Напоминание

Организация взаимодействия с родителями воспитанников по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ


Автор: Авхадеева Елена Тихоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия с родителями воспитанников по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация взаимодействия с родителями воспитанников по оптимизации

процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Авхадеева Елена Тихоновна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37», г.Новокузнецк

Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных

д е й с т в и й

с о

с т о р о н ы

в з р о с л ы х

д л я

е г о

о б л е г ч е н и я .

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они

должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш

наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы

у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения,

прежде всего со сверстниками.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и

безболезненное привыкание к его условиям.

Рисунок 1 «Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода»

Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)

В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу,

беспокойство.

Дома

у

них

выраженное

отрицательное,

негативное

отношение

к

воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных

по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к

себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому

1

же

в

силу

своего

возраста

сверстники

не

могут

ярко

продемонстрировать

свое

положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень

сформированности

самостоятельности.

В

течение

дня

практически

не

меняется

эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят,

с детьми в контакт не вступают).

Средний уровень адаптации (20-40 дней)

Дети

этого

уровня

характеризуются

привыканием

к

детскому

саду,

адекватным

поведением:

наблюдают

за

действиями

взрослых

и

сверстников,

сторонятся

их,

впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их

ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей

сформированы

навыки

самообслуживания,

они

ищут

контакты

со

сверстниками,

спокойны, активно играют.

Легкий уровень адаптации (10-15 дней)

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную

деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками.

Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой,

не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания

сформированы.

В

течение

дня

смеются,

ликуют,

поют,

радостно

бегут

навстречу

сверстникам, воспитателям.

Наша

задача,

как

педагогов

-

через

создание

зоны

ближайшего

развития

способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему

адаптироваться к условиям дошкольного учреждения - помочь ребенку

сформировать

чувство

принадлежности

к

группе,

помочь

ребенку

почувствовать себя более защищенным;

развивать навыки социального поведения;

спо собствовать

повышению

уверенно сти

в

с ебе

и

р а з в и т и ю

самостоятельности;

формировать позитивное отношение к своему "Я";

развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

формировать позитивное отношение к сверстникам. (Таблица1)

2

Индивидуальный

подход к ребенку

Создание

предметно-

развивающей

среды

Побуждение ребёнка к

общению со

сверстниками

Контроль за

состоянием ребенка

Создание условий для

общения со

знакомыми вещами и

игрушками.

Учёт домашних

привычек.

Гибкий режим.

Использование

игрушек-сюрпризов.

Уголок «Моя

семья».

Возможность

выбора материала.

Разнообразие

дидактического

материала по

интересам.

Уголок

«Уединение».

Игры ребёнка

рядом со

сверстниками.

Элементы

театрализованной

деятельности.

Игры с

педагогом, приучение

к объединению в игре

с другим ребёнком.

Игры-

упражнения.

Игры-занятия.

Учёт и

использование в

период адаптации

привычек и

стереотипов

поведения ребёнка.

Контроль 1 раз

в неделю

психологом и

специалистами ДОУ

Таблица 1 «Организация адаптационного периода в ДОУ»

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное

взаимодействие

ребенка

со

взрослым.

Эмоциональное

общение

возникает

на

основе

совместных

действий,

сопровождаемых

улыбкой,

ласковой

интонацией,

проявлением

заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период –

наладить

доверительные

отношения

с

каждым

ребенком,

подарить

минуты

радости

малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и

индивидуальные,

и

фронтальные

игры,

чтобы

ни

один

ребенок

не

чувствовал

себя

обделенным вниманием. Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное

общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. (Приложение 2)

На всех этапах адаптации малыша к условиям ДОУ ведется активная просветительская

работа с родителями , которая проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами

подготовки родителей во многих ДОУ:

первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего

дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;

второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление

адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его

в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

3

третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к

поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие

консультации и разъяснения по приходу в детский коллектив.

Для

определения

готовности

детей

к

поступлению

в

детский

сад

и

прогноза

составляется

карта

готовности

ребенка

к

поступлению

в

дошкольное

учреждение,

в

которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем.

Результат суммируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз

адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ

3 – 2,5 балла

легкая адаптация

Условно готов

2,5 – 2 балла

средняя адаптация

Не готов

1,9 – 1 балл

усложненная адаптация

Следует отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных

особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен,

его

адаптационный

период

проходит

сравнительно

легко

и

быстро.

Другой

малыш

медлителен,

невозмутим,

любит

уединяться

с

игрушками;

шум,

громкие

разговоры

сверстников

раздражают

его.

Он

если

и

умеет

сам

есть,

раздеваться

то

делает

это

медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с

окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является

личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и

отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его

внимание.

На наш взгляд, педагогическое и психологическое сопровождение адаптационного

периода детей 1–3 лет на протяжении трех этапов должно распространяться не только на

малыша, поступающего в детский сад, но и на родителей (иных близких взрослых).

Оно

заключается

в

целенаправленной

организации

мероприятий,

способствующих

формированию активной, осознанной позиции родителей на построение благоприятного

эмоционально-делового сотрудничества с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Важно научить родителей быть соучастниками малыша в ходе выполнения общего дела,

поскольку

у

последнего

появляется

возможность

для

проявления

самостоятельности,

инициативы, развития стремления самому принимать решение и делать выбор, поэтому

активно используются разнообразные формы взаимодействия с родителями ( рисунок 2)

4

рисунок 2 «Формы взаимодействия с родителями»

Выстраивая

отношения и совместную деятельность с ребенком 1–3 лет, необходим

разумный подход к тем задачам, которые он решает на определенном этапе своего

развития. Значимы знания и учет возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Достичь такого сотрудничества с ребенком раннего возраста, где гармонично сочетаются

любовь, возрастные требования и ожидания, а также индивидуальные

возможности

малыша, – задача сложная, но посильная для родителей.

.

Тем

самым

мы

рекомендуем

две

группы

задач

психолого-педагогической

деятельности, нацеленной на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к

условиям дошкольного образовательного учреждения: ( таблица 3)

задача

деятельность

Для детей 1–3 лет

создаются

условия,

направленные

на

развитие

э м о ц и о н а л ь н о й

с ф е р ы ,

о б о г а щ е н и е

эмоционального

опыта,

развитие

ч увст ва

уверенности

и

защищенности

в

процессе

общения со взрослыми и детьми, а также в новой

обстановке;

развитие познавательной активности;

развитие свойств внимания (сила, устойчивость,

переключение, объем, распределение);

речевое и сенсорное развитие в различных видах

продуктивной деятельности (рисование, лепка,

аппликация, конструирование):

знакомство малышей с различными материалами, с

5

их

свойствами

и

возможностями,

способами

взаимодействия;

развитие памяти;

развитие коммуникативных и социальных умений:

развитие интереса к другим детям и взрослым,

формирование умений и навыков вступать и

поддерживать

контакты

с

другими

детьми

и

взрослыми,

расширение репертуара действий с игрушками и

т. д.;

развитие

двигательной

активности

малыша

( к ру п н ы х

д в и же н и й ,

м е л ко й

м о т о р и к и ,

координации движений).

Для родителей,

воспитывающих

детей 1–3 лет

обогащение их знаний и

представлений об особенностях воспитания и развития

детей 1–3 лет

развитие

способности

анализировать

свою

воспитательную деятельность и прогнозировать

результаты ее влияния на развитие ребенка;

формирование

внимательного,

бережного,

чуткого отношения к малышу;

формирование

способности

смотреть

на

окружающий мир с двух точек зрения – своей

собственной и ребенка;

развитие

способности

понимать

желания

и

чувства, которые движут малышом;

формирование умения уважать потребности,

желания ребенка, соотносить их с собственными

потребностями, желаниями;

формирование умения замечать и принимать

индивидуальные проявления своего малыша;

формирование

умений

поощрять

активность,

инициативность и самостоятельность ребенка в

познании

окружающего

мира,

учитывая

его

возрастные и индивидуальные особенности;

развитие

стремления

совместно

с

малышом

действовать, узнавать, открывать мир ;

формирование

способности

родителей

быть

активным

соучастником

ребенка

в

е го

деятельности;

овладение приемами и средствами построения и

развития

партнерских

отношений

с

ребенком

(умение слушать ребенка);

умение выражать чувства и мысли доступно для

понимания ребенка;

умение договариваться с ребенком и др.).

6

В

заключение

хотелось

бы

напомнить,

что

формирование

умений

общаться,

становление партнерских отношений между детьми будет успешным, если педагоги и

родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:

Поддерживайте каждый, даже самый маленький успех ребенка.

Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

Хвалите

публично,

а

критикуйте

без

посторонних

лиц.

Публичная

похвала

ребенка повышает его авторитет в глазах сверстников.

Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

Усложняйте деятельность только тогда, когда успешно выполнены предыдущие

задачи. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех

оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все

получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец!

Как у тебя хорошо получается!» и т.п.

Верьте в ребенка. Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения

родителей, так как только оптимизм и вера в успех со стороны родителей

порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют в

ребенка уверенность в собственных способностях.

Подбирайте разные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы

реализовать свое притязание на признание.

Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь

видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.

Почаще

обнимайте

ребенка.

Психологами

доказано,

что

для

хорошего

самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали или прикасались

к нему минимум 12 раз, а взрослому человеку достаточно 8 раз.

Литература

1.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки -

чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия Развития, 1997

7

2.

Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики, 1978

3.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль:

4.

Академия Развития, 1996

5.

Лэндрет

ГЛ.

Игровая

терапия:

искусство

отношений.

-

М.:

Международная

Педагогическая Академия, 1994

6.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:

7.

Сфера, 1996

8.

Практическая

психология

образования.

Под

ред.

Дубровиной

И.В.

Учебное

пособие для ВУЗов - М.: Сфера, 1997

9.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио, 1997 Хухлаева О.В. Лесенка

радости. - М.: Совершенство, 1998

10.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, Владос, 1995

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

Ф.И. ребенка

возраст

лет

мес.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

-бодрое – 3 балла; раздражительное, неустойчивое – 2 балла; подавленное – 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

-быстро (до 10 мин) – 3 балла;- медленно – 2 балла;- неспокойно – 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

-дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла

4. Какова продолжительность сна?

-2 часа – 3 балла;

- менее 1 часа – 1 балл

9

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший – 4 балла;- избирательный – 3 балла

-неустойчивый – 2 балла;

- плохой – 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

-положительно – 3 балла;

- отрицательно – 1 балл

-просится на горшок – 3 балла;

- не просится, но бывает сухой – 2 балла

-не просится, и ходит мокрый – 1 балл

7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

-сосет палец, пустышку или др. – 1 балл; - нет – 3 балла

8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

-да – 3 балла; - нет – 1 балл;

- иногда – 2 балла

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?

-да – 3 балла; - нет – 1 балл;

- иногда – 2 балла

10. Как ваш ребенок играет?

-умеет играть самостоятельно – 3 балл; - не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл

11. Взаимоотношение со взрослыми:

-легко идет на контакт – 3 балла;

- избирательно – 2 балла;

-трудно – 1 балл

12. Взаимоотношение с детьми:

-легко идет на контакт – 3 балла;

- избирательно – 2 балла;

-трудно – 1 балл

13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

-да – 3 балла; - нет – 1 балл;

-иногда – 2 балла

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

-есть – 3 балла;

- не всегда – 2 балла;

-нет – 1 балл

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

-перенес разлуку легко – 3 балла;

- тяжело – 1 балл

16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?

-есть – 1 балл;

- нет – 3 балла

Анализ и интерпретация результатов анкетирования:

54 – 40 баллов – ребенок готов к ДОУ;

39 - 24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;

23 – 16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.

Приложение 2

«Дай ручку!»

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

- Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю

напористость: не подходить слишком близко, слова обращения к

ребенку произносить негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным,

присядьте

на

корточки

или

детский

стульчик

лучше,

чтобы

взрослый

и

ребенок

находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

10

«Привет – пока!»

Ход

игры:

Педагог

подходит

к

ребенку

и

машет

рукой,

здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

- Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

- Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

- Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия.

Постепенно

ребенок

станет

проявлять

больше

инициативы,

научится

приветствовать

педагога

при

встрече

и

прощании

самостоятельно.

Эта

игра

полезна

тем,

что

учит

правилам поведения между людьми.

«Хлопаем в ладоши!»

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

- Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши,

будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

- Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно

попробовать

взять

его

ладони

в

свои

и

совершить

хлопки

ими.

Но

если

ребенок

сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше

инициативы.

«Ку-ку!»

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры:

Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался) .

- Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка

показывается со словами: - Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова

прячется. Игру можно повторить несколько раз.

«Лови мячик!»

11

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше

организовать

игру

на

полу:

педагог

и

ребенок

сидят

напротив

друг

друга,

широко

расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в

обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

- Кати мячик! ОП! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом

признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Котёнок»

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и

предлагает погладить его.

- Смотри, какой к нам. пришёл котёнок - маленький, пушистый.

Давай погладим котёнка- вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет

прыгать, махать хвостиком.

«Солнечный зайчик»

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев) .

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент,

когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит

солнечный

луч.

При

этом

посредством

комментария

обращает

внимание

малыша

на

то,

как

солнечный

«зайчик»

прыгает

по

стене, по потолку, со стены на диван и т. д.

- Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает- прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать

луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

12

- Потрогай зайчика- вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает - поймай зайчика!

Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке- не достать!

ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему

зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».

Во время игры не забывайте комментировать все действия.

«Платочек»

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно,

чтобы платок не электризовался) .

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно,

чтобы

он

был

приятным

на

ощупь,

красивой

расцветки.

Допустимо

сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать

из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери

видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту

игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

- Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться

малышу — накиньте платок ему на голову.

-Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с

ним встрече. Игру можно повторять многократно

«Хлопушки»

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку

похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

«Коготки-царапки»

13

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта;

обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые

две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На

третьей

и

четвертой

строчках

то

сжимает,

то

разжимает

пальцы

котенок

«выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем

предлагает

ребенку

изобразить

котенка.

После

того,

как

ребенок

научится

изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка,

затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может

быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:

ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько

царапнуть.

«Качели»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели!

Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к

себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и

расставляет

их

в

стороны,

после

чего

имитирует

ритмичные

движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая

за собой ребенка.

- Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко

расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач»

имитируются движения качелей -вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в

сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги

от пола.

«Часики»

Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на

настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

-Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так! » -

Давай поиграем в часы!

14

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки

ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов - осуществляет

ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

-Часики тикают: «тик-так! Тик-так! »

Эту

же

игру

можно

проводить,

поочередно

сменяя

ритм,

часики

|

могут

тикать

медленно и быстро.

«Догоню-догоню!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

- Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!

Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить - дайте возможность

малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка -

обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит

для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.

Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень

доверия

между

ним

и

взрослым.

А

если

малыш

испугался,

не

нужно

настаивать-

попробуйте в другой раз.

15



В раздел образования