Авторы: Алексеев Андрей Валерьевич, Алексеева Татьяна Михайловна
Должность: тренер–преподаватель по волейболу
Учебное заведение: МАУ ДО "Заиграевская детско–юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая подготовка волейболистов"
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«Психологическая подготовка в волейболистов ».
Автор :
тренер- преподаватель по волейболу
МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» Алексеев А.В.
В настоящее время спорт, в том числе и волейбол, достиг такой
высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая
подготовленность
сильнейших
спортсменов
мира
находится
примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований
определяется в значительной степени психологическими факторами.
Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба
и
тем
большее
значение
приобретает
психологическое
состояние
спортсменов.
В
волейболе
множество
примеров ,
когда
вопреки
всем
предсказаниям,
основанным
на
оценке
физической,
технической
и
тактической
подготовленности
игроков
команды ,
выигрывает
относительно
слабая
команда.
Объясняют
же
это,
как
правило,
психологическими
факторами.
Высокий
эмоциональный
подъем,
желание победить нередко приводят к победе над более сильным
противником,
который
недооценил
соперника
и
вступил
с
ним
в
борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.
Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на
развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий,
внимания,
памяти,
мышления,
воображения,
эмоций,
морально-
волевых
качеств.
Так,
решительность
и
смелость,
например,
мотогонщика качественно отличается от решительности и смелости
волейболиста. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить
круг
задач
и
их
содержание
в
психологической
подготовке
волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их
деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и
планомерно
воспитывать
те
психические
качества
волейболистов,
которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.
В
советской
психологии
спорта
психологическая
подготовка
спортсменов
рассматривается
как
сложный
условно-рефлекторный
процесс,
который
можно
разделить
на
два
этапа:
общая
психологическая
подготовка
и
психологическая
подготовка
к
конкретному соревнованию. Каждый из этих видов психологической
подготовки решает свои, строго определенные задачи, но в то же
время они и взаимосвязаны.
Волейбол
как
спортивная
игра
характеризуется
большой
эмоциональной
насыщенностью .
Психологические
особенности
деятельности
волейболиста
определяются
характером
игровых
действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. С
помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов
регистрации
действий
волейболистов
специалисты
сумели
охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий.
Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20--30 м/с,
при подачах-- 12--15 м/с, время передачи для нападающего удара
(вторая передача) равно 1.10--1.40 с, а прострельной передачи 0,60--0,70
с, время приема подачи-- 1.40--1.50 с, прием нападающего удара --
0,35--0,45 с. Блокирование совершается за 2.00-- 2.05 с, причем в три
этапа: 1) распознавание действий противника и определение зоны, где
необходимо
ставить
блок--0,30--0,50
с;
2)
перемещение
в
зону
блокирования 1.00--1.15 с; 3) прыжок и вынос рук над сеткой-- 0,40--
0,50 с.
Основные двигательные действия волейбол. Основные двигательные
действия
волейболистов
--
это
быстрые
перемещения,
прыжки,
броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным
риском и требует от игроков смелости и самообладания. Наиболее
существенным
отличием
в
технике
волейбола
является
непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно
исключает захваты. Все действия характеризуются изменчивостью в
процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать
целой
системой
двигательных
навыков,
которые
складываются
из
большого
количества
приемов
защиты
и
нападения.
Сложность
игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических
приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях,
требующих
от
игрока
исключительной
точности
и
дифференцированности движений, быстрого переключения с одних
форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и
характеру.
В среднем за игру из 5 партий волейболист выполняет 250--300
двигательных
действий,
из
них
прыжков
50--60%;
рывков
27--33%;
падений
12--16%.
Кроме
того,
в
процессе
игры
волейболистам
необходимо
выполнить:
подач
190--200;
приемов
подач
190--210;
вторых передач 220--240; нападающих ударов 180--210; блокирований
нападающего
удара
180--210;
приемов
нападающих
ударов
80--100
(всеми игроками).
Анализ
действий
волейболистов
показал
,
что
у
высококвалифицированных спортсменов игровые навыки настолько
высоко
автоматизированы,
что
те
действия,
которые,
казалось
бы,
должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу
простой.
Внезапность,
молниеносность
и
точность
действий
в
волейболе
вызывает
необходимость
развивать
у
игроков
быстроту
реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой
скоростью полета мяча.
Под влиянием, тренировки у игроков до минимума сводятся такие
составные
части
латентного
периода
реакции,
как
моменты
различения, узнавания и особенно выбора действия, за счет выработки
соответствующего динамического стереотипа.
Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстроте реакции.
Совершенствуя
ее,
необходимо
вырабатывать
умение
предвидеть
возможные игровые моменты.
Почти
все
действия
волейболистов
происходят
на
основе
зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение
игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение
быстро
ориентироваться
в
сложившихся
условиях
--
важнейшие
качества волейболистов. Это предъявляет весьма высокие требования
к объему поля зрения игроков и точности их глазомера.
Тактические действия в волейболе крайне многообразны. В качестве
примера
можно
привести
некоторые
данные,
характеризующие
тактические построения в волейболе. Так, игра с первой передачи
осуществляется в 6--8% случаев; игра через выходящего игрока задней
линии--в 50--70% и игра через игрока передней линии--в 30--40%.
Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для
осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных
намерений и действий -- все это предъявляет высокие требования к
мышлению
волейболистов.
Тактическое
мышление
волейболиста
имеет свои специфические особенности. В процессе выполнения того
или
иного
технического
приема
оно
включено
в
само
действие,
неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного
тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после
удара
противника ,
волейболист
должен
мгновенно
оценить
сложившуюся
ситуацию,
мгновенно
спланировать
свои
действия,
принять
наиболее
правильное
в
данный
момент
решение
и
реализовать его в быстром и точном приеме, т. е. мышление носит
действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в
групповых действиях мышление носит наглядно-образный характер,
требующий
высокого
развития
пространственных
и
временных
представлений,
оперативности
в
оценке
ситуации
и
принятии
решения.
Быстрый
темп
игры
,
ее
длительность
,
напряженность
соревновательной
борьбы,
постоянная
готовность
к
выполнению
ответных
действий,
большая
ответственность
за
каждое
действие,
особенно
в
присутствии
большого
количества
бурно
реагирующих
зрителей
,
определяют
насыщенность
игры
разнообразными
эмоциями,
одни
из
которых
оказывают
положительное
влияние,
другие-- отрицательное.
Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в
процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до
стадии аффекта или полной апатии. Вероятно, этим можно объяснить
такие перепады в игре волейбольной команды, как выигрыш одной
партии со счетом 15:0 и проигрыш следующей с таким же счетом.
Всякое
бурное
эмоциональное
состояние
или
состояние
самоуспокоенности сейчас же отрицательно отражается на качестве
технических приемов и тактических действий волейболистов.
Волейбол предъявляет большие требования к волевым качествам
спортсменов.
При
равном
техническом
и
тактическом
мастерстве
побеждает
команда,
игроки
которой
проявляют
большую
волю
к
победе.
В
процессе
учебно-тренировочной
работы
и
соревнований
перед спортсменами возникает большое количество объективных и
субъективных трудностей, преодоление которых требует различных
волевых качеств.
Волейбол -- коллективная игра и успешность действий достигается
коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия
каждого
спортсмена
диктуются
выполняемыми
функциями
его
в
команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия,
как
взаимосвязь
,
взаимозависимость
,
взаимопонимание
,
взаимостраховка
не
только
определяют
степень
сыгранности
отдельных
игроков,
звеньев
и
всей
команды
в
целом,
но
и
характеризуют
моральные
качества
спортсменов:
взаимопомощь,
товарищескую поддержку, чувство коллективизма.
Необходимо отметить, что игра в волейбол предъявляет высокие
требования и к физическим качествам спортсмена (средний возраст
волейболистов
женщин--
23--24
года,
мужчин--25--27
лет,
рост:
женщины-- 176--180 см, мужчины-- 188--192 см).
Волейбол
по
своему
характеру
представляет
собой
преимущественно динамическую работу переменной интенсивности,
где
периоды
значительной
мышечной
деятельности
чередуются
с
периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во
время
игры
колеблется
от
умеренной
до
максимальной.
Так,
продолжительность игры доходит до 3 часов и более, интенсивность
такова,
что
частота
сердечных
сокращений
достигает
200
и
более
ударов в минуту, потери веса доходят до 2,5--3 кг.
Но
все
же
основные
требования
предъявляются
к
центральной
нервной системе.