Автор: Авхадеева Елена Тихоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия с родителями воспитанников по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация взаимодействия с родителями воспитанников по оптимизации
процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Авхадеева Елена Тихоновна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37», г.Новокузнецк
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных
д е й с т в и й
с о
с т о р о н ы
в з р о с л ы х
д л я
е г о
о б л е г ч е н и я .
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они
должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш
наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы
у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения,
прежде всего со сверстниками.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и
безболезненное привыкание к его условиям.
Рисунок 1 «Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода»
Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)
В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу,
беспокойство.
Дома
у
них
выраженное
отрицательное,
негативное
отношение
к
воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных
по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к
себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому
1
же
в
силу
своего
возраста
сверстники
не
могут
ярко
продемонстрировать
свое
положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень
сформированности
самостоятельности.
В
течение
дня
практически
не
меняется
эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят,
с детьми в контакт не вступают).
Средний уровень адаптации (20-40 дней)
Дети
этого
уровня
характеризуются
привыканием
к
детскому
саду,
адекватным
поведением:
наблюдают
за
действиями
взрослых
и
сверстников,
сторонятся
их,
впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их
ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей
сформированы
навыки
самообслуживания,
они
ищут
контакты
со
сверстниками,
спокойны, активно играют.
Легкий уровень адаптации (10-15 дней)
При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную
деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками.
Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой,
не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания
сформированы.
В
течение
дня
смеются,
ликуют,
поют,
радостно
бегут
навстречу
сверстникам, воспитателям.
Наша
задача,
как
педагогов
-
через
создание
зоны
ближайшего
развития
способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему
адаптироваться к условиям дошкольного учреждения - помочь ребенку
сформировать
чувство
принадлежности
к
группе,
помочь
ребенку
почувствовать себя более защищенным;
развивать навыки социального поведения;
спо собствовать
повышению
уверенно сти
в
с ебе
и
р а з в и т и ю
самостоятельности;
формировать позитивное отношение к своему "Я";
развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
формировать позитивное отношение к сверстникам. (Таблица1)
2
Индивидуальный
подход к ребенку
Создание
предметно-
развивающей
среды
Побуждение ребёнка к
общению со
сверстниками
Контроль за
состоянием ребенка
Создание условий для
общения со
знакомыми вещами и
игрушками.
Учёт домашних
привычек.
Гибкий режим.
Использование
игрушек-сюрпризов.
Уголок «Моя
семья».
Возможность
выбора материала.
Разнообразие
дидактического
материала по
интересам.
Уголок
«Уединение».
Игры ребёнка
рядом со
сверстниками.
Элементы
театрализованной
деятельности.
Игры с
педагогом, приучение
к объединению в игре
с другим ребёнком.
Игры-
упражнения.
Игры-занятия.
Учёт и
использование в
период адаптации
привычек и
стереотипов
поведения ребёнка.
Контроль 1 раз
в неделю
психологом и
специалистами ДОУ
Таблица 1 «Организация адаптационного периода в ДОУ»
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное
взаимодействие
ребенка
со
взрослым.
Эмоциональное
общение
возникает
на
основе
совместных
действий,
сопровождаемых
улыбкой,
ласковой
интонацией,
проявлением
заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период –
наладить
доверительные
отношения
с
каждым
ребенком,
подарить
минуты
радости
малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и
индивидуальные,
и
фронтальные
игры,
чтобы
ни
один
ребенок
не
чувствовал
себя
обделенным вниманием. Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное
общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. (Приложение 2)
На всех этапах адаптации малыша к условиям ДОУ ведется активная просветительская
работа с родителями , которая проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами
подготовки родителей во многих ДОУ:
первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего
дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление
адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его
в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
3
третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к
поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие
консультации и разъяснения по приходу в детский коллектив.
Для
определения
готовности
детей
к
поступлению
в
детский
сад
и
прогноза
составляется
карта
готовности
ребенка
к
поступлению
в
дошкольное
учреждение,
в
которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем.
Результат суммируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз
адаптации:
Готов к поступлению в ДОУ
3 – 2,5 балла
легкая адаптация
Условно готов
2,5 – 2 балла
средняя адаптация
Не готов
1,9 – 1 балл
усложненная адаптация
Следует отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных
особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен,
его
адаптационный
период
проходит
сравнительно
легко
и
быстро.
Другой
малыш
медлителен,
невозмутим,
любит
уединяться
с
игрушками;
шум,
громкие
разговоры
сверстников
раздражают
его.
Он
если
и
умеет
сам
есть,
раздеваться
то
делает
это
медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с
окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.
Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является
личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и
отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его
внимание.
На наш взгляд, педагогическое и психологическое сопровождение адаптационного
периода детей 1–3 лет на протяжении трех этапов должно распространяться не только на
малыша, поступающего в детский сад, но и на родителей (иных близких взрослых).
Оно
заключается
в
целенаправленной
организации
мероприятий,
способствующих
формированию активной, осознанной позиции родителей на построение благоприятного
эмоционально-делового сотрудничества с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Важно научить родителей быть соучастниками малыша в ходе выполнения общего дела,
поскольку
у
последнего
появляется
возможность
для
проявления
самостоятельности,
инициативы, развития стремления самому принимать решение и делать выбор, поэтому
активно используются разнообразные формы взаимодействия с родителями ( рисунок 2)
4
рисунок 2 «Формы взаимодействия с родителями»
Выстраивая
отношения и совместную деятельность с ребенком 1–3 лет, необходим
разумный подход к тем задачам, которые он решает на определенном этапе своего
развития. Значимы знания и учет возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Достичь такого сотрудничества с ребенком раннего возраста, где гармонично сочетаются
любовь, возрастные требования и ожидания, а также индивидуальные
возможности
малыша, – задача сложная, но посильная для родителей.
.
Тем
самым
мы
рекомендуем
две
группы
задач
психолого-педагогической
деятельности, нацеленной на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения: ( таблица 3)
№
задача
деятельность
Для детей 1–3 лет
создаются
условия,
направленные
на
развитие
э м о ц и о н а л ь н о й
с ф е р ы ,
о б о г а щ е н и е
эмоционального
опыта,
развитие
ч увст ва
уверенности
и
защищенности
в
процессе
общения со взрослыми и детьми, а также в новой
обстановке;
развитие познавательной активности;
развитие свойств внимания (сила, устойчивость,
переключение, объем, распределение);
речевое и сенсорное развитие в различных видах
продуктивной деятельности (рисование, лепка,
аппликация, конструирование):
знакомство малышей с различными материалами, с
5
их
свойствами
и
возможностями,
способами
взаимодействия;
развитие памяти;
развитие коммуникативных и социальных умений:
развитие интереса к другим детям и взрослым,
формирование умений и навыков вступать и
поддерживать
контакты
с
другими
детьми
и
взрослыми,
расширение репертуара действий с игрушками и
т. д.;
развитие
двигательной
активности
малыша
( к ру п н ы х
д в и же н и й ,
м е л ко й
м о т о р и к и ,
координации движений).
Для родителей,
воспитывающих
детей 1–3 лет
обогащение их знаний и
представлений об особенностях воспитания и развития
детей 1–3 лет
развитие
способности
анализировать
свою
воспитательную деятельность и прогнозировать
результаты ее влияния на развитие ребенка;
формирование
внимательного,
бережного,
чуткого отношения к малышу;
формирование
способности
смотреть
на
окружающий мир с двух точек зрения – своей
собственной и ребенка;
развитие
способности
понимать
желания
и
чувства, которые движут малышом;
формирование умения уважать потребности,
желания ребенка, соотносить их с собственными
потребностями, желаниями;
формирование умения замечать и принимать
индивидуальные проявления своего малыша;
формирование
умений
поощрять
активность,
инициативность и самостоятельность ребенка в
познании
окружающего
мира,
учитывая
его
возрастные и индивидуальные особенности;
развитие
стремления
совместно
с
малышом
действовать, узнавать, открывать мир ;
формирование
способности
родителей
быть
активным
соучастником
ребенка
в
е го
деятельности;
овладение приемами и средствами построения и
развития
партнерских
отношений
с
ребенком
(умение слушать ребенка);
умение выражать чувства и мысли доступно для
понимания ребенка;
умение договариваться с ребенком и др.).
6
В
заключение
хотелось
бы
напомнить,
что
формирование
умений
общаться,
становление партнерских отношений между детьми будет успешным, если педагоги и
родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:
Поддерживайте каждый, даже самый маленький успех ребенка.
Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.
Хвалите
публично,
а
критикуйте
без
посторонних
лиц.
Публичная
похвала
ребенка повышает его авторитет в глазах сверстников.
Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
Усложняйте деятельность только тогда, когда успешно выполнены предыдущие
задачи. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех
оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все
получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец!
Как у тебя хорошо получается!» и т.п.
Верьте в ребенка. Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения
родителей, так как только оптимизм и вера в успех со стороны родителей
порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют в
ребенка уверенность в собственных способностях.
Подбирайте разные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы
реализовать свое притязание на признание.
Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь
видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
Почаще
обнимайте
ребенка.
Психологами
доказано,
что
для
хорошего
самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали или прикасались
к нему минимум 12 раз, а взрослому человеку достаточно 8 раз.
Литература
1.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки -
чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия Развития, 1997
7
2.
Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики, 1978
3.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль:
4.
Академия Развития, 1996
5.
Лэндрет
ГЛ.
Игровая
терапия:
искусство
отношений.
-
М.:
Международная
Педагогическая Академия, 1994
6.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:
7.
Сфера, 1996
8.
Практическая
психология
образования.
Под
ред.
Дубровиной
И.В.
Учебное
пособие для ВУЗов - М.: Сфера, 1997
9.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио, 1997 Хухлаева О.В. Лесенка
радости. - М.: Совершенство, 1998
10.
Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, Владос, 1995
ПРИЛОЖЕНИЕ
8
Приложение 1
Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Ф.И. ребенка
возраст
лет
мес.
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
-бодрое – 3 балла; раздражительное, неустойчивое – 2 балла; подавленное – 1 балл
2. Как ваш ребенок засыпает?
-быстро (до 10 мин) – 3 балла;- медленно – 2 балла;- неспокойно – 2 балла
3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?
-дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла
4. Какова продолжительность сна?
-2 часа – 3 балла;
- менее 1 часа – 1 балл
9
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
- хороший – 4 балла;- избирательный – 3 балла
-неустойчивый – 2 балла;
- плохой – 1 балл
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
-положительно – 3 балла;
- отрицательно – 1 балл
-просится на горшок – 3 балла;
- не просится, но бывает сухой – 2 балла
-не просится, и ходит мокрый – 1 балл
7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
-сосет палец, пустышку или др. – 1 балл; - нет – 3 балла
8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
-да – 3 балла; - нет – 1 балл;
- иногда – 2 балла
9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?
-да – 3 балла; - нет – 1 балл;
- иногда – 2 балла
10. Как ваш ребенок играет?
-умеет играть самостоятельно – 3 балл; - не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл
11. Взаимоотношение со взрослыми:
-легко идет на контакт – 3 балла;
- избирательно – 2 балла;
-трудно – 1 балл
12. Взаимоотношение с детьми:
-легко идет на контакт – 3 балла;
- избирательно – 2 балла;
-трудно – 1 балл
13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
-да – 3 балла; - нет – 1 балл;
-иногда – 2 балла
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
-есть – 3 балла;
- не всегда – 2 балла;
-нет – 1 балл
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
-перенес разлуку легко – 3 балла;
- тяжело – 1 балл
16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?
-есть – 1 балл;
- нет – 3 балла
Анализ и интерпретация результатов анкетирования:
54 – 40 баллов – ребенок готов к ДОУ;
39 - 24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;
23 – 16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.
Приложение 2
«Дай ручку!»
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
- Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю
напористость: не подходить слишком близко, слова обращения к
ребенку произносить негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным,
присядьте
на
корточки
или
детский
стульчик
—
лучше,
чтобы
взрослый
и
ребенок
находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
10
«Привет – пока!»
Ход
игры:
Педагог
подходит
к
ребенку
и
машет
рукой,
здороваясь.
- Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
- Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
- Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
- Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия.
Постепенно
ребенок
станет
проявлять
больше
инициативы,
научится
приветствовать
педагога
при
встрече
и
прощании
самостоятельно.
Эта
игра
полезна
тем,
что
учит
правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
- Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши,
будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
- Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно
попробовать
взять
его
ладони
в
свои
и
совершить
хлопки
ими.
Но
если
ребенок
сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше
инициативы.
«Ку-ку!»
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры:
Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался) .
- Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка
показывается со словами: - Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Лови мячик!»
11
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше
организовать
игру
на
полу:
педагог
и
ребенок
сидят
напротив
друг
друга,
широко
расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в
обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
- Кати мячик! ОП! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом
признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Котёнок»
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и
предлагает погладить его.
- Смотри, какой к нам. пришёл котёнок - маленький, пушистый.
Давай погладим котёнка- вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля!
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой!
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет
прыгать, махать хвостиком.
«Солнечный зайчик»
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев) .
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент,
когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит
солнечный
луч.
При
этом
посредством
комментария
обращает
внимание
малыша
на
то,
как
солнечный
«зайчик»
прыгает
по
стене, по потолку, со стены на диван и т. д.
- Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает- прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать
луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
12
- Потрогай зайчика- вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает - поймай зайчика!
Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке- не достать!
ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему
зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».
Во время игры не забывайте комментировать все действия.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно,
чтобы платок не электризовался) .
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно,
чтобы
он
был
приятным
на
ощупь,
красивой
расцветки.
Допустимо
сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать
из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери
видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту
игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
- Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться
малышу — накиньте платок ему на голову.
-Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с
ним встрече. Игру можно повторять многократно
«Хлопушки»
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку
похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
«Коготки-царапки»
13
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта;
обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые
две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На
третьей
и
четвертой
строчках
то
сжимает,
то
разжимает
пальцы
—
котенок
«выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем
предлагает
ребенку
изобразить
котенка.
После
того,
как
ребенок
научится
изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка,
затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может
быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:
ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько
царапнуть.
«Качели»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели!
Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к
себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и
расставляет
их
в
стороны,
после
чего
имитирует
ритмичные
движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая
за собой ребенка.
- Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко
расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач»
имитируются движения качелей -вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в
сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги
от пола.
«Часики»
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на
настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
-Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так! » -
Давай поиграем в часы!
14
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки
ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов - осуществляет
ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
-Часики тикают: «тик-так! Тик-так! »
Эту
же
игру
можно
проводить,
поочередно
сменяя
ритм,
—
часики
|
могут
тикать
медленно и быстро.
«Догоню-догоню!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
- Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!
Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить - дайте возможность
малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка -
обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит
для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.
Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень
доверия
между
ним
и
взрослым.
А
если
малыш
испугался,
не
нужно
настаивать-
попробуйте в другой раз.
15