Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Автор: Дурнева Татьяна Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 19 "Родничок"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дурнева Т.Г., музыкальный руководитель

Формирование самооценки ребенка в процессе

музыкальной деятельности

МБДОУ детский сад № 19 «Родничок»,

г. Старый Оскол

В

формировании

самооценки

ребенка

одну

из

главных

функций

выполняют

рефлексивные

методы

работы.

С

их

помощью

он

учится

проявлять свои собственные размышления, оценивать свои возможности.

В

дошкольном

возрасте

эмоциональные

переживания

успешно

формируются в таком виде деятельности, как игра. Особо значим в игре

момент перевоплощения в игровой образ, он выступает важнейшим условием

перестройки и оптимизации эмоциональной сферы дошкольника.

В

физическом

и

музыкальном

воспитании

детей

игровое

решение

поставленных

задач

это

овладение

«моторными

полями»,

обширными

корковыми зонами управления движениями. Они обеспечивают не простое

копирование

физических

и

музыкально-ритмических

упражнений,

показанных педагогом, а создают в корковых проекциях собственный способ

решения двигательной задачи.

Формирование «креативного поля» может осуществляться в условиях

двигательной творческой экспрессии (инсценировки-драматизации), а также

путем

решения

ребенком

проблемных

двигательных

задач

и

ситуаций.

Инсценировки-драматизации

представляют

собой

одну

из

форм

разыгрывания двигательного образа. Создание образов с помощью движений

вызывает у ребенка эмоциональное отношение к деятельности, помогает

открыть свои переживания, оценить свои возможности.

В

двигательной

и

музыкальной

деятельности

задачи

дивергентного

типа могут иметь такое содержание:

-

показ

движений

на

предложенную

тему

(«купаемся

в

реке»,

«заблудились в лесу», «веселимся на празднике»). Задача состоит в том,

чтобы не просто активизировать ассоциативное поле ребенка, а расширить

его за счет осознанного управления процессом обобщения ассоциаций;

- придумать к движению как можно больше его аналогов. Называется

какое-либо движение; детям необходимо придумать и показать движениями

как можно больше его аналогов, т.е. других движений, сходных с основным

по

различным

существенным

признакам.

Вопрос

здесь

выступает

как

ведущий прием, который стимулирует мышление и воображение;

-

придумать

и

показать

движения

для

необычной

ситуации.

В

зависимости от выбора движений дети создают образы с различной степенью

фантастичности.

Следовательно, игровой способ решения каждой задачи – это работа

творческого

воображения,

культуры

движения,

в

которую

внесена

доля

собственного миропонимания.

Развитию оценочных действий детей способствует также деятельность,

в

которой

существует

определенная

иерархия

задач

различной

степени

трудности,

причем

результаты

их

достижения

(успехи

и

неудачи)

легко

определяются самими детьми. На физкультурных и музыкальных занятиях

детям

предлагается:

создавать

первоначальный

образ

двигательного

действия, соотнести характер выполнения движения с конкретной ситуацией,

рассказать

о

том,

как

будет

выполняться

упражнение,

найти

отличие

и

сходство в выполнении упражнения двумя детьми, сравнивать свои действия

с

прежними

собственными

результатами.

Выполнение

таких

заданий

помогает

ребенку

осознать

свой

двигательный

опыт,

более

объективно

оценить

его.

Благоприятной

для

формирования

самооценки

выступает

деятельность,

связанная

с

четкой

установкой

на

результат

(спортивные

упражнения,

спортивные

игры,

игры-эстафеты).

В

ней

имеют

место

групповые

формы

оценки

детей,

способствующие

осознанию

способов

действий, самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников,

самооценка

детей,

выражающаяся

в

осознании

своей

деятельности,

ее

сильных и слабых сторон. В результате у дошкольников формируются умения

выступать

инициатором

двигательной

деятельности,

иметь

собственную

позицию в ее построении, уметь объяснять свои действия, самостоятельно

находить и исправлять ошибки.

О б ъ е к т и в н о с т ь

и

точность самооценки определяется учетом индивидуальных различий детей.

Особого

внимания

требуют

дошкольники,

для

которых

характерно

негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Важно

повысить

представление

таких

детей

о

собственной

значимости.

Это

достигается приемами включения неуверенных детей в игры с эмоционально

ярким

содержанием,

положительной

оценки

их

малейших

достижений,

накопления положительного опыта общения со сверстниками, обогащения

опыта эмоционального переживания через положительную оценку педагогом

достоинств ребенка.

В а ж н ы м

ф а к т о р о м ,

вызывающим изменения в сознании детей, а, следовательно, и в повышении

объективности

самооценки,

выступают

развивающие

игры .

Побуждая

ребенка

сравнивать,

анализировать

и

обобщать,

они

активизируют

мыслительные

операции

(память,

внимание,

восприятие),

приучают

к

самостоятельному принятию решений, самоконтролю своих действий.

Музыкальные

игры

«Кто

лучше

шагает?», «Зеркало», «Зайцы и лиса», «Узнай по голосу», «Найди себе пару»,

«Медвежата»,

«Будь

ловким!»

и

т.п.

помогают

детям

осмысленно

воспринимать музыку, охарактеризовывать исполнение определенных ролей

своими сверстниками.

В ы п о л н я я

п р а в и л а

подвижных, музыкальных, коммуникативных игр дети имеют возможность

оценить свою деятельность. Важно, чтобы при прямом обучении ребенок

оставался субъектом собственных действий. Это является залогом успешного

формирования его объективной самооценки.



В раздел образования