Автор: Дурнева Татьяна Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 19 "Родничок"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: дошкольное образование
Дурнева Т.Г., музыкальный руководитель
Формирование самооценки ребенка в процессе
музыкальной деятельности
МБДОУ детский сад № 19 «Родничок»,
г. Старый Оскол
В
формировании
самооценки
ребенка
одну
из
главных
функций
выполняют
рефлексивные
методы
работы.
С
их
помощью
он
учится
проявлять свои собственные размышления, оценивать свои возможности.
В
дошкольном
возрасте
эмоциональные
переживания
успешно
формируются в таком виде деятельности, как игра. Особо значим в игре
момент перевоплощения в игровой образ, он выступает важнейшим условием
перестройки и оптимизации эмоциональной сферы дошкольника.
В
физическом
и
музыкальном
воспитании
детей
игровое
решение
поставленных
задач
–
это
овладение
«моторными
полями»,
обширными
корковыми зонами управления движениями. Они обеспечивают не простое
копирование
физических
и
музыкально-ритмических
упражнений,
показанных педагогом, а создают в корковых проекциях собственный способ
решения двигательной задачи.
Формирование «креативного поля» может осуществляться в условиях
двигательной творческой экспрессии (инсценировки-драматизации), а также
путем
решения
ребенком
проблемных
двигательных
задач
и
ситуаций.
Инсценировки-драматизации
представляют
собой
одну
из
форм
разыгрывания двигательного образа. Создание образов с помощью движений
вызывает у ребенка эмоциональное отношение к деятельности, помогает
открыть свои переживания, оценить свои возможности.
В
двигательной
и
музыкальной
деятельности
задачи
дивергентного
типа могут иметь такое содержание:
-
показ
движений
на
предложенную
тему
(«купаемся
в
реке»,
«заблудились в лесу», «веселимся на празднике»). Задача состоит в том,
чтобы не просто активизировать ассоциативное поле ребенка, а расширить
его за счет осознанного управления процессом обобщения ассоциаций;
- придумать к движению как можно больше его аналогов. Называется
какое-либо движение; детям необходимо придумать и показать движениями
как можно больше его аналогов, т.е. других движений, сходных с основным
по
различным
существенным
признакам.
Вопрос
здесь
выступает
как
ведущий прием, который стимулирует мышление и воображение;
-
придумать
и
показать
движения
для
необычной
ситуации.
В
зависимости от выбора движений дети создают образы с различной степенью
фантастичности.
Следовательно, игровой способ решения каждой задачи – это работа
творческого
воображения,
культуры
движения,
в
которую
внесена
доля
собственного миропонимания.
Развитию оценочных действий детей способствует также деятельность,
в
которой
существует
определенная
иерархия
задач
различной
степени
трудности,
причем
результаты
их
достижения
(успехи
и
неудачи)
легко
определяются самими детьми. На физкультурных и музыкальных занятиях
детям
предлагается:
создавать
первоначальный
образ
двигательного
действия, соотнести характер выполнения движения с конкретной ситуацией,
рассказать
о
том,
как
будет
выполняться
упражнение,
найти
отличие
и
сходство в выполнении упражнения двумя детьми, сравнивать свои действия
с
прежними
собственными
результатами.
Выполнение
таких
заданий
помогает
ребенку
осознать
свой
двигательный
опыт,
более
объективно
оценить
его.
Благоприятной
для
формирования
самооценки
выступает
деятельность,
связанная
с
четкой
установкой
на
результат
(спортивные
упражнения,
спортивные
игры,
игры-эстафеты).
В
ней
имеют
место
групповые
формы
оценки
детей,
способствующие
осознанию
способов
действий, самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников,
самооценка
детей,
выражающаяся
в
осознании
своей
деятельности,
ее
сильных и слабых сторон. В результате у дошкольников формируются умения
выступать
инициатором
двигательной
деятельности,
иметь
собственную
позицию в ее построении, уметь объяснять свои действия, самостоятельно
находить и исправлять ошибки.
О б ъ е к т и в н о с т ь
и
точность самооценки определяется учетом индивидуальных различий детей.
Особого
внимания
требуют
дошкольники,
для
которых
характерно
негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Важно
повысить
представление
таких
детей
о
собственной
значимости.
Это
достигается приемами включения неуверенных детей в игры с эмоционально
ярким
содержанием,
положительной
оценки
их
малейших
достижений,
накопления положительного опыта общения со сверстниками, обогащения
опыта эмоционального переживания через положительную оценку педагогом
достоинств ребенка.
В а ж н ы м
ф а к т о р о м ,
вызывающим изменения в сознании детей, а, следовательно, и в повышении
объективности
самооценки,
выступают
развивающие
игры .
Побуждая
ребенка
сравнивать,
анализировать
и
обобщать,
они
активизируют
мыслительные
операции
(память,
внимание,
восприятие),
приучают
к
самостоятельному принятию решений, самоконтролю своих действий.
Музыкальные
игры
«Кто
лучше
шагает?», «Зеркало», «Зайцы и лиса», «Узнай по голосу», «Найди себе пару»,
«Медвежата»,
«Будь
ловким!»
и
т.п.
помогают
детям
осмысленно
воспринимать музыку, охарактеризовывать исполнение определенных ролей
своими сверстниками.
В ы п о л н я я
п р а в и л а
подвижных, музыкальных, коммуникативных игр дети имеют возможность
оценить свою деятельность. Важно, чтобы при прямом обучении ребенок
оставался субъектом собственных действий. Это является залогом успешного
формирования его объективной самооценки.