Автор: Алборова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№16
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через лего конструирование."
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей дошкольного возраста струдом взрослых через
лего-конструирование.
Сегодня
обществу
необходимы
социально
активные,
самостоятельные
и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование
мотивации
развития
и
обучения
дошкольников,
а
также
творческой
познавательной
деятельности,
–
вот
главные
задачи,
которые
стоят
сегодня
перед
педагогом
в
рамках
федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
Эти
непростые
задачи,
в
первую
очередь,
требуют
создания
особых
условий
обучения.
В
связи
с
этим
огромное
значение
отведено
конструированию
и
ознакомлению
детей
с
трудом
взрослых.
Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара,
продавца,
водителя,
врача,
военного,
то
на
современном
этапе
этого
недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
В
информационную
начальную
компетенцию
дошкольника
должны
органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер,
программист, визажист, архитектор, дизайнер и др.
Важнейшей
отличительной
особенностью
стандартов
нового
поколения
является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование
практических
и
умственных
действий
ребёнка.
ФГОС
дошкольного
образования
предусматривает
отказ
от
учебной
модели,
что
требует
от
воспитателей
и
педагогов
обращения
к
новым
нетрадиционным
формам
работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность
является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры
Данная тема актуальна тем, что:
1
1. Раскрывает для дошкольников мир техники и знаний о труде взрослых.
Развивает
конструкторские
способности
и
техническое
мышление,
воображение
и
навыки
общения,
способствует
интерпретации
и
самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий
уровень развитие познавательной активности дошкольников.
2. Труд взрослых и LEGO–конструирование объединяют в себе элементы
игры с экспериментированием, доступность данной образовательной
технологии актуальна для организации исследовательской деятельности
детей.
3. Современная молодёжь имеет недостаточно навыков работы
руками и плохо взаимодействует в команде.
4. Соответствие требованиям ФГОС ДОО: системно - деятельностный
и интегративный подход положен в основу технологии использования
LEGO-конструирования
и
является
великолепным
средством
при
ознакомлении детей с профессиями взрослых, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности.
LEGO – конструктор не просто занимательная игра, это работа ума и рук и
применение знаний, которые получены во время бесед «Профессии. Какие
они?», при рассказывании о труде родителей, проведении игр «Кому что
нужно», экскурсий за пределы группы и детского сада, знакомящие детей с
трудом
взрослых,
чтении
художественной
литературы
(рассказы,
стихи,
поговорки, загадки).
Я думаю, что игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и
весьма полезна. С помощью игр мои
малыши учатся жить в обществе,
социализируются в нем.
Совместная деятельность по LEGO - конструированию направлена в первую
очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,
2
и мои занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с
педагогом и друг с другом.
В начале совместной деятельности с детьми я включаю серии свободных игр
с
использованием
LEGO-конструктора,
чтобы
удовлетворить
желание
ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем
обязательно провожу пальчиковую гимнастику, которую подбираю с учетом
темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства
пользования
мы
придумали
с
ребятами
названия
деталям
и
другим
элементам: штырьки, трубочки, кубики или кирпичики, пластины, скосы,
арочные элементы, плитки и панели, декоративные элементы и т.д. Названия
деталей,
умение
определять
кубик
(кирпичик)
определенного
размера
закрепляю
с
детьми
в
течение
нескольких
занятий,
пока
у
ребят
не
зафиксируются эти названия в активном словаре.
На
занятиях
предлагаю
детям
просмотр
презентации,
видеоматериалы
с
сюжетами по теме «Моя семья», «Профессии», «Мой папа военный» и т.д.
При
планировании
совместной
деятельности
отдается
предпочтение
различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия.
Дети
учатся
конструировать
модели
«шаг
за
шагом».
Такое
обучение
позволяет
им
продвигаться
вперёд
в
собственном
темпе,
стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на
занятиях по «Познавательному развитию», но и углубляют их. Темы занятий
подобраны
таким
образом,
чтобы
кроме
решения
конкретных
конструкторских
задач
ребенок
расширял
кругозор:
сказки,
архитектура,
животные, птицы, транспорт, космос.
В
совместной
деятельности
по
LEGO-конструированию
дети
пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают
3
умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять
предметы
в
различных
пространственных
положениях.
В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной
ловкости),
творческих
задатков,
развитие
диалогической
и
монологической
речи,
расширение
словарного
запаса.
Особое
внимание
уделяется
развитию
логического
и
пространственного
мышления.
Ребята
учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку
по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми я начинаю с самых простых построек, учу правильно,
соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно
соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают
детали,
из
которых
эти
части
предмета
построены,
потом
определяют
порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по
выполнению
предложенного
задания,
высказывает
свое
отношение
к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с
детьми
правильность
соединения
деталей,
сравниваем
с
образцом
либо
схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые
задания
могут
быть
выполнены
индивидуально,
парами.
Сочетание
различных
форм
работы
способствует
приобретению
детьми
социальных
знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит
обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
4
Таким образом, Конструктор LEGO помогает детям и взрослым воплощать в
жизнь
свои идеи, строить
и фантазировать, увлечённо работая и видя
конечный результат, а также играя, знакомить с профессиями взрослых.
Конструирование
формирует
в
детях
самостоятельность,
стремление
довести начатое дело до конца, развивает творчество, знакомит с формой,
величиной, цветом, строением предметов, а также дети закрепляют знания
о труде взрослого. Конструктивная деятельность способствует развитию
грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о
том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему
нравится, что он хотел смастерить.
В практике LEGO-технология интересна тем, что строясь на интегративных
принципах,
объединяет
в
себе
элементы
игры
и
экспериментирования.
Игры
с
этим
конструктором
выступают
способом
исследования
и
ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
5