Напоминание

Воспитательная работа 1–4 классы "В ладошках Солнышко".


Автор: Шалыгина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ПЕТРОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: Московская область,Наро–Фоминский район,село Петровское
Наименование материала: Портфолио учителя.
Тема: Воспитательная работа 1–4 классы "В ладошках Солнышко".
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа

143395,Московская область, Наро-Фоминский район,село Петровское,

тел. З4-2-32-14

«Утверждено» Рассмотрена на заседании

Директор школы педагогического совета

Захарова С.Г. Протокол № 1

_________2016 год. От 29.08.2016 года

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1– 4 КЛАССА

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ШАЛЫГИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

2016/2017ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

Диск с электронной версией материалов прилагается.

2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………….7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………...10

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ…….…………………………9

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………18

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………..8

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ……………...3

Программа воспитательной работы разработана на основе «Примерной програм-

мы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени началь-

ного общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и

Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.Программа определяет основные направления духовно-нрав-

ственного воспитания обучающихся МБОУ Петровской СОШ на 2016-2017уч.год.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ. «

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил.»

Н.А.Заболоцкий.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих

этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни,

период, в котором формируются важнейшие качества личности.

«Дети – наша надежда и опора»… - это не просто крылатая фраза,

а скорее основа жизни нашего общества. Детство – это тот фундамент, на

котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» обще-

ства.

Многие дети приходят к нам в начальную школу не умея общаться и сотруд-

ничать. Они не умеют знакомиться, не знают, как вежливо обратиться друг к другу,

как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «моё», «твоё», «общее»,

способны брать без разрешения чужие вещи. Не всегда могут отличить искреннее

непонимание или шутку от проявления агрессии. Зачастую ребята совершенно не

приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово

могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодей-

ствия. До поступления в школу многие дети ограничено общаются со сверстника-

ми. Некоторые из них не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла

бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало воз-

3

можностей накапливать опыт взаимодействия. К сожалению, отрицательное влия-

ние на формирование детской личности имеет и повальное увлечение телевизион-

ными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпа-

дает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей, а со

сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими мето-

дами.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами вос-

питания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятель-

ность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого

влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, госу-

дарство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способ-

ствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности

(индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Важно объединить все

усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать

современным требованиям общества.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в

интересах человека, общества, государства.

Я использую в своей деятельности мою программу воспитательной работы «В

ЛАДОШКАХ-СОЛНЫШКО» для начальной школы.

Мне кажется, что главная задача каждого воспитателя – раскрыть личность

каждого ребенка, заглянуть в его душу и зажечь там лучик света, который бу-

дет светить и согревать на протяжении всей жизни не только его самого, но и

окружающих. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики, держа в своих маленьких ла-

дошках эти «солнышки», освещали и согревали наш иногда жестокий и непри-

глядный мир. Делали его ярче и добрее!!!

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации

создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здо-

ровье - это превеликая ценность на земле. И, что счастье его самого, родных, близ-

ких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно рабо-

тать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

4

Программа является актуальной, еще и потому, что ориентирована на реше-

ние наиболее значимых для детей и современного общества проблем, способствует

формированию осознанного проявления личной инициативы детей;

интегриро-

ванной,

т.к.

как

перекликается

с

общешкольной

воспитательной

программой

«Школа нравственности» на основе единства задач воспитания, обучения и разви-

тия.

Цели и задачи программы воспитательной деятельности класса неразрывно

связаны с гуманистической воспитательной системой школы.

Проблемная тема, над которой работает школа - «Формирование профес-

сиональных компетенций классных руководителей в работе с учащимися;

родителями; классным коллективом через внедрение деятельностного под-

хода».

Цель: самовоспитание личности в воспитательной системе школы»

Воспитательная задача школы направлена на создание благоприятных психо-

лого-педагогических условий для:

o

воспитания физически здоровой и духовно – нравственной личности;

o

самоутверждения каждого обучающегося – сохранение неповторимости и

раскрытие его потенциальных возможностей;

o

воспитания гражданина и патриота.

Разработанная программа позволит сформировать у детей единый ценностно-

окрашенный образ мира как дома. На этой основе происходит становление у детей

современной экологически ориентированной картины России, чувства уважения к

своему природному, социальному окружению, развитие интереса к их познанию,

обогащение нравственного опыта детей, воспитание у них любви к своему городу, к

своей Родине.

Программа создает определенную модель общественных отношений, в кото-

рых на практике в реальной деятельности ребенок приобретает конкретный гра-

жданский долг, опыт общественной жизни. Имея возможность выбора содержания

деятельности в своем классном коллективе, ребенок развивает способности к само-

стоятельному принятию решения, постоянному развитию.

5

Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные

виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоот-

ношения детей и взрослых строятся на основе сотрудничества и сотворчества.

Программа находится в состоянии непрерывного развития, подвергается коррек-

тировке, изменяется с учетом временных параметров осуществления деятельности.

Результаты деятельности по программе может увидеть каждый: это реальные соци-

ально значимые дела, участие и победы в соревнованиях и конкурсах.

Программа рассчитана на 4 года, в реализации которой принимают участие дети

7 – 10 лет.

состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности

ученика, создании максимально благоприятных условий для раскрытия творче-

ских способностей каждой отдельной личности, воспитания у детей активной

гражданской позиции.

формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости

определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представ-

лениями о добре и зле, должном и недоступном;

формировать основы нравственного самосознания личности – способности

младшего школьника формулировать собственные нравственные обязатель-

ства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполне-

ния моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступ-

кам;

формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно

– оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,

мыслям и поступкам;

формировать познавательный интерес, творческую активность;

6

развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и

сопереживание другим людям;

развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, дисциплину.

организованность;

формировать коллектив единомышленников с определённым стилем.

В основе программы заложены принципы:

Принцип

деятельностного

подхода

обучение

и

развитие

личности

ребенка

происходит в разнообразной творческой деятельности;

Принцип демократизации – развитие активности и инициативы детей, развитие

самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по про-

грамме на всех уровнях, предоставление каждому ребенку возможности участия в

реализации программы с учетом его социального опыта и реальных возрастных

возможностей;

Принцип системного подхода – обеспечение взаимосвязи программы

«В ЛАДОШКАХ-СОЛНЫШКО» со школьной программой «Школа нравственно-

сти» и областных программ.

Принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития

каждого ребенка в детском коллективе в соответствии с

его

интересами и

склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.

Принцип развития – каждый этап работы по программе должен иметь конкретное

логическое завершение и последовательно переходить в следующий.

Принцип непрерывности, комплексности и последовательности – развитие де-

ятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разо-

вых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспита-

тельного пространства.

Принцип вариативности заключается в возможности моделировать содержание

программы, ее направления и временные рамки в соответствии с условиями рабо-

ты.

Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы

взаимодействия всех участников программы.

Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности при выстра-

ивании образовательной и воспитательной деятельности.

7

беседы и наблюдения;

классные часы;

занятия-практикумы;

часы доверительного общения;

проектная деятельность;

экскурсии;

тематические праздники и вечера;

устные журналы;

дискуссии;

конкурсы;

игры, соревнования;

родительские собрания в различных формах.

учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

содержание и формы организации учебно – воспитательного процесса в классе;

процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и вос-

питания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социаль-

ному запросу.

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко-

лы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации програм-

мы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы,

психолог

школы.

8

Программа состоит из 2 уровней и 5 направлений деятельности.

Это 5 основных ступенек познания, поднимаясь по которым, ребёнок посте-

пенно многому научиться и многое сумеет сделать сам.

1 уровень соответствует 1-2 классам обучения,

2 уровень соответствует 3-4 класам обучения.

Становление активной жизненной позиции ученика.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа и современ-

ного мира.

Патриотическое и гражданское самосознание.

Уважительное отношение к старшим, проявление заботы о младших.

Толерантное отношение к окружающим .

Представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Потребность вести здоровый образ жизни, поскольку здоровье человека опре-

деляет его успешность в жизни.

Освоение учащимися азов самоуправления.

Создание целостного ученического и родительского коллектива, активно

участвующего в жизнедеятельности класса.

Учащиеся узнают много нового об огромном мире, который называется пла-

нета Земля, о нашей необъятной стране – России; о своей малой родине – Мо-

9

Уровни

Этапы освоения

Ведущие направления

1уровень

ПОЗНАНИЕ

(1-2 класс)

«Мой мир-простой и сложный».

«ЭкологиЯ».

« Здоровье плюс…

2 уровень

ПОНИМАНИЕ

( 3-4 класс)

«Вместе мы -сила!»

«Дорога добра

сковском крае; его замечательных людях, исторических, культурных и духовных

традициях, познакомятся с историей, традициями своей семьи; узнают о том, как

уберечь себя от опасности в разных ситуациях.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

беседы и наблюдения;

классные часы;

занятия- практикумы;

часы доверительного общения;

проектная деятельность;

экскурсии;

тематические праздники и вечера;

устные журналы;

акции

конкурсы;

игры, соревнования;

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:

знать исторические, культурные, природные памятники родного края;

знать события, связанные с Московской землей в годы ВОВ;

знать и уметь рассказывать о знаменитых людях Московского края;

знать историю своей семьи, её традиции, роль в истории города, страны;

знать основные Государственные символы, символы своей области, города;

знать организации, помогающие в реализации прав ребенка;

знать, правила поведения дома, на улице и уметь ими пользоваться.

принимать участие в праздниках, конкурсах, викторина.

Учащиеся узнают о том, что такое здоровый образ жизни, почему нужно соблюдать

режим дня, что для их организма полезно, а что вредно , почему так важно быть

здоровым, узнают о разных видах спорта, встретятся с тренерами спортивных

школ, медицинскими работниками, смогут избежать многих вредных привычек.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

o

беседы;

o

классные часы;

o

занятия- практикумы;

o

часы доверительного общения;

10

o

экскурсии и походы;

o

тематические праздники и вечера;

o

игры, соревнования;

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ

вести здоровый образ жизни;

усвоить информацию о здоровом образе жизни, факторах, отрицательно влия-

ющих на состояние здоровья;

осознавать ценность здоровья как непременного условия достижения успеха в

жизни;

позитивно относиться к здоровому образу жизни как залогу личного и соци-

ального благополучия;

иметь навыки осознанного, ответственного и безопасного поведения для сни-

жения ситуаций, ведущих к риску;

владеть основными приемами туристической техники;

уметь оказывать первую медицинскую помощь;

участвовать в спортивных мероприятиях.

Ученики узнают о том, как прекрасна и хрупка природа; о том, что человек дол-

жен её беречь и охранять, чтобы наша планета оставалась всегда голубой и зелё-

ной; научатся любить и заботится о животных; изучат свой родной край с точки

зрения экологии.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

беседы и наблюдения;

классные часы;

занятия- практикумы;

проектная деятельность;

экскурсии;

тематические праздники и вечера;

устные журналы;

11

акции

конкурсы;

игры, соревнования;

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КЛАССЕ (1-4 КЛАССАХ).

Организация дежурства в классе.

Забота о порядке и чистоте в классе.

Забота о растениях в классе.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ

усвоить информацию об окружающей среде, факторах, отрицательно влияю-

щих на неё;

знать, чем может грозить загрязнение окружающей среды;

осознавать ценность окружающей человека природы как непременного усло-

вия для полноценной жизни;

позитивно относиться к здоровому образу жизни как залогу личного и соци-

ального благополучия;

иметь навыки осознанного, ответственного и безопасного поведения для сни-

жения ситуаций, ведущих к риску;

владеть основными приемами туристической техники;

уметь ухаживать за животными. растениями;

участвовать в экологических мероприятиях, акциях.

Спешите делать добрые дела, помогайте дома родителям, бабушкам, де-

душкам, младшим братьям и сёстрам, помогайте тем, кто нуждается в этом; будьте

добрее, внимательнее, делайте друг другу приятное.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

беседы;

классные часы;

занятия- практикумы;

часы доверительного обще-

ния;

проектная деятельность;

экскурсии;

тематические праздники и

вечера;

коллективные дела;

акции;

конкурсы;

игры, соревнования.

12

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:

делать разнообразные поделки, сувениры;

украшать класс, зал к мероприятию;

проводить свободное время с пользой для себя и окружающих;

помогать всем нуждающимся в помощи.

уметь читать стихи, петь песни, танцевать;

уметь рисовать рисунки различной тематики;

оформлять объявления, стенгазеты;

принимать активное участие в мероприятиях, проводимых в классе.

Вместе с друзьями мои ученики проведут много интересных и

полезных дел, научатся с пользой организовывать свое свободное вре-

мя, у них появятся надёжные старшие товарищи, получат новые зна-

ния, приобретут нужные умения и навыки, которые обязательно приго-

дятся им в будущем. Узнают, какие качества необходимо развивать в

себе и как это сделать. Научатся многое делать сами.

Сами – планировать свою работу, сами – ее выполнять, сами бу-

дут анализировать свои удачи и промахи, если они будут.

Но не ошибается тот, кто ничего не делает!

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

беседы ;

классные часы;

работа в шефских парах;

часы доверительного обще-

ния;

экскурсии;

тематические праздники и

вечера;

коллективные дела;

акции;

конкурсы;

игры, соревнования.

13

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:

знать на уровне суждений о различных социальных ролях человека

(ученик, учитель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.);

знать и выполнять нормы отношений достойного сына, дочери;

знать и выполнять обязанности ученика;

добросовестно выполнять классные поручения;

активно осваивать и демонстрировать товарищеские нормы отношений

(заботу, взаимопомощь, сочувствие);

принимать участие в разработке сценариев мероприятий;

помогать учителю в проведении мероприятий.

Планирование жизнедеятельности и развития программы

«В ладошках-Солнышко» занимает важное место в моей работе. Перспекти-

вы программы воспитательной деятельности – это, в сущности, план жизни

классного коллектива, «радость завтрашнего дня».

Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достой-

ной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, я буду строить

воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исто-

рического опыта России через деятельностное отношение к окружающему

миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.

Для этого мною планируется:

продолжить работу по основным направлениям программы.

14

создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее зве-

но. В его состав войдут родители, учителя старших классов и пяти-

классники;

организовать клуб родителей для развития творческих способностей и

познавательных интересов детей;

оформить классный альбом «Наш класс».

.

1.

Нормативные документы:

Закон РФ Об образовании;

Конвенция о правах ребенка;

Программа развития и образования;

Программа «Здоровье-сберегающие технологии в образовании»;

Программа воспитания в школе;

План работы школы;

Устав МБОУ Петровской СОШ

Концепция воспитания школьников в современных условиях.

2.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 / Н.И. Дереклеева // -

М.: ВАКО, 2007.

3.

Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоцио-

нальное развитие детей) / М.Д. Маханова // - М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.

4.

Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для

проведения. 1-4 классы. / Л.И. Саляхова // - М.: Глобус, 2007. (классное руко-

водство).

5.

Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое по-

собие. / Н.Е. Степанов // - М.: ТЦ Сфера, 2006.

15

6.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педа-

гогика – 2005 -№2- с.67-68

7.

Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Во-

просы психологии. – М: Просвещение, 2008 – с.254

8.

Периодическая печать: журналы «Классный руководитель», «Воспитание школь-

ника», «Начальная школа».

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИ-

РОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

Наблюдение за поведением детей.

Анкеты «Выявление интересов детей».

Индивидуальные беседы.

Коллективное планирование.

2.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.

Определение психологического климата в коллективе участников.

Участие детей в выставках, викторинах, конкурсах, праздниках.

Ведение дневника педагогического наблюдения «Наши дела».

Ведение портфолио ученика.

Пополнение копилки «Добрых дел».

Ярмарка талантов.

Результаты участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях,

показывающих физическую подготовку детей.

Анкета «Выявление знаний о состоянии окружающей среды».

Развитие организаторских, творческих способностей.

16

3.

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

Подведение итогов реализации программы за год, за 4 года.

Определение уровня развития личности как члена классного

коллектива, школы, жителя Московской области, Гражданина

страны.

Формы: коллективный анализа, итоговые классные часы, праздни-

ки, викторины, тесты, анкеты, результаты участия класса в школь-

ных, городских, областных мероприятиях, оформление портфолио

члена классного коллектива.

Диагностика – особый вид познания, находящийся между начальными зна-

ниями, сущностью и познанием единого явления.

Это основа школьного планирования. Это техническое выявление и исполь-

зование всего лучшего, предусматривает внесение корректировки в процесс

развития и воспитания. Она важна для познания самого себя и изучения ин-

дивидуальных возможностей учащихся, помогает им в осознании собствен-

ного

«я».

Диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

Что и зачем нужно изучать в духовном мире воспи-

танников?

По каким показателям это делать?

Где и когда использовать результаты?

Какими средствами, методами, путями воздейство-

вать на воспитанников?

Для того, чтобы составить полное и точное представление о современ-

ных младших школьниках. Об их интересах и возможностях, ценностных

ориентациях и желаниях. Предлагается набор различных диагностических

методик. Данные. полученные с их помощью могут стать основанием отно-

шений и пониманием детей, дадут возможность проанализировать эффек-

тивность работы воспитательной системы класса. Считаю необходимым

обратить внимание на то, что диагностические методики:

- позволяют всех детей поставить в одинаковые условия:

- носят воспитывающий характер.

Необходимо помнить:

- при проведении методик дети должны четко знать, что от них требует-

ся;

- диагностическая ситуация не должна восприниматься детьми как эк-

замен, проверка, а потому следует их проводить в игровой форме, в спо-

койной и доброжелательной обстановке.

17

Методы изучения классного коллектива и личности

1.

Информационно-констатирующие:

анкета:

беседа;

анкета - комментарий;

интервью;

ранжирование.

2.

Оценочные:

самооценка;

оценка;

независимые перекрестные характеристики;

экспертные оценки.

3.

Продуктивные методы изучения личности:

изучение творчества учеников;

тесты (тесты-ситуации, личностные тесты)

4.

Действенно-творческие методы изучения личности

ситуации;

анализ взаимодействия;

социометрия;

наблюдение непосредственное. опосредованное включе-

ние.

№1. Наблюдение за взаимоотношениями детей.

1.1.

Определение готовности играть с другими, умение считаться с ин-

тересами других.

- легко включается в игру со всеми

- играет только с теми, кто ему нравится

- играет только с некоторыми детьми

- не любит играть со всеми, предпочитает играть один.

- справедливо распределяет между другими роли,,,. Игрушки

- стремится подчинить общую игру своим интересам. Не считается с

предложениями других

- всегда выполняет общеустановленные правила.

1.2.

Взаимопомощь, отзывчивость, взаимовыручка

- всегда готов выручить в трудных положениях (не выручает)

18

- играми, значениями новых приемов охотно делится с другими (не делит-

ся)

- обращается при затруднении к другим (не обращается)

- охотно принимает помощь. советы ( не принимает)

1.3.

Поведение при конфликтах. Ссорах, чувство справедливости. Уступ-

чивости, обидчивость, упрямство:

- помогает только тогда, когда попросят. Подскажут;

- ссорится по пустякам

-старается любыми способами настоять на своем

- уступает другим детям, стараясь сохранить общее дело

- обижается и выходит из игры

- жалуется взрослым

- диктует свои порядки

- старается не принимать в игру не желательных ему детей.

Мониторинг воспитательного процесса

Мониторинг – это определение числа показателей. Отражающих состоя-

ние системы, методом повторных замеров накапливается и анализируется

информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и ин-

формативными показателями.

С помощью мониторинга воспитательного процесса можно:

1) проследить динамику формирования приоритетных ценностей воспита-

ния;

2) смену авторитарного на личностно ориентированный подход к учащим-

ся в

воспитании;

3) состояние развития классного коллектива;

4) уровень воспитанности и воспитуемости учащихся;

5) уровень включения родителей в воспитательный процесс;

6) эффективность и деятельность иновационной работы;

7) взаимодействие воспитывающей деятельности с воспитывающим про-

странством

8) оценка конечных результатов воспитательной программы.

9) оценка конечных результатов воспитывающей деятельности.

Мониторинг позволяет проследить изменения личности участников про-

цесса воспитания. При проведении мониторинга воспитательного процесса

необходим план работы по данному направлению, т.е. воспитанность и вос-

питуемость. Под воспитуемостью следует понимать восприимчивость к

воспитательному процессу, готовность к участию в решении конкретных за-

дач, готовность к проявлению социальной инициативы, готовность к само-

воспитанию. Технология оценивания этих показателей состоит в исследова-

нии рефлексии учащихся по итогам нескольких творческих заданий..

19

Под уровнем воспитанности понимается уровень нравственных знаний уча-

щихся. Их нравственных убеждений и уровень реального нравственного по-

ведения.

Примерный план работы мониторинга

«ВОСПИТАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

1.

Показатели и параметры.

Уровень обязательных нравственных знаний учащихся. Их нравствен-

ных убеждений и реального нравственного поведения.

2.

Технология.

Опрос «Ценностные ориентации», «Социально-психологический кли-

мат в классе», итоги рейдов санитарного состояния, итоги дежурств.

3.

План анализа полученной информации:

определение уровня нравственных знаний учащихся;

сопоставление нравственных знаний и убеждений;

общая оценка нравственного поведения учащихся

сравнительный анализ показателей нравственных зна-

ний, убеждений и поведения, данный учениками, учите-

лями, родителями

сравнение с показаниями прошлых лет.

4.

Примерные выводы и анализ эффективности управления воспитатель-

ным процессом.

Методика « Мой пьедестал»

Цель: дать самооценку участия в делах класса, своего положения в классе.

Задание: ребенку предлагается отметить такое место на воображаемом пье-

дестале почета. Которое он. По его мнению, занимает в коллективе:

1.

по своему мнению

2.

по мнению товарищей

3.

по мнению окружающих взрослых ( с обоснованием)

Методика на самооценку «Оцени себя»

Цель: выявление навыков самооценки, соответствие уровня самооценки со

стороны друзей, взрослых.

Что нравится тебе в людях?

Какие положительные качества находят у тебя другие

(взрослые. Ровесники)

Какие положительные качества ты отмечаешь у себя?

Какие недостатки находят у тебя друзья, взрослые?

В чем тебе нужна помощь взрослых ( родителей, учи-

телей, друзей)?

20

Тест – анкета «Ценности и интересы школьника»

Проводится в форме беседы с младшими школьниками. Обобщенные

данные помогают определить основные направления воспитательной ра-

боты в классе.

Допишите начатое предложение

В свое свободное время я больше всего люблю….

Мое любимое занятие дома…..

Мне нравятся книги о……

Среди окружающих меня вещей я больше всего ценю…..

Вместе с ребятами из класса я хотел бы……

Главное. Чего я хочу добиться в жизни –это….

В будущем я мечтаю стать…….

Тест «Незаконченный тезис»

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к

жизни.

Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут.

По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

1. Я иду утром в школу……………………………………………………….

2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…

3. Быть человеком- значит……………………………………………………

4. Самое главное в жизни……………………………………………………..

5. Нельзя прожить

жизнь………………………………………………………

6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..

7. В хорошей школе……………………………………………………………

8. Когда есть свободное время,

я………………………………………………

9. Музыка нужна, так

как……………………………………………………….

10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………

21

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОС-

ПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность воспитательного процесса определяются по соотношению

достигнутого результата и целей воспитательной деятельности.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:

степень освоенности учащимися образовательных программ;

воспитанность учащихся;

активность личности;

защищённость и комфортность ребёнка в классе;

репутация класса;

удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.

Эффективность функционирования воспитательной системы показывает

уровень воспитанности и образованности учеников.

В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспита-

ния ,компетентного подхода к этому процессу практикую ведение портфо-

лио ученика начальной школы.

Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагога-

ми, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного

развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных ра-

бот, отчетов о выполнении каких-либо дел.

И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио:

● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и

уверенности в собственных возможностях;

● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,

развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности

к

самостоятельному познанию, формирование положительных моральных и

нравственных качеств личности;

Работа с детьми приоритетных категорий

Одаренные дети

ЗАДАЧА: Воспитание культуры поведения в семье и в классе, ответствен-

ности; создание условий для развития познавательного интереса, интел-

лекта, взаимопомощи.

22

1.

Выполнение творческих работ.

2.

Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего

мира.

3.

Подготовка и участие в классных олимпиадах.

4.

Участие в конкурсах чтецов.

5.

Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выпол-

нения заданий повышенной трудности.

6.

Помощь сильных учащихся слабо успевающим в шефских парах.

Слабоуспевающие дети

ЗАДАЧА : активизация познавательной деятельности; воспитание чув-

ства ответственности, самостоятельности, мотивации к овладению но-

выми знаниями.

1.Создание и работа шефских пар.

2.Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.

3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.

4.Контроль посещения учащимися кружков а школе, в Домах Творчества,

клубах, секциях, проведения свободного времени.

5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении

ими

поручений.

6.Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответ-

ствии

с их интересами.

«Трудные дети»

ЗАДАЧА : коррекция девиантного поведения, оказание педагогической под-

держки детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют труд-

ными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их чис-

ле. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного

воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы роди-

телей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семей-

ной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится

трудным.

При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я

23

пытаюсь найти ответы на такие вопросы:

- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его пове-

дения?

- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность пове-

дения ученика?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть

самостоятельно?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помо-

щью родителей?

- Какую помощь может оказать общественность?

- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?

- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с

детьми «группы риска»: 1. Иссле-

дование жилищно-бытовых условий учащихся.

2. Консультации и беседы с родителями по вопросам воспитания детей.

3. Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в круж-

ки,

секции и другие внешкольные учреждения.

4. Консультации родителей и детей с психологом и социальным

работником.

5.Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по свое-

му желанию.

6.Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных

дополнительных заданий по предметам.

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм

организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и ин-

тересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь

построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также

ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали названия,

определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои воз-

можности и способности. Поручения были распределены в игровой форме

по желанию ребят.

Центр «Экология». Ребята так же заботятся о земных насаждениях в классе

и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.

Центр «Друзья Айболита» - ребята помогают оказывать первую меди-

цинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собира-

ют интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».

24

Центр «Затейники и фантазёры» – ребята участвуют в разработке всех меро-

приятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и

праздники, анализируют участие в них.

Центр «Любознайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим од-

ноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельно-

сти учащихся.

Центр «Спортландия» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помога-

ют в организации и проведении спортивных мероприятий.

Центр « Редакторы» - ребята подбирают интересный, актуальный материал,

пишут заметки и статьи для классной стенгазеты.

Центр «Умельцы»- представляют ребята, которые организуют дежурство по

классу, следят за наглядными пособиями и раздаточным материалом, а так-

же изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей.

Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.

Самоуправление – это:

o

взаимоуважение;

o

плодотворное сотрудничество;

o

приобретение жизненного опыта;

o

организаторские и лидерские качества;

o

воля и уверенность в себе;

o

формирование активной гражданской позиции.

Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятель-

ности.

Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное

дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в вы-

полнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоян-

но контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициа-

тиву, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.

Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.

25

МБОУ Петровская СОШ,

Московская область, Наро-Фоминский район, с.Петровское,

телефон: 8-496-34-2-32-14

26

Старший

«ЛЮБОЗНАЕК»

ЛЮБОЗНАЙКИ

Старший

«ДРУЗЕЙ

АЙБОЛИТА»

старший

«

СПОРТЛАНДЦЕВ»

ДРУЗЬЯ

АЙБОЛИТА

СПОРТЛАНДЦЫ

СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

старший

«РЕДАКТОРОВ»

старший

«ЗАТЕЙНИКОВ»

старший

«ЭКОЛОГОВ»

РЕДАКТОРЫ

ЗАТЕЙНИКИ

ЭКОЛОГИ

КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ

(дети, классный руководитель, родители)

УМЕЛЬЦЫ

старший

«УМЕЛЬЦЕВ»

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИ-

РОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: выявить результаты работы по программе, оценить достижения детей, про-

анализировать неудачи..

Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высо-

конравственную, творчески активную личность, немыслимо без знания индивидуальных

особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития,

оценки уровня его воспитанности.

27

Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:

сформированность индивидуальности учащихся;

удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;

сформированность коллектива класса.

Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я

использую следующую совокупность критериев и методик изучения:

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Методика «10 ступенек».

Исследование самооценки детей 2 «Б» класса. Октябрь 2015 г.

Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки

в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, об-

щительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с аде-

кватной самооценкой.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны

детям с заниженной самооценкой.

Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учени-

ков и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и раз-

витие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформиро-

ванности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается

по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Анализ воспитанности детей в семье.

Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка

в семье. В тестировании участвовало -21 учащийся. Диагностика показала следующие

результаты.

Исследование самооценки детей 2 «Б» класса 25 октября 2015 г.

Исследование самооценки детей 2 «Б» класса 17 мая 2016г.

28

Исследования самооценки детей 3 «Б» класса 4 октября 2016г.

Уровень воспитанности в классе

Цель: Определить уровень воспитанности в классе.

Стержневые качества личности:

1.трудолюбие

2.эрудиция

3.прилежание

4.отношение к природе

5.эстетические вкусы

6.нравственные качества

7.самовоспитание.

29

Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:

«1» - качество не проявляется.

«2» - проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под руководством

учителя и родителей.

«4» качество проявляется всегда , но не стало потребностью уча-

щихся, требуется контроль со стороны взрос-лых.

«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся посту-

пить не может. Карта

воспитанности за 1 класс.

Оценка

Стержневые качества личности

Трудолюбие

Эрудиция

Прилежание

Эстетические вкусы

Нравственные качества

Само-воспита-

ние

«3»

33%

29%

43%

29%

38%

33%

«4»

25%

42%

33%

29%

33%

38%

«5»

38%

29%

24%

42%

29%

25%

При оценке уровня воспитанности участвовало 21 человек.

Вывод:

при рассмотрении карты воспитанности классного кол-

лектива самыми высо- кими процентами (42%) являются разви-

тие эстетических вкусов ; остальные качества составляют от 24-

38%. Самым низким показателем являются прилежание.(24%)

Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности

учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следую-

щий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребен-

ком необходимости самостоятельной корректировки своего поведе-

ния, прилежания.

Карта воспитанности за 2 класс.

При оценке уровня воспитанности участвовало 22 человека.

30

Оценка

Стержневые качества личности

Трудолюбие

Эрудиция

Прилежание

Эстетические вкусы

Нравственные качества

Само-вос-

пита-ние

«3»

32%

27%

45%

23%

27%

36%

«4»

32%

41%

32%

32%

32%

32%

«5»

36%

32%

23%

45%

41%

32%

Вывод:

при рассмотрении карты воспитанности классного кол-

лектива самыми высо- кими процентами (41%- 45% ) являют-

ся развитие эрудиции, эстетических вкусов и нравственные каче-

ства, остальные качества составляют от 23-36%. Самым низ-

ким показателем являются прилежание.(23%)

Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности

учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следую-

щий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребен-

ком необходимости самостоятельной корректировки своего поведе-

ния, прилежания, развивая в себе лучшие качества.

Карта воспитанности за 3 триместр 3 «Б» класс

При оценке уровня воспитанности участвовало 21 чело-

век.

Оцен-

ка

Стержневые качества личности

Тру-

долю-

бие

Эрудиция Прилежа-ние Эстетические

вкусы

Нрав-ственные к

ачества

Само-вос-

пита-ние

«3»

33%

29%

43%

29%

29%

33%

«4»

29%

38%

33%

33%

33%

29%

«5»

38%

33%

24%

43%

43%

38%

Вывод: При рассмотрении карты воспитанности классного кол-

лектива самыми высо-кими процентами (43%) остаются эстети-

ческие вкусы и нравственные качества,прилежание. Повысился про-

цент такого качества, как прилежания – с 32-33; с 23-24%.

Задача на следующую учебный триместр: продолжить работу по вос-

питанию у учащихся умения критически оценивать своё поведе-

ние, ответственного отношения к самостоятельному выполнению до-

машнего задания и подготовке к урокам в целом.

31

Тест: «незаконченный тезис»

Цель: определить степень позитивного или негативного от-

ношения к жизни.

Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение

1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отно-

шение к миру.

1. Я иду утром в школу……………………………………………………….

2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…

3. Быть человеком- значит……………………………………………………

4. Самое главное в жизни……………………………………………………..

5. Нельзя прожить

жизнь………………………………………………………

6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..

7. В хорошей школе……………………………………………………………

8. Когда есть свободное время,

я………………………………………………

9. Музыка нужна, так

как……………………………………………………….

10. Я не согласен с тем, что говорят, будто

я……………………………………

Результаты анкетирования в 1 «Б» классе.Май.2015г. – 21 уча-

щийся

32

Результаты анкетирования во 2 «Б» классе .Май 2016г.- 22 уча-

щихся

Результаты анкетирования 2 триместр 3 класс – 21 учащийся

33

Вывод: результаты анкетирования свидетельствуют о поло-

жительной динамике повышения позитивного отношения обу-

чающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в це-

лом.

Диагностика

сформированности

и

развития

коллектива

клас

-

са

Анкета

для

определения

школьной

мотивации

учащихся

начальных

классов

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2.

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в шко-

лу или тебе часто хочется остаться дома?

- часто хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радость

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно прихо-

дить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы

в школу или остался бы дома?

34

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

5 уровней школьной мотивации

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активно-

сти. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно

выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют

всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают,

если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справ-

ляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней

нормой.

35

Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает

таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно

чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится

ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. По-

знавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учеб-

ный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу

неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются по-

сторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной дея-

тельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Та

кие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с

учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассника-

ми, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими

как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других слу-

чаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, сле-

довать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников от-

мечаются нервно психические нарушения.

На

основании

ответов

конкретный

учащийся

может

быть

отнесен

к

одному

из

5

уровней

школьной

мотивации

:

1.

Высокая школьная мотивация,

учебная активность - 25-30 бал-

лов.

2.

Хорошая школьная мотивация - 20-24 балла.

3.

Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает

внеучебными сторонами - 15-19 баллов.

4.

Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.

5.

Негативное отношение к школе, дезадаптация – ниже 10 баллов

Исследования детей 2 «Б» класса 6 октября 2015г.

Высокая

мотивация

Хорошая

мотивация

Положит.отношение

Низкая

мотивация

Негативное

отношение

6

13

1

1

-

Исследования самооценки детей 2 «Б» класса 22 мая 2016г.

Высокая

мотивация

Хорошая

мотивация

Положит.отношение

Низкая

мотивация

Негативное

отношение

6

15

-

1

-

36

Исследования самооценки детей 3 «Б» класса 24 сентября 2016г.

Высокая

мотивация

Хорошая

мотивация

Положит.отношение

Низкая

мотивация

Негативное

отношение

10

10

1

-

-

Из сравнительных таблиц следует, что у детей есть познавательный мотив,

стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные тре-

бования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и

ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные от-

метки. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться

с друзьями, с учителями.

Им нравится ощущать себя учениками!!!...

/

37



В раздел образования