Автор: Бутенко Ирина Анисимовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Подсинской СШ"
Населённый пункт: Хакасия, Алтайский район
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по изобразительному искусству 5–7 классы.
Раздел: среднее образование
Приложение № 2 к ООП
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 5 - 7 классов
Рабочая программа учебного предмета изобразительного искусства 5- 7 класс
разработана
на
основе
требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Подсинская
СШ» с учётом программ, включённых в её структуру.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
изобразительного искусства.
В результате изучения учебного предмета изобразительное искусство на
уровне основного общего образования:
Личностные:
5 класс:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать
главные
темы
искусства
и,
обращаясь
к
ним
в
собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
• определять
эстетические
категории
«прекрасное»
и
«безобразное»,
«комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и
использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
6 класс:
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать
роль
искусства
в
формировании
мировоззрения,
в
развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать
гражданское
подвижничество
художника
в
вы явл ении
положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать
необходимость
развитого
эстетического
вкуса
в
жизни
современного человека;
• понимать
специфику
ориентированности
отечественного
искусства
на
приоритет этического над эстетическим.
7 класс:
Язык пластических искусств и художественный образ.
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию,
цвет,
объём,
фактуру;
различные
художественные
материалы
для
воплощения
собственного
художественно-творческого
замысла
в
живописи,
скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
геометрическую
форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для
создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания
орнамента;
передавать
в
собственной
художественно-творческой
деятельности
специфику
стилистики
произведений
народных
художественных
промыслов
в
России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать
средства
выразительности,
используемые
художниками,
скульпторами,
архитекторами,
дизайнерами
для
создания
художественного
образа.
Метапредметные:
Основные метапредметные связи осуществляются с уроками: музыки и литера-
турного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать меж-
предметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений,
животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические
фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка
готовых изделий).
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентифи-
кации личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способ-
ности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-
эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Метапредметными результатами изучения курса ««Изобразительное искусство»»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- под руководством учителя формулировать проблему (тему) и цели урока;
способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- под руководством учителя анализировать условия и пути достижения цели;
- под руководством учителя составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою
деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
изображения и технология оценивания художественных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
- в диалоге с учителем вычитывать все виды информации: под текстовую,
концептуальную: адекватно понимать основную и дополнительную информацию;
- пользоваться разными видами техник;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, таблица,
рисунок, схема);
- владеть различными видами техник рисунка и работы красками.
Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, кото-
рый включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декора-
тивно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искус-
ства.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому разви-
тию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально
новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование худо-
жественной культуры.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-
ных позиций
в сотрудничестве - уметь самостоятельно формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотруд-
ничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-
ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель-
ности и сотрудничества с партнёром при непосредственной методической поддерж-
ке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необхо-
димую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и изобразительной форме в виде рисунка, эс-
киза.
- оценивать и анализировать рисунки и эскизы, высказывания (при методиче-
ской
поддержке учителя);
- адекватно использовать художественные средства и материалы для решения
различных коммуникативных задач;
- владеть разными художественными видами техник и жанрами;
- самостоятельно высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть гото-
вым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского представляет собой
единый блок под общим названием «Изобразительное искусство в жизни челове-
ка». школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный
язык, жанры.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны
отражать:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать
по
стилистическим
особенностям
декоративное
искусство
разных
народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной
Европы XVII века);
различать по материалу,
технике исполнения современные виды декоративно-
прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен,
батик и т. д.);
выявлять
в
произведениях
декоративно-прикладного
искусства
(народного,
классического,
современного)
связь
конструктивных,
декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело
пользоваться
языком
декоративно-прикладного
искусства,
принципами
декоративного
обобщения,
уметь
передавать
единство
формы
и
декора
(на
доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на
основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой
стилистикой
(предметы
быта,
мебель,
одежда,
детали
интерьера
определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы,
объема,
пространства
в
процессе
создания
в
конкретном
материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);Понимать
язык
искусства
орнаментации
и
колористики
национального
женского
праздничного костюма.
знать
основные
компоненты,
составляющие
ансамбль
русского,
хакасского
женского праздничного костюма.
использовать
декоративные
элементы
и
мотивы
национального
орнамента
для
украшения праздничного платья .
понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе
Республики Хакасия, города Абакана и Алтайского района.
6класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств
в жизни человека и
общества;
знать
о
существовании
изобразительного
искусства
во
все
времена,
иметь
представления
о
многообразии
образных
языков
искусства
и
особенностях
видения мира в разные эпохи;
понимать
взаимосвязь
реальной
действительности
и
ее
художественного
изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать
основные
виды
и
жанры
изобразительного
искусства,
иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в
истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве
(линия,
пятно,
тон,
цвет,
форма,
перспектива),
особенности
ритмической организации изображения;
знать
разные
художественные
материалы,
художественные
техники
и
их
значение в создании художественного образа;
пользоваться
красками
(гуашь
и
акварель),
несколькими
графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь
использовать коллажные техники;
видеть
конструктивную
форму
предмета,
владеть
первичными
навыками
плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие
правила
построения
головы
человека;
уметь
пользоваться
начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер
освещения,
цветовые
отношения
при
изображении
с
натуры,
по
представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
активно
воспринимать
произведения
искусства
и
аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры
и
видеть
целостную
картину
мира,
присущую
произведению
искусства;
знать основные компоненты, составляющие ансамбль национального парадного
мужского комплекса одежды.
Приобретать опыт эмоционально-ценностного эстетического
восприятия и
художественной
оценки
композиции
и
декора
отдельных
компонентов
народного мужского костюма как завершенного, гармоничного ансамбля.
Знать
истоки
художественной
обработки
металла,
оружейного
ремесла
и
ювелирного искусства .
Использовать декоративные элементы и мотивы национального орнамента для
украшения ременного пояса, ножен и рукоятей кинжала и шашки
характеризовать
исторический
и
бытовой
жанры
как
идейное
и
образное
выражение значимых событий в истории Хакасии и повседневной бытовой
жизни народов республики.
уметь
выражать
свое
отношение
к
тем
или
иным
картинам
бытового
или
исторического жанров художников Хакасии.
запоминать и называть имена известных хакасских художников и их картины,
посвященные изображению исторических событий и бытовых сцен.
7класс:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для
анализа
развития
искусства
и
понимания
изменений
видения
мира,
а
следовательно, и способов его изображения;
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская
темы в искусстве);
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой
работы, роль эскизов и этюдов;
знать
о
композиции
как
о
целостности
и
образном
строе
произведения,
о
композиционном
построении
произведения,
роли
формата,
выразительном
значении
размера
произведения,
соотношении
целого
и
детали,
значении
каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве
художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого
момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и
красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших
исторических
событий,
о
влиянии
образа,
созданного
художником,
на
понимание событий истории;
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в
создании культурного контекста;
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах
изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли
конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике
и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы
в
европейском
и
отечественном
искусстве;
понимать
особую
культуро-
строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
иметь
представление
об
историческом
художественном
процессе,
о
содержательных
изменениях
картины
мира
и
способах
ее
выражения,
о
существовании
стилей
и
направлений
в
искусстве,
о
роли
творческой
индивидуальности художника;
иметь
представление
о
сложном,
противоречивом
и
насыщенном
художественными событиями пути российского и мирового изобразительного
искусства в XX веке;
получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека
с натуры и по представлению;
научиться
владеть
материалами
живописи,
графики
и
лепки
на
доступном
возрасту уровне;
развивать
навыки
наблюдательности,
способность
образного
видения
окружающей
ежедневной
жизни,
формирующие
чуткость
и
активность
восприятия реальности;
получить
навыки
соотнесения
собственных
переживаний
с
контекстами
художественной
культуры;
получить
творческий
опыт
в
построении
тематических
композиций,
предполагающий
сбор
художе ственно-
познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения;
II. Содержание учебного предмета Изобразительное искусство.
Содержание
предмета
«Изобразительное
искусство»
в
основной
школе
предусматривает изучение каждого вида искусства
Каждый
раздел
программы
включает
рекомендованные
примерной
программой
блоки,
отражающие
деятельностный
характер
и
коммуникативно-
нравственную сущность художественного образования:
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено
по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
— посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором,
с
народными
корнями
искусства.
Здесь
в
наибольшей
степени
раскрывается
свойственный
детству
наивно-декоративный
язык
изображения,
игровая
атмосфера,
присущая
как
народным
формам,
так
и
декоративным
функциям
искусства
в
современной
жизни.
При
изучении
темы
этого
года
необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» —
посвящена
изучению
собственно
изобразительного
искусства.
У
учащихся
формируются
основы
грамотности
художественного
изображения
(рисунок
и
живопись),
понимание
основ
изобразительного
языка.
Изучая
язык
искусства,
ребенок сталкивается с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства.
Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом
деле
проникает
в
сложные
духовные
процессы,
происходящие
в
обществе
и
культуре.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства»
В первой четверти знакомимся с декоративно – прикладным искусством, с ве-
ковыми традициями, передаваемыми из поколения в поколение, с произведениями
искусств рождённых в крестьянской среде, с истоками его образного языка; с
древними образами и символами, что помогает понять и полюбить народное искус-
ство.
-Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
-Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище. Коллективная
работ
- Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.
-
Интерьер
и
внутреннее
убранство
крестьянского
дома.
Коллективная
работа
«Приходите в избу».
-Современное повседневное искусство. Что такое дизайн.
II четверть. Тема: « Связь времён в народном искусстве»
Во второй четверти знакомимся с народными художественными промыслами
России. Происходит знакомство с народной глиняной игрушкой, искусством Гжели,
Городца, Хохломы, Жостова. Дети узнают, как создают мастера свои произведения,
знакомятся с приёмами росписи и сами создают рисунки нарядных узоров и выпол-
няют росписи по мотивам разных промыслов.
-Древние образы, единство декора в народных игрушках. Лепка и роспись игрушки.
Эскиз дымковской игрушки.
-Лепка дымковской игрушки
-Роспись дымковской игрушки
-Народные промыслы их истоки и современное развитие. Гжель, Жостово, Городец.
- Синие цветы Гжели.
- Жостовские букеты.
-Искусство Городца. Роспись разделочной доски.
III четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире».
В третьей четверти знакомимся с с праздничной одеждой русского и хакасского
костюмов. Знакомимся с традициями и обрядами, с их декоративно-прикладным
искусством, вышивкой и узорами, праздничными гуляньями.
- Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.
- Изготовление куклы – берегини в русском костюме.
- Эскиз орнамента по мотивам вышивки хакасского народного костюма
- Русский костюм и современная мода.
- Праздничные народные гуляния. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод».
- Народные промыслы родного края.
-«Красота земли родной» (обобщающий урок).
IV четверть. «Декор, человек, общество, время».
В четвёртой четверти узнаём о том, какую роль играет декоративно-прикладное ис-
кусствов жизни человека и общества. Как это проявляется в искусстве разных стран
и эпох. Это даст возможность наполнить смыслом творческие работы, которые бу-
дут выполняться на уроках.
- Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху
Древнего Египта.
- Костюм эпохи Древней Греции.
- Греческая керамика.
- Костюм эпохи Средневековья
- О чём рассказывают Гербы.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека».
I четверть: «Виды изобразительного искусства
и основы их образного языка»
В первой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного
искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными
материалами,
освоение
разнообразных
графических
и
живописных
техник.
Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства.
Рисунок лежит
в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными
свойствами книжной графики художников..
В основе живописи лежат цветовые
отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные,
цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный
цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в
живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
-Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
-Рисунок – основа изобразительного творчества.
-.Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
-Цвет. Основы цветоведения.
-Цвет в произведениях живописи.
-Объемные изображения в скульптуре.
-Основы языка изображения.
II четверть: «Мир наших вещей. Натюрморт»
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт.
Выполнение
натюрморта
в
живописи
и
графике.
Выразительные
возможности
натюрморта.
-Художественное познание: реальность и фантазия.
-Изображение предметного мира – натюрморт.
-Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
-Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
-Освещение. Свет и тень.
-Натюрморт в графике.
-Цвет в натюрморте.
III четверть: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном
искусстве»
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции
головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над
созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
-Образ человека – главная тема искусства.
-Конструкция головы человека и ее пропорции.
- Изображение головы человека в пространстве.
-Графический портретный рисунок и выразительность образа чело
- Портрет в скульптуре.
-Сатирические образы человека.
- Образные возможности освещения в портрете.
-Портрет в живописи.
- Роль цвета в портрете.
-Великие портретисты. Художники – наши земляки.
IV четверть: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в
разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном
искусстве. Изображение
пейзажа,
организация
изображаемого
пространства.
Знакомство
с
колоритом
в
пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией
-Жанры в изобразительном искусстве.
-Изображение пространства.
-Правила линейной и воздушной перспективы.
-Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
-Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников
-Городской пейзаж.
-.Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс.
Изобразительное искусство в жизни человека
I четверть: «Изображение фигуры человека и образ»
В
этой
четверти
проводятся
беседы
о
красоте
человеческого
тела
в
изобразительном искусстве. Ещё шире происходит знакомство с графическими и
скульптурными
материалами,
освоение
разнообразных
графических
и
пластических техник. Графика, и скульптура - основные виды изобразительного
искусства.
Рисунок
лежит
в
основе
мастерства
художника.
Знакомство
с
иллюстрациями
произведений
искусства
различных
жанров
и
периодов
с
изображениями фигуры человека. В течении четверти ученики смогут выполнить
рисунки фигуры человека, сделать аппликацию, слепить из пластилина
Дать
понятия:«тон»,«колорит»,
«объём»,
«пропорции».
Продолжить
знакомство
со
скульптурой. Завершением четверти будет тематический рисунок - «Человек и его
профессия».
- Изображение фигуры человека в истории искусства.
-Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.
-Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека. (спортсмена).
-«Великие скульпторы».
-Изображение фигуры с использованием таблицы.
-Набросок фигуры человека с натуры.
-Человек и его профессия.
II четверть: «Поэзия повседневности»
( Бытовой жанр в изобразительном искусстве).
Во второй четверти ученики знакомятся с жанрами изобразительного искусства.
Учатся выполнять творческие работы ( сообщения-рефераты) с подбором
иллюстративного материала на любую из предложенных тем учителем. Происходит
знакомство с творчеством русских и зарубежных художников.
-Тематическая (сюжетная) картина.
-Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»
-«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники
жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов..
-«Передвижники».
-Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея».
-Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».
III четверть: «Великие темы жизни»
В третьей четверти продолжаем знакомство с творчеством художников через
поисковую работу; знакомимся с историческим, со сказочно-былинным и
библейским жанрами. Собираем материал о крупнейших музеях изобразительного
искусства и их роли в культуре и искусстве.
-Историческая тема в искусстве. Творчество И.В.Сурикова.
-Зрительские умения и их значение для современного человека.
-Великие темы жизни в творчестве русских художников.
К. Брюллов «Последний день Помпеи».
-Сказочно – былинный жанр. Волшебный мир сказки.
-Сложный мир исторической картины.
-Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.
Рембрант и его картина.
-Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
-Эрмитаж – сокровищница мировой культуры.
-Художественные музеи моего города (края).
IV четверть: « Реальность жизни и художественный образ».
В этой четверти происходит знакомство с плакатом и его видами, изучение
шрифтов и умение применять их при оформлении книг. Ученики знакомятся с ме-
тодикой вырезного шрифта в технике аппликация, создают иллюстрации к своим
любимым книгам.
-Знакомые картины и художники.
-Плакат и его виды. Шрифты.
-Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
III
. Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение тем.
№
п/
п
Разделы, темы
Количество
часов
5
кл.
6
кл.
7
кл.
I.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
34
1
Древние корни народного искусства.
9ч
2
Связь времен в народном искусстве.
7ч
3
Декор – человек, общество, время.
10ч
4
Декоративное искусство в современном мире
8ч
II.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
34
1
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка.
9ч
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
7ч
3
Вглядываясь в человека. Портрет.
10ч
4
Человек и пространство. Пейзаж.
8ч
III
.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
34
1
Изображение фигуры человека и образ.
9ч
2
Поэзия повседневности.
7ч
3
Великие темы жизни.
10ч
4
Реальность жизни и художественный образ.
8ч
Резерв ( на 35 недель обучения)
V.
ИТОГО
34
34
34