффективными. Таким образом,

какими бы заманчивыми ни были средства наглядности,

в том числе и

технические средства обучения (кинокольцовки, кинофрагменты, диафильмы

и

видеофильмы

сами

по

себе),

применение

их

в

процессе

обучения

иностранному

языку

будет

оправданно

лишь

в

том

случае,

если

они

повышают

эффективность

обучения.

В

свою

очередь

эффективность

обучения определяется не тем, используется или не используется какое-либо,

даже самое новейшее техническое средство наглядности, а тем, по какому

методу

осуществляется

сам

процесс

обучения,

а

так

же

тем,

как

это

аудиовизуальное средство или средство картинной наглядности включено в

процесс обучения. Поэтому работу по созданию наглядности и разработку

методики

ее

использования

следует

основывать

на

понимание

процесса

овладения иноязычной устной речью как процесса поэтапного формирования

навыков и умений и включения наглядных и аудиовизуальных средств в этот

процесс как его неотъемлемой части.

Использование наглядности вот уже несколько столетий является одной

из основных проблем дидактики. Начиная с середины 60-х годов, изучение

иностранного языка в средней школе стало преследовать практические цели,

изменились методы преподавания и взгляды на роль, и место наглядности в

обучении.

Принцип

наглядности

стал

рассматриваться

не

как

вспомогательный,

а

как

один

из

основных

принципов

в

обучении

иностранному

языку,

ибо

наглядность

также

неотделима

от

обучения

иностранному языку, как язык неотделим от реальности. Отсюда был сделан

вывод

о

том,

что

наглядность

должна

сопровождать

процесс

обучения

иностранному

языку

на

всех

этапах,

особенно

на

младшем)

и

был

сформулирован принцип ситуативной наглядности.

Таким образом, мы можем утверждать, что использование наглядности

также решает и проблемы мотивации обучения иностранному языку двумя

путями

одновременно.

С

одной

стороны,

в

самой

наглядности

обучения

заложена

мотивация

(она

интересна

сама

по

себе

и

оживляет

учебный

процесс), с другой стороны, она является той областью, где учащиеся могут

применить

свои

знания,

умения

и

навыки,

полученные

ими

во

время

обучения.

Рассмотрим вопрос, тесно связанный с проблемой интереса и эмоций:

имеется в виду важность использования юмора в технических средствах

наглядности. Проблемы положительного влияния юмора, как эмоционального

фактора

при

изучении

иностранных

языков

довольно

обширны.

Они

включают

в

себя

немаловажные

вопросы

воспитания

чувства

юмора,

и

использования юмора как психофизиологического фактора разрядки и как

дополнительного стимула, который может помочь обучению, запоминанию.

Однако

само

признание

того

положения,

что

юмор

должен

стать

неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку встречается

очень редко.

Применение наглядных средств обучения возбуждает, прежде всего,

непроизвольное

внимание.

Установлено

что

усвоение

аудиовизуальной

информации требует от человека приложения различных усилий и затраты

некоторой

интеллектуальной

энергии.

Поэтому

со

всей

определенностью

можно сказать, что использование различных видов наглядности связано с

необходимостью включения учащихся и произвольного внимание



В раздел образования