Автор: Мукаева Тансылу Мирзаевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МАОУ "Тюндюковская СОШ"
Населённый пункт: Бардымского района Пермского края
Наименование материала: Урок по информатике
Тема: "База данных"
Раздел: среднее образование
Урок информатики по теме "Базы данных"в 9-м классе
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной
работы.
Цели урока:
Предметные:
Знать: основные понятия: база данных, структура базы данных,
реляционная БД, поля и записи, типы полей.
Метапредметные:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей.
Личностные:
воспитание ответственного отношения к информации, требовательного
отношения к себе.
Методы обучения:
- словесные (рассказ учителя);
- наглядные (метод иллюстраций с использованием компьютера);
- практические (метод лабораторной работы).
Оборудования и наглядные средства обучения: раздаточные материал,
демонстрационный экран, компьютерный класс).
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала
4. Первичная проверка усвоения знаний.
5. Лабораторная работа.
6. Подведение итогов урока.
7. Информация о домашнем задании.
Ход урока:
Давайте проведем эксперимент: я задам один и тот же вопрос и первому
и второму ряду, дам информацию, где можно найти ответ, но в разном виде,
одним таблицу, другим просто текст, посмотрим, кто найдет ответ первым.
Карточка для 1-ого ряда
Средняя глубина Камского водохранилища — 6,5 м. Объем Рыбинского
водохранилища — 25 куб.км. Напор Цимлянского водохранилища — 26 м.
Площадь Братского водохранилища — 5380 кв. км. Средняя глубина
Куйбышевского водохранилища — 10,4 м. Объем Цимлянского
водохранилища — 24 куб. км. Площадь Рыбинского водохранилища — 4650
кв. км. Объем Братского водохранилища — 180 куб. км. Площадь Камского
водохранилища — 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища — 28
м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища — 9,2 м. Напор Камского
водохранилища— 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища — 5000 кв.
км. Напор Рыбинского водохранилища — 25 м. Средняя глубина Братского
водохранилища — 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища — 52 куб. км.
Средняя глубина Рыбинского водохранилища — 5,5 м. Объем Камского
водохранилища — 11 куб. км. Напор Братского водохранилища — 104 м.
Площадь Цимлянского водохранилища — 2600 кв. км.
Карточка для 2-ого ряда
Водохрани
лище
Пло
щадь
(кв. км)
Сре
дняя
глубина
(м)
Об
ъем
(куб.
км)
На
пор (м)
Братское
5380
34
18
0
104
Камское
1700
6,5
11
21
Куйбышевск
ое
5000
10,4
52
28
Рыбинское
4650
5,5
25
25
Цимлянское
2600
9,2
24
26
Вопросы к учащимся: Назовите самое большое по площади
водохранилище, самое мелкое водохранилище? (С заданием быстрее
справляется второй ряд)
Какой вывод мы можем сделать? Удобнее обрабатывать информацию,
представленную в виде таблицы, то есть имеющую структуру, какие еще
структуры вы можете назвать
Учитель: Тема нашего урока: База данных. Создание и заполнение
баз данных.
Вопросы к учащимся: Какие слова в теме урока нам незнакомы? База –
что это такое?
Пояснения учителя: Слово имеет несколько значений: основание
колонны, основа чего-либо, организация, занимающаяся снабжением, склад.
Данные – информация, представленная в удобной для обработки форме.
В быту можно сказать что, база данных - это какое-то хранилище
информации, но мы с вами должны вывести научное определение.
Скажите, где мы с вами можем хранить информацию?
Ученик:
Вся
информация
может
храниться
на
бумаге
(например,
книжный каталог библиотеки, газета, журналы), в компьютере.
Учитель: Правильно, действительно современным средством хранения
информации и обработки данных является компьютер.
Введём первое новое понятие, как база данных. Что же это такое?
Фактографическая
Содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные строго определённом формате (книжный фонд библиотеки, кадровый состав учреждения).
Содержит обширную информацию разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную).
База данных – организационная совокупность данных, предназначенная
для
длительного
хранения
во
внешней
памяти
ЭВМ
и
постоянного
применения.
Вопросы к учащимся: А в виде чего хранится информация на диске?
В виде файла. Значит и электронная база данных – это файл.
Вопросы к учащимся: А что должен иметь каждый файл?
Имя. Значит и БД как любой файл должна иметь имя.
Мы говорим, что в базе данных должно быть удобно искать
информацию.
Что это значит?
Итак, можем сформулировать определение:
База данных — поименованная совокупность структурированных
данных.
База данных
Самые распространенные – это табличные. Иначе они называются
РЕЛЯЦИОННЫМИ.
Итак, таблицы. Все вы знакомы с ними (на доске представлена таблица):
Влад
елец
Мод
ель
Номер
Дата
регистрации
Левч
Волг
А537А
15.08.96
Числовой (только числа)
Логический («да» или «нет»)
Символьный (слова, тексты)
Дата (календарные даты: день, месяц, год)
енко Н.Г.
а
К-59
Сидо
ров А.М.
форд
К1370
П-59
14.02.95
Горо
хов Н.Н.
Жигу
ли
Б171А
М-59
27.10.95
Федо
ров К.Р.
Волг
а
А138А
П-02
20.05.96
Сидо
ров А.М.
Жигу
ли
К735М
М-59
27.10.95
Вот только в табличных базах данных столбцы соответствуют полям, а
строки – записям.
Вопросы к учащимся: Сколько полей в данной БД, сколько записей?
Как мы видим, каждое поле имеет имя. Именно количество полей и их
наименование определяет структуру таблицы БД.
Вопросы к учащимся: Если мы удалим какое-либо поле, изменится
структура БД?
А запись? Как вы считаете, имена полей могут повторяться в БД?
Таблица может содержать различные типы данных, когда мы с вами
изучали электронные таблицы, то говорили о некоторых типах данных.
Строка таблицы - запись.
Столбец – поле.
Каждое поле имеет имя: Дата, осадки, температура…
Главным ключом в базе данных называют поле, значение которого не
повторяется у разных записей.
Тип поля (свойство)
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
А теперь вместе заполним кроссворд:
1.
Что есть у каждого поля.
2.
Как называется тип данных, который может принимать только два
значения: Истина или Ложь.
3.
Как называется поле, в котором значения данных не повторяются.
4.
Как в БД называется столбец таблицы.
5.
БД – это по сути, информационная…?
6.
Как называется текстовое поле, которое может содержать до 65
535 символов.
7.
Как иначе можно назвать табличную БД?
И М Я
Л
О
Г
И Ч Е
С К И Й
К
Л
Ю Ч Е
В
О Е
П О
Л Е
М О Д
Е
Л Ь
М Е
М О
Р
Е
Л
Я
Ц
И О Н Н А Я
Лабораторная работа по теме:
Создание базы данных, состоящей из одной таблицы.
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
Познакомиться с основными понятиями базы данных;
Научиться создавать таблицу базы данных в режиме Конструктор;
Освоить переход из режима Конструктор в режим таблицы;
Освоить основные приёмы заполнения и редактирования таблиц баз
данных;
Познакомиться с простой сортировкой значений таблицы;
Познакомиться с поиском записей по образцу;
Научиться сохранять и загружать базу данных;
Научиться распечатывать таблицы.
Этапы работы.
1.
Проектирование структуры базы данных. Предположим, что нам
надо изготовить самый простой вариант базы данных, когда вся информация
храниться в одной таблице.
2.
Конструирование
структуры
будущих
таблиц
базы
данных.
Таблицу будем создавать в режиме Конструктор. В ней будет 7 полей (код,
фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс) и 10 записей. Поле код –
уникальный ключ записи.
3.
Создание схемы базы данных. При наличии одной таблицы схема
базы
данных
тоже
простая:
состоит
из
одной
таблицы,
т.е.
её
можно
специально не делать.
4.
Ввод данных в таблицы. В данном варианте будет одна таблица.
Таблицу будем создавать в режиме Конструктор, а заполнять – в режиме
таблицы, продвигаясь по ячейкам с помощью стрелок, клавиши табуляции
или мышки.
Ход работы.
ЗАДАНИЕ 1. Создайте новую базу данных и изготовьте структуру
таблицы с информацией о студентах «Компьютерной школы».
Порядок работы:
Вызовите программу Access. Для этого дважды щёлкните по программе
Microcoft Access. Перед вами откроется окно системы управления базами
данных, в которых появиться меню.
Включите мышкой переключатель Новая база данных и щёлкните по
кнопке ОК. Появиться диалоговое окно. В поле Имя файла в качестве имени
базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы
данных.
Щёлкните по кнопке Создать или нажмите клавишу (Enter).
В следующем окне выберите тип создаваемого документа (выберите
соответствующую
закладку).
Вы
создаёте
таблицу,
поэтому
выберите
закладку Таблица. Щёлкните по кнопке Создать.
Переходим к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица.
Здесь несколько вариантов, но вы выберите Конструктор и щёлкните по
кнопке ОК. Появится окно Конструктора.
В верхней левой клетке введите имя поля (набирайте слово «Фамилия»,
а не свою фамилию) и нажмите на клавишу (Enter). В соседней клетке
появится тип данных, по умолчанию он задаётся Текстовый. Любой другой
выбирается с помощью ниспадающего меню.
Заполните поля в Конструкторе данными из табл.1. Общие свойства
поля оставляем по умолчанию (какие задаёт сама программа).
Таблица 1
Имя поля
Тип данных
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Год рождения
Числовой
Школа
Числовой
Класс
Числовой
Сохраните таблицу, щёлкнув по кнопке пиктографического меню.
В появившемся окне наберите имя таблицы Список и щёлкните по
кнопке ОК. Появится запрос на создание ключевого поля – уникального
поля записи, по которому удобно связывать таблицы. В данном варианте
будут самостоятельно появляться числа – номера записей.
Ответьте ДА.
Перейдите в режим таблицы, щёлкнув по кнопке. Ввод данных вы
будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение
поля Код будет меняться автоматически. Если закончить ввод в ячейку
нажатием на клавишу (Enter), то маркер перейдёт в следующую ячейку.
Заполните базу данных значениями из табл.2.
Таблица 2
Код
Фамилия
Имя
Отчество
Год
рождения
Школа
Класс
1
Иванникова
Анна
Ивановна
1984
1
9
2
Баранова
Ирина
Алексеевна
1983
3
10
3
Корнилова
Ольга
Владимировн
а
1984
5
9
4
Воробьёв
Алексей
Петрович
1983
1
10
5
Воробьёв
Алексей
Иванович
1984
3
9
6
Воробьёв
Олег
Григорьевич
1085
5
8
7
Скоркин
Александр
Евгеньевна
1982
1
11
8
Володина
Анна
Алексеевна
1984
3
9
9
Новосёлов
Алексей
Антонович
1983
5
10
10
Александрова
Елена
Алексеевна
1984
1
9
Сохраните введённые данные. В результате вы получили таблицу, с
которой можно работать.
(каждый учащийся получает лабораторную работу)
Итог урока.
1.
Что такое база данных?
2.
В чём различие между фактографическими и
документальными базами данных?
3.
Что такое распределённая БД?
4.
Приведите примеры информационных систем.
5.
Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи?
6.
Что такое запись, поле записи? Какую информацию они
содержат?
7.
Какие бывают типы полей? Что обозначает каждый из
типов?
(фронтальный опрос)
Домашнее задание.
§27, стр. 139 вопросы.