Напоминание

"Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через лего конструирование."


Автор: Алборова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№16
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через лего конструирование."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей дошкольного возраста струдом взрослых через

лего-конструирование.

Сегодня

обществу

необходимы

социально

активные,

самостоятельные

и

творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в

системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование

мотивации

развития

и

обучения

дошкольников,

а

также

творческой

познавательной

деятельности,

вот

главные

задачи,

которые

стоят

сегодня

перед

педагогом

в

рамках

федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

Эти

непростые

задачи,

в

первую

очередь,

требуют

создания

особых

условий

обучения.

В

связи

с

этим

огромное

значение

отведено

конструированию

и

ознакомлению

детей

с

трудом

взрослых.

Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара,

продавца,

водителя,

врача,

военного,

то

на

современном

этапе

этого

недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

В

информационную

начальную

компетенцию

дошкольника

должны

органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер,

программист, визажист, архитектор, дизайнер и др.

Важнейшей

отличительной

особенностью

стандартов

нового

поколения

является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование

практических

и

умственных

действий

ребёнка.

ФГОС

дошкольного

образования

предусматривает

отказ

от

учебной

модели,

что

требует

от

воспитателей

и

педагогов

обращения

к

новым

нетрадиционным

формам

работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность

является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать

образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры

Данная тема актуальна тем, что:

1

1. Раскрывает для дошкольников мир техники и знаний о труде взрослых.

Развивает

конструкторские

способности

и

техническое

мышление,

воображение

и

навыки

общения,

способствует

интерпретации

и

самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий

уровень развитие познавательной активности дошкольников.

2. Труд взрослых и LEGO–конструирование объединяют в себе элементы

игры с экспериментированием, доступность данной образовательной

технологии актуальна для организации исследовательской деятельности

детей.

3. Современная молодёжь имеет недостаточно навыков работы

руками и плохо взаимодействует в команде.

4. Соответствие требованиям ФГОС ДОО: системно - деятельностный

и интегративный подход положен в основу технологии использования

LEGO-конструирования

и

является

великолепным

средством

при

ознакомлении детей с профессиями взрослых, обеспечивающее интеграцию

различных видов деятельности.

LEGO – конструктор не просто занимательная игра, это работа ума и рук и

применение знаний, которые получены во время бесед «Профессии. Какие

они?», при рассказывании о труде родителей, проведении игр «Кому что

нужно», экскурсий за пределы группы и детского сада, знакомящие детей с

трудом

взрослых,

чтении

художественной

литературы

(рассказы,

стихи,

поговорки, загадки).

Я думаю, что игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и

весьма полезна. С помощью игр мои

малыши учатся жить в обществе,

социализируются в нем.

Совместная деятельность по LEGO - конструированию направлена в первую

очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,

2

и мои занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с

педагогом и друг с другом.

В начале совместной деятельности с детьми я включаю серии свободных игр

с

использованием

LEGO-конструктора,

чтобы

удовлетворить

желание

ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем

обязательно провожу пальчиковую гимнастику, которую подбираю с учетом

темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства

пользования

мы

придумали

с

ребятами

названия

деталям

и

другим

элементам: штырьки, трубочки, кубики или кирпичики, пластины, скосы,

арочные элементы, плитки и панели, декоративные элементы и т.д. Названия

деталей,

умение

определять

кубик

(кирпичик)

определенного

размера

закрепляю

с

детьми

в

течение

нескольких

занятий,

пока

у

ребят

не

зафиксируются эти названия в активном словаре.

На

занятиях

предлагаю

детям

просмотр

презентации,

видеоматериалы

с

сюжетами по теме «Моя семья», «Профессии», «Мой папа военный» и т.д.

При

планировании

совместной

деятельности

отдается

предпочтение

различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия.

Дети

учатся

конструировать

модели

«шаг

за

шагом».

Такое

обучение

позволяет

им

продвигаться

вперёд

в

собственном

темпе,

стимулирует

желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на

занятиях по «Познавательному развитию», но и углубляют их. Темы занятий

подобраны

таким

образом,

чтобы

кроме

решения

конкретных

конструкторских

задач

ребенок

расширял

кругозор:

сказки,

архитектура,

животные, птицы, транспорт, космос.

В

совместной

деятельности

по

LEGO-конструированию

дети

пробуют

установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают

3

умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать

конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся

представлять

предметы

в

различных

пространственных

положениях.

В

процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики

(ручной

ловкости),

творческих

задатков,

развитие

диалогической

и

монологической

речи,

расширение

словарного

запаса.

Особое

внимание

уделяется

развитию

логического

и

пространственного

мышления.

Ребята

учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку

по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми я начинаю с самых простых построек, учу правильно,

соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно

соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему

постройки находят в постройке основные части, называют и показывают

детали,

из

которых

эти

части

предмета

построены,

потом

определяют

порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по

выполнению

предложенного

задания,

высказывает

свое

отношение

к

проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении

конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с

детьми

правильность

соединения

деталей,

сравниваем

с

образцом

либо

схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые

задания

могут

быть

выполнены

индивидуально,

парами.

Сочетание

различных

форм

работы

способствует

приобретению

детьми

социальных

знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит

обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

4

Таким образом, Конструктор LEGO помогает детям и взрослым воплощать в

жизнь

свои идеи, строить

и фантазировать, увлечённо работая и видя

конечный результат, а также играя, знакомить с профессиями взрослых.

Конструирование

формирует

в

детях

самостоятельность,

стремление

довести начатое дело до конца, развивает творчество, знакомит с формой,

величиной, цветом, строением предметов, а также дети закрепляют знания

о труде взрослого. Конструктивная деятельность способствует развитию

грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о

том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему

нравится, что он хотел смастерить.

В практике LEGO-технология интересна тем, что строясь на интегративных

принципах,

объединяет

в

себе

элементы

игры

и

экспериментирования.

Игры

с

этим

конструктором

выступают

способом

исследования

и

ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

5



В раздел образования