Автор: Вишнякова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №23 детский сад комбинированного вида Невского р–на г. Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Весенние встречи
Тема: Методическая разработка "Весенние встречи"
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Весенние встречи»
(подготовительная группа)
Цель: Систематизировать представления детей о целостности картины окружающего
мира, развивать лексико-грамматические навыки, совершенствовать общую и мелкую
моторику в рамках изучаемой темы.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Закрепление
знания
признаков весны,
упорядочивание
представлений
о
перелетных
птицах,
обобщающих
понятий:
«перелетные
птицы»,
«зимующие птицы». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Коррекционно-развивающие:
Р а з в и т и е
речевой активности
,
монологиче ской
и
диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления,
артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование
навыков
сот рудниче ства,
доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к традициям
своего народа, к природе.
Материал и оборудование: шапочки воробьев; компьютерная презентация о птицах
(грач,
лебедь,
жаворонок);
тесто
для лепки
мукосолей;
печь;
готовые булочки
«жаворонки»; птицы, изготовленные руками детей в различных техниках для
украшения зала.
Воспитатель: - Вспомните, какое время года, по старинной русской традиции, не так
давно, мы с вами зазывали блинами, песнями, хороводами да играми? И как эти гулянья
называются?
Дети: - Во время Масленицы пекут и угощают друг друга блинами, которые являются
символом солнца, веселятся, поют, прогоняя зиму, чтобы скорее пришла весна.
Воспитатель: - Правильно, люди надеялись задобрить силы природы, чтобы урожай был
богатым. Давайте вспомним песенку-закличку про весну, позовем весну, а вместе с ней и
птиц перелетных. Ведь без них и весна не весна. Вставайте в круг.
Весна! Весна - Красна!
Тёпло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с милостью!
С корнем глубоким!
С льном высоким!
С хлебом богатым!
Птицы, пташечки,
Большие и малые,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну - Красну,
Солнце ясное!
разводят руки перед собой,
поднимают руки вверх,
манят руками,
перекрещивают руки на груди,
поклон,
сложенные ладони вниз,
поднимают руки вверх,
разводят руки в стороны,
взмахи руками
широко и ладонями мелко,
манят руками,
перекрещивают руки на груди,
поднимают руки вверх.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики. Ой, что это, слышите,
кто-то к нам стучится? Кто же это? (появляется ребенок с маской воробья на голове)
Дети: - Это воробей!
Воспитатель: - А мы с вами каких птиц
звали? Зимующих или перелётных? (ответы
детей). А воробей, какая птица? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно! Воробей – смелая, храбрая птичка, которая остается зимовать в
родных краях! А воробей-то видно неспроста к нам прилетел. Давайте спросим, зачем?
- Воробей, что это ты по гостям летаешь? У тебя забот – полон рот: кто будет гнездо вить,
семью кормить?
Воробей: - Да я ведь к вам не просто так прилетел. Сначала хочу вас поблагодарить за то,
что помогли мне и товарищам моим зиму пережить! Часто мы на вашей кормушке
зернышками да крошками лакомились!
Воспитатель: - А вы, дети, помните, каким еще птицам помогла наша кормушка? Кто еще
остается зимовать в родных краях? (ответы детей).
Воробей: - А еще за советом я к вам прилетел! Наказала Весна, нам воробьям, проверить,
как устроились перелетные птицы, все ли гнезда свили. Сама не успевает – дел у нее
много! А каких птиц не сказала, а загадки загадала! Я никак не пойму: что за птицы, как
выглядят и где их встречать. Помогите мне, пожалуйста!
Загадки
вот
здесь (подает
воспитателю конверт).
Воспитатель: - Ну, конечно, поможем! Наши дети много знают про птиц. Посмотри, как
красиво украшен зал их работами!
Воробей : - Красиво!
Воспитатель: - Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей).
- Молодцы! Ну, слушайте первую загадку!
По весне к нам с юга мчится,
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных……..
Дети: - Грач!
Воспитатель: - Каких птиц воробью надо встречать первыми?
Дети: - Грачей!
Воробей: - А как же я их узнаю?
Ответы детей: - Грач – размером с ворону, только оперение у него черное с синим отливом.
Про такое оперение говорят – «иссиня-черное» (показ слайда). Грачи прилетают в самом
начале весны, когда еще холодно и сыро.
Воробей: - А где же их встречать?
Ответы детей: Чаще всего на пашне, там, где работают трактора, чтобы подготовить поле к
посеву хлеба. Грачи питаются насекомыми, которые еще не проснулись, не вылезли из
своих убежищ, вот они и кружат над пашне, лакомятся червями и другими насекомыми и
оставшимися от прошлогоднего урожая зернами. Про грача даже есть загадка: «Как
привязанный, за плугом, ходит черный с крепким клювом».
Ответы детей: - Грачи очень дружные птицы. Они строят гнезда на деревьях близко друг к
другу из опавших веток и прутьев. Часто их собирается очень много и это место называют
«грачевником» (показ слайда).
Воспитатель: - Давайте послушаем, как кричат грачи (звукозапись).
Воробей: - Понял! Сначала надо лететь на вспаханное поле. А вот вам и вторая загадка.
Воспитатель:
-Длинношеяя та птица,
Грациозна как царица!
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
Взгляд ее, изгиб спины –
Все в ней дивной красоты!
Воробей: - Ничего не понимаю! Почему плывет, а не летит?
Воспитатель: - Дети, что это за птица?
Дети: - Это лебедь!
Воробей: - А как я его узнаю?
Ответы детей: - Лебеди – водоплавающие птицы, они могут и летать и плавать. Живут они
на озёрах, прудах, реках, болотах. Гнезда вьют на суше в камышах (показ слайда).
Ответы детей: - Лебедь – крупная птица, тело вытянутое, шея длинная. Небольшой клюв
красного цвета. Лапы с перепонками позволяют ему легко плавать и добывать себе пищу в
воде: рыбу, водоросли, мелких рачков. Оперение лебедя бывает белым или черным. Это
очень красивая, грациозная птица.
Воробей: - Всё понял! Как только пройдет ледоход на реках, растает лед на прудах и
озерах – лечу туда встречать лебедей!
Воспитатель: - Ну, и последняя загадка:
Хоть и скромен с виду он:
Пестренькие перья,
Маленький носок,
Но имеет звонкий голосок!
В поле он живет,
Всю весну и лето
Песенки поет.
- Отгадали, кто это?
Дети: - Жаворонок!
Воробей: - А этих птиц как узнать?
Ответы детей: - Жаворонок – маленькая, чуть больше тебя, воробей (показ слайда). У него
большая голова, короткий клюв и длинные ноги. Живет в поле, питается насекомыми,
зернышками,
семенами.
Там
же
в
поле,
прямо
на
земле
вьет
гнездо
из
соломинок,
травинок.
Ответы детей: - Благодаря серой окраске оперения может затаится так, что становится
совершенно незаметным. А еще жаворонки могут стремительно взлетать и камнем падать
вниз. А песня жаворонков звенящая, радостная (звукозапись).
Воробей: - Спасибо, вам, друзья, за науку! Теперь не подведу я Весну! Полечу птиц
встречать, До свидания, еще увидимся!
Воспитатель и дети: - До свидания!
Воспитатель: - Знаете, а ведь с жаворонками, у людей, связана еще одна традиция! Еще в
глубокой древности люди подметили, что с прилетом жаворонков наступала настоящая
весна. Наши предки представляли, что жаворонки несут тепло на своих крыльях из
южных стран. Отмечая начало весны, люди пекли из теста булочки так, что они были
похожи на этих птиц (показ слайда). А вы хотите испечь булочки-«жаворонки»?
Дети: - Хотим!
Воспитатель: - Тогда присаживайтесь к столу, и смотрите, как я буду делать булочку из
теста. Сначала надо скатать из кусочка теста довольно толстую колбаску. Затем сложить
колбаску пополам и закрутить кончики жгутиком. Стекой надрезать «перышки» хвоста.
Останется только вытянуть двумя пальцами клюв
и сделать глаза из изюма. Вам все
понятно?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда берите по кусочку теста и начинайте работать (под музыку
А.
Вивальди
«Весна»
самостоятельная
работа
детей,
помощь
воспитателя
при
необходимости).
Воспитатель: - Замечательные жаворонки у вас получились! Теперь их надо выложить на
противень и отправить в печь. Кладите. А пока они пекутся, я приглашаю вас в хоровод.
Будем петь да весну с жаворонками зазывать.
Исполняется хоровод: «Ой, бежит ручьем вода!»
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли,
дети, взявшись за руки,
идут по кругу,
размахивают руками перед собой,
стоя лицом в круг
широко машут крыльями,
Жаворонушки малы.
Журавли, журавли,
Жаворонушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!
машут ладошками,
(повторяют
те же движения).
хлопают в ладоши,
поклон.
(повторяют
те же движения)
Воспитатель: - Молодцы! А «жаворонки», наверно, уже испеклись! Пора их из печи
доставать да гостей угощать.
Дети угощают присутствующих с приговором:
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную –
Принесите к нам.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей). А что вам
особенно понравилось? (дети делятся впечатлениями).
Воспитатель и дети прощаются и уходят в группу.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23
комбинированного вида Невского района
Санкт – Петербург
Непосредственная образовательная деятельность
ВЕСЕННИЕ ВСТРЕЧИ
Подготовила воспитатель Вишнякова Ольга Владимировна