Автор: Шумеева Наталья Витальевна
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Ансамблевое музицирование первых лет обучения – как фактор музыкального развития учащихся.
Раздел: дополнительное образование
Ансамблевое музицирование первых лет обучения – как фактор
успешного музыкального развития учащихся.
Шумеева Наталья Витальевна,
преподаватель Детской школы искусств
г.Краснокаменск, Забайкальский край
Наряду с индивидуальным подходом в обучении к учащимся, большое
внимание
уделяется
внимания
различным
формам
коллективного
музицирования.
Ансамбли
балалаечников,
создаваемые
на
базе
ДШИ,
свидетельствуют
о
том,
что
в
этих
коллективных
формах
работы
преподаватели увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального и
эстетического
воспитания
школьников.
Музицирование
в
коллективе
не
только
развивает
музыкальный
слух,
но
способствует
развитию
полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.
Занятия учащихся в ансамбле помогают преподавателю решать очень важные
задачи:
- развивать у учащихся художественное мышление, интеллект, воображение,
профессиональное внимание к музыкальному тексту.
-
развивать
исполнительскую
дисциплину,
умение
слышать
музыку
исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами.
- научить слышать звучание темы, подголосков, сопровождение.
В последние годы сократился набор учащихся в класс балалайки, что
вынуждает
принимать
детей
без
учёта
их
музыкальных,
физических,
интеллектуальных
данных.
Неоднородность
контингента
учащихся
усложняет
ансамблевую
игру
в
классах.
Загруженность
учащихся
в
общеобразовательных школах так же создаёт дополнительные проблемы с
организацией репетиций в смешанных ансамблях. Эти проблемы мотивируют
преподавателей
находить
различные
формы
организации
ансамбля
балалаечников.
С первых лет обучения такая форма работы, как работа с ансамблем
становится
для
преподавателя
актуальной.
Цель
преподавателя
-
создать
такую
среду,
где
ребёнок
мог
бы
развиваться
как
личность
со
своими
способностями и дарованиями. Занятия в ансамбле являются продолжением
работы в основном классе и помогают решать одни и те же задачи учебного
процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам.
Систематическая работа педагога в ансамбле с учащимся своего класса
с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать сплочённый
коллектив
со
своими
исполнительскими
традициями.
Такой
детский
музыкальный
коллектив
более
мобилен
в
концертной
и
творческой
деятельности
класса
и
школы.
Ученики
класса
в
любое
время
могут
объединяться
для
выступлений
в
разные
группы,
начиная
с
дуэтов,
где
старший более опытный ученик всегда поддерживает младшего. Необходимо
включать
в
занятия
с
учеником
совместную
игру
с
педагогом.
Мелодия
учителя обогащает простейшие пьесы учащегося, стимулирует интерес к
занятиям.
На
простейшем
материале
начинающего
балалаечника
можно
работать
с
группой учеников. В 1-2 классе наряду с традиционной формой проведения
урока можно проводить мелко-групповые формы, при которых время урока
целиком используется на занятиях с двумя, тремя учащимися одновременно.
Это даёт педагогу возможность работать эффективней. Участник ансамбля,
знакомясь
с
новыми
музыкальными
произведениями,
обогащает
свой
кругозор,
музыкальное
восприятие,
оттачивает
профессионализм,
эстетический вкус, ощущение стиля, повышая, таким образом, своё общее
развитие, способность анализировать и находить нужное решение.
Стоит больше внимания в ансамблевой игре уделять развитию навыков
чтения
нот
с
листа,
транспонированию,
подбору
по
слуху.
Практика
показывает, что перечисленные формы работы, удобнее вести не на уроках по
инструменту, а на отдельных занятиях ансамбля и уроках музицирования.
Работа
с
ансамблем
начинающих
балалаечников
позволяет
сформировать
младшую группу ансамбля не смотря на их ограниченные исполнительские
возможности.
Игра
в
ансамбле
для
учащихся
средних
способностей
становится нередко единственной возможностью участвовать в концертных
выступлениях. Педагог должен гибко подходить к формированию групп и
подбору репертуара, чтобы дать возможность всем учащимся класса
независимо
от
их
способностей,
участвовать
со
своим
инструментом
в
музыкальном коллективе и концертной деятельности.
Основные принципы при подборе репертуара:
1. Доступность для участников ансамбля, как в техническом отношении, так
и по содержанию.
2. Репертуар ансамбля балалаечников не должен по трудности быть сложнее
пьес изучаемых в классе по специальности.
3.
Репертуар
должен
способствовать
развитию
творческого
воображения
учеников.
4. Принцип изучения музыкального материала «от простого к сложному».
5. Принцип разнообразия пьес в репертуаре с перспективой дальнейших
концертных выступлений.
Чувство ансамбля - умение слушать партнёра, воспитывается уже в
начальный
период
обучения.
Чем
раньше
происходит
встреча
ребёнка
с
коллективным
творчеством,
тем
больше
радости
приносит
ему
занятия
музыкой. Урок ансамбля это, прежде всего, возможность влиять на развитие
интеллекта
ребёнка,
раскрыть
его
способность
дружить,
общаться,
сопереживать. На этих уроках можно с успехом заниматься развитием слуха,
ритма, памяти, учиться овладевать средствами выразительности в музыке. В
процессе занятий
у учащихся появляются ансамблевые навыки, характер
коллективного
звучания.
Воспитательная
деятельность
руководителя
ансамбля
должна
быть
направлена
на
то,
чтобы
у
юного
музыканта
формировалась чувство ответственности за общее дело коллектива, за успехи
и
творческую
дисциплину
товарищей,
крепло
желание
трудиться,
воспитывалось
чувство
долга
взаимопомощи.
Совместное
преодоление
трудностей
в
коллективе,
творческие
победы,
напряжённый
путь
к
ним,
рождают духовные единства, способствуют совершенствованию личности и
коллектива.
В
моей
работе
с
ансамблем
балалаечников
проходят
всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки
для родителей, концерты, всё это вызывает интерес к музыке, инструменту.
Работу руководителя ансамбля можно разделить на три этапа:
- подготовительный этап
- репетиции с коллективом
- концертные выступления
Подготовительный
этап
начинается
с
подбора
репертуара,
который
должен
соответствовать
техническим
и
художественным
возможностям
участников
коллектива,
решать
учебные,
творческие
и
исполнительские
задачи, способствовать всестороннему развитию музыкантов.
Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы
над
партитурой,
знание
которой
является
обязательным
условием
для
каждого участника коллектива. На занятиях руководитель должен создать
творческую
атмосферу,
суметь
заинтересовать
учащихся,
вызвать
у
них
желание
увлечённо
работать,
находить
удовольствие
в
изучении
и
исполнении произведения. Для этого репетицию необходимо делать живой и
интересной. Логическим завершением работы над произведением являются
концертные
выступления.
Концерт
-
это
подведение
итогов,
праздник,
пришедший
на
смену
кропотливой
репетиционной
работе.
Концертные
выступления
активизируют
сплочение
коллектива,
повышают
уровень
музыкально
–
эмоционального
состояния,
обостряют
ч у вс т во
взаимовыручки,
приносят
ощущение
радости
от
общения
с
музыкой,
со
слушателями.
Игра в ансамбле
мотивирует учащихся к познанию и углублению
музыкального опыта. Воспитание музыкой через собственное исполнении это
незаменимый процесс в самовыражении творческой индивидуальности.