Напоминание

"Психологическая подготовка волейболистов"


Авторы: Алексеев Андрей Валерьевич, Алексеева Татьяна Михайловна
Должность: тренер–преподаватель по волейболу
Учебное заведение: МАУ ДО "Заиграевская детско–юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая подготовка волейболистов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Психологическая подготовка в волейболистов ».

Автор :

тренер- преподаватель по волейболу

МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» Алексеев А.В.

В настоящее время спорт, в том числе и волейбол, достиг такой

высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая

подготовленность

сильнейших

спортсменов

мира

находится

примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований

определяется в значительной степени психологическими факторами.

Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба

и

тем

большее

значение

приобретает

психологическое

состояние

спортсменов.

В

волейболе

множество

примеров ,

когда

вопреки

всем

предсказаниям,

основанным

на

оценке

физической,

технической

и

тактической

подготовленности

игроков

команды ,

выигрывает

относительно

слабая

команда.

Объясняют

же

это,

как

правило,

психологическими

факторами.

Высокий

эмоциональный

подъем,

желание победить нередко приводят к победе над более сильным

противником,

который

недооценил

соперника

и

вступил

с

ним

в

борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.

Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на

развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий,

внимания,

памяти,

мышления,

воображения,

эмоций,

морально-

волевых

качеств.

Так,

решительность

и

смелость,

например,

мотогонщика качественно отличается от решительности и смелости

волейболиста. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить

круг

задач

и

их

содержание

в

психологической

подготовке

волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их

деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и

планомерно

воспитывать

те

психические

качества

волейболистов,

которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.

В

советской

психологии

спорта

психологическая

подготовка

спортсменов

рассматривается

как

сложный

условно-рефлекторный

процесс,

который

можно

разделить

на

два

этапа:

общая

психологическая

подготовка

и

психологическая

подготовка

к

конкретному соревнованию. Каждый из этих видов психологической

подготовки решает свои, строго определенные задачи, но в то же

время они и взаимосвязаны.

Волейбол

как

спортивная

игра

характеризуется

большой

эмоциональной

насыщенностью .

Психологические

особенности

деятельности

волейболиста

определяются

характером

игровых

действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. С

помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов

регистрации

действий

волейболистов

специалисты

сумели

охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий.

Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20--30 м/с,

при подачах-- 12--15 м/с, время передачи для нападающего удара

(вторая передача) равно 1.10--1.40 с, а прострельной передачи 0,60--0,70

с, время приема подачи-- 1.40--1.50 с, прием нападающего удара --

0,35--0,45 с. Блокирование совершается за 2.00-- 2.05 с, причем в три

этапа: 1) распознавание действий противника и определение зоны, где

необходимо

ставить

блок--0,30--0,50

с;

2)

перемещение

в

зону

блокирования 1.00--1.15 с; 3) прыжок и вынос рук над сеткой-- 0,40--

0,50 с.

Основные двигательные действия волейбол. Основные двигательные

действия

волейболистов

--

это

быстрые

перемещения,

прыжки,

броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным

риском и требует от игроков смелости и самообладания. Наиболее

существенным

отличием

в

технике

волейбола

является

непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно

исключает захваты. Все действия характеризуются изменчивостью в

процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать

целой

системой

двигательных

навыков,

которые

складываются

из

большого

количества

приемов

защиты

и

нападения.

Сложность

игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических

приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях,

требующих

от

игрока

исключительной

точности

и

дифференцированности движений, быстрого переключения с одних

форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и

характеру.

В среднем за игру из 5 партий волейболист выполняет 250--300

двигательных

действий,

из

них

прыжков

50--60%;

рывков

27--33%;

падений

12--16%.

Кроме

того,

в

процессе

игры

волейболистам

необходимо

выполнить:

подач

190--200;

приемов

подач

190--210;

вторых передач 220--240; нападающих ударов 180--210; блокирований

нападающего

удара

180--210;

приемов

нападающих

ударов

80--100

(всеми игроками).

Анализ

действий

волейболистов

показал

,

что

у

высококвалифицированных спортсменов игровые навыки настолько

высоко

автоматизированы,

что

те

действия,

которые,

казалось

бы,

должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу

простой.

Внезапность,

молниеносность

и

точность

действий

в

волейболе

вызывает

необходимость

развивать

у

игроков

быстроту

реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой

скоростью полета мяча.

Под влиянием, тренировки у игроков до минимума сводятся такие

составные

части

латентного

периода

реакции,

как

моменты

различения, узнавания и особенно выбора действия, за счет выработки

соответствующего динамического стереотипа.

Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстроте реакции.

Совершенствуя

ее,

необходимо

вырабатывать

умение

предвидеть

возможные игровые моменты.

Почти

все

действия

волейболистов

происходят

на

основе

зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение

игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение

быстро

ориентироваться

в

сложившихся

условиях

--

важнейшие

качества волейболистов. Это предъявляет весьма высокие требования

к объему поля зрения игроков и точности их глазомера.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. В качестве

примера

можно

привести

некоторые

данные,

характеризующие

тактические построения в волейболе. Так, игра с первой передачи

осуществляется в 6--8% случаев; игра через выходящего игрока задней

линии--в 50--70% и игра через игрока передней линии--в 30--40%.

Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для

осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных

намерений и действий -- все это предъявляет высокие требования к

мышлению

волейболистов.

Тактическое

мышление

волейболиста

имеет свои специфические особенности. В процессе выполнения того

или

иного

технического

приема

оно

включено

в

само

действие,

неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного

тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после

удара

противника ,

волейболист

должен

мгновенно

оценить

сложившуюся

ситуацию,

мгновенно

спланировать

свои

действия,

принять

наиболее

правильное

в

данный

момент

решение

и

реализовать его в быстром и точном приеме, т. е. мышление носит

действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в

групповых действиях мышление носит наглядно-образный характер,

требующий

высокого

развития

пространственных

и

временных

представлений,

оперативности

в

оценке

ситуации

и

принятии

решения.

Быстрый

темп

игры

,

ее

длительность

,

напряженность

соревновательной

борьбы,

постоянная

готовность

к

выполнению

ответных

действий,

большая

ответственность

за

каждое

действие,

особенно

в

присутствии

большого

количества

бурно

реагирующих

зрителей

,

определяют

насыщенность

игры

разнообразными

эмоциями,

одни

из

которых

оказывают

положительное

влияние,

другие-- отрицательное.

Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в

процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до

стадии аффекта или полной апатии. Вероятно, этим можно объяснить

такие перепады в игре волейбольной команды, как выигрыш одной

партии со счетом 15:0 и проигрыш следующей с таким же счетом.

Всякое

бурное

эмоциональное

состояние

или

состояние

самоуспокоенности сейчас же отрицательно отражается на качестве

технических приемов и тактических действий волейболистов.

Волейбол предъявляет большие требования к волевым качествам

спортсменов.

При

равном

техническом

и

тактическом

мастерстве

побеждает

команда,

игроки

которой

проявляют

большую

волю

к

победе.

В

процессе

учебно-тренировочной

работы

и

соревнований

перед спортсменами возникает большое количество объективных и

субъективных трудностей, преодоление которых требует различных

волевых качеств.

Волейбол -- коллективная игра и успешность действий достигается

коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия

каждого

спортсмена

диктуются

выполняемыми

функциями

его

в

команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия,

как

взаимосвязь

,

взаимозависимость

,

взаимопонимание

,

взаимостраховка

не

только

определяют

степень

сыгранности

отдельных

игроков,

звеньев

и

всей

команды

в

целом,

но

и

характеризуют

моральные

качества

спортсменов:

взаимопомощь,

товарищескую поддержку, чувство коллективизма.

Необходимо отметить, что игра в волейбол предъявляет высокие

требования и к физическим качествам спортсмена (средний возраст

волейболистов

женщин--

23--24

года,

мужчин--25--27

лет,

рост:

женщины-- 176--180 см, мужчины-- 188--192 см).

Волейбол

по

своему

характеру

представляет

собой

преимущественно динамическую работу переменной интенсивности,

где

периоды

значительной

мышечной

деятельности

чередуются

с

периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во

время

игры

колеблется

от

умеренной

до

максимальной.

Так,

продолжительность игры доходит до 3 часов и более, интенсивность

такова,

что

частота

сердечных

сокращений

достигает

200

и

более

ударов в минуту, потери веса доходят до 2,5--3 кг.

Но

все

же

основные

требования

предъявляются

к

центральной

нервной системе.



В раздел образования