Автор: Каримова Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детский сад №139 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы преемственности дошкольного и начального–школьного образования"
Раздел: дошкольное образование
Проблемы преемственности дошкольного и начального-
школьного образования
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего
образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами
для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное
общее и основное общее и т.д.) являются несовпадения препятствующие
стабильности и качественности в процессе получения образования.
Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе,
как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и
для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего
педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой
ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно
родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят
отрицательные ноты.
«Преемственность в образовании - непрерывный процесс воспитания и
обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или
отдельных характеристик при переходе к новому состоянию», так звучит
определение понятия «преемственность» в Советском философском словаре.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны –
дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства,
формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость
детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-
дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном
варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые
работают по программам непрерывного образования и добились
определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не
все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к
тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе
Многие специалисты считают, что школа не должна вносить резкие
перемены в жизнь ребенка. Поэтому принцип преемственности должен
основываться на идее ведущей деятельности или периодизации детского
развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в
зависимости от возраста и новообразований у ребенка. От 1 года до 3 лет –
это предметно-манипулятивная деятельность, от 3 до 6 лет – это игровая
деятельность, а с 6 до 10 лет – учебная деятельность.
Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на
требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые
необходимы для дальнейшего обучения.
Преемственность с точки зрения школы — это опора на те знания, умения и
навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это
подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и
операционного уровня развития ребёнка.
Первая проблема преемственности дошкольного и начального школьного
образования – это завышенные требования к готовности ребенка к
школьному обучению. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника
детского сада на пороге школы»?, учителя часто отвечают так: «хорошо
читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические
задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать
печатными буквами текст без ошибок», тем самым, уже на входе в школьную
жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все
запреты, пропускают их через входные испытания.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные
учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы
начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической
формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном
возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях». Эти
проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки,
переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации,
потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют
неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному
образованию.
Следующая проблема – это низкий уровень социально-личностного развития
ребенка. С каждым годом уровень социально-личностного развития детей
(знание своих возможностей, умение их реализовывать в той или иной сфере
деятельности, адекватно оценивать себя и других, желание и умение
взаимодействовать со сверстниками и учителем в процессе познания)
понижается. Трудности в обучении связаны с недостаточным развитием у
большинства детей адекватного восприятия себя, своей деятельности и ее
результатов, а также способности к коммуникации как ведущему основанию
преемственности.
В итоге возникают трудности в выстраивании содержательного общения с
другими детьми и учителем. Дети могут работать только в том случае, если
учитель обращается непосредственно к ним, в остальное время они
внутренне отсутствуют на уроке, не могут включиться в общий процесс
обучения. Недостаточен уровень ориентировки детей в социальном мире −
как ближайшем окружении, так и мире района, области, страны. Мир
близких ребенку людей оказывается закрытым в силу того, что семейное
воспитание или сведено к минимуму, или строится по типу делового
общения. Почти нет совместной деятельности, где ребенок получал бы опыт
социального поведения и нравственной устойчивости. Многие родители
психологически не готовы быть родителями: не владеют знаниями о
развитии ребенка, методами обучения и воспитания, во многих семьях
встречаются асоциальные проявления: сквернословие, пьянство, что,
естественно, не способствует правильной и успешной социализации ребенка.
Еще одна проблема – это отсутствие единых программ непрерывного
образования. Разработка единых программ непрерывного образования
зачастую не возможна из-за того, что воспитатели, а часто и сами родители
не знают в какую же школу пойдет ребенок и по какой программе он будет
обучаться. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных
услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент),
определиться родителям с выбором очень непросто.
ДОУ может начать сотрудничать с ОО школой, расположенной по соседству,
создать единую программу, работать по этой программе, но это совершенно
не означает, что дети из этого детского сада пойдут именно в эту школу. И
при поступлении в другую школу, особенно это касается так называемых
«элитных» школ, родители могут услышать, что их ребенок не готов к школе
(что возвращает нас к проблеме завышенных требований к подготовке к
школе).
Следующая важная проблема – это недостаточное количество специалистов-
психологов в образовательных учреждениях. Происходящие в последнее
время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации
связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ (ограниченные
возможности здоровья). Опыт осуществления интегративных программ в
России и во всем мире показал, что выделение “особых” классов в школах и
групп в детском саду часто ведет к исключению детей с ОВЗ из культурной и
социальной жизни образовательного учреждения, создает определенные
преграды в общении и взаимодействии между субъектами образовательного
процесса. Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую
практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ОУ делает
возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-
социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально
приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию
человека с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип «инклюзии» хорош, но отсутствие необходимого количества
специалистов в ДОУ и ОО школе привело к тому, что педагоги-дошкольники и
учителя школ оказались не готовы к работе с особыми детьми как с
профессиональной стороны (нет специально разработанных программ), так и
психологически (как работать с таким ребенком, как реагировать на его
поведение и т.п.) Многие педагоги не имеют специальных
профессиональных знаний и навыков для работы с особыми детьми.
Следующая проблема вытекает из предыдущей – недостаточная
подготовленность педагогов ДОУ. По поводу недостатка квалифицированных
кадров для работы с особыми детьми мы только что говорили. Поговорим о
другом. Часто можно услышать от учителей начальной школы, что детей в
детском саду неправильно научили читать, писать или решать задачи.
Говорить о том, что педагоги детских садов недостаточно образованы, потому
что не могут правильно научить ребенка читать или писать, на наш взгляд
неразумно. Обучение педагогов-дошкольников и учителей начальных
классов осуществляется по разным программам; методики, изучаемые
педагогами-дошкольниками и учителями разные. Например, развитие речи в
детском саду и обучение чтению в начальной школе: принципы, задачи,
подходы и методы этих двух методик совершенно разные. Педагог детского
сада не должен учить ребенка читать, потому что обучение чтению задача
школы, а не детского сада.
Решать кто прав, кто виноват в появлении этих проблем – последнее дело.
Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном
взаимодействии детского сада и школы, еще Д.Б.Эльконин говорил, что «…
дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого
развития, именуемая "детством"…». Воспитатель и учитель начальных
классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя -
педагог.
Сейчас выделяются три направления обеспечения преемственности между
дошкольным и школьным образованием:
Методическая работа с педагогами: совместные педагогические советы
(ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов
ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению
готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников,
психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной
деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и
психологические наблюдения;
Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы; участие в совместной образовательной
деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и
первоклассников; участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,
организованных при школе;
Работа с родителями: совместные родительские собрания с педагогами
ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи,
педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей; образовательно - игровые
тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения;
заседания родительских клубов.
Каким же должен быть ребенок, поступающий в первый класс школы?
Ребенок, у которого сформированы его учебно-познавательные мотивы, то
есть желание учиться, и развиты психические процессы, которые помогут
первокласснику легко адаптироваться к новому этапу жизни, ведь еще
Леонид Абрамович Венгер говорил, что «быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться».
Автор: воспитатель Каримова Н. В.
ГБДОУ ЦРР д/с №139
Выборгского района
г. Санкт-Петербург