Напоминание

"Путешествие по городу Звуков. Звук Ж. Буква Ж"


Автор: Пысина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Начальная школа – детский сад № 52"
Населённый пункт: город Петропавловск – Камчатский
Наименование материала: Конспект непосредственно–образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Путешествие по городу Звуков. Звук Ж. Буква Ж"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 52»

Петропавловск – Камчатский городской округ

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие по городу Звуков.

Звук [Ж]. Буква Ж»

Воспитатель высшей категории

Пысина Татьяна Николаевна

2018 год

Тема: «Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж].Буква Ж»

Образовательная область: речевое развитие.

Программные задачи:

Познакомить

детей со звуком [Ж]. Научить давать акустико-артикуляционную

характеристику звуку. Учить интонировать звук в словах и определять его позицию

в слове (начало, середина, конец).

Закреплять понятия «гласные – согласные

звуки».

Закреплять

умение

образовывать

слова

в

уменьшительно-ласкательной

форме с помощью суффикса –ок. Совершенствовать умение производить звуковой

и слоговой анализ слова. Познакомить с графическим обозначением звука - буквой

Ж.

Р а з в и в ат ь

м ы ш л е н и е ,

р еч ь ,

о б щ у ю ,

м е л к у ю ,

а р т и к ул я ц и о н н у ю

моторику.Формировать коммуникативные компетенции.

Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.

Словарная работа:

активный словарь: желуди, пиджак, жонглер, чертежник, инженер, пожарный.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный

материал–

«Звуковички»

с

одеждой,

магнитные

буквы,

магнитная доска, плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные

картинки,

в

названии

которых

слышится

звук

[Ж],

экран,

мультимедийная

установка.

Раздаточный материал

- тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши,

звуковые пеналы, мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки, карточка с

заданием.

Методические

приемы:

сюрпризный

момент,

рассказ-беседа,

рассматривание,

словесная игра, дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности

детей, показ изображений, на что похожа буква, вопросы, художественное слово,

использование

ИКТ

«Презентация»,

выполнение

действий

по

словесной

инструкции.

Длительность:30 минут

Ход занятия:

1.

Организационный момент: создание у детей положительного эмоционального

настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)

1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

День начнется с теплоты

С теплоты и доброты.

2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве

групповой комнаты

Слайд 1 (Персонажи: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова)

С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков

вместе с Мудрой Совой, Ежиком и Лисенком.

Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении

которых воздух не встречает преграды во рту).

Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?

(Согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду –

губы, язык, зубы. Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В прошлый раз наши игрушки познакомились с шофером Шуриком. Какую помощь

игрушки оказали шоферу?

Хотите узнать, что было дальше?

3. Изучение нового материала:

Слайд 2 (Картинка – история)

Перед отъездом шофер Шурик поблагодарил за помощь игрушки и угостил их

пирожками. Пирожки были очень вкусные, и нашипутешественники с

удовольствием их ели, весело шагая по дороге. Погода была прекрасная, на душе у

наших друзей было легко и, казалось, ни что не предвещало опасности. Вдруг

игрушки услышали какое-то жужжание. Долго гадать о причине этого жужжания

не пришлось, так как навстречу им летело несколько крупных жуков. «Дайте нам

убежжище! - прожужжали жуки. - За нами гонятся ужжасные птицы!»

Медлить было нельзя, потому что летящие вслед за жуками журавли уже почти

настигли свою добычу и раскрыли клювы. «Быстро летите сюда!» - скомандовала

жукам Мудрая Сова, распахнув дверь ближайшего дома, и встала на страже у

входа. Ежик же занял позицию у окна, чтобы птицы не смогли ничего рассмотреть.

Когда журавли опустились на площадку перед домом, там стоял лишь растерянный

Лисенок, держа в руках недоеденный пирожок. «Отдайте нам наш ужин!» -

сердито потребовали журавли. «Какой ужин?» - не понял Лисенок. «Тех самых

жуков, которых вы прячете в этом доме», - ответили птицы. «Фу! Эти жуки такие

невкусные, - схитрил Лисенок. - Не лучше ли вам полакомиться этим угощением?»

И он протянул им свой недоеденный пирожок. Угощение понравилось птицам. И

они, склевав все до последней крошки, улетели восвояси, не тронув жуков.

С какого звуканачинаются слова: жук, журавли, ужин, пирожок? «Ж»

Сегодня мы познакомимся со звуком«Ж».

Слайд 3

Картинка, на которой изображено, как жужжит жук, обозначает звук «Ж».

Произнесите звук «Ж». Что вы почувствовали, когда произносили звук «Ж»?

(воздух встречает преграду: спинка языка приподнята, форма языка напоминает

чашечку.)

Расскажите,

какой

звук

«Ж»:

согласный,

твердый,

звонкий

(акустико

-

артикуляционный анализ) Звук «Ж» – особый согласный звук, он всегда твердый.

Выберите одежду для звука «Ж» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)

Обрадовался Звуковичок и предлагает поиграть с вами в игру «Не ошибись».

Услышите звук «Ж» - показываем синий круг.

Пиджак, рубашка, жилет, шарф, желуди, машина, жаба, мышка, овощи, ежата,

крыжовник.

С вами так интересно играть. Но игры на этом не заканчиваются.

Присаживайтесь за столы.

Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».

Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.

Мороженое, жемчужина, жираф, ножницы, жвачка.

Объясните, что обозначают эти схемы, и назовите картинки, подходящие к каждой

из них. В каком слове есть два звука (Ж)?

Работа в тетрадях и у доски (один человек)

Проверяем: к первой схеме подходит картинка жираф, потому что звук «Ж» стоит

в начале слова. Вы уверены?

4. Звуковой анализ слова ЖУКИ.

Я тоже приготовила для вас интересную игру. Приготовьте пеналы. Игра, в которую

мы будем играть, называется «Зажги фонарики».

Это ЖУКИ. Давайте разделим это слово на слоги. ЖУ-КИ. Сколько слогов в слове

ЖУКИ? (2)

Первый слог… ЖУ, второй… КИ.

Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)

Проверяем. Первый слог ЖУ. Первый звук в этом слоге - звукЖ. Он какой? Второй

звукУ – он гласный.

Второй слог… КИ. Первый звук в слоге КИ - звукК – он …. Второй звук И – он

гласный.

Читаем ЖУ-КИ.

Молодцы, быстро справились. Нарядили жуков и пойдемте, отдохнем

5. Физкультминутка

В домик к нам жук влетел,

Вот он вправо полетел –

Вот он влево полетел –

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

6. Дидактическая игра «Измени слов» с мячом:

Пока мы отдыхали, Мудрая Сова решила с вами поиграть. Вам нужно изменить

слово так, чтобы в нем появился звук (Ж).

Сапог-сапожок, пирог, творог, луг, рог, друг, круг, утюг, флаг, овраг, берег.

Слайд 4-10

А

сейчас

попробуйте

отгадать

профессии

людей,

которые

имеют

дело

с

предметами. Помните! В названии каждой профессии должен быть звук (Ж).

Краски

и

кисточка

художник,

лыжник,

чертежник,

инженер,

дирижер,

сапожник, жонглер, пожарный.

7. Знакомство с буквой:

А теперь пора вам, ребятки, познакомиться с буквой Ж– предложила Мудрая Сова.

Слайд 11

Это буква Жэ.

На что она похожа? Из каких частей состоит буква Ж? (три палочки)

Слайд 12

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….

Это-Ж,

Это- К,

Целый жук и пол жука.

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце её не растопит уже.

8. Закрепление изученного материала:

Лисенок и Ёжик

собирают коллекции букв, сделанных из разных материалов.

Предлагаю

сделать

свои

буквы

Ж

из

предложенного

материала.

(мозаика,

магнитный конструктор, счетные палочки)

Давайте рассмотрим наши работы.

Какая буква у вас получилась? Из какого материала сделали?

Замечательно. Ну что ж….

Дополнительно.

Работа

в

прописях.

Найдите

букву

Ж

в

своих

тетрадях.

Украсьте

букву

Ж

штриховкой на ваше усмотрение. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?

9. Итог:

Слайд 13

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вы узнали о звуке «Ж»?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

Какие слова с ним вы запомнили?

Возникали у вас затруднения? Вы смогли их преодолеть?

На магнитной доске:

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый

большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на

средний цветок.

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.



В раздел образования