Напоминание

Рабочая программа дополнительного образования "ЗНАЙКА"


Автор: Ананкина Мария Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №7 "ВИШЕНКА"
Населённый пункт: г.Клин, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа дополнительного образования "ЗНАЙКА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25 «РОССИЯНОЧКА»

Рабочая программа

дополнительного образования

«Знайка»

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Ананкина Мария Михайловна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

Клин

1. Пояснительная записка.

Нормативными основаниями разработки программы по познавательному развитию

обучающихся являются:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об

образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №

26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный №

28564);

Устав МДОУ;

Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ.

Программа направлена на

реализацию

потребности

ребенка

в

познании

окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и

развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и

интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок,

тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование

как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является

эффективным

средством

развития

важных

качеств

личности,

таких,

как

творческая

активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в

педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь

в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных

интересов обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять

зависимости.

2.

Помогать накоплению у обучающихся конкретных представлений о предметах и их

свойствах.

3.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5.

Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6.

Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

- Создание развивающей предметно-пространственной среды.

- Включение родителей (законных представителей) в процесс развития

познавательного интереса детей.

- Использование разнообразных видов деятельности.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации обучающихся:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется

с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

I.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, личностным,

культурологическим, деятельностными подходами в воспитании, обучении и развитии

детей дошкольного возраста.

Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет

ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и

потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей

деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе

развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной

деятельности взрослого и детей и др.).

Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому

ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.

Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей

культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.

Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности,

предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью,

направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей.

Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как

субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.

Принципы формирования Программы

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

процесса образования детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей;

принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего

решения программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках

непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных

моментов;

принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности

ведущего вида деятельности – игры.

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Характеристика возрастных возможностей детей

6-7 лет

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни,

единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее

эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют

объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их

проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети

самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют

обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему

наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких

экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение

гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась.

Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно

формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные

задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего

экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом

приобретают новые знания;

2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они

мыслили.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых

ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные

характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного

образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам):

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и

далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как?

почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и

поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными

знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он

живёт.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в различных сферах действительности.

Достижения ребенка четырех лет:

- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально

разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные

действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые

свойства изучаемого объекта.

- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в

соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

Достижения ребенка семи лет:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью

специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий, сам

выбирает их в соответствии с познавательной задачей

- Умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами

объектов и явлений с применением различных средств; умеет определять характер

действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств

объектов

- умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с

условиями и целями деятельности

- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;

ставить цель; составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою

деятельность

- умеет самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно –

исследовательской деятельности.

Содержание программы

Группа дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Направления

экспериментальной

деятельности

Тема

Программное содержание

Экспериментирование

с песком, глиной

Удивительный песок

Познакомить со свойствами и качествами

песка, его происхождением; развивать

смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Сухая и влажная

почва

Учить определять и сравнивать сухую и

влажную почву, фиксировать результаты

исследований.

Экспериментирование

с водой

Фильтрование воды

Познакомить с процессами очистки воды

разными способами.

Бережем воду (1

часть)

Показать способ очистки воды с помощью

фильтра; учить беречь воду.

Бережем воду (2

часть)

Помочь определить, сколько воды зря

проливается из крана; учить беречь воду.

Бережем воду (3

часть)

Помочь определить, сколько воды зря

проливается из крана; учить беречь воду.

Где же пятый океан?

Показать зависимость живых объектов

природы от воздуха.

Экспериментирование

с воздухом

Соломенный буравчик

Помочь выявить, что воздух обладает

упругостью, понять, как может использоваться

сила воздуха (движение).

Парашют

Помочь выявить, что воздух обладает

упругостью, понять, как может использоваться

сила воздуха (движение).

Вертушка

Помочи выявить, что воздух обладает

упругостью, понять, как может использоваться

сила воздуха (движение).

Наблюдения за

жизнью растений

Запасливые стебли

Доказать, что в пустыне стебли некоторых

растений могут накапливать воду.

Куда тянутся корни

Помочь установить связь видоизменений

частей растения с выполняемыми ими

функциями и факторами внешней среды.

Бережливые растения

Помочь найти растения, которые могут расти в

пустыне и саванне.

Упрямое растение

Уточнить, как свет влияет на рост комнатных

растений; развивать наблюдательность.

Листья и стебли могут

вести себя как

соломинки

Показать, что листья и стебли растений могут

вести себя как соломинки.

Много - мало

Помочь выявить зависимость количества

испаряемой жидкости от размера листьев.

Почему меньше?

Помочь установить зависимость количества

испаряемой влаги от величины листьев.

Человек

Выяснение причины

храпа человека

Помочь выяснить причины храпа человека.

Зрачок меняет размер

в зависимости от

освещенности

Показать, как зрачок глаза меняет свой размер

в зависимости от освещенности.

Связь уха с

носоглоткой

Помочь определить связь уха с носоглоткой.

Опыт Мариотта

Показать, что при попадании изображения на

слепое пятно человек перестает видеть данное

изображение.

Осязательный центр

человека

Сравнить температуру воды в нескольких

емкостях.

Тепловые и

холодовые точки у

человека

Определить расположение «Тепловых»

(воспринимающих тепло) и «холодовых»

(воспринимающих холод) точек на разных

участках кожи (на ладони и на лице).

Обоняние человека

Упражнять в различении цветов и пищи по

запаху.

Вдох и запах

Доказать необходимость вдоха для

определения запаха.

Вкус и запах

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Острота слуха и ее

измерение при разных

ситуациях

Проверить, хороший ли у детей слух, не

повреждена ли перепонка.

Определение частоты

дыхания

Произвести подсчет вдохов и выдохов,

производимых детьми в течение одной

минуты.

Экспериментирование

с предметами

Мир ткани

Познакомить с названиями тканей (ситец,

сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж);

формировать умение сравнивать ткани по их

свойствам; понимать, что эти характеристики

обуславливают способ использования ткани

для пошива вещей.

Мир металлов

Учить вызывать разновидность металлов

(алюминий, сталь, жесть, медь, бронза,

серебро); формировать умения сравнивать их

свойства, понимать, что характеристики

металлов обусловливают способы их

использования в быту и на производстве.

Мир пластмасс

Учить узнавать вещи, сделанные из разного

вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт,

оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства,

понимать, что от качественных характеристик

пластмасс зависят способы их использования.

Разведчики

Учить пониманию того, как можно отразить

изображение предмета и увидеть его там, где

его не должно быть видно.

В мире животных

Совершенствовать умение работать с бумагой,

реализовывать возможности преобразования,

доводить начатое до конца, проявлять

творческие способности.

Наша группа

Участвовать в коллективном преобразовании,

учить проявлять устойчивое стремление

преобразовывать предмет, убедить, что от

отношения к работе зависит ее результат.

Земля - магнит

Помочь выявить действия магнитных сил

Земли.

Комнатный садик

Участвовать в коллективном преобразовании

объекта, проявлять стремление к

преобразованию, самостоятельно придумывать

и реализовывать свои замыслы в соответствии

с общей целью.

Автомобиль будущего

Побуждать активно проявлять стремление к

преобразованию, творчески подходить к

решению поставленной задачи,

самостоятельно придумывать и осуществлять

свои замыслы.

Вулкан

Совершенствовать умение работать с

различными материалами, проявлять

стремление к преобразованию, творчески

подходить к решению поставленной задачи.

Полярное сияние

Помочь понять, что полярное сияние –

проявление магнитных сил Земли.

Жилище человека в

древности

Участвовать в коллективном преобразовании,

формировать умение реализовывать

возможности преобразования, доводить работу

до логического конца; проявлять творческий

потенциал в ходе преобразования.

Дом из ткани

Участвовать в коллективном преобразовании;

развивать желание преобразовывать предмет.

Необычная картина

Объяснить действие магнитных сил,

использовать знания для создания картин.

Дом, в котором я живу

Совершенствовать умение работать с

разнообразными материалами, творчески

подходить к решению поставленной задачи,

придавать работе законченный характер.

Парашют - зонтик

Совершенствовать умения работать с бумагой

и доводить работу до конца, использовать

знания, приобретённые в ходе поисковой

деятельности.

Дом будущего

Побуждать самостоятельно придумывать и

осуществлять оригинальные замыслы,

проявлять стремление к преобразованию.

Лодка

Совершенствовать умение работать с бумагой,

ножницами; побуждать проявлять творчество;

самостоятельно определять алгоритм

деятельности.

Дом на курьих ножках

Развивать умение творчески подходить к

решению поставленной задачи;

совершенствовать умение работать с

различными материалами, использовать

знания, приобретенные в ходе поисковой

деятельности.

Покорение космоса

Побуждать к участию в коллективном

преобразовании; учить самостоятельно

определять алгоритм деятельности,

совершенствовать умения работать с

различными материалами, проявлять

творческий потенциал в ходе преобразования.

Мы пишем книгу

Совершенствовать графические умения,

побуждать участвовать в коллективном

создании книги, учить понимать, что от

отношения к работе зависит ее результат.

Как не обжечься?

Помочь выяснить, что предметы из разных

материалов нагреваются по разному

(теплопроводность материалов).

Экспериментирование

с солнечным светом

Передача солнечного

«зайчика»

Помочь понять, как можно многократно

отразить свет и изображение предмета, то есть

увидеть его нам, где его не должно быть видно.

Радуга на стене

Познакомить с механизмом образования

цветов.

Экспериментирование

со звуком

Поющая струна

Помочь выявить причины происхождения

низких и высоких звуков (частота звука).

Экспериментирование

с электричеством

Как увидеть

«молнию»?

Выяснить, что гроза – проявление

электричества в природе.

Особенности образовательной деятельности по познавательному развитию

обучающихся

Игровые приёмы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

повтор инструкций;

выполнение действий по указанию;

«намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или

другому ребёнку;

фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего

повторения и закрепления.

Особенности взаимодействия с семьями обучающихся и социальными

партнерами

Для плодотворного сотрудничества с родителями определяются задачи,

приоритетные для соответствующего возраста, которые реализуются через следующие

направления:

Информационное (устные журналы; рекламные буклеты, листовки; памятки и

консультации)

Организационное (родительские собрания, анкетирование,)

Просветительское (родительские гостиные; консультирование; тематические

встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы;

дискуссии; круглые столы и др.).

Организационно -деятельностное (совместный с родителями педагогический

мониторинг развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки

работ,участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное

творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе

природного и бросового материала для творческой деятельности детей;).Участие

родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок,

рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с

участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время

прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья и др.)

Материально - техническое обеспечение программы

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность

Методическая литература

Аудио- видеокассеты, DVDдиски и т.п.

Изучение, планирование, организация,

поиск новых путей, внедрение

передовых методик

Материалы для ознакомления с их свойствами

(сыпучие, твердые, жидкие и т.д.)

Оборудование для экспериментов по

представленной теме (воронки, тазики,

емкости и т.п.)

Приборы (микроскоп, часы, весы, лупа и т.п.)

Элементарные устройства, макеты, модели для

демонстрации

явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной

деятельности: алгоритмы (программы)

деятельности.

Предметы рукотворного мира для

обследования и преобразования

Опыты, эксперименты, исследования

Растения (по возрасту), оборудование для

труда на природе

Наблюдение, проведение опытов,

экспериментов, исследований, труд в

природе

Познавательная литература, наглядный

материал для накопления познавательного

опыта: реальные объекты, предметы,

материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки,

коллекции, макеты, гербарии и т.п.

Рассматривание, чтение, слушание,

составление коллекций, гербариев,

систематизация (раскладывание)

наглядных материалов.

Дидактические игры различного содержания в

соответствии с возрастом

Игровая деятельность

Условные символы, модели различного вида

«Чтение», составление, рисование

по темам и разным направлениям (календари

наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы

познавательной деятельности, опытов и

экспериментов и т.п.), изобразительные

средства

моделей, действия в соответствии с

ними

Природный, бросовый материал, различные

виды материалов (ткань, бумага и т.п.), клей,

изобразительные материалы, глина, тесто

(бумажное, соленое) пластилин, проволока,

иголки. Нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр.

Изготовление поделок, макетов,

построек, игрушек, тематических

альбомов, стенгазет, преобразование

накопленного опыта

Флюгер, уличные термометры, емкости для

измерения осадков, солнечные часы

Наблюдения, проведение опытов,

экспериментов, ведение календарей

природы

Растительность (различные деревья,

кустарники, травы, цветы)

Яблоневый сад.

Огород.

Клумбы.

Песочницы.

Выносной материал.

Метеоплощадка.

Экологическая тропа.

Наблюдения, проведение опытов,

экспериментов, накопление

познавательного опыта,

преобразование и использование его в

разных видах деятельности

Воспитание экологической культуры, любви к

природе

Наблюдения, проведение опытов,

экспериментов,

накопление экологических знаний и их

использование.

Таинственные письма-схемы, посылки,

«Тайник»

Постановка творческой задачи,

нахождение способа решения,

планирование

Коллекции, гербарии, предметы

Рассматривание, составление,

коллекций, игры-путешествия

3.2. Методические материалы и средства познавательно – исследовательской

деятельности.

1.Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005

2.Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной

действительности. Самара, 1997.

4. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду. М., 2007.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.,

2004.

7.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005

9.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М., 2005

10.Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005

11.Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005

12.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005

Педагогическая оценка индивидуального развития детей

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми

исследовательской деятельностью (А.И. Савенков)

п/

п

Показатели и

критерии

Уровни оценки

Методы

отслеживания

Сформирован

На стадии

формирования

Не сформирован

1

Выделение

проблемы

(находит

противоречие,

формулирует

проблему).

Самостоятельно

видит проблему

Иногда

самостоятельно,

но чаще с

помощью

воспитателя

Не видит

самостоятельно,

принимает

проблему,

подсказанную

воспитателем, не

проявляет

активности в

самостоятельном

ее поиске.

Наблюдение

в процессе

выделения

проблемы.

2

Формули-

рование

вопросов.

Самостоятельно

формулирует

вопросы.

Иногда

самостоятельно,

но чаще с

помощью

воспитателя

Не формулирует

вопросы

самостоятельно

Наблюдение

в процессе

формулировки

вопросов,

анализ

вопросов.

3.

Целеполагание и

целеустремленно

сть (ставит цель

исследования,

осуществляет

поиск

эффективного

решения

проблемы).

Самостоятельно

(в группе).

Проявляет

волевые и

интеллектуальн

ые усилия

(строит схемы,

рисунки,

объясняет).

С помощью

воспитателя.

Проявляет

волевые и

интеллектуальные

усилия (строит

схемы, рисунки,

объясняет).

С помощью

воспитателя.

Проявляет

волевые и

интеллектуальные

усилия (строит

схемы, рисунки,

объясняет).

Наблюдения

за процессом

деятельности,

отчетом

о результатах.

4

Выдвижение

гипотез и

решения

проблем.

Активно

высказывает

предположения,

гипотезы (много,

оригинальные),

предлагает

различные

решения

(несколько

вариантов).

Выдвигает

гипотезы, чаще с

помощью

воспитателя,

предлагает одно

решение.

Не выдвигает

гипотез

Наблюдение.

5

Способность

описывать

явления,

процессы.

Полное,

логическое

описание.

Не совсем

полное,

логическое

описание.

Испытывает

затруднения

Наблюдение

за

деятельностью,

отчет о

результатах

исследования.

6

Формулировка

Формулирует в

Может

Затрудняется в

Анализ

выводов и

умозаключений.

речи, достигнут

или не результат,

замечает

соответствие

или

несоответствие

полученного

результата

гипотезе, делает

выводы.

сформулировать

выводы

самостоятельно

или по

наводящим

вопросам,

аргументирует

свои суждения и

пользуется

доказательствами

и с помощью

взрослого.

речевых

формулировках,

не видит ошибок,

не умеет

обсуждать

результат

высказываний

отчетов.

7

Степень

самостоятельнос

ти при

проведении

исследования.

Самостоятельно

ставит проблему,

отыскивает

метод ее

решения и

осуществляет

его.

Педагог ставит

проблему,

ребенок

самостоятельно

ищет метод ее

решения.

Педагог ставит

проблему,

намечает метод ее

решения, ребенок

осуществляет

поиск при

значительной

помощи

взрослого.

Наблюдение

в процессе

работы на

занятии,

в группах.

Литература:

1.

Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской

деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012.

– № 1. – С. 13-18.

2.

Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок –

педагог – родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с.

– М.: Аркти, 2004.- 144с.

3.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. // Собр. соч. – М., 1984. Т1.

4.

Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

5.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:

тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова,

И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.

6.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А.

Смирнова. М., 2001.

7.

Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к

обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

8.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.

- М.: Народное образование, 2008. – 256 с.



В раздел образования