Автор: Пысина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Начальная школа – детский сад № 52"
Населённый пункт: город Петропавловск – Камчатский
Наименование материала: Конспект непосредственно–образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Путешествие по городу Звуков. Звук Ж. Буква Ж"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 52»
Петропавловск – Камчатский городской округ
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по городу Звуков.
Звук [Ж]. Буква Ж»
Воспитатель высшей категории
Пысина Татьяна Николаевна
2018 год
Тема: «Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж].Буква Ж»
Образовательная область: речевое развитие.
Программные задачи:
Познакомить
детей со звуком [Ж]. Научить давать акустико-артикуляционную
характеристику звуку. Учить интонировать звук в словах и определять его позицию
в слове (начало, середина, конец).
Закреплять понятия «гласные – согласные
звуки».
Закреплять
умение
образовывать
слова
в
уменьшительно-ласкательной
форме с помощью суффикса –ок. Совершенствовать умение производить звуковой
и слоговой анализ слова. Познакомить с графическим обозначением звука - буквой
Ж.
Р а з в и в ат ь
м ы ш л е н и е ,
р еч ь ,
о б щ у ю ,
м е л к у ю ,
а р т и к ул я ц и о н н у ю
моторику.Формировать коммуникативные компетенции.
Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.
Словарная работа:
активный словарь: желуди, пиджак, жонглер, чертежник, инженер, пожарный.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный
материал–
«Звуковички»
с
одеждой,
магнитные
буквы,
магнитная доска, плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные
картинки,
в
названии
которых
слышится
звук
[Ж],
экран,
мультимедийная
установка.
Раздаточный материал
- тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши,
звуковые пеналы, мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки, карточка с
заданием.
Методические
приемы:
сюрпризный
момент,
рассказ-беседа,
рассматривание,
словесная игра, дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности
детей, показ изображений, на что похожа буква, вопросы, художественное слово,
использование
ИКТ
–
«Презентация»,
выполнение
действий
по
словесной
инструкции.
Длительность:30 минут
Ход занятия:
1.
Организационный момент: создание у детей положительного эмоционального
настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)
1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
День начнется с теплоты
С теплоты и доброты.
2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве
групповой комнаты
Слайд 1 (Персонажи: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова)
С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков
вместе с Мудрой Совой, Ежиком и Лисенком.
Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении
которых воздух не встречает преграды во рту).
Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?
(Согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду –
губы, язык, зубы. Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).
В прошлый раз наши игрушки познакомились с шофером Шуриком. Какую помощь
игрушки оказали шоферу?
Хотите узнать, что было дальше?
3. Изучение нового материала:
Слайд 2 (Картинка – история)
Перед отъездом шофер Шурик поблагодарил за помощь игрушки и угостил их
пирожками. Пирожки были очень вкусные, и нашипутешественники с
удовольствием их ели, весело шагая по дороге. Погода была прекрасная, на душе у
наших друзей было легко и, казалось, ни что не предвещало опасности. Вдруг
игрушки услышали какое-то жужжание. Долго гадать о причине этого жужжания
не пришлось, так как навстречу им летело несколько крупных жуков. «Дайте нам
убежжище! - прожужжали жуки. - За нами гонятся ужжасные птицы!»
Медлить было нельзя, потому что летящие вслед за жуками журавли уже почти
настигли свою добычу и раскрыли клювы. «Быстро летите сюда!» - скомандовала
жукам Мудрая Сова, распахнув дверь ближайшего дома, и встала на страже у
входа. Ежик же занял позицию у окна, чтобы птицы не смогли ничего рассмотреть.
Когда журавли опустились на площадку перед домом, там стоял лишь растерянный
Лисенок, держа в руках недоеденный пирожок. «Отдайте нам наш ужин!» -
сердито потребовали журавли. «Какой ужин?» - не понял Лисенок. «Тех самых
жуков, которых вы прячете в этом доме», - ответили птицы. «Фу! Эти жуки такие
невкусные, - схитрил Лисенок. - Не лучше ли вам полакомиться этим угощением?»
И он протянул им свой недоеденный пирожок. Угощение понравилось птицам. И
они, склевав все до последней крошки, улетели восвояси, не тронув жуков.
С какого звуканачинаются слова: жук, журавли, ужин, пирожок? «Ж»
Сегодня мы познакомимся со звуком«Ж».
Слайд 3
Картинка, на которой изображено, как жужжит жук, обозначает звук «Ж».
Произнесите звук «Ж». Что вы почувствовали, когда произносили звук «Ж»?
(воздух встречает преграду: спинка языка приподнята, форма языка напоминает
чашечку.)
Расскажите,
какой
звук
«Ж»:
согласный,
твердый,
звонкий
(акустико
-
артикуляционный анализ) Звук «Ж» – особый согласный звук, он всегда твердый.
Выберите одежду для звука «Ж» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)
Обрадовался Звуковичок и предлагает поиграть с вами в игру «Не ошибись».
Услышите звук «Ж» - показываем синий круг.
Пиджак, рубашка, жилет, шарф, желуди, машина, жаба, мышка, овощи, ежата,
крыжовник.
С вами так интересно играть. Но игры на этом не заканчиваются.
Присаживайтесь за столы.
Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».
Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.
Мороженое, жемчужина, жираф, ножницы, жвачка.
Объясните, что обозначают эти схемы, и назовите картинки, подходящие к каждой
из них. В каком слове есть два звука (Ж)?
Работа в тетрадях и у доски (один человек)
Проверяем: к первой схеме подходит картинка жираф, потому что звук «Ж» стоит
в начале слова. Вы уверены?
4. Звуковой анализ слова ЖУКИ.
Я тоже приготовила для вас интересную игру. Приготовьте пеналы. Игра, в которую
мы будем играть, называется «Зажги фонарики».
Это ЖУКИ. Давайте разделим это слово на слоги. ЖУ-КИ. Сколько слогов в слове
ЖУКИ? (2)
Первый слог… ЖУ, второй… КИ.
Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)
Проверяем. Первый слог ЖУ. Первый звук в этом слоге - звукЖ. Он какой? Второй
звукУ – он гласный.
Второй слог… КИ. Первый звук в слоге КИ - звукК – он …. Второй звук И – он
гласный.
Читаем ЖУ-КИ.
Молодцы, быстро справились. Нарядили жуков и пойдемте, отдохнем
5. Физкультминутка
В домик к нам жук влетел,
Вот он вправо полетел –
Вот он влево полетел –
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
6. Дидактическая игра «Измени слов» с мячом:
Пока мы отдыхали, Мудрая Сова решила с вами поиграть. Вам нужно изменить
слово так, чтобы в нем появился звук (Ж).
Сапог-сапожок, пирог, творог, луг, рог, друг, круг, утюг, флаг, овраг, берег.
Слайд 4-10
А
сейчас
попробуйте
отгадать
профессии
людей,
которые
имеют
дело
с
предметами. Помните! В названии каждой профессии должен быть звук (Ж).
Краски
и
кисточка
–
художник,
лыжник,
чертежник,
инженер,
дирижер,
сапожник, жонглер, пожарный.
7. Знакомство с буквой:
А теперь пора вам, ребятки, познакомиться с буквой Ж– предложила Мудрая Сова.
Слайд 11
Это буква Жэ.
На что она похожа? Из каких частей состоит буква Ж? (три палочки)
Слайд 12
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….
Это-Ж,
Это- К,
Целый жук и пол жука.
Стала снежинка буквой Ж.
Солнце её не растопит уже.
8. Закрепление изученного материала:
Лисенок и Ёжик
собирают коллекции букв, сделанных из разных материалов.
Предлагаю
сделать
свои
буквы
Ж
из
предложенного
материала.
(мозаика,
магнитный конструктор, счетные палочки)
Давайте рассмотрим наши работы.
Какая буква у вас получилась? Из какого материала сделали?
Замечательно. Ну что ж….
Дополнительно.
Работа
в
прописях.
Найдите
букву
Ж
в
своих
тетрадях.
Украсьте
букву
Ж
штриховкой на ваше усмотрение. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?
9. Итог:
Слайд 13
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вы узнали о звуке «Ж»?
В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?
Какие слова с ним вы запомнили?
Возникали у вас затруднения? Вы смогли их преодолеть?
На магнитной доске:
Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый
большой цветок.
Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на
средний цветок.
Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.