Напоминание

"Письмо доброго друга"


Автор: Герилович Регина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Чайка"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: конспект
Тема: "Письмо доброго друга"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

в технологии деятельностного метода «Ситуация»

для детей средней группы 4-5 лет

«Письмо доброго друга»

Составил воспитатель

Герилович Регина Григорьевна

Открытие нового способа действия - создание аппликации методом обрыва.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для

создания несложной композиции «Морковка».

- Учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи).

-Закреплять знание детей о месте произрастания овощей.

-Закреплять умение вежливо выражать свою просьбу, умение высказывать

предположения.

Развивающие:

- Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать воображение.

Воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность и последовательность в

выполнении своей работы.

Материал: Игрушечный заяц, овощи, «Чудесный мешочек», смс от друга.

Принадлежности для аппликации на каждого ребёнка: половина листа

цветного картона с нарисованным силуэтом моркови и приклеенной ботвой,

небольшой кусочек оранжевой бумаги (в разных оттенках), клей, кисточки

для клея, тряпочки или бумажные салфетки, тарелочка.

Ход ООД:

1.

Введение в ситуацию.

Игровая ситуация «Письмо»

Воспитатель:

-Посмотрите, какой красивый конверт лежит у нас на полочке, а рядом с ним

интересный мешочек. Давайте прочитаем письмо из конверта. (Кто-нибудь из

детей открывает конверт и передаёт воспитателю письмо.)

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята, я ваш добрый друг. Мне очень хочется прийти к вам в

гости, но я не смогу этого сделать, пока вы не отгадаете, что лежит в этом

чудесном мешочке…»

Воспитатель:

-Как вы думаете, что в нём может находиться? ( предположительные ответы

детей: «В мешочке лежат игрушки»; «…посуда» и т.д.)

Воспитатель продолжает читать:

«Этот мешочек непростой, откроется, если его вежливо попросить об этом и

сказать подходящее волшебное слово. Ваш добрый друг».

Воспитатель:

-Вы хотите, что бы к нам пришёл гость? (Да, хотим!) Тогда давайте вежливо

попросим мешочек открыться. (Несколько детей просят мешочек открыться,

используя принятую форму обращения: «Мешочек, откройся, пожалуйста»,

«Мешочек, пожалуйста, откройся»).

2. Актуализация знаний.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дети пытаются на ощупь определить то, что находится в мешочке. Все

правильно названные предметы складывают на отдельный стол.

Воспитатель:

-Посмотрите, как много всего лежало в мешочке, это и - …, и - … Давайте

назовем все эти предметы одним словом? (Овощи). Вы знаете, где растут

овощи? (Овощи растут на огороде).

Входит Заяц:

- Здравствуйте, ребята, я очень рад, что смог попасть к вам в гости! Потому

что вы все овощи правильно определили и сказали, где они растут.

Ребята, мне нужна ваша помощь. Мои припасы моркови закончились,

поможете пополнить кладовку вкусной морковкой? (да) Сможете? А сначала

давайте немного разомнемся: (Пальчиковая гимнастика)

Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

- Вот, вот, вот! руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

- Вот, вот, вот! показать нос

Зайка, зайка, лапы где? хлопки

- Вот, вот, вот! показать руки

Зайка, зайка, ушки где? хлопки

- Вот, вот, вот! показать ушки

Воспитатель:

-Ребята, нам надо торопиться, чтобы успеть помочь Зайцу. Я предлагаю вам

сделать для Зайца аппликацию. Хотите? Сможете?

-Тогда проходите за столы, приступим к изготовлению морковки для нашего

гостя. (Дети садятся за стол)

- Что нам для нужно для выполнения аппликации? (дети перечисляют: клей,

кисточки, бумага…) Какого цвета бывает морковь? (оранжевая морковь).

Перед вами оранжевая бумага разных оттенков, выберете себе один листочек.

3. Затруднение в ситуации.

-Выбрали цвет; все, что нужно для аппликации у нас есть на столах. Теперь

можем сделать аппликацию самой морковки. Приступайте к работе.

(Дети не начинают работу, вместе с воспитателем разбирают ситуацию)

- Почему не можете приступить к работе? Бумага оранжевая есть? (да) Клей,

чтобы приклеить бумагу, есть? (да) Кисточки, чтобы намазать клеем

заготовку морковки, есть? (да) Тогда почему не можем начать работу? (у нас

нет ножниц, мы не можем вырезать)

- Смогли мы сделать подарок для Зайца? (нет)

- Почему не смогли? (потому что не знаем, как резать бумагу без ножниц; как

сделать аппликацию без ножниц)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого)

- Спрашивайте. (Как сделать аппликацию без ножниц?)

4. Открытие нового способа действий.

-Ребята, есть такой способ аппликации без ножниц, который называется

обрывание. Вот я уже сделала свою морковку новым методом обрывания

(показываю свою работу в большом размере). Сделаем также?

Воспитатель демонстрирует алгоритм действия.

- 1.Берем оранжевую бумагу и рвем ее на мелкие кусочки в тарелочку.

2.Обильно смазываем клеем контур морковки, не выходя за линию.

3. Быстро выкладываем, чтобы клей не высох, кусочки бумаги цветной

стороной вверх от края к середине.

4. Взять салфетку и приложить ее к получившейся морковке, чтобы снять

лишний клей.

5. Приклеиваем заранее вырезанную из бумаги зеленого цвета ботву для

морковки.

5. Включение нового способа действия в систему знаний ребенка.

Дети самостоятельно проделывают тот же алгоритм. Воспитатель

индивидуально оказывает помощь детям.

6. Осмысление.

- Какие чудесные морковки у вас получились. Давайте подарим их Зайцу

(дети проходят на ковер).

Заяц: Спасибо за подарки. Побегу в лес, покажу подарки своим друзьям-

зайцам. До свидания (убегает).

Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре.

- Ребята, что мы с вами сегодня делали? (помогли Зайцу запастись

морковью). А как вам это удалось? (научились делать аппликацию методом

обрывания). Действительно, у вас получились красивые аппликации, потому

что вы научились новому способу – обрыванию.

Автор Герилович Регина Григорьевна, воспитатель первой

квалификационной категории д/с «Чайка» №32.

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе

экспериментирования.

Образовательная:

- область «Познание»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,

используя опыты и эксперименты;

- область «Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослыми и

сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей

(лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);

- область «Социализация»: закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в

группах;

- область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе

жизни.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь,

познавательную активность.

Воспитательная:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к

познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей

помочь Галчонку.

Предварительная работа:

- игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»;

- чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова,

«Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким;

- изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки по количеству детей;

стаканчики с водой, трубочки по количеству детей; игрушки, баночки и

другие предметы плотные и полые (пустые внутри); два подноса; сундучок

Галчонка; игрушка Галчонок; кораблики из пенопласта с бумажными

парусами; сосуд - «море для корабликов»; веера; чеснок; воздушные шары по

количеству детей; таблички с цифрами 1,2,3,4 на столах для опытов.

Ход ООД:

Организационный момент «Солнышко».

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими

улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно,

солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики,

коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Стук в дверь, влетает Галчонок Любознайка.

Галчонок: Здравствуйте ребята, я Галчонок Любознайка, хочу загадать вам

загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Дети: Воздух!

Галчонок: Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое

воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем

делать опыты, как настоящие ученые.

Дети подходят к лаборатории.

Воспитатель: Скажите, ребята, Галчонку вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Галчонок: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, Галчонок! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он

всегда вокруг нас!

Галчонок: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Галчонку, что воздух все-таки есть!

Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да!

Опыт с полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пуст!

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал

маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет

полон воздуха, на что он похож? (на подушку) Воздух занял свое место в

мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? (маленький)

Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Галчонок! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его

увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и

заперли его в мешочке, а затем выпустили его!

Воспитатель: Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы

детей)

Галчонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как

люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной

матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!

Воспитатель: Конечно, Галчонок! Ведь воздух легче воды! И если внутри

матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!

Галчонок: Ребята, а помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают,

и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?». Дети поочередно достают из

сундука игрушки и раскладывают их на два подноса.

Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали

игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Галчонку! Теперь ты знаешь,

галчонок, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, но будь

осторожен, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух то этот предмет

может утонуть.

Галчонок: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что

происходит?

Дети: Выходят пузырьки!

Воспитатель: Вот видите! Вывод: воздух есть внутри нас! Мы дуем в

трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем

воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.

Галчонок: Понятно! Но как он к вам попадает!

Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?

Дети: Через нос и рот.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем

Галчонку, как дышат наши носики. (Дышат)

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Дети: Нет.

Игра «Кораблики».

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. Ветерок, созданный

потоком воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики

ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. А если не дуть,

как еще можно сделать ветер!

Опыт 3 с веером.

Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как

же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается,

воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха

не имеет.

Опыт 4с чесноком.

Галчонок: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос

закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Галчонок! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому

на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха

они погибнут.

Галчонок: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

- Что воздух бесцветный, мы его не видим.

- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

- Что воздух легче воды.

- Без воздуха ничто живое не может жить.

- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: А на следующем занятии, я вам расскажу о том, почему одни

воздушные шары улетают высоко в небо, а другие остаются на земле.

Галчонок: Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне

понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Полечу, расскажу друзьям все, что

узнал сегодня. До свидания. (Улетает)

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

Скорее оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.



В раздел образования