Напоминание

"Мой край таёжный –Шорией зовется"


Автор: Недосекова Людмила Влакдимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Таштагол Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект занятия по окружающему миру
Тема: "Мой край таёжный –Шорией зовется"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Мой край таежный - Шорией зовется».

Цель:

воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к малой Родине.

Задачи:

Социализация:

воспитывать уважение к людям разных национальностей, приобщать

детей к национально-культурным традициям;

осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и

культурным своеобразием родного края;

развивать бережное отношение к достопримечательностям родного

края, его культурным ценностям, природе.

Здоровье:

создать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей;

Коммуникация:

развивать связную речь и речевую активность детей;

обогащать и активизировать активный и пассивный словарь детей;

совершенствовать диалогическую форму речи.

Чтение художественной литературы:

формировать умение понимать смысл образного содержания стихов и

пословиц о Родине.

Музыка:

развивать умение передавать через движения характер музыки, её

эмоционально-образное содержание.

Художественно-эстетическое развитие:

развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту

окружающего мира.

Идёт показ слайдов о природе и достопримечательностях Таштагола.

Педагог:

Среди моря тайги,

Там где царствует горы,

Там где ветер свистит,

Вырос маленький город.

1

Город снежных шатров,

Город весенних цветов,

Город ценных металлов

И больших мастеров.

Удивительный город –

Жемчужина гор.

Он всегда будет молод,

Мой родной Таштагол!

Педагог: Ребята, вы догадались, о каком городе говорится в этом

стихотворении?

Ответы детей: (О городе Таштаголе).

Педагог: Таштагол - это город, в котором мы с вами живем, наша малая Родина.

Наш город небольшой, но очень уютный и красивый.

Ребенок: Мы в Таштаголе родились

И гордимся этим.

Нет красивей и родней

Города на свете!

Парки, дворики, сады,

Улочки прямые.

Все они для нас

Милые, родные.

Педагог: Я сейчас предлагаю вам подобрать красивые слова о нашем городе.

Дидактическая игра: «Какой наш город?» (Слова – признаки: родной,

красивый, удивительный, уютный).

(Показ слайда с изображением герба города Таштагола).

Педагог: Обратите внимание на экран: что вы видите? Что это такое?

Ответы детей: это герб города Таштагола.

Педагог: Да, перед вами герб города Таштагола. В центре герба изображены

две сомкнутые руки, это обозначает дружбу шорского и русского народов.

Треугольник обозначает, что в Горной Шории добывают полезное ископаемое

- железную руду. Глядя на герб, мы можем узнать, что в нашем крае гористая

поверхность, развиты зимние виды спорта, в лесах много зверей, а 1963год

– это год образования города Таштагол, и в этом году нашему городу

исполняется 50 лет.

Таштагол – находится в самом красивейшем уголке нашей необъятной

родины - Горной Шории. (Показ слайдов с изображением пейзажей). Это

удивительный край с безграничными лесами, горами, большими и малыми

реками. Природа нашего края богата и многокрасочна. Великие каменные горы

2

окружают хвойные леса. Ребята, вы знаете какие деревья растут у нас в Горной

Шории?

Ответы детей: да.

Педагог: дети, посмотрите на экран и назовите деревья, которые вы видите

(береза, осина, пихта, кедр, сосна, рябина).

Педагог: Наши леса настоящая кладовая растений, грибов и ягод. Ребята, какие

растения можно встретить в наших лесах? Покажите и назовите их.

Ответы детей: (дети на стенде с фотографиями растений показывают и

называют: огоньки, борец, горечавка, мытник, Иван-чай).

Педагог: Дети, вы, наверное, слышали о Красной книге. Что это за книга?

Ответы детей: В Красной книге записаны редкие, исчезающие виды растений,

животных и птиц на земле.

Педагог: Каких исчезающих животных и какие растения вы запомнили из этой

книги? Назовите их.

Ответы детей: ?

Педагог: Горная Шория богата большими и малыми реками. Вы знаете, какие

реки протекают по нашему краю?

Ответы детей: (Тельбес, Сензас, Кондома, Мрассу, Шалыменок, Кочура).

Ребенок: Вот река змеею вьется,

Звонкою волною бьется.

В сумрачные берега,

А на них стеной тайга.

Педагог: Самое время поиграть в игру «Поймай рыбу», которая водится в

наших реках. Каких рыб вы знаете?

Ответы детей: (Чебак, пескарь, окунь, щука, хариус, таймень, налим).

Педагог: Вот сейчас мы будем ловить рыбу, и вы назовёте только тех рыб,

которые водятся в наших реках.

Игра «Поймай рыбу»: (дети удочкой ловят рыбу из «водоёма» и называют

её).

Педагог: Да вы просто молодцы. Богат наш улов.

Ребята, а вы знаете, что коренное население Горной Шории – шорцы. Они до

сих пор сохраняют свои обычаи и традиции. Вы знаете, чем они занимались

раньше и сейчас?

Ответы детей: (основным занятием шорцев были охота и рыбалка,

скотоводство, огородничество и т.д. Показ слайдов со старыми

фотографиями из жизни шорцев под фонограмму).

Педагог: Нам в группу пришло письмо. Хотите узнать, что написано в нем?

Дети: Да.

3

Педагог: (читает) Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас к себе в гости

познакомиться с бытом и традициями нашего народа. Карлыгаш.

Ребята, вы знаете, кто такая Карлыгаш?

Дети: нет.

Педагог: Карлыгаш – это мама шорской семьи. Вы хотите отправиться к ней в

гости?

Дети: Да.

Педагог: Эта семья живёт в далеком таежном поселке, путь у нас будет

неблизкий. Вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: Тогда смело отправляемся в путь.

(Дети по музыку Дунаевского «Веселый ветер» двигаются по залу и подходят к

юрте).

Ребенок: Что я вижу под сосной

Дом какой-то не простой

К домику следы ведут,

Люди таежные здесь живут.

( Из-за юрты выходит женщина с детьми в национальных шорских костюмах).

Женщина - Карлыгаш: Здравствуйте гости дорогие! Эзенохтер! Я с вами

поздоровалась на родном шорском языке. Это мои дети (показывает).

1 ребенок: Меня зовут Куу. Мы очень рады видеть вас.

2 ребенок: Меня зовут Ману. Спасибо, что откликнулись на наше

приглашение.

3 ребенок: А меня зовут Арук. Вы, наверное, устали в дороге, садитесь к

костру, обогрейтесь, отдохните.

(Дети садятся вокруг костра).

Женщина - Карлыгаш: Мы коренные жители Горной Шории - щорцы.

Живем мы в необычных домах.

1 ребенок Куу: Такой дом называется юрта.

Карлыгаш: По-шорски такой дом называется агыз. В них живут кочевые

шорцы.

2 ребенок Ману: А оседлые шорцы живут в других домах.

Карлыгаш: Дети, из чего могут быть построены дома?

Ответы детей: (из дерева, кирпича)

Ребенок Арук: В наших лесах очень много животных, вы знаете животных

нашего края? Назовите их.

Ответы детей: (медведь, рысь, соболь, лось, лиса, заяц, кабан).

Карлыгаш: Давайте поиграем в интересную игру: «Чья морда, чей хвост?»

Проводится игра.

4

Карлыгаш: В свободное время шорцы любят петь, плясать, играть.

1 ребенок Куу: Очень я люблю плясать, выходите помогать.

Шорский танец - импровизация вместе с детьми.

Карлыгаш: Да, вы просто молодцы, так красиво танцевали.

Шорский народ любит не только плясать и танцевать, но и загадывать загадки.

Куу: Вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Куу: 1). Одежек носит сто она, а пуговица лишь одна. (Капуста).

Ману: 2). Скачет девушка в избе на кудрявой голове. Скок, скок, поскок на

ноге поясок. (Веник).

Арук: 3). Иди, иди, не устающий конь (Лыжи).

Куу: 4). На синем льду, пшеница рассыпалась. (Звезды).

Карлыгаш: Какие умные ребятки – отгадали все загадки. Я загадаю вам ещё

одну загадку, слушайте:

«Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»

.

«

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки

».

Ответы детей: береза.

Карлыгаш: Правильно дети, это береза, которая для шорского народа

является священным деревом. Шорцы часто приходят к этому дереву, просят у

него здоровья, благополучия для себя и своих близких и повязывают на веточки

берёзы цветные ленточки. Я предлагаю вам взять ленточки, подойти к березе,

попросить защиты и здоровья для своей семьи, повязать ленточки на березку.

(Дети украшают березу).

Карлыгаш: На своей Родине человек должен быть хозяином, знать каждый

уголок, уметь защищать и делать его краше.

Давайте будем стараться беречь и любить свою Родину. Не делать ей вреда.

Прославляя свою страну, народ сложил много пословиц. Предлагаю вам

вспомнить пословицы о Родине.

Ответы детей: ….

1 ребенок: Нет в мире краше Родины нашей.

2 ребенок: Человек без Родины что человек, без песни.

3 ребенок: Жить – Родине служить.

4 ребенок: Родина - всем матерям мать.

5 ребенок: На родной сторонушке рад родной воронушке.

Карлыгаш: Ребята, я рада, что вы побывали у нас в гостях.

Куу: Что вам особенно понравилось у нас в гостях?

Ответы детей.

Ману: Что нового вы узнали?

5

Ответы детей.

Арук: Приходите к нам ещё.

Карлыгаш: Мы на прощание приготовили для вас лесное угощение – ягоду

клюкву, которая вам поможет быть сильнее, крепче и здоровее. А когда

вернетесь в группу, вы там её и попробуете. До свидания, друзья. До

следующей встречи.

(Карлыгаш уходит за юрту, снимает шорский халат).

Педагог: Какое замечательное у нас получилось путешествие. Мы побывали в

таежном поселке Горной Шории, познакомились с бытом и традициями

шорской семьи.

Горная Шория- это наша малая Родина , это то место, где человек живёт,

где он родился, рос, где оставил свой след, где его помнят, любят и уважают.

На своей родине человек должен быть хозяином, знать каждый уголок,

уметь защитить её и сделать ещё краше. Я буду надеяться, что наши дети

приложат много усилий и своими делами прославят себя, свою семью, свой

город, свою Шорию. Я уверена, что Родина ещё будет гордиться вами!

Ребёнок: Край родной ты сердцу близок, не сыскать тебя милей!

Скажешь так, как только выйдешь на простор родных полей.

Здесь встречаю я с поклоном березку, ивушку, пихту,

Значит, видеть, я достоин вот такую красоту!

6



В раздел образования