Автор: Окользина Марианна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Раздел: начальное образование
М.В. Окользина
МБОУ «Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Нижневартовск
ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Важнейшей целью современного образования является воспитание
ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21
веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и
переучиваться. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без
компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов.
Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются
основной движущей силой не только экономического, но и социального
развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на
образование. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление
заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников
умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи
первого учителя – учителя начальной школы. Проблема развития
познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время
для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику
стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью
самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и
специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии
интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед
каждым учителем.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить
жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из
доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Особенность обучения детей в начальной школе заключается в том, что
каждый компонент его содержания является фундаментом для различных
образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад
в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому
для коллектива нашей школы работа по ФГОС НОО стала важным и
ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать
нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые
пути, которые требуют больших временных затрат. Как следствие, возникло
много вопросов, которые предстояло и ещё предстоит решать в процессе
реализации ФГОС. Как организовать образовательный процесс, чтобы
достичь хороших результатов по формированию у обучающихся УУД? Как
повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь
учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую
технологию применить?
Работая с детьми, наш педагогический коллектив находится в поиске
таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные
способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно
благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи,
делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться
мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно
развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из
инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в
формировании мыслительной деятельности младших школьников, является
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
которое помогает формировать УУД.
Особенность данной педагогической технологии заключается в том, что
учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из
реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего
развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны,
использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков
вдумчивой работы с информацией.
Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название
программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,
которая в1997 г.при поддержке Международной ассоциации чтения стала
внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и
Азии. Программу изначально разработали педагоги из США ДжинниСтил и
Курт Мередит.
Под критическим мышлением понимают проявление детской
любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному
вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование
исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у
обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные УУД.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать
широкий спектр образовательных задач.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.
Технология РКМЧП решает следующие задачи:
* Формирование нового стиля мышления, для которого характерны
открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней
многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых
решений.
* Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,
самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности.
* Развитие аналитического, критического мышления
Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по
формированию УУД.В результате данной работы будут формироваться такие
УУД:
1.Личностные действия: знание моральных норм; умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить
нравственный аспект поведения; ориентирование в социальных ролях и
межличностных отношениях; установление обучающимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою
деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать
процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно
оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться
искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию;
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную
информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать
информацию разными способами; понимать информацию, представленную
в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться
различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить
в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым
материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию,
обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного
общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость
характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические
и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом
этой ситуации и конкретных речевых задач.
Технология РКМ представляет собой систему методических стратегий и
приемов, направленных на достижение определенных образовательных
результатов: умение работать с большим объёмом информации; умение
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать
проблемы; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать
свои мысли ясно и уверенно; умение обосновывать свою точку зрения и
учитывать точки зрения других; умение сотрудничать и работать в группе и
др. Не все приёмы возможно применять в начальной школе, так как у детей
данного возраста преобладает конкретное мышление, но часть из них можно
взять для работы. Поделюсь опытом использования некоторых приемов
развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира.
При работе с текстом можно использовать следующие приемы: чтение с
остановками; парная мозговая атака; таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками; написание творческих работ; кластер. Прием «Знаю,
узнал, хочу узнать» можно использовать как на стадии объяснения нового
материала, так и на закреплении. Например, при изучении творчества М.
Зощенко дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о писателе и его
произведениях, что узнали нового, какие его произведения читали и что
хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой
информации, работе с дополнительной литературой. Прием «Написание
творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления
изученного материала. Например, детям предлагается написать
продолжение понравившегося произведения из раздела или самому
написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в
зависимости от их уровня развития, ребята с удовольствием выполняют эту
работу.
Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении
смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном
порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока:
на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в
целом. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила
его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят
лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и
понятия. Учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем
учащиеся получают при выполнении обычной письменной работы.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира,
позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются
разные источники информации, задействованы различные виды памяти и
восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше
запоминать изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную
информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
В основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая
в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной
технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия
вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели
изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на
стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся
индивидуально, в парах и группах.
Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с
информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа
направленная, осмысленная.
Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе
осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной
информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Сложности при использовании данной технологии могут быть у детей с
низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально –
волевым развитием. Реализуя любую программу, можно применять данную
технологию, так как цель современного учителя формирование УУД.
Литература
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли. М., 2010.
2. Асламов, Г.В. Бурменская А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. 151 с.
3. Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на
уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ 2-е изд. М.:
Просвещение, 2011. 223 с.
4. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с
учениками: пособие для учителя. М., 2002
5. Сальникова Т. П. Педагогические технологии : учеб. пособие / авт.-сост. М.:
ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
6. ФГОС/М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2009.