Напоминание

"Интерактивные игры как метод развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ."


Автор: Марченко Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Излучинская школа –интернат"
Населённый пункт: г. Нижневартовск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные игры как метод развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интерактивные игры как метод развития математических способностей у

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Игра,

являясь

ведущей

деятельностью

детей

дошкольного

возраста,

составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию

речи,

активизации

основных

психических

процессов,

обучению

методам

взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры

для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно

важное значение как инструмент развития и познания игра приобретает для

детей с ОВЗ.

Дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь

через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой

задачи

осуществляется

в

процессе

игровых

занятий.

По

нашему

опыту,

формирование

игровой

деятельности

у

детей

с

ОВЗ

требует

проведения

специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную

деятельность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит

под влиянием целенаправленного обучения .

О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ

способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами,

которыми

так

естественно

пользуются

его

нормально

развивающиеся

сверстники к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его

интересы,

предпочтения,

особенности

характера,

уровень

умственного

и

речевого развития, степень обучаемости …».

1. Правило последовательности: игровые занятия начинаются с простых

знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями.

Объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое

действие

воспитателя

или

ребенка

сопровождается

комментарием;

игровое

действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления

необходимого навыка или знания.

2

3. Правило доступного игрового материала: игра должна быть с четко

сформулированными

правилами;

подбирается

игровой

материал

с

учетом

возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и

основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет

роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать

внимание

детей

на

передаче

взаимоотношений

между

персонажами

игры,

воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

В

практике

обучения

детей

с

ОВЗ

широко

используют

такие

формы

работы,

как

драматизация,

театрализованная

деятельность,

теневой

театр.

Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более

яркой,

динамичной,

насыщает

положительными

эмоциями,

а

главное,

дает

ребенку

возможность

приобрести

личный

опыт

вхождения

в

ту

или

иную

ситуацию,

вживания

в

определенную

роль,

адекватного

взаимодействия

с

партнером,

находящимся

в

образе

определенного

персонажа.

Это,

в

свою

очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия,

памяти,

мышления,

речи,

элементов

воображения,

формирует

навыки

позитивного поведения в обществе.

В

начале

обучения

игре

основными

являются

следующие

задачи:

формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;

обучение

использованию

игрушки

в

соответствии

с

ее

функциональным

значением; обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем

по

образцу

и

самостоятельно;

обучение

воспроизводству

связанных

между

собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом

развешиваем и т.д.); воспитание бережного отношения к игрушке; обозначение

словом, предложением предметов и действий.

Важным

при

обучении

игре

у

детей

с

ОВЗ

является

усвоение

ими

логического

развития

игрового

сюжета.

В

результате

правильно

3

организованного обучения игре, дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно:

сами

формулируют

замысел

игры,

планируют

ее

последовательность,

подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру

знания,

полученные

на

других

занятиях,

свои

впечатления

от

каких-либо

мероприятий,

отражают

в

игре

роль

труда

взрослого

человека,

передают

отношения

между

людьми,

действуют

с

воображаемыми

объектами,

используют

предметы-заместители.

Таким

образом,

компенсируется

ряд

отклонений в развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать окружающий

мир, учиться строить взаимоотношения в социуме.

Интерактивная

игра

-

современный

и

признанный

метод

обучения

и

воспитания,

обладающий

образовательной,

развивающей

и

воспитывающей

функциями, которые действуют в органическом единстве. Интерактивные игры

можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития

математических

способностей

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

ограниченными возможностями здоровья. Основное обучающее воздействие

принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей

в

определенное

русло.

Интерактивная

игра

имеет

определенный

результат,

который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает,

прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам

моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда

является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их

применения

можно

выделить:

игры

обучающие,

контролирующие,

обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают

новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе

подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем

четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и

в самом содержании материала. Контролирующей будет игра, дидактическая

цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных

4

знаний.

Для

участия

в

ней

каждому

ребёнку

необходима

определенная

подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют

установлению меж предметных связей, направлены на приобретение умения

действовать в различных ситуациях.

Главное

в

организации

интерактивной

игры

с

дошкольниками

создание

условий

для

обретения

значимого

для

них

опыта

социального

поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие

дошкольников

друг

с

другом

и

педагогом,

а

совместно

организованную

познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети

не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают

собственный опыт. Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать

умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

овладевать

практическими

способами

работы

с

информацией,

развивать

умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных

технических

средств.

Интерактивные

игры

способствуют

всестороннему

развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие,

зрительно-моторная

координация,

образное

мышление;

познавательная

мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий,

принять

и

выполнить

задание.

Интерактивная

форма

подачи

игрового

материала создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а

успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое.

Все

это

делает

интерактивную

игру

важным

средством

формирования

элементов

логического

мышления

у

детей

дошкольного

возраста.

Использование интерактивных игр на занятиях с детьми дошкольного возраста

повышают познавательную активность. В основу работы положен принцип

постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их

применения.

Закрепление

и

усложнения

одной

той

же

игры,

позволяет

формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные

способности

детей,

не

нарушая

законов

и

этапов

психического

и

5

физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности

детей,

процесс

обучения

становится

интересным,

содержательным,

ненавязчивым. Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение

можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях

обучения

меняется

взаимодействие

педагога

с

воспитанниками:

активность

педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать

условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники

выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт

взрослого,

который

не

столько

дает

готовые

знания,

сколько

побуждает

обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

Основными принципами являются:

Доступность (соответствие дидактической задачи интерактивной игры

возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников.) Повторяемость

(закрепление

и

усложнение

одной

и

той

же

игры).

Актуальность

дидактического материала (актуальные формулировки задач) помогает детям

воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении

верного

результата,

стремится

к

лучшему

из

возможных

решений.

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в

единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели

доступные одному ребенку, и зачастую более сложные ) Элемент новизны

(внесение

новых

игр,

схем,

образцов,

возможность

проявления

творчества,

изменение правил). Требования к развивающим и обучающим программам,

применяемым на занятиях. Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить

к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих

детей,

рассматривая

различные

вариации

соотношений,

изменения

в

содержании

воспитательно

-

образовательного

процесса

дошкольного

учреждения,

а

также

учитывать

первоначальный

уровень

владения

компьютером.

При

отборе

игр

следует

учитывать

ряд

требований

ФГОС,

предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на

6

занятиях: объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по

размеру, знакомы детям; программа должна быть русскоязычной; текст задания

должен

озвучиваться

диктором,

либо

взрослым

;задания

должны

быть

интересны,

понятны,

просты

в

управлении,

соответствовать

возрастным

особенностям занимательным грамотным ;создавать ситуации успеха; задания

должны

соответствовать

высокому

техническому

уровню:

развивать,

давать

знания,

обучать

в

незатейливой

игровой

форме;

задания

должны

носить

исследовательский

характер;

задания

должны

развивать

широкий

спектр

навыков и представлений. Кроме того, должны помнить о санитарных правилах

и

нормах

использования

ИКТ.

Согласно

нормам

СанПиНа

должен

быть

использован

телевизор

с

размером

экрана

по

диагонали

59–69см.

Высота

установки1–1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2–3 м и

не дальше 5–5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей

5–7лет рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще

трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник,

среду

и

четверг.

После

занятия

с

детьми

проводят

гимнастику

для

глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей

5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6–7 лет -15мин. Влияние

компьютера на нервную систему ребёнка. Исследования влияния компьютерных

игр

на

нервную

систему

дошкольников

показали

следующее:

Никакого

негативного

влияния

на

нервную

систему,

органы

чувств

при

занятиях,

регламентированных

временными

методическими

рекомендациями

«Гигиенические

условия

организации

учебных

занятий

с

применением

компьютеров...», не установлено.

Игра

это

практическая

единственная

область,

где

ребёнок

может

проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре

ребёнок учиться контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и

учиться

действовать

правильно.

Именно

самостоятельное

регулирование

действий

превращает

ребёнка

в

сознательного

субъекта

жизни,

делает

его

7

поведение осознанным и произвольным.

В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и

умения,

учатся

анализировать,

обобщать,

запоминать,

сравнивать,

делать

выводы. Работа это непростая и требует чёткой продуманной организации. В.

Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее: - обучение

дошкольников

началом

математики

должно

проходить

в

игровой

и

практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;

значительное

место

на

всех

этапах

обучения

следует

отводить

поисковой

деятельности детей; в ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникать

потребность в тех или иных знаниях. В играх дети знакомятся с разными

свойствами

предметов

цветом,

формой,

величиной,

сравнивать

их,

группируют по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве

и времени. При этом тренируют внимание, память, развиваются умственные

способности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что

само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память,

мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые

знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так,

как

действовали

бы

в

самых

экстремальных

ситуациях,

на

пределе

сил

преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается

ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Старший

дошкольный

возраст

является

этапом

интенсивного

психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные

изменения

во

всех

сферах.

В

этом

возрасте

происходит

интенсивное

формирование

и

развитие

навыков

и

умений,

способствующих

изучению

детьми внешней среды, анализу, свойств предметов и воздействие на них с

целью изменения. На успешность обучения дошкольников влияет содержание

познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая

способна

вызвать

заинтересованность

детей.

Для

гармоничного

развития

8

ребёнка

должно

быть

направлено

совершенствование

содержания,

форм,

методов

воспитания

и

обучения

на

последовательное,

целенаправленное

формирование всех творческих способностей ребёнка. Процесс обучения надо

организовывать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы

дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом для

развития

познавательных

возможностей,

логических

форм

мышления.

Включение упражнений в занятия и в самостоятельную познавательно-игровую

деятельность детей позволяет расширить их представления о геометрических

фигурах

и

их

свойствах,

способствует

развитию

других

математических

представлений, развитию мышления, воспитанию познавательного интереса,

развитию творческих способностей, фантазии.

В

этом

плане

ИКТ

имеют

ряд

преимуществ

по

сравнению

с

традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

-

информация

предъявляется

детям

на

экране

компьютера

в

игровой

форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей

виде;

-

использование

движения,

звука,

элементов

анимации

привлекает

внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе

непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной

активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

-

возможность

самостоятельного

регулирования

ребенком

темпа

и

количества решаемых игровых обучающих задач;

-в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста

приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

-

возможность

моделировать

жизненные

ситуации,

которые

сложно

увидеть

в

повседневной

жизни

(полет

ракеты,

половодье,

неожиданные

и

9

необычные эффекты);

-

«терпеливость»

компьютера,

предоставление

возможности

ребенку

исправить свои ошибки.

Использование

ИКТ

в

формировании

математических

представлений

детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и

опосредованное.

1.

Опосредованное

обучение

и

развитие

детей

предполагает

использование

сети

Интернет,

как

источника

дополнительной

информации,

разнообразного

иллюстративного

материала,

способа

распространения

методических находок и идей.

2. Непосредственное обучение:

а) использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает

объем материала, привлекает внимание детей и др.;

б)

использование

мультимедийных

средств:

термин

«мультимедиа»

в

буквальном переводе означает «много средств для представления информации

пользователю»,

мультимедиа

это

интерактивные

(диалоговые)

системы,

обеспечивающие

одновременную

работу

со

звуком,

анимированной

компьютерной

графикой,

видеокадрами,

статистическими

изображениями

и

текстами;

мультимедийные

технологии

это

способ

представления

информации

в

компьютере

с

возможностью

одновременного

использования

текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные

продукты

являются

мультимедийными

по

предназначению:

компьютерные

энциклопедии, учебники, игры.

Выводы :

Таким

образом,

исследуя

структуру

способностей

вообще

и

математических

способностей

в

частности,

а

также

возрастные

и

индивидуально характерологические особенности детей младшего школьного

возраста, можем сделать следующие выводы:

Если

под

математическими

способностями

подразумевать

все

10

индивидуально-психологические

особенности

человека,

способствующие

успешному овладению математической деятельностью, то нужно вычленить

такие группы способностей: самые общие способности (условия), необходимые

для

успешного

осуществления

любой

деятельности:

трудолюбие;

настойчивость; работоспособность; кроме того, хорошо развитые произвольная

память и произвольное внимание, интерес и склонность заниматься данной

деятельностью;

общие

элементы

математических

способностей

те

общие

особенности

мыслительной

деятельности,

которые

необходимы

для

очень

широкого

круга

деятельности;

специфические

элементы

математических

способностей

особенности

умственной

деятельности,

которые

свойственны

только математику, специфичные именно для математической деятельности в

отличие от всех других.

Последние и есть собственно математические способности.

Математические способности это сложное, интегрированное образование,

основными компонентами которого являются: способность к формализации

математического

материала;

способность

к

обобщению

математического

материала;

способность

к

логическому

рассуждению;

способность

к

обратимости

мыслительного

процесса;

гибкость

мышления;

математическая

память ; стремление к экономии умственных сил.

Компоненты

математических

способностей

в

дошкольном

возрасте

представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии. Однако в процессе

обучения происходит заметное их развитие,

дошкольный

возраст является

наиболее плодотворным для этого развития.

Существуют так же и природные предпосылки развития математических

способностей,

к

коим

надо

отнести

высокий

уровень

общего

интеллекта;

преобладание

вербального

интеллекта

над

невербальным;

высокая

степень

развития

словесно-логических

функций;

сильный

тип

нервной

системы;

некоторые личностные особенности, такие как разумность, рассудительность,

упорство,

независимость,

самостоятельность.

Игра,

являясь

ведущей

11

деятельностью

детей

дошкольного

возраста,

составляет

основу

занятий

с

ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных

психических

процессов,

обучению

методам

взаимодействия

в

социуме.

Особенно

важное

значение

как

инструмент

развития

и

познания

игра

приобретает для детей с ОВЗ.

В игровой форме происходит прививание ребенку знания из области

математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные

действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе

игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать

и писать.

Использование интерактивного оборудования в педагогическом процессе

с дошкольниками.

Подбор и систематизация интерактивных игр и игрового материала в

соответствии с возрастом, развитием и интересами детей и образовательной

программой ДОУ.

Осуще ствление

грамотного

педагогиче ского

р у ко в од с т в а

интерактивными развивающими играми.

Обеспечение

взаимосвязи

учебной,

совместной

и

самостоятельной

игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Обеспечение соответствия СанПин при организации педагогического

процесса с использованием ИКТ.

Взаимодействие с родителями по использованию интерактивных игр в

домашних условиях.

Применения интерактивных технологий в практике работы позволили

выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников

данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес к деятельности с ним.

Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия,

12

лучшее

запоминание

чему

способствует

увеличение

количества

и

качества

иллюстративного

материала

(это

важно,

поскольку

в

дошкольном

возрасте

преобладает наглядно — образное мышление)

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам

памяти:

зрительной,

слуховой,

моторной,

что

позволяет

сформировать

устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-

рефлекторные связи ЦНС.

Высокая

динамика

способствует

эффективному

усвоению

материала,

памяти, воображения, творчества у детей

Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и

другие неожиданности, и необычные эффекты).

13



В раздел образования