Автор: Старцева Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Петушок"
Населённый пункт: Кемеровская обл, г. Гурьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Старцева Е.А.
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №18 «Петушок» г. Гурьевска
Особенности использования
здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально
подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек
бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих
воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на
этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами
образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных
технологий.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии»
появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих
пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-
гигиенических мероприятий. Так, К.В. Дубов (2002) определяет их как
«полноценное медицинское обеспечение работы образовательного
учреждения». А.Н. Акимова (2002) включает в это понятие своевременное
проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». Как вы
видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на
здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих
здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством
каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью»
в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и
отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то
или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в
том числе и здоровьесберегающей!
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности дошкольного образовательного учреждения по
формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающая технология - это: условия пребывания ребенка в
детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность
методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-
образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных
технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в
период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний,
умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных
знаний в повседневной жизни.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса на
основе здоровьесберегающих технологий необходимо выделить
закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в
основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы
и методы, то есть принципы, которые должны способствовать профилактике,
диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной
деятельности воспитанников; гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в
которую входят общедидактические принципы и специфические принципы,
выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
К специфическим принципам относятся:
1.Принцип не нанесения вреда.
2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического,
психического и духовно-нравственного здоровья).
3.Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических
стереотипов.
4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной
ступени обучения к другой.
5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в
оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных
технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и
прогнозирует его развитие.
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом
системного чередования нагрузок и отдыха.
7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления
способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся
последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к
каждому последующему этапу обучения.
8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных
умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету
функциональных возможности организма дошкольника.
9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот
принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию
психофизических способностей, двигательных умений и навыков,
осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое,
интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности
ребенка.
10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ.
11.Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает
тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
12.Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и
здоровье окружающих людей.
13.Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать
дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и
укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность
не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо
определить основные средства обучения и воспитания: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические. Комплексное использование этих средств позволит
качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды
здоровьесбере-
гающих
педагогических
технологий
Время проведения
в режиме дня
Особенности методики
проведения
Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг
Не раньше чем через
30 мин. после
приема пищи, 2 раза
в неделю по 30 мин.
со среднего возраста
в физкультурном
или музыкальном
залах либо в
групповой комнате,
в хорошо
проветренном
помещении
Рекомендуется детям с вялой
осанкой и плоскостопием.
Опасаться
непропорциональной
нагрузки на мышцы
Руководитель
физического
воспитания
Ритмопластика
Не раньше чем через
30 мин. после
приема пищи, 2 раза
в неделю по 30 мин.
со среднего возраста
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической
нагрузки и ее соразмерность
возрастным показателям
ребенка
Руководитель
физического
воспитания,
музыкальный
руководитель,
педагог ДО
Динамические
паузы
Во время занятий, 2-
5 мин., по мере
утомляемости детей
Рекомендуется для всех
детей в качестве
профилактики утомления.
Могут включать в себя
Воспитатели
элементы гимнастики для
глаз, дыхательной
гимнастики и других в
зависимости от вида занятия
Подвижные и
спортивные
игры
Как часть
физкультурного
занятия, на
прогулке, в
групповой комнате -
малой со средней
степенью
подвижности.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются е
соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем
ее проведения. В ДОУ
используем лишь элементы
спортивных игр
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Релаксация
В любом
подходящем
помещении. В
зависимости от
состояния детей и
целей, педагог
определяет
интенсивность
технологии. Для
всех возрастных
групп
Можно использовать
спокойную классическую
музыку (Чайковский,
Рахманинов), звуки природы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
психолог
Технологии
эстетической
направленности
Реализуются на
занятиях
художественно-
эстетического цикла,
при посещении
музеев, театров,
выставок и пр.,
оформлении
помещений к
праздникам и др.
Для всех возрастных
групп
Осуществляется на занятиях
по программе ДОУ, а также
по специально
запланированному графику
мероприятий. Особое
значение имеет работа с
семьей, привитие детям
эстетического вкуса
Все педагоги
ДОУ
Гимнастика
пальчиковая
С младшего возраста
индивидуально либо
с подгруппой
ежедневно
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми
проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок
времени (в любое удобное
время)
Воспитатели,
логопед
Гимнастика для
глаз
Ежедневно по 3-5
мин. в любое
свободное время; в
зависимости от
интенсивности
зрительной нагрузки
с младшего возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
Все педагоги
Гимнастика
дыхательная
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать
детям инструкции об
обязательной гигиене
полости носа перед
проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика
бодрящая
Ежедневно после
дневного сна, 5-10
мин.
Форма проведения различна:
упражнения на кроватках,
обширное умывание; ходьба
по ребристым дощечкам;
легкий бег из спальни в
группу с разницей
температуры в помещениях и
другие в зависимости от
условий ДОУ
Воспитатели
Гимнастика
корригирующая
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Форма проведения зависит от
поставленной задачи и
контингента детей
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Гимнастика
ортопедическая
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Рекомендуется детям с
плоскостопием и в качестве
профилактики болезней
опорного свода стопы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Мы убеждены, что, только владея современными педагогическими
знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с
медицинскими работниками, с коллегами можно планировать свою работу с
учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников
педагогического процесса. Только тогда можно сказать, что воспитательно-
образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим
образовательным технологиям, если при реализации используемой
педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и
педагогов.