Напоминание

"Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"


Автор: Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА

Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся» А.И. Куприна

Автор:

Учитель русского языка и литературы

Пестрецова Ольга Сергеевна

Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Задачи:

1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.

2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего

идейно-художественного своеобразия.

3. Метапредметные:

-

познавательные:

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;

строить

логическое рассуждение, делать выводы;

-

регулятивные:

умение

упределять

цели

своего

обучения,

корректировать

свои

действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

- коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстником, работь индивидуально и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

Вступление

(2 минуты)

Вступительное слово учителя о

прозе начала 20 века. О ярких

именах писателей Бунине и

Куприне.

Сообщение цели и формы урока.

Слушают

Этап актуализации

знаний

(3 минуты)

Беседа:

- В чем особенности творчества

Куприна?

- Какие произведения

принадлежат писателю?

- О чем пишет Куприн в этих

произведениях?

- Какую проблему поднимает

автор в «Гранатовом браслете»?

- Его герой яркая,

сильная деятельная,

цельная личность.

- «Поединок»,

«Гранатовый браслет»,

«Суламифь».

- Его произведения о

любви.

- Проблему безответной,

платонической, высокой

любви, любви до

самоотречения и даже

самоуничтожения,

красивой любви

«маленького человека с

великой душой»

Этап постановки

проблемы

(2 минуты)

- О чем же пишет писатель в

повести «Олеся»?

- Традиционно о любви.

Олеся и Иван

Тимофеевич любят друг

друга.

- Какую же проблему автор

ставит в этом произведении, если

оно о любви?

- Проблема в том, что

герои любят друг друга,

но вместе им не суждено

быть. Ведь закономерно:

если любовь взаимная,

то люди должны быть

вместе. (осознание

проблемы)

Работа

над

проектом

(35

минут)

Постановка

цели,

определение

задач

(4 минуты)

- Вот эту проблему мы сегодня и

постараемся решить на уроке. И

решать мы ее будем через проект.

- Какова цель проекта?

- Чтобы достичь этой цели, что

вы должны сделать, т.е. какие

задачи решить?

- Узнать причины

несчастливого финала

повести: почему

любящие друг друга

герои не стали счастливы

и не остались вместе.

- Выдвинуть гипотезы.

- Проверить их через

анализ текста.

- Рассмотреть

художественные

особенности, чтобы

понять мысли и

настроения Олеси и

Ивана Тимофеевича.

Выдвижение

гипотез

(3 минуты)

- Какие у вас предположения,

почему герои не стали вместе?

Учитель записывает гипотезы на

доске.

- Разное происхождение

героев.

- Они воспитывались и

жили по-разному.

- Она живет в гармонии с

природой, а он испорчен

светской жизнью.

- Непонимание

окружающих их людей.

Работа в

группах

(всего 4

группы)

(12 минут)

- Вы сформулировали проблему,

определили цель и задачи,

выдвинули гипотезы.

Приступайте к реализации

намеченных целей и задач для

решения проблемы в группах.

При подготовке защиты своей

гипотезы, используйте эти

вопросы:

1. Какое значение имеет место

действия в почести?

2. Какую роль в повести играет

пейзаж?

Ученики работают в

группе.

Проверяют гипотезы,

через ответы на вопросы

и анализ текста.

Составляют схему для

понимания ответа.

3. Как рисует Куприн образ

главной героини?

4. В чем особенность

изображения героя-рассказчика?

5. Как построен сюжет?

6. Какой цвет сопровождает

образ?

Выступлени

е групп

(14 минут)

Отвечают желающие

ученики от группы

Результат

проекта

(2 минуты)

- Какую схему из предложенных

мы принимаем, как самую

доступную и понятную?

- Вот схема второй группы:

Изображаются

Герои Пейзаж

Олеся

живет в гармонии

с природой

Иван Тимофеевич

не понимает природу

- Второй группы.

- Вывод заключается в

следующем: только в

единении с природой, в

сохранении

естественности человек

способен достигнуть

духовной чистоты и

благородства. Такой была

Олеся. А герой не был в

гармонии с природой.

Поэтому они не смогли

быть вместе

Обобщение (1 минута)

- Ваш ответ созвучен с темой

урока. Так кто в повести является

воплощением нравственного

идеала?

- Воплощением

нравственного идеала в

повести является Олеся.

Автор утверждает мысль

единения природы и

человека.

Домашнее задание: (1

минута)

- Напишите отзыв на повесть

«Олеся» по плану сочинения в

формате ЕГЭ

Оценки: (1 минута)



В раздел образования