Напоминание

"Работа над инструктивным материалом в классе гитары"


Автор: Ильина Галина Анатольевна
Должность: Преподаватель по классу "Гитара" и "Аккордеон"
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 39"
Населённый пункт: пгт Инской
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Работа над инструктивным материалом в классе гитары"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кемеровский государственный университет культуры и искусства

И. Н. С. Дополнительное профессиональное образование

Работа над инструктивным материалом в классе гитары

Реферат

Выполнил: Ильина Галина Анатольевна

Слушатель группы

Преподаватель по классу гитары

Научный руководитель:

Рябчевская Жанна Александровна

Кемерово 2014 г.

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………………3

2.

Работа над инструктивным материалом в классе гитары……………………..5

2.1.

Гаммы……………………………………………………………………..5

2.2.

Упражнения………………………………………………………………7

2.3.

Этюды………………….…………………………………………………10

3.

Заключение………………..…………………………………………………….13

4.

Список литературы……………………………………………………………14

1.

Введение

Любой

исполнитель

реализует

свой

художественный

замысел

только

посредством игровых движений.

Техническая

оснащённость

гитариста

пальцевая

беглость,

координация

движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приёмы

звукоизвлечения, штрихи, свободное ориентирование на грифе – приобретается

путём

тщательной,

систематической

работы

над

различными

видами

инструктивного материала: гаммами, упражнениями, основными техническими

2

формулами,

этюдами.

Их

освоение

способствует

выработке

определённых

двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются

технические

трудности,

встречающиеся

в

художественных

произведениях.

Поэтому

изучение

инструктивного

материала

необходимо

рассматривать

как

существенную и неотъемлемую часть учебного процесса.

Технический аппарат призван гибко выполнять музыкально-художественные

намерения исполнителя, быть ловким, точным, скоординированным, выносливым.

Ловкость – развивается постепенным повышением скорости смены игровых

движений.

Сила – двигательные качества, связанные с напряжением мышц, важная в

гитарной технике из–за небольших динамических возможностей инструмента.

Выносливость – необходима при исполнении виртуозных произведений и

пьес. Тренировать выносливость можно лишь до появления мышечной усталости.

Развитие

беглости

способствует

увеличению

ловкости

и

выносливости.

Ученик должен разбираться в своих двигательных ощущениях и анализировать

их. Выносливость связана со свободой исполнительского аппарата -

сменой

напряжения и освобождения.

В

основе

работы

над

техникой

лежит

слуховой

метод.

Слуховой

метод

требует чёткого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука.

Слуховой и двигательные методы, выступают как две стороны одного процесса.

Избирая путь развития учащегося, педагог должен представлять общий характер

музыкально-слуховых данных ученика.

Можно выделить:

1. Музыкально-моторно одарённые ученики;

2.

Моторно-одарённые

ученики

при

среднем

уровне

музыкальности

и

способности

к

слуховым

представлениям.

Здесь

первостепенное

значение

приобретает развитие слухового опыта, обогащение его эмоционального мир.

3. Музыкально-одарённые учащиеся со средним уровнем моторных данных,

техническая сторона требует специального внимания.

4.

Ученики

со

средним

уровнем

музыкальных

и

моторных

данных.

Необходима

специальная

работа

по

активизации

музыкально-слуховых

представлений, воспитание культуры мышечных ощущений.

3

2. Работа над инструктивным материалом в классе гитары

2.1. Гаммы

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Гаммы

изучаются на всех ступенях музыкального обучения. Они одинаково полезны как

начинающему, так и весьма подвинутому ученику, и даже опытному искусному

исполнителю. «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в

гаммах сделается излишним» - замечает Карл Черни. Изучение гамм позволяет

овладеть основными формулами гитарной техники. На практике познакомиться с

ладотональной

системой,

освоить

кварто-квинтовый

круг

тональностей,

познакомиться с основными аппликатурными формулами, выработать пальцевую

чёткость, ровность, беглость.

Задачи при игре гамм:

1.

Освоение техники переходов в другие позиции;

2.

Ритмические варьирования;

3.

Работа над беглостью;

4.

Работа над динамикой.

Гаммы предназначены в первую очередь, для развития и укрепления навыка

организованной и уверенной игры, координации действий пальцев обеих рук. С

помощью гамм отрабатывается один из сложных компонентов техники игры на

гитаре - переход со струны на струну.

4

Освоение

учеником

гамм

или

гаммаобразных

движений

желательно

начинать,

играя

их

репетициями.

Основные

ритмические

фигуры

триоль

и

квартоль.

Главную

нагрузку

несёт

правая

рука.

Защипывание

струны

указательным и средним пальцем по три или четыре щипка на ноту, с лёгким

акцентированием каждой первой в группе, создаёт ритмичный пульс правой руки,

который дисциплинирует общее движение, воспитывает чувство ритма. При этом

вырабатываются и другие элементы исполнительской техники:

1.

Точная

постановка

снятия

со

струн

пальцев

левой

руки,

чему

способствуют ритмические акценты в правой;

2.

Экономия движений, ибо в таких условиях начинающему ученику легче

следить за высотой поднятия пальцев левой руки над струнами;

3.

Самостоятельность и динамическая ровность щипка и удара, так как при

триольных репетициях акценты постоянно попадают на разные пальцы

правой руки.

Приступая к работе над гаммами и упражнениями, необходимо с первых

шагов вырабатывать у ученика обострённый метроритмический тонус. Игра гамм

вне ритма – организующего иммобилизующего средства - напрасно потерянное

время. Именно ритм стимулирует виртуозность пассажной и аккордовой техники.

Ощущение

ритмической

пульсации

координирует,

синхронизирует

и

облегчает

двигательную

технику

обеих

рук.

Благодаря

чёткой

ритмической

организации возникает внутренняя эмоциональная потребность в движении.

Играть

гаммы

следует

всеми

штрихами,

во

всех

ритмических

и

артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет не только овладеть грифом

инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов.

Полезно для слуха и техники соединение темповых и динамических красок,

развивается звуковая чувствительность пальцев.

Игра

гамм

двойными

нотами

по

выражению

Г.

Нейгауза:

«Вещь

преполезная».

Уже необходимость взять два звука одновременно, обеспечить точность их

созвучия,

их

синхронную

атаку

требует

значительного

мышечного

усилия,

крепости и силы пальцев, их активной работы. Пальцевая активность нужна и для

того, чтобы оба звука прозвучали одинаково по силе ровно и полно, или же с

выделением

одного

из

голосов.

Изучение

гамм

двойными

нотами,

школа

5

полифонической техники, выработки способности слушать и вести два голоса

одновременно.

2.2. Упражнения

Перед

игрой

гамм

одинарными

нотами

очень

полезно

проработать

следующие упражнения.

Суть упражнения:

1.

Первый палец левой руки устанавливается на звук «ми» и не поднимается

на протяжении всего упражнения;

2.

Второй палец на звук «до» и поднимается одновременно с четвертым в

момент звучания «ми»;

3.

Второй палец переносится на звук «фа» и остаётся в том же положении,

когда четвёртый ставится на «соль»;

4.

В

нисходящем

движении

четвёртый

и

второй

пальцы

поочерёдно

поднимаются и после исполнения «ми» переносятся на пятую струну, а

первый палец продолжает оставаться на своём месте.

Благодаря этому упражнению отрабатывается правильная постановка левой

руки,

достигается

свобода,

независимость

пальцев

левой

руки.

При

работе

необходимо следить за тем, чтобы пальцы левой руки в восходящем движении

оставались на струне вплоть до движения вниз. Целесообразно освоить их в

6

других

позициях.

Необходимо

играть

гаммы

со

смешенными

ритмическими

рисунками.

Здесь

отрабатываются

элементы

мелкой

техники.

Динамическая

устремленность шестнадцатых к сильной доле. Ритмически организованная игра

гамм способствует овладению навыками смены позиций.

В восходящем движении кисть часто запаздывает, в результате чего пальцы

по ходу движения к первой струне распрямляются в правой руке. Этот недостаток

хорошо исправляется следующим упражнением:

Для развития самостоятельности пальцев левой руки полезно упражнение 13

7

Великолепные

упражнения

рекомендует

немецкий

гитарист

и

педагог

В.

Лендле. В этих упражнениях очень легко и удобно проконтролировать работу

большого пальца правой руки.

В работе над пальцевой техникой следует прививать навык одновременной

установки на струну двух и более пальцев – приготовленных движений.

Приготовленные

пальцы

особенно

важны

при

исполнении

восходящего

легато упр.

В восходящем движении первый палец является опорным, должен постоянно

находиться

на

струне.

В

работе

над

сложными

техническими

местами

пассажами, арпеджио, аккордами – целесообразно применять метод вариантов, т.

е.

играть

в

медленных

темпах,

желательно

форте,

за

счёт

экономных

и

импульсивных движений пальцев правой руки.

2.3. Этюды

8

Техническое развитие ученика во многом зависит от того, сумел ли педагог

привить ему любовь к этюдам. При добросовестном изучении большого числа

этюдов

нарабатывается

подвижный

навык,

позволяющий

без

большой

предварительной подготовки решить сложные технические задачи. Над этюдами

нужно работать тщательно и добросовестно, доводя его до совершенства. Чем

лучше

выучен

этюд,

тем

большую

пользу

он

принесёт.

Важно

чтобы

предлагаемый

этюд

был

посильным.

Следует

придерживаться

принципа

постепенного

возрастания

сложности.

Ощущение

правильного

темпа

-

важнейшее требование к разучиваемому этюду. Быстрый темп приемлем только

при соблюдении ровного и качественного звучания. Постоянно совершенствовать

уже выученные этюды. Освоение новых – способствуют преодолению многих

технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового

опыта.

Этюды занимают

прочное

место

в

технической

подготовке

любого

музыканта-исполнителя.

Они

позволяют

сосредоточиться

на

разрешении

типических исполнительских трудностей и сочетают специальные технические

задачи с задачами музыкальными. Гитарная литература содержит богатейший

пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних

столетий,

-

пласт,

материал

которого,

к

сожалению,

до

сих

пор

не

получил

должного изучения и систематизации.

Этюд - не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально

этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры

на

инструменте,

но

с

развитием

жанра

этюд

постепенно

становится

произведением художественно значимым, трактуемым как яркая концертная пьеса

или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить (впрочем,

довольно условно) на два больших вида: «оформленные» в пьесы упражнения и

музыкальные

произведения

в

жанре

этюда.

Последние

являются

скорее

показателем

уже

достигнутого

технического

уровня,

нежели

средством

его

достижения,

тогда

как

собственно

инструктивные

этюды

представляют

для

развития техники огромную ценность.

9

В

свете

этого

важной

задачей

становится

расширение

пройденного

инструктивного материала. Безусловно, этюды не являются панацеей от всех

технических

бед,

однако

освоение

необходимого

минимума

их

способствует

некоторому повышению технического уровня учащихся, выравниванию общего

звучания, помогает в устранении различных трудностей или хотя бы заостряет

внимание

ученика

на

существующих

проблемах.

Определенный

эффект

дает

простое увеличение количества этюдов, пройденных в течение полугодия, до

четырех. Эта цифра возникла из практического разделения этюдов на четыре

группы.

Арпеджио: сюда входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на

чередования пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном

положении левой.

Гаммы,

репетиции:

вторая

группа

содержит

этюды,

содержащие

гаммаобразные пассажи и репетиции (в том числе тремоло), то есть чередование

пальцев i-m-a по одной струне.

Аккорды, интервалы, кантилена: в эту группу вошли этюды на аккордовую

технику, на интервалы (в том числе разложенные), а также медленные, певучие

этюды, требующие связной игры левой руки.

Смешанная техника: сюда могут входить этюды с элементами первых трех

групп

(как,

например,

в

этюдах

Карулли),

на

все

виды

«легато»

(включая

мелизмы), ритм и другие трудности.

Такое деление этюдов, конечно, не единственное и, видимо, не достаточно

полное. Но уже эта систематизация дает некоторые преимущества в учебном

процессе. Если в каждом полугодии учащийся будет готовить к зачету по технике

четыре этюда (по одному из каждой группы), то число пройденных за период

учебы этюдов существенно возрастет. Кроме того, можно выработать перечень

обязательных

к

изучению

этюдов,

которые

даются

обычно

для

дальнейшего

совершенствования

их

в

течение

всего

последующего

курса

обучения.

Если

количественный

минимум

больше

отвечает

задачам

информативным,

познавательным, то степень проработанности этюда преследует другие цели. Чем

сложнее,

интереснее

и

разнообразнее

поставленные

музыкально-эстетические

10

задачи, тем больше польза. Критериями выученности этюда являются качество

звука, ровность звучания, тембр и темп исполнения.

Подводя итог, заметим, что постоянное совершенствование исполнения уже

выученных этюдов, наряду с освоением новых, — путь, который способствует

преодолению

многих

технических

трудностей,

формированию

и

развитию

двигательного и слухового опыта.

3. Заключение

Всякая чисто техническая работа приносит плоды лишь в том случае, если

она преследует цель довести исполнение технических упражнений гамм, этюдов

до высшего виртуозного блеска, в приделах границ той ступени развития, на

которой находится учащийся, в зависимости от уровня его дарования.

«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь - говорил И. Гофман,

- только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются».

11

Изучение

гамм,

упражнений,

этюдов

на

всех

ступенях

музыкального

образования, если оно методически грамотно и разумно организованно, способно

принести огромную пользу для технического и музыкального развития учащихся.

Но и тогда, когда период ученичества остаётся позади, без систематической

разработки этой

поистине

«золотой

жилы»

не

может

обойтись

ни

один

музыкант.

Работа

над

инструктивным

материалом

является

оптимальным

учебно-

тренировочным

пособием

в

деле

воспитания

исполнительского

аппарата

гитариста и развитие его пальцевой техники.

4. Список литературы

1.

Гат, Й. Техника фортепианной игры [Текст]/Й. Гат. – М., Будапешт, 1974. –

174 с.

2.

Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре

[Текст]/И. Гофман. - М., 1961. – 85 с.

3.

Корыхалова, Н. Играем гаммы [Текст]/ Н. Корыхалова. – М.: Музыка,

1995. – 73 с.

4.

Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. [Текст]/ Г.

Нейгауз. - М., 1987. – 93 с.

12



В раздел образования