Автор: Шалыгина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ПЕТРОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: Московская область,Наро–Фоминский район,село Петровское
Наименование материала: Портфолио учителя.
Тема: Воспитательная работа 1–4 классы "В ладошках Солнышко".
Раздел: начальное образование
МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа
143395,Московская область, Наро-Фоминский район,село Петровское,
тел. З4-2-32-14
«Утверждено» Рассмотрена на заседании
Директор школы педагогического совета
Захарова С.Г. Протокол № 1
_________2016 год. От 29.08.2016 года
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1– 4 КЛАССА
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ШАЛЫГИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
2016/2017ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
Диск с электронной версией материалов прилагается.
2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………….7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………...10
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ…….…………………………9
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………18
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………..8
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ……………...3
Программа воспитательной работы разработана на основе «Примерной програм-
мы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени началь-
ного общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.Программа определяет основные направления духовно-нрав-
ственного воспитания обучающихся МБОУ Петровской СОШ на 2016-2017уч.год.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ. «
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.»
Н.А.Заболоцкий.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих
этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни,
период, в котором формируются важнейшие качества личности.
«Дети – наша надежда и опора»… - это не просто крылатая фраза,
а скорее основа жизни нашего общества. Детство – это тот фундамент, на
котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» обще-
ства.
Многие дети приходят к нам в начальную школу не умея общаться и сотруд-
ничать. Они не умеют знакомиться, не знают, как вежливо обратиться друг к другу,
как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «моё», «твоё», «общее»,
способны брать без разрешения чужие вещи. Не всегда могут отличить искреннее
непонимание или шутку от проявления агрессии. Зачастую ребята совершенно не
приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово
могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.
Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодей-
ствия. До поступления в школу многие дети ограничено общаются со сверстника-
ми. Некоторые из них не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла
бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало воз-
3
можностей накапливать опыт взаимодействия. К сожалению, отрицательное влия-
ние на формирование детской личности имеет и повальное увлечение телевизион-
ными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпа-
дает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей, а со
сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими мето-
дами.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами вос-
питания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятель-
ность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого
влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, госу-
дарство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способ-
ствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности
(индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Важно объединить все
усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать
современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства.
Я использую в своей деятельности мою программу воспитательной работы «В
ЛАДОШКАХ-СОЛНЫШКО» для начальной школы.
Мне кажется, что главная задача каждого воспитателя – раскрыть личность
каждого ребенка, заглянуть в его душу и зажечь там лучик света, который бу-
дет светить и согревать на протяжении всей жизни не только его самого, но и
окружающих. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики, держа в своих маленьких ла-
дошках эти «солнышки», освещали и согревали наш иногда жестокий и непри-
глядный мир. Делали его ярче и добрее!!!
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации
создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здо-
ровье - это превеликая ценность на земле. И, что счастье его самого, родных, близ-
ких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно рабо-
тать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
4
Программа является актуальной, еще и потому, что ориентирована на реше-
ние наиболее значимых для детей и современного общества проблем, способствует
формированию осознанного проявления личной инициативы детей;
интегриро-
ванной,
т.к.
как
перекликается
с
общешкольной
воспитательной
программой
«Школа нравственности» на основе единства задач воспитания, обучения и разви-
тия.
Цели и задачи программы воспитательной деятельности класса неразрывно
связаны с гуманистической воспитательной системой школы.
Проблемная тема, над которой работает школа - «Формирование профес-
сиональных компетенций классных руководителей в работе с учащимися;
родителями; классным коллективом через внедрение деятельностного под-
хода».
Цель: самовоспитание личности в воспитательной системе школы»
Воспитательная задача школы направлена на создание благоприятных психо-
лого-педагогических условий для:
o
воспитания физически здоровой и духовно – нравственной личности;
o
самоутверждения каждого обучающегося – сохранение неповторимости и
раскрытие его потенциальных возможностей;
o
воспитания гражданина и патриота.
Разработанная программа позволит сформировать у детей единый ценностно-
окрашенный образ мира как дома. На этой основе происходит становление у детей
современной экологически ориентированной картины России, чувства уважения к
своему природному, социальному окружению, развитие интереса к их познанию,
обогащение нравственного опыта детей, воспитание у них любви к своему городу, к
своей Родине.
Программа создает определенную модель общественных отношений, в кото-
рых на практике в реальной деятельности ребенок приобретает конкретный гра-
жданский долг, опыт общественной жизни. Имея возможность выбора содержания
деятельности в своем классном коллективе, ребенок развивает способности к само-
стоятельному принятию решения, постоянному развитию.
5
Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные
виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоот-
ношения детей и взрослых строятся на основе сотрудничества и сотворчества.
Программа находится в состоянии непрерывного развития, подвергается коррек-
тировке, изменяется с учетом временных параметров осуществления деятельности.
Результаты деятельности по программе может увидеть каждый: это реальные соци-
ально значимые дела, участие и победы в соревнованиях и конкурсах.
Программа рассчитана на 4 года, в реализации которой принимают участие дети
7 – 10 лет.
состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности
ученика, создании максимально благоприятных условий для раскрытия творче-
ских способностей каждой отдельной личности, воспитания у детей активной
гражданской позиции.
формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представ-
лениями о добре и зле, должном и недоступном;
формировать основы нравственного самосознания личности – способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязатель-
ства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполне-
ния моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступ-
кам;
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно
– оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
формировать познавательный интерес, творческую активность;
6
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и
сопереживание другим людям;
развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, дисциплину.
организованность;
формировать коллектив единомышленников с определённым стилем.
В основе программы заложены принципы:
Принцип
деятельностного
подхода
– обучение
и
развитие
личности
ребенка
происходит в разнообразной творческой деятельности;
Принцип демократизации – развитие активности и инициативы детей, развитие
самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по про-
грамме на всех уровнях, предоставление каждому ребенку возможности участия в
реализации программы с учетом его социального опыта и реальных возрастных
возможностей;
Принцип системного подхода – обеспечение взаимосвязи программы
«В ЛАДОШКАХ-СОЛНЫШКО» со школьной программой «Школа нравственно-
сти» и областных программ.
Принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития
каждого ребенка в детском коллективе в соответствии с
его
интересами и
склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.
Принцип развития – каждый этап работы по программе должен иметь конкретное
логическое завершение и последовательно переходить в следующий.
Принцип непрерывности, комплексности и последовательности – развитие де-
ятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разо-
вых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспита-
тельного пространства.
Принцип вариативности заключается в возможности моделировать содержание
программы, ее направления и временные рамки в соответствии с условиями рабо-
ты.
Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы
взаимодействия всех участников программы.
Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности при выстра-
ивании образовательной и воспитательной деятельности.
7
беседы и наблюдения;
классные часы;
занятия-практикумы;
часы доверительного общения;
проектная деятельность;
экскурсии;
тематические праздники и вечера;
устные журналы;
дискуссии;
конкурсы;
игры, соревнования;
родительские собрания в различных формах.
учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
содержание и формы организации учебно – воспитательного процесса в классе;
процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и вос-
питания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социаль-
ному запросу.
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко-
лы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации програм-
мы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы,
психолог
школы.
8
Программа состоит из 2 уровней и 5 направлений деятельности.
Это 5 основных ступенек познания, поднимаясь по которым, ребёнок посте-
пенно многому научиться и многое сумеет сделать сам.
1 уровень соответствует 1-2 классам обучения,
2 уровень соответствует 3-4 класам обучения.
Становление активной жизненной позиции ученика.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа и современ-
ного мира.
Патриотическое и гражданское самосознание.
Уважительное отношение к старшим, проявление заботы о младших.
Толерантное отношение к окружающим .
Представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Потребность вести здоровый образ жизни, поскольку здоровье человека опре-
деляет его успешность в жизни.
Освоение учащимися азов самоуправления.
Создание целостного ученического и родительского коллектива, активно
участвующего в жизнедеятельности класса.
Учащиеся узнают много нового об огромном мире, который называется пла-
нета Земля, о нашей необъятной стране – России; о своей малой родине – Мо-
9
Уровни
Этапы освоения
Ведущие направления
1уровень
ПОЗНАНИЕ
(1-2 класс)
«Мой мир-простой и сложный».
«ЭкологиЯ».
« Здоровье плюс…
2 уровень
ПОНИМАНИЕ
( 3-4 класс)
«Вместе мы -сила!»
«Дорога добра
сковском крае; его замечательных людях, исторических, культурных и духовных
традициях, познакомятся с историей, традициями своей семьи; узнают о том, как
уберечь себя от опасности в разных ситуациях.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
беседы и наблюдения;
классные часы;
занятия- практикумы;
часы доверительного общения;
проектная деятельность;
экскурсии;
тематические праздники и вечера;
устные журналы;
акции
конкурсы;
игры, соревнования;
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:
знать исторические, культурные, природные памятники родного края;
знать события, связанные с Московской землей в годы ВОВ;
знать и уметь рассказывать о знаменитых людях Московского края;
знать историю своей семьи, её традиции, роль в истории города, страны;
знать основные Государственные символы, символы своей области, города;
знать организации, помогающие в реализации прав ребенка;
знать, правила поведения дома, на улице и уметь ими пользоваться.
принимать участие в праздниках, конкурсах, викторина.
Учащиеся узнают о том, что такое здоровый образ жизни, почему нужно соблюдать
режим дня, что для их организма полезно, а что вредно , почему так важно быть
здоровым, узнают о разных видах спорта, встретятся с тренерами спортивных
школ, медицинскими работниками, смогут избежать многих вредных привычек.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
o
беседы;
o
классные часы;
o
занятия- практикумы;
o
часы доверительного общения;
10
o
экскурсии и походы;
o
тематические праздники и вечера;
o
игры, соревнования;
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ
вести здоровый образ жизни;
усвоить информацию о здоровом образе жизни, факторах, отрицательно влия-
ющих на состояние здоровья;
осознавать ценность здоровья как непременного условия достижения успеха в
жизни;
позитивно относиться к здоровому образу жизни как залогу личного и соци-
ального благополучия;
иметь навыки осознанного, ответственного и безопасного поведения для сни-
жения ситуаций, ведущих к риску;
владеть основными приемами туристической техники;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
участвовать в спортивных мероприятиях.
Ученики узнают о том, как прекрасна и хрупка природа; о том, что человек дол-
жен её беречь и охранять, чтобы наша планета оставалась всегда голубой и зелё-
ной; научатся любить и заботится о животных; изучат свой родной край с точки
зрения экологии.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
беседы и наблюдения;
классные часы;
занятия- практикумы;
проектная деятельность;
экскурсии;
тематические праздники и вечера;
устные журналы;
11
акции
конкурсы;
игры, соревнования;
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КЛАССЕ (1-4 КЛАССАХ).
Организация дежурства в классе.
Забота о порядке и чистоте в классе.
Забота о растениях в классе.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ
усвоить информацию об окружающей среде, факторах, отрицательно влияю-
щих на неё;
знать, чем может грозить загрязнение окружающей среды;
осознавать ценность окружающей человека природы как непременного усло-
вия для полноценной жизни;
позитивно относиться к здоровому образу жизни как залогу личного и соци-
ального благополучия;
иметь навыки осознанного, ответственного и безопасного поведения для сни-
жения ситуаций, ведущих к риску;
владеть основными приемами туристической техники;
уметь ухаживать за животными. растениями;
участвовать в экологических мероприятиях, акциях.
Спешите делать добрые дела, помогайте дома родителям, бабушкам, де-
душкам, младшим братьям и сёстрам, помогайте тем, кто нуждается в этом; будьте
добрее, внимательнее, делайте друг другу приятное.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
беседы;
классные часы;
занятия- практикумы;
часы доверительного обще-
ния;
проектная деятельность;
экскурсии;
тематические праздники и
вечера;
коллективные дела;
акции;
конкурсы;
игры, соревнования.
12
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:
делать разнообразные поделки, сувениры;
украшать класс, зал к мероприятию;
проводить свободное время с пользой для себя и окружающих;
помогать всем нуждающимся в помощи.
уметь читать стихи, петь песни, танцевать;
уметь рисовать рисунки различной тематики;
оформлять объявления, стенгазеты;
принимать активное участие в мероприятиях, проводимых в классе.
Вместе с друзьями мои ученики проведут много интересных и
полезных дел, научатся с пользой организовывать свое свободное вре-
мя, у них появятся надёжные старшие товарищи, получат новые зна-
ния, приобретут нужные умения и навыки, которые обязательно приго-
дятся им в будущем. Узнают, какие качества необходимо развивать в
себе и как это сделать. Научатся многое делать сами.
Сами – планировать свою работу, сами – ее выполнять, сами бу-
дут анализировать свои удачи и промахи, если они будут.
Но не ошибается тот, кто ничего не делает!
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
беседы ;
классные часы;
работа в шефских парах;
часы доверительного обще-
ния;
экскурсии;
тематические праздники и
вечера;
коллективные дела;
акции;
конкурсы;
игры, соревнования.
13
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ:
знать на уровне суждений о различных социальных ролях человека
(ученик, учитель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.);
знать и выполнять нормы отношений достойного сына, дочери;
знать и выполнять обязанности ученика;
добросовестно выполнять классные поручения;
активно осваивать и демонстрировать товарищеские нормы отношений
(заботу, взаимопомощь, сочувствие);
принимать участие в разработке сценариев мероприятий;
помогать учителю в проведении мероприятий.
Планирование жизнедеятельности и развития программы
«В ладошках-Солнышко» занимает важное место в моей работе. Перспекти-
вы программы воспитательной деятельности – это, в сущности, план жизни
классного коллектива, «радость завтрашнего дня».
Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достой-
ной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, я буду строить
воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исто-
рического опыта России через деятельностное отношение к окружающему
миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.
Для этого мною планируется:
продолжить работу по основным направлениям программы.
14
создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее зве-
но. В его состав войдут родители, учителя старших классов и пяти-
классники;
организовать клуб родителей для развития творческих способностей и
познавательных интересов детей;
оформить классный альбом «Наш класс».
.
1.
Нормативные документы:
Закон РФ Об образовании;
Конвенция о правах ребенка;
Программа развития и образования;
Программа «Здоровье-сберегающие технологии в образовании»;
Программа воспитания в школе;
План работы школы;
Устав МБОУ Петровской СОШ
Концепция воспитания школьников в современных условиях.
2.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 / Н.И. Дереклеева // -
М.: ВАКО, 2007.
3.
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоцио-
нальное развитие детей) / М.Д. Маханова // - М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
4.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для
проведения. 1-4 классы. / Л.И. Саляхова // - М.: Глобус, 2007. (классное руко-
водство).
5.
Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое по-
собие. / Н.Е. Степанов // - М.: ТЦ Сфера, 2006.
15
6.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педа-
гогика – 2005 -№2- с.67-68
7.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Во-
просы психологии. – М: Просвещение, 2008 – с.254
8.
Периодическая печать: журналы «Классный руководитель», «Воспитание школь-
ника», «Начальная школа».
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИ-
РОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
Наблюдение за поведением детей.
Анкеты «Выявление интересов детей».
Индивидуальные беседы.
Коллективное планирование.
2.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.
Определение психологического климата в коллективе участников.
Участие детей в выставках, викторинах, конкурсах, праздниках.
Ведение дневника педагогического наблюдения «Наши дела».
Ведение портфолио ученика.
Пополнение копилки «Добрых дел».
Ярмарка талантов.
Результаты участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях,
показывающих физическую подготовку детей.
Анкета «Выявление знаний о состоянии окружающей среды».
Развитие организаторских, творческих способностей.
16
3.
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
Подведение итогов реализации программы за год, за 4 года.
Определение уровня развития личности как члена классного
коллектива, школы, жителя Московской области, Гражданина
страны.
Формы: коллективный анализа, итоговые классные часы, праздни-
ки, викторины, тесты, анкеты, результаты участия класса в школь-
ных, городских, областных мероприятиях, оформление портфолио
члена классного коллектива.
Диагностика – особый вид познания, находящийся между начальными зна-
ниями, сущностью и познанием единого явления.
Это основа школьного планирования. Это техническое выявление и исполь-
зование всего лучшего, предусматривает внесение корректировки в процесс
развития и воспитания. Она важна для познания самого себя и изучения ин-
дивидуальных возможностей учащихся, помогает им в осознании собствен-
ного
«я».
Диагностика призвана ответить на следующие вопросы:
Что и зачем нужно изучать в духовном мире воспи-
танников?
По каким показателям это делать?
Где и когда использовать результаты?
Какими средствами, методами, путями воздейство-
вать на воспитанников?
Для того, чтобы составить полное и точное представление о современ-
ных младших школьниках. Об их интересах и возможностях, ценностных
ориентациях и желаниях. Предлагается набор различных диагностических
методик. Данные. полученные с их помощью могут стать основанием отно-
шений и пониманием детей, дадут возможность проанализировать эффек-
тивность работы воспитательной системы класса. Считаю необходимым
обратить внимание на то, что диагностические методики:
- позволяют всех детей поставить в одинаковые условия:
- носят воспитывающий характер.
Необходимо помнить:
- при проведении методик дети должны четко знать, что от них требует-
ся;
- диагностическая ситуация не должна восприниматься детьми как эк-
замен, проверка, а потому следует их проводить в игровой форме, в спо-
койной и доброжелательной обстановке.
17
Методы изучения классного коллектива и личности
1.
Информационно-констатирующие:
анкета:
беседа;
анкета - комментарий;
интервью;
ранжирование.
2.
Оценочные:
самооценка;
оценка;
независимые перекрестные характеристики;
экспертные оценки.
3.
Продуктивные методы изучения личности:
изучение творчества учеников;
тесты (тесты-ситуации, личностные тесты)
4.
Действенно-творческие методы изучения личности
ситуации;
анализ взаимодействия;
социометрия;
наблюдение непосредственное. опосредованное включе-
ние.
№1. Наблюдение за взаимоотношениями детей.
1.1.
Определение готовности играть с другими, умение считаться с ин-
тересами других.
- легко включается в игру со всеми
- играет только с теми, кто ему нравится
- играет только с некоторыми детьми
- не любит играть со всеми, предпочитает играть один.
- справедливо распределяет между другими роли,,,. Игрушки
- стремится подчинить общую игру своим интересам. Не считается с
предложениями других
- всегда выполняет общеустановленные правила.
1.2.
Взаимопомощь, отзывчивость, взаимовыручка
- всегда готов выручить в трудных положениях (не выручает)
18
- играми, значениями новых приемов охотно делится с другими (не делит-
ся)
- обращается при затруднении к другим (не обращается)
- охотно принимает помощь. советы ( не принимает)
1.3.
Поведение при конфликтах. Ссорах, чувство справедливости. Уступ-
чивости, обидчивость, упрямство:
- помогает только тогда, когда попросят. Подскажут;
- ссорится по пустякам
-старается любыми способами настоять на своем
- уступает другим детям, стараясь сохранить общее дело
- обижается и выходит из игры
- жалуется взрослым
- диктует свои порядки
- старается не принимать в игру не желательных ему детей.
Мониторинг воспитательного процесса
Мониторинг – это определение числа показателей. Отражающих состоя-
ние системы, методом повторных замеров накапливается и анализируется
информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и ин-
формативными показателями.
С помощью мониторинга воспитательного процесса можно:
1) проследить динамику формирования приоритетных ценностей воспита-
ния;
2) смену авторитарного на личностно ориентированный подход к учащим-
ся в
воспитании;
3) состояние развития классного коллектива;
4) уровень воспитанности и воспитуемости учащихся;
5) уровень включения родителей в воспитательный процесс;
6) эффективность и деятельность иновационной работы;
7) взаимодействие воспитывающей деятельности с воспитывающим про-
странством
8) оценка конечных результатов воспитательной программы.
9) оценка конечных результатов воспитывающей деятельности.
Мониторинг позволяет проследить изменения личности участников про-
цесса воспитания. При проведении мониторинга воспитательного процесса
необходим план работы по данному направлению, т.е. воспитанность и вос-
питуемость. Под воспитуемостью следует понимать восприимчивость к
воспитательному процессу, готовность к участию в решении конкретных за-
дач, готовность к проявлению социальной инициативы, готовность к само-
воспитанию. Технология оценивания этих показателей состоит в исследова-
нии рефлексии учащихся по итогам нескольких творческих заданий..
19
Под уровнем воспитанности понимается уровень нравственных знаний уча-
щихся. Их нравственных убеждений и уровень реального нравственного по-
ведения.
Примерный план работы мониторинга
«ВОСПИТАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
1.
Показатели и параметры.
Уровень обязательных нравственных знаний учащихся. Их нравствен-
ных убеждений и реального нравственного поведения.
2.
Технология.
Опрос «Ценностные ориентации», «Социально-психологический кли-
мат в классе», итоги рейдов санитарного состояния, итоги дежурств.
3.
План анализа полученной информации:
определение уровня нравственных знаний учащихся;
сопоставление нравственных знаний и убеждений;
общая оценка нравственного поведения учащихся
сравнительный анализ показателей нравственных зна-
ний, убеждений и поведения, данный учениками, учите-
лями, родителями
сравнение с показаниями прошлых лет.
4.
Примерные выводы и анализ эффективности управления воспитатель-
ным процессом.
Методика « Мой пьедестал»
Цель: дать самооценку участия в делах класса, своего положения в классе.
Задание: ребенку предлагается отметить такое место на воображаемом пье-
дестале почета. Которое он. По его мнению, занимает в коллективе:
1.
по своему мнению
2.
по мнению товарищей
3.
по мнению окружающих взрослых ( с обоснованием)
Методика на самооценку «Оцени себя»
Цель: выявление навыков самооценки, соответствие уровня самооценки со
стороны друзей, взрослых.
Что нравится тебе в людях?
Какие положительные качества находят у тебя другие
(взрослые. Ровесники)
Какие положительные качества ты отмечаешь у себя?
Какие недостатки находят у тебя друзья, взрослые?
В чем тебе нужна помощь взрослых ( родителей, учи-
телей, друзей)?
20
Тест – анкета «Ценности и интересы школьника»
Проводится в форме беседы с младшими школьниками. Обобщенные
данные помогают определить основные направления воспитательной ра-
боты в классе.
Допишите начатое предложение
В свое свободное время я больше всего люблю….
Мое любимое занятие дома…..
Мне нравятся книги о……
Среди окружающих меня вещей я больше всего ценю…..
Вместе с ребятами из класса я хотел бы……
Главное. Чего я хочу добиться в жизни –это….
В будущем я мечтаю стать…….
Тест «Незаконченный тезис»
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к
жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут.
По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. Я иду утром в школу……………………………………………………….
2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…
3. Быть человеком- значит……………………………………………………
4. Самое главное в жизни……………………………………………………..
5. Нельзя прожить
жизнь………………………………………………………
6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..
7. В хорошей школе……………………………………………………………
8. Когда есть свободное время,
я………………………………………………
9. Музыка нужна, так
как……………………………………………………….
10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………
21
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОС-
ПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эффективность воспитательного процесса определяются по соотношению
достигнутого результата и целей воспитательной деятельности.
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:
степень освоенности учащимися образовательных программ;
воспитанность учащихся;
активность личности;
защищённость и комфортность ребёнка в классе;
репутация класса;
удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.
Эффективность функционирования воспитательной системы показывает
уровень воспитанности и образованности учеников.
В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспита-
ния ,компетентного подхода к этому процессу практикую ведение портфо-
лио ученика начальной школы.
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагога-
ми, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного
развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных ра-
бот, отчетов о выполнении каких-либо дел.
И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио:
● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности
к
самостоятельному познанию, формирование положительных моральных и
нравственных качеств личности;
Работа с детьми приоритетных категорий
Одаренные дети
ЗАДАЧА: Воспитание культуры поведения в семье и в классе, ответствен-
ности; создание условий для развития познавательного интереса, интел-
лекта, взаимопомощи.
22
1.
Выполнение творческих работ.
2.
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего
мира.
3.
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
4.
Участие в конкурсах чтецов.
5.
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выпол-
нения заданий повышенной трудности.
6.
Помощь сильных учащихся слабо успевающим в шефских парах.
Слабоуспевающие дети
ЗАДАЧА : активизация познавательной деятельности; воспитание чув-
ства ответственности, самостоятельности, мотивации к овладению но-
выми знаниями.
1.Создание и работа шефских пар.
2.Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения учащимися кружков а школе, в Домах Творчества,
клубах, секциях, проведения свободного времени.
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении
ими
поручений.
6.Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответ-
ствии
с их интересами.
«Трудные дети»
ЗАДАЧА : коррекция девиантного поведения, оказание педагогической под-
держки детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют труд-
ными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их чис-
ле. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного
воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы роди-
телей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семей-
ной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится
трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я
23
пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его пове-
дения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность пове-
дения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помо-
щью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с
детьми «группы риска»: 1. Иссле-
дование жилищно-бытовых условий учащихся.
2. Консультации и беседы с родителями по вопросам воспитания детей.
3. Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в круж-
ки,
секции и другие внешкольные учреждения.
4. Консультации родителей и детей с психологом и социальным
работником.
5.Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по свое-
му желанию.
6.Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных
дополнительных заданий по предметам.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм
организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и ин-
тересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь
построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также
ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали названия,
определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои воз-
можности и способности. Поручения были распределены в игровой форме
по желанию ребят.
Центр «Экология». Ребята так же заботятся о земных насаждениях в классе
и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.
Центр «Друзья Айболита» - ребята помогают оказывать первую меди-
цинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собира-
ют интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».
24
Центр «Затейники и фантазёры» – ребята участвуют в разработке всех меро-
приятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и
праздники, анализируют участие в них.
Центр «Любознайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим од-
ноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельно-
сти учащихся.
Центр «Спортландия» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помога-
ют в организации и проведении спортивных мероприятий.
Центр « Редакторы» - ребята подбирают интересный, актуальный материал,
пишут заметки и статьи для классной стенгазеты.
Центр «Умельцы»- представляют ребята, которые организуют дежурство по
классу, следят за наглядными пособиями и раздаточным материалом, а так-
же изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей.
Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.
Самоуправление – это:
o
взаимоуважение;
o
плодотворное сотрудничество;
o
приобретение жизненного опыта;
o
организаторские и лидерские качества;
o
воля и уверенность в себе;
o
формирование активной гражданской позиции.
Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятель-
ности.
Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное
дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в вы-
полнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоян-
но контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициа-
тиву, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.
Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.
25
МБОУ Петровская СОШ,
Московская область, Наро-Фоминский район, с.Петровское,
телефон: 8-496-34-2-32-14
26
Старший
«ЛЮБОЗНАЕК»
ЛЮБОЗНАЙКИ
Старший
«ДРУЗЕЙ
АЙБОЛИТА»
старший
«
СПОРТЛАНДЦЕВ»
ДРУЗЬЯ
АЙБОЛИТА
СПОРТЛАНДЦЫ
СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
старший
«РЕДАКТОРОВ»
старший
«ЗАТЕЙНИКОВ»
старший
«ЭКОЛОГОВ»
РЕДАКТОРЫ
ЗАТЕЙНИКИ
ЭКОЛОГИ
КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ
(дети, классный руководитель, родители)
УМЕЛЬЦЫ
старший
«УМЕЛЬЦЕВ»
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИ-
РОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель: выявить результаты работы по программе, оценить достижения детей, про-
анализировать неудачи..
Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высо-
конравственную, творчески активную личность, немыслимо без знания индивидуальных
особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития,
оценки уровня его воспитанности.
27
Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:
сформированность индивидуальности учащихся;
удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
сформированность коллектива класса.
Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я
использую следующую совокупность критериев и методик изучения:
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Методика «10 ступенек».
Исследование самооценки детей 2 «Б» класса. Октябрь 2015 г.
Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки
в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, об-
щительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с аде-
кватной самооценкой.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны
детям с заниженной самооценкой.
Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учени-
ков и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и раз-
витие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформиро-
ванности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается
по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.
Анализ воспитанности детей в семье.
Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка
в семье. В тестировании участвовало -21 учащийся. Диагностика показала следующие
результаты.
Исследование самооценки детей 2 «Б» класса 25 октября 2015 г.
Исследование самооценки детей 2 «Б» класса 17 мая 2016г.
28
Исследования самооценки детей 3 «Б» класса 4 октября 2016г.
Уровень воспитанности в классе
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
1.трудолюбие
2.эрудиция
3.прилежание
4.отношение к природе
5.эстетические вкусы
6.нравственные качества
7.самовоспитание.
29
Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под руководством
учителя и родителей.
«4» качество проявляется всегда , но не стало потребностью уча-
щихся, требуется контроль со стороны взрос-лых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся посту-
пить не может. Карта
воспитанности за 1 класс.
Оценка
Стержневые качества личности
Трудолюбие
Эрудиция
Прилежание
Эстетические вкусы
Нравственные качества
Само-воспита-
ние
«3»
33%
29%
43%
29%
38%
33%
«4»
25%
42%
33%
29%
33%
38%
«5»
38%
29%
24%
42%
29%
25%
При оценке уровня воспитанности участвовало 21 человек.
Вывод:
при рассмотрении карты воспитанности классного кол-
лектива самыми высо- кими процентами (42%) являются разви-
тие эстетических вкусов ; остальные качества составляют от 24-
38%. Самым низким показателем являются прилежание.(24%)
Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности
учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следую-
щий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребен-
ком необходимости самостоятельной корректировки своего поведе-
ния, прилежания.
Карта воспитанности за 2 класс.
При оценке уровня воспитанности участвовало 22 человека.
30
Оценка
Стержневые качества личности
Трудолюбие
Эрудиция
Прилежание
Эстетические вкусы
Нравственные качества
Само-вос-
пита-ние
«3»
32%
27%
45%
23%
27%
36%
«4»
32%
41%
32%
32%
32%
32%
«5»
36%
32%
23%
45%
41%
32%
Вывод:
при рассмотрении карты воспитанности классного кол-
лектива самыми высо- кими процентами (41%- 45% ) являют-
ся развитие эрудиции, эстетических вкусов и нравственные каче-
ства, остальные качества составляют от 23-36%. Самым низ-
ким показателем являются прилежание.(23%)
Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности
учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следую-
щий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребен-
ком необходимости самостоятельной корректировки своего поведе-
ния, прилежания, развивая в себе лучшие качества.
Карта воспитанности за 3 триместр 3 «Б» класс
При оценке уровня воспитанности участвовало 21 чело-
век.
Оцен-
ка
Стержневые качества личности
Тру-
долю-
бие
Эрудиция Прилежа-ние Эстетические
вкусы
Нрав-ственные к
ачества
Само-вос-
пита-ние
«3»
33%
29%
43%
29%
29%
33%
«4»
29%
38%
33%
33%
33%
29%
«5»
38%
33%
24%
43%
43%
38%
Вывод: При рассмотрении карты воспитанности классного кол-
лектива самыми высо-кими процентами (43%) остаются эстети-
ческие вкусы и нравственные качества,прилежание. Повысился про-
цент такого качества, как прилежания – с 32-33; с 23-24%.
Задача на следующую учебный триместр: продолжить работу по вос-
питанию у учащихся умения критически оценивать своё поведе-
ние, ответственного отношения к самостоятельному выполнению до-
машнего задания и подготовке к урокам в целом.
31
Тест: «незаконченный тезис»
Цель: определить степень позитивного или негативного от-
ношения к жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение
1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отно-
шение к миру.
1. Я иду утром в школу……………………………………………………….
2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…
3. Быть человеком- значит……………………………………………………
4. Самое главное в жизни……………………………………………………..
5. Нельзя прожить
жизнь………………………………………………………
6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..
7. В хорошей школе……………………………………………………………
8. Когда есть свободное время,
я………………………………………………
9. Музыка нужна, так
как……………………………………………………….
10. Я не согласен с тем, что говорят, будто
я……………………………………
Результаты анкетирования в 1 «Б» классе.Май.2015г. – 21 уча-
щийся
32
Результаты анкетирования во 2 «Б» классе .Май 2016г.- 22 уча-
щихся
Результаты анкетирования 2 триместр 3 класс – 21 учащийся
33
Вывод: результаты анкетирования свидетельствуют о поло-
жительной динамике повышения позитивного отношения обу-
чающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в це-
лом.
Диагностика
сформированности
и
развития
коллектива
клас
-
са
Анкета
для
определения
школьной
мотивации
учащихся
начальных
классов
1.Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2.
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в шко-
лу или тебе часто хочется остаться дома?
- часто хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радость
3.
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно прихо-
дить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы
в школу или остался бы дома?
34
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5.
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6.
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7.
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8.
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9.
У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
5 уровней школьной мотивации
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активно-
сти. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют
всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают,
если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справ-
ляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней
нормой.
35
Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает
таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно
чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. По-
знавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учеб-
ный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу
неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются по-
сторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной дея-
тельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Та
кие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с
учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассника-
ми, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими
как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других слу-
чаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, сле-
довать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников от-
мечаются нервно психические нарушения.
На
основании
ответов
конкретный
учащийся
может
быть
отнесен
к
одному
из
5
уровней
школьной
мотивации
:
1.
Высокая школьная мотивация,
учебная активность - 25-30 бал-
лов.
2.
Хорошая школьная мотивация - 20-24 балла.
3.
Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает
внеучебными сторонами - 15-19 баллов.
4.
Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.
5.
Негативное отношение к школе, дезадаптация – ниже 10 баллов
Исследования детей 2 «Б» класса 6 октября 2015г.
Высокая
мотивация
Хорошая
мотивация
Положит.отношение
Низкая
мотивация
Негативное
отношение
6
13
1
1
-
Исследования самооценки детей 2 «Б» класса 22 мая 2016г.
Высокая
мотивация
Хорошая
мотивация
Положит.отношение
Низкая
мотивация
Негативное
отношение
6
15
-
1
-
36
Исследования самооценки детей 3 «Б» класса 24 сентября 2016г.
Высокая
мотивация
Хорошая
мотивация
Положит.отношение
Низкая
мотивация
Негативное
отношение
10
10
1
-
-
Из сравнительных таблиц следует, что у детей есть познавательный мотив,
стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные тре-
бования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и
ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные от-
метки. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться
с друзьями, с учителями.
Им нравится ощущать себя учениками!!!...
/
37