Автор: Недосекова Людмила Влакдимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Таштагол Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект занятия по окружающему миру
Тема: "Мой край таёжный –Шорией зовется"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Мой край таежный - Шорией зовется».
Цель:
воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к малой Родине.
Задачи:
Социализация:
воспитывать уважение к людям разных национальностей, приобщать
детей к национально-культурным традициям;
осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и
культурным своеобразием родного края;
развивать бережное отношение к достопримечательностям родного
края, его культурным ценностям, природе.
Здоровье:
создать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
Коммуникация:
развивать связную речь и речевую активность детей;
обогащать и активизировать активный и пассивный словарь детей;
совершенствовать диалогическую форму речи.
Чтение художественной литературы:
формировать умение понимать смысл образного содержания стихов и
пословиц о Родине.
Музыка:
развивать умение передавать через движения характер музыки, её
эмоционально-образное содержание.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту
окружающего мира.
Идёт показ слайдов о природе и достопримечательностях Таштагола.
Педагог:
Среди моря тайги,
Там где царствует горы,
Там где ветер свистит,
Вырос маленький город.
1
Город снежных шатров,
Город весенних цветов,
Город ценных металлов
И больших мастеров.
Удивительный город –
Жемчужина гор.
Он всегда будет молод,
Мой родной Таштагол!
Педагог: Ребята, вы догадались, о каком городе говорится в этом
стихотворении?
Ответы детей: (О городе Таштаголе).
Педагог: Таштагол - это город, в котором мы с вами живем, наша малая Родина.
Наш город небольшой, но очень уютный и красивый.
Ребенок: Мы в Таштаголе родились
И гордимся этим.
Нет красивей и родней
Города на свете!
Парки, дворики, сады,
Улочки прямые.
Все они для нас
Милые, родные.
Педагог: Я сейчас предлагаю вам подобрать красивые слова о нашем городе.
Дидактическая игра: «Какой наш город?» (Слова – признаки: родной,
красивый, удивительный, уютный).
(Показ слайда с изображением герба города Таштагола).
Педагог: Обратите внимание на экран: что вы видите? Что это такое?
Ответы детей: это герб города Таштагола.
Педагог: Да, перед вами герб города Таштагола. В центре герба изображены
две сомкнутые руки, это обозначает дружбу шорского и русского народов.
Треугольник обозначает, что в Горной Шории добывают полезное ископаемое
- железную руду. Глядя на герб, мы можем узнать, что в нашем крае гористая
поверхность, развиты зимние виды спорта, в лесах много зверей, а 1963год
– это год образования города Таштагол, и в этом году нашему городу
исполняется 50 лет.
Таштагол – находится в самом красивейшем уголке нашей необъятной
родины - Горной Шории. (Показ слайдов с изображением пейзажей). Это
удивительный край с безграничными лесами, горами, большими и малыми
реками. Природа нашего края богата и многокрасочна. Великие каменные горы
2
окружают хвойные леса. Ребята, вы знаете какие деревья растут у нас в Горной
Шории?
Ответы детей: да.
Педагог: дети, посмотрите на экран и назовите деревья, которые вы видите
(береза, осина, пихта, кедр, сосна, рябина).
Педагог: Наши леса настоящая кладовая растений, грибов и ягод. Ребята, какие
растения можно встретить в наших лесах? Покажите и назовите их.
Ответы детей: (дети на стенде с фотографиями растений показывают и
называют: огоньки, борец, горечавка, мытник, Иван-чай).
Педагог: Дети, вы, наверное, слышали о Красной книге. Что это за книга?
Ответы детей: В Красной книге записаны редкие, исчезающие виды растений,
животных и птиц на земле.
Педагог: Каких исчезающих животных и какие растения вы запомнили из этой
книги? Назовите их.
Ответы детей: ?
Педагог: Горная Шория богата большими и малыми реками. Вы знаете, какие
реки протекают по нашему краю?
Ответы детей: (Тельбес, Сензас, Кондома, Мрассу, Шалыменок, Кочура).
Ребенок: Вот река змеею вьется,
Звонкою волною бьется.
В сумрачные берега,
А на них стеной тайга.
Педагог: Самое время поиграть в игру «Поймай рыбу», которая водится в
наших реках. Каких рыб вы знаете?
Ответы детей: (Чебак, пескарь, окунь, щука, хариус, таймень, налим).
Педагог: Вот сейчас мы будем ловить рыбу, и вы назовёте только тех рыб,
которые водятся в наших реках.
Игра «Поймай рыбу»: (дети удочкой ловят рыбу из «водоёма» и называют
её).
Педагог: Да вы просто молодцы. Богат наш улов.
Ребята, а вы знаете, что коренное население Горной Шории – шорцы. Они до
сих пор сохраняют свои обычаи и традиции. Вы знаете, чем они занимались
раньше и сейчас?
Ответы детей: (основным занятием шорцев были охота и рыбалка,
скотоводство, огородничество и т.д. Показ слайдов со старыми
фотографиями из жизни шорцев под фонограмму).
Педагог: Нам в группу пришло письмо. Хотите узнать, что написано в нем?
Дети: Да.
3
Педагог: (читает) Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас к себе в гости
познакомиться с бытом и традициями нашего народа. Карлыгаш.
Ребята, вы знаете, кто такая Карлыгаш?
Дети: нет.
Педагог: Карлыгаш – это мама шорской семьи. Вы хотите отправиться к ней в
гости?
Дети: Да.
Педагог: Эта семья живёт в далеком таежном поселке, путь у нас будет
неблизкий. Вы готовы?
Дети: Да.
Педагог: Тогда смело отправляемся в путь.
(Дети по музыку Дунаевского «Веселый ветер» двигаются по залу и подходят к
юрте).
Ребенок: Что я вижу под сосной
Дом какой-то не простой
К домику следы ведут,
Люди таежные здесь живут.
( Из-за юрты выходит женщина с детьми в национальных шорских костюмах).
Женщина - Карлыгаш: Здравствуйте гости дорогие! Эзенохтер! Я с вами
поздоровалась на родном шорском языке. Это мои дети (показывает).
1 ребенок: Меня зовут Куу. Мы очень рады видеть вас.
2 ребенок: Меня зовут Ману. Спасибо, что откликнулись на наше
приглашение.
3 ребенок: А меня зовут Арук. Вы, наверное, устали в дороге, садитесь к
костру, обогрейтесь, отдохните.
(Дети садятся вокруг костра).
Женщина - Карлыгаш: Мы коренные жители Горной Шории - щорцы.
Живем мы в необычных домах.
1 ребенок Куу: Такой дом называется юрта.
Карлыгаш: По-шорски такой дом называется агыз. В них живут кочевые
шорцы.
2 ребенок Ману: А оседлые шорцы живут в других домах.
Карлыгаш: Дети, из чего могут быть построены дома?
Ответы детей: (из дерева, кирпича)
Ребенок Арук: В наших лесах очень много животных, вы знаете животных
нашего края? Назовите их.
Ответы детей: (медведь, рысь, соболь, лось, лиса, заяц, кабан).
Карлыгаш: Давайте поиграем в интересную игру: «Чья морда, чей хвост?»
Проводится игра.
4
Карлыгаш: В свободное время шорцы любят петь, плясать, играть.
1 ребенок Куу: Очень я люблю плясать, выходите помогать.
Шорский танец - импровизация вместе с детьми.
Карлыгаш: Да, вы просто молодцы, так красиво танцевали.
Шорский народ любит не только плясать и танцевать, но и загадывать загадки.
Куу: Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Куу: 1). Одежек носит сто она, а пуговица лишь одна. (Капуста).
Ману: 2). Скачет девушка в избе на кудрявой голове. Скок, скок, поскок на
ноге поясок. (Веник).
Арук: 3). Иди, иди, не устающий конь (Лыжи).
Куу: 4). На синем льду, пшеница рассыпалась. (Звезды).
Карлыгаш: Какие умные ребятки – отгадали все загадки. Я загадаю вам ещё
одну загадку, слушайте:
«Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»
.
«
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки
».
Ответы детей: береза.
Карлыгаш: Правильно дети, это береза, которая для шорского народа
является священным деревом. Шорцы часто приходят к этому дереву, просят у
него здоровья, благополучия для себя и своих близких и повязывают на веточки
берёзы цветные ленточки. Я предлагаю вам взять ленточки, подойти к березе,
попросить защиты и здоровья для своей семьи, повязать ленточки на березку.
(Дети украшают березу).
Карлыгаш: На своей Родине человек должен быть хозяином, знать каждый
уголок, уметь защищать и делать его краше.
Давайте будем стараться беречь и любить свою Родину. Не делать ей вреда.
Прославляя свою страну, народ сложил много пословиц. Предлагаю вам
вспомнить пословицы о Родине.
Ответы детей: ….
1 ребенок: Нет в мире краше Родины нашей.
2 ребенок: Человек без Родины что человек, без песни.
3 ребенок: Жить – Родине служить.
4 ребенок: Родина - всем матерям мать.
5 ребенок: На родной сторонушке рад родной воронушке.
Карлыгаш: Ребята, я рада, что вы побывали у нас в гостях.
Куу: Что вам особенно понравилось у нас в гостях?
Ответы детей.
Ману: Что нового вы узнали?
5
Ответы детей.
Арук: Приходите к нам ещё.
Карлыгаш: Мы на прощание приготовили для вас лесное угощение – ягоду
клюкву, которая вам поможет быть сильнее, крепче и здоровее. А когда
вернетесь в группу, вы там её и попробуете. До свидания, друзья. До
следующей встречи.
(Карлыгаш уходит за юрту, снимает шорский халат).
Педагог: Какое замечательное у нас получилось путешествие. Мы побывали в
таежном поселке Горной Шории, познакомились с бытом и традициями
шорской семьи.
Горная Шория- это наша малая Родина , это то место, где человек живёт,
где он родился, рос, где оставил свой след, где его помнят, любят и уважают.
На своей родине человек должен быть хозяином, знать каждый уголок,
уметь защитить её и сделать ещё краше. Я буду надеяться, что наши дети
приложат много усилий и своими делами прославят себя, свою семью, свой
город, свою Шорию. Я уверена, что Родина ещё будет гордиться вами!
Ребёнок: Край родной ты сердцу близок, не сыскать тебя милей!
Скажешь так, как только выйдешь на простор родных полей.
Здесь встречаю я с поклоном березку, ивушку, пихту,
Значит, видеть, я достоин вот такую красоту!
6