Автор: Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Воплощение нравственного идеала
в повести «Олеся» А.И. Куприна
Автор:
Учитель русского языка и литературы
Пестрецова Ольга Сергеевна
Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».
Задачи:
1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.
2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего
идейно-художественного своеобразия.
3. Метапредметные:
-
познавательные:
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии;
строить
логическое рассуждение, делать выводы;
-
регулятивные:
умение
упределять
цели
своего
обучения,
корректировать
свои
действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;
- коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстником, работь индивидуально и в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-проект
Ход урока
Этапы урока
Учитель
Ученики
Вступление
(2 минуты)
Вступительное слово учителя о
прозе начала 20 века. О ярких
именах писателей Бунине и
Куприне.
Сообщение цели и формы урока.
Слушают
Этап актуализации
знаний
(3 минуты)
Беседа:
- В чем особенности творчества
Куприна?
- Какие произведения
принадлежат писателю?
- О чем пишет Куприн в этих
произведениях?
- Какую проблему поднимает
автор в «Гранатовом браслете»?
- Его герой яркая,
сильная деятельная,
цельная личность.
- «Поединок»,
«Гранатовый браслет»,
«Суламифь».
- Его произведения о
любви.
- Проблему безответной,
платонической, высокой
любви, любви до
самоотречения и даже
самоуничтожения,
красивой любви
«маленького человека с
великой душой»
Этап постановки
проблемы
(2 минуты)
- О чем же пишет писатель в
повести «Олеся»?
- Традиционно о любви.
Олеся и Иван
Тимофеевич любят друг
друга.
- Какую же проблему автор
ставит в этом произведении, если
оно о любви?
- Проблема в том, что
герои любят друг друга,
но вместе им не суждено
быть. Ведь закономерно:
если любовь взаимная,
то люди должны быть
вместе. (осознание
проблемы)
Работа
над
проектом
(35
минут)
Постановка
цели,
определение
задач
(4 минуты)
- Вот эту проблему мы сегодня и
постараемся решить на уроке. И
решать мы ее будем через проект.
- Какова цель проекта?
- Чтобы достичь этой цели, что
вы должны сделать, т.е. какие
задачи решить?
- Узнать причины
несчастливого финала
повести: почему
любящие друг друга
герои не стали счастливы
и не остались вместе.
- Выдвинуть гипотезы.
- Проверить их через
анализ текста.
- Рассмотреть
художественные
особенности, чтобы
понять мысли и
настроения Олеси и
Ивана Тимофеевича.
Выдвижение
гипотез
(3 минуты)
- Какие у вас предположения,
почему герои не стали вместе?
Учитель записывает гипотезы на
доске.
- Разное происхождение
героев.
- Они воспитывались и
жили по-разному.
- Она живет в гармонии с
природой, а он испорчен
светской жизнью.
- Непонимание
окружающих их людей.
Работа в
группах
(всего 4
группы)
(12 минут)
- Вы сформулировали проблему,
определили цель и задачи,
выдвинули гипотезы.
Приступайте к реализации
намеченных целей и задач для
решения проблемы в группах.
При подготовке защиты своей
гипотезы, используйте эти
вопросы:
1. Какое значение имеет место
действия в почести?
2. Какую роль в повести играет
пейзаж?
Ученики работают в
группе.
Проверяют гипотезы,
через ответы на вопросы
и анализ текста.
Составляют схему для
понимания ответа.
3. Как рисует Куприн образ
главной героини?
4. В чем особенность
изображения героя-рассказчика?
5. Как построен сюжет?
6. Какой цвет сопровождает
образ?
Выступлени
е групп
(14 минут)
Отвечают желающие
ученики от группы
Результат
проекта
(2 минуты)
- Какую схему из предложенных
мы принимаем, как самую
доступную и понятную?
- Вот схема второй группы:
Изображаются
Герои Пейзаж
Олеся
живет в гармонии
с природой
Иван Тимофеевич
не понимает природу
- Второй группы.
- Вывод заключается в
следующем: только в
единении с природой, в
сохранении
естественности человек
способен достигнуть
духовной чистоты и
благородства. Такой была
Олеся. А герой не был в
гармонии с природой.
Поэтому они не смогли
быть вместе
Обобщение (1 минута)
- Ваш ответ созвучен с темой
урока. Так кто в повести является
воплощением нравственного
идеала?
- Воплощением
нравственного идеала в
повести является Олеся.
Автор утверждает мысль
единения природы и
человека.
Домашнее задание: (1
минута)
- Напишите отзыв на повесть
«Олеся» по плану сочинения в
формате ЕГЭ
Оценки: (1 минута)