Напоминание

"Развитие мотивации школьников"


Авторы: Лепешева Екатерина Аркадьевна, Кошелева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Ханты–мансийский автономный округ–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мотивации школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №11»

Развитее мотивации школьников в образовательном процессе через

применение на уроках обществознания

продуктивных технологий XXI века

Автор: учитель истории и обществознания

Лепешева Екатерина Аркадьевна

г. Нижневартовск, 2018

Введение

Система образования не может отставать от тех требований, которые

диктует

современное

общество,

поэтому

подвергается

постепенным

введением

стандартов

второго

поколения,

обновлению

содержания

предметных

областей,

системы

оценивания

выпускников,

появлению

инновационных

методов

обучения.

В

данных

условиях

педагоги

могут

подобрать технологии, соответствующие их профессиональным качествам,

индивидуальным

о собенно стям,

обязательно

учитывая

п с и хо

физиологические возможности класса.

Сейчас

не

только

молодой

специалист,

вставший

на

путь

педагогической деятельности, да и практически каждый педагог сталкивается

с

проблемой

развития

мотивации

детей

к

образовательному

процессу.

Актуальность моей работы заключается в выборе технологий повышающих

мотивацию школьников.

Основа

моего

опыта

заключается

в

разработке

методик

по

обществознанию с использованием продуктивных технологий XXI века, для

развития

мотивации

учащихся

к

образовательному

процессу

и

коммуникативных

компетенций

учащихся.

Результаты

практической

деятельности показывают, что обучение зависит не только от содержания

учебного материала, но и от способа, формы организации образовательного

процесса.

Историография. При всем многообразии педагогических технологий

существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из

теории (В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я.

Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из

практики (Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.)

Сама идея технологий обучения является не новой. Еще Я. А. Комен-

ский

призывал

к

тому,

чтобы

обучение

стало

«механическим»

(т.

е.

«технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который

неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский

писал:

«Для

дидактической

машины

необходимо

отыскать:

1)

твердо

установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения

этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы

было

невозможно

не

достигнуть

цели»

Массовое

внедрение

технологий

обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают

его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы.

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за

рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и

др.

Отечественная

теория

и

практика

осуществления

технологических

подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф.

Талызиной,

Ю.К.

Бабанского,

П.

Му.

Эрдниева,

В.

П.

Беспалько,

М.

В.

Кларина и др.

Новизна

моего

опыта

заключается

в

использовании

продуктивных

технологий XXI века, которые активно внедряются на уроках иностранного

языка, в своей работе я хочу показать, что внедрение данных технологий

возможно и на других уроках, в частности на уроках обществознания. Мой

опыт направлен на решение проблемы:

Повышение мотивации школьников к образовательному процессу.

О д н и м

и з

п у т е й

р е ш е н и я

э т о й

п р о б л е м ы

я

в ы б р а л а

применение обучающих

структур продуктивных

технологий XXI

века

в

образовательном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства

обучения,

стимулирующие

творческую

активность

учащихся

как

условие

развития

мотивации

успеха

в

учебно

познавательной

деятельности.

Применение

обучающих

структур

дает

большие

возможности

для

организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит

групповая форма работы, работа в парах.

Главная

цель,

которую

я

поставила,

начиная

работать

над

решением

поставленной

проблемы

это

заинтересовать

учеников

образовательным

процессом

и

совершенствование

коммуникативной

компетенции.

Для

достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Выявить

причины

мотивации

образовательного

процесса

каждого

ученика;

Создавать

комфортную

среду,

способствующую

максимальному

проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

На

основании

изученных

продуктивных

технологий XXI

века,

разработать

методики

творческого

преподавания

обществознания

в

повседневной

практике,

добиваясь

положительных

результатов

в

мотивации учащихся к предмету.

Разработать

методические

материалы,

сопутствующие

успешному

обучению обществознания.

Для эффективного решения задач считаю необходимым использование

продуктивных

технологий XXI века, так как задача ее заключается в том,

чтобы,

из

пассивных

учеников

индустриального

века

сформировать

заинтересованных обучающихся 21 века. Таким образом, на уроке можно

будет

создать

атмосферу

общения

и

взаимодействия,

эмоционально

положительный настрой учащихся на работу, и заинтересовать школьников

своим предметом.

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта.

1.1.

Современные педагогические технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие

педагогической

технологии.

Технология

это

совокупность

приемов,

применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Среди

основных

причин

возникновения

новых

психолого-педагогических

технологий можно выделить следующие:

-необходимо сть

более

глубокого

учета

и

и с п ол ь зо ва н и я

психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного

вербального

(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

-возможность

проектирования

учебного

процесса,

организационных

форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные

результаты обучения

Использование

современных

образовательных

технологий,

обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли

репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в

учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения

качества

образования,

снижения

нагрузки

учащихся,

более

эффективного

использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Развивающее

обучение

это

ориентация

учебного

процесса

на

потенциальные возможности учащегося и их реализацию.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци,

А.

Дистерверга,

К.Д.

Ушинского

и

других

зарубежных

и

отечественных

педагогов.

Подлинно

научно-психологическое

обоснование

этой

теории

впервые дано в трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога

гуманиста.

В

начале

30-х

годов

он

обосновал

возможность

и

целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на

свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика

должна

ориентироваться

не

на

вчерашний

день,

а

на

завтрашний

день

детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди

развития».

Проблемное

обучение

один

из

видов

обучения,

основанный

на

организации поисковой деятельности учащихся, на формировании у

них навыков продуктивного, творческого изучения учебного материала.

Оно основывается на теоретических положениях американского философа,

психолога

и

педагога

Дж.Дьюи

(1859-1952),

основавшего

в

1894

году

в

Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и

трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились

только

в

связи

с

потребностями

инстинктами,

возникавшими

у

детей

спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре

инстинкта

для

обучения:

социальный,

конструирования,

художественного

выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку

предоставлялись

в

качестве

источников

познания:

слово,

произведения

искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую

деятельность–труд.

Коллективная система обучения – организация обучения, при которой

обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда

каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности,

а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-

ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в

том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали

материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто

знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей,

осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было

крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не

получила широкого распространения. А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко используют

идею

взаимного

обучения,

не

выделяя

наличного

уровня

знаний

и

способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя

форму

динамических

(меняющихся)

пар,

в

которых

ребенок

выступает

поочередно то учеником, то учителем.

Информационно-коммуникационные

технологии

это

процессы

и

методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с

применением

устройств

вычислительной

техники,

а

также

средств

телекоммуникации.

В

настоящее

время

можно

наблюдать

постоянный

рост

влияния

медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают

на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм,

чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации,

рекламы,

компьютерных

технологий,

электронных

игрушек,

игровых

приставок

и

т.

п.

современная

молодежь

все

сильнее

отрывается

от

реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не

идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно

наблюдать

такую

картину:

в

парке,

сквере

или

торгово-развлекательном

комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом,

все

их

внимание

приковано

к

смартфонам,

планшетам,

ноутбукам.

Если

подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью

разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей

планете

вместо

того,

чтобы

развивать

у

школьников

интерес

к

живому

общению

и

учебе

вообще,

решили

пойти

по

пути

наименьшего

сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые

специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если

она

подается

в

развлекательной

форме,

вот

почему

они

с

легкостью

воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в

связи

с

этим

сегодня

постоянно

растет

использование

информационно-

коммуникационных

технологий

в

сфере

образования).

С

этим

трудно

поспорить,

но

ведь

обратная

сторона

медали

такого

учебного

процесса

заключается

в

том,

что

дети

перестают

общаться

с

учителем,

а

значит,

снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс,

чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых

знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Инновационные

технологии

взаимосвязаны,

взаимообусловлены

и

составляют определенную дидактическую систему, направленную на

воспитание

таких

ценностей

как

открытость,

ч е с т н о с т ь ,

д о б р оже л ат е л ь н о с т ь ,

с о п е р е ж и ва н и е ,

в з а и м о п ом о щ ь

и

обеспечивающую

образовательные

потребности

каждого

ученика

в

соответствии с его индивидуальными особенностями (рис.1)

Рис. №1 «Инновационные педагогические технологии» (техника

«Кластер»)

Продуктивные технологии XXI века. Кооперативное, или совместное,

обучение

(Cooperativelearning),

лежащее

в

основе

продуктивных

технологий,

основано

на

идеях,

появившихся

еще

в XX

веке

и

получивших

развитие

у

таких

философов

и

психологов,

как

Курт

Левин, Джон Дьюи, Лев Выготский.

Коган, автор данной технологии, считает, что его структуры делают

кооперативное

обучение

более

простым.

В

отличии

от

привыкших

отечественной педагогике методов бучения, данная структура не требует

детальной

проработки

планов,

учебных

материалов

и

специальной

подготовки. Понятие «кооперативное обучение» близко нам через понятия

«педагогика сотрудничества» и коллективные или групповые формы работы.

Специалисты

сингапурской

компании

«Educare

International

Consultancy»,

взяв

на

вооружение

лучший

мировой

опыт

организации

учебной

деятельности,

систематизировали

обучающие

структуры,

дали

четкие

алгоритмы

их

применения

и

организовали

систему

тренингов

с

возможностью

их

тиражирования

и

творческого

применения

в

образовательной практике.

И так, для того чтобы прийти к успешному результату, мне необходимо

выбрать

какие

технологии

я

поставлю

в

основу

своей

педагогической

деятельности, а методы и формы организации урока будут эффективными для

введения детей в различные виды деятельности, для повышения мотивации

школьников к образовательному процессу (Рис.2)

Рис.2. Как прийти к успешному результату

Многих пугает переход на применение новой технологии, но хотелось

бы отметить, что составляющие данной методики (обучающие структуры

(Learning Structures)) подбираются в соответствии с этапом урока и целью

этапа,

что

позволяет

не

менять

ход

урока

полностью.

Продуктивные

обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Для

меня это скорее технология, с обновленными методами учебного процесса,

используемыми на отдельных этапах урока.

Педагогические технологии XXI века.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования,

одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной

политики является обновление содержания образования, улучшение качества

обучения

и

совершенствование

механизмов

контроля

за

качеством

образования.

Современное

качество

образования

должно

удовлетворять

государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности.

Стандарты

современного

школьного

образования

ориентируют

формирование коммуникативной компетентности. В связи с политической

ситуацией

в

стране,

сегодня

знание

истории

и

обществознания

имеет

огромную

общественную

значимость.

Главная

задача

педагога,

помочь

школьникам,

научиться

самостоятельно,

добывать

знания,

сделать

образовательный

процесс

более

увлекательным

и

интересным,

раскрыть

значение получаемых школьных знаний и их практическое применение в

жизни.

Считаю, что, одним из вариантов решения поставленной задачи, можно

выбрать обучающие структуры продуктивных технологий XXI века, целью

которых

является

переход

от

пассивных

учеников

к заинтересованным

обучающимся

XXI

века.

Наша

школа

проходила

обучение

по

данной

методике в 2017 году. В конце 2016 учебного года, нам озвучивали желание

школы

пройти

это

обучение,

ознакомившись

с

этими

технологиями,

я

решила,

что

это

именно

то,

чего

не

хватает

на

моих

уроках,

чтобы

школьникам стал интересен обучающий процесс. Так я начала применять

некоторые методики на своих уроках уже с начала учебного года. Такие

методики как: «Хай Фай» (сигнал тишины), «Зум Ин» («увеличивать»), «Тик

– Тэк – Тоу» (крестики нолики), «Эй Ар Гайд» (до и после), об этих и других

методиках

я

расскажу

вам

в

практической

части

описания

своего

педагогического опыта.

Проведя небольшой опрос (рис. 3) педагогов своей школы, оказалось,

что не только я, начиная свою педагогическую деятельность, столкнулась с

проблемой мотивации школьников к образовательному процессу, и задалась

вопросами, как организовать урок, который станет для учеников радостью

познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие выбрать

методы и приемы стимулирования учебной деятельности учеников, чтобы

мой урок стал интересным, и познавательным.

Причины спада мотивации школьников к образовательному процессу

разнообразные

как

умственное

развитие

ученика,

его

понимания

цели

пребывания

в

школе,

так

и

стиль

руководства

классом,

содержание

педагогического общения между учителем и учеником.

Главным фактором, формирующим развитие познавательных мотивов

обучения

у

школьников,

я

выделяю

педагогическое

мастерство

преподавателя,

способность не пересказать учебный материал, а увлечь им

учащихся. Конечно, было бы большой ошибкой полагать, что только умелое

владение

педагогом

образовательными

технологиями,

связанными

с

дидактическими методами организации и проведения школьного занятия,

обеспечивает эффективность процесса обучения.

Ответы педагогов в %

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

Личные качества педагога

Дисцилина на уроке

Разный уровень подготовки детей

Низкая мотивация к образовательному процессу

Проблемы, с которыми сталкивается педагог на своем уроке

Опрос педагогов

МБОУ "СШ №11"

Рис.3 Опрос педагогов

Все обучающие структуры можно разделить на три основные группы:

1.

Обучающие

структуры,

показывают

взаимодействие

ученик

-

ученик,

необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

2.

Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный

материал.

3.

Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким

для

обучающихся,

повысить

самооценку

и

уверенность

учеников,

практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и

принятия решений.

Главные

задачи

применения

этих

структур:

у ч а с т и е

в

структурированном

взаимодействии,

равное

участие

всех,

эффективная

коммуникация,

совместная

работа

в

интересах

совместного

обучения,

совместное обучение как составляющая любого урока.

Безусловно, применение продуктивных технологий XXI века имеет

немало достоинств:

1.

Повышается учебная и познавательная мотивация.

2.

Снижается

уровень

тревожности

учащихся,

страха

оказаться

неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач.

3.

В

группе

выше

уровень

обучаемости,

эффективности

усвоения

и

актуализации знаний.

4.

Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

1.

Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти

время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия

групповая работа может быть неэффективна.

2.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений,

затрат усилий.

3.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут

пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

Каган

разработал

большое

количество

структур

кооперативного

обучения.

Большинство

учителей

даже

не

подозревают,

что

используют

постоянно

не

менее

10

-

15

из

них.

Чем

же

отличается

сингапурская

методика

от

технологий,

применяемых

в

современном

российском

преподавании?

Первое, что бросается в глаза, – необычное расположение парт. Два

стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу.

При этом двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске.

Размещение

учеников

в

классе

за

партами

в

традиционной

школе

не

способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь

затылок друг друга, но все время созерцать учителя.

Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная.

Самое интересное происходит в центре класса. В основе, так называемой

сингапурской

системы,

лежат

коммуникативность

и

сотрудничество.

Ключевое

понятие,

которое

используется

в

сингапурской

системе,

заключается

в

непривычном

для

общеобразовательной

школы

слове

«партнер». С еще более непривычными уточнениями: партнер по лицу (тот,

кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом).

Руководя процессом, педагог делает объявления: «Внимание! Говорят,

партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Как

бы странно ни звучали в классе такие обращения, такая система позволяет

реализовать именно командную работу, которая предполагает очень четкую

организацию.

Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на

команды и рассадку их по 4 человека. Каждый ребенок имеет свой номер в

команде, исходя из карты-управления (ManageMant) (Рис. 4)

Рис. 4.. Карта управления (Manage Mant)

В ходе использования данной методики у школьников формируются

следующие универсальные учебные действия:

1. Регулятивные УУД:

-

рефлексировать

(видеть

проблему;

анализировать

сделанное

почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности).

2. Познавательные УУД:

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя

все существенное и главное).

3. Коммуникативные УУД:

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-

вступать

в

коммуникацию

(взаимодействовать

при

решении

задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки

зрения других).

Глава 2. Практическое обоснование опыта

Обучающие структуры я использую с начала 2016 учебного года. Эта

технология

обучения

в

сотрудничестве

позволяет

использовать

межпредметные связи и метапредметные навыки, опираясь на принципы

интегрированного

обучения,

что

способствует

более

прочному

формированию

необходимых

для

жизни

навыков

по

сравнению

с

традиционными

формами

обучения.

Стратегия

совместного

мозгового

штурма представляет собой метод обучения, который предлагает учащимся

высказывать

свои

мысли

и

развивать

идеи

друг

друга

в

обстановке,

максимально

способствующей

творчеству.

Благодаря

умелой

группировке

учащиеся

получают

возможность

совместно

работать

и

осваивать

новый

важный материал в одно и то же время. Доктор Спенсер Каган, специалист в

области совместного обучения, предложил множество моделей группировки,

которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов.

2.1.

Обучающие

структуры

продуктивных

технологий XXI

века

(некоторые из 250).

1. Обучающие структуры,

показывающие взаимодействие

ученик - ученик, необходимые для

развития коммуникации и

сотрудничества. (Приложение 1)

1.1.Структура

Ti m e d P a i r S h a r e

( " В р е м е н н а я

к о о п е р а ц и я

п а р а м и " ) .

О б у ч а ю щ а я

структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в

течение определенного количества времени. Прием рассчитан на 5 - 10

минут работы учащихся.

1.2. Структура StirTheClass (перемешай класс) Обучающая структура, в

которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы

добавить, как можно больше идей участников к своему списку. После

своей

записи

проводят

горизонтальную

линию,

собирают

идеи

одноклассников, записывают, снова проводят линию, после чего готовы

записывать правильные ответы

1.3.Структура Rally Robin - обучающая структура, в которой два участника

в течение определенного времени (как правило, «партнеры по плечу»)

поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

2.

О б у ч а ю щ и е

с т р у к т у р ы ,

показывающее

взаимодействие

ученик

-

учебный

материал.

(Приложение 2)

2.1.ЭЙ

АР

ГАЙД

(A/RGuide),

в

которой сравниваются знания

и

точки

зрения

учеников

по

теме до и после выполнения

«упражнения – раздражителя»

для

активизации

мышления

(видео,

картинка,

рассказ),

напоминает

упражнение,

часто

используемое

на

стадии

вызова

ТРКМЧП.

Обучающие

структуры,

где

ученик

взаимодействует

с

учеником,

создают

безопасную

и

благоприятную

для

мозговой

деятельности

среду,

а

там,

где

происходит

взаимодействие

ученика

и

учебного

материала, после обработки материала есть возможность установить

связи, порефлексировать. Коммуникация, сотрудничество, критическое

мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны

овладеть обучающиеся XXI века.

2.2.Структура

«Inside-outsidecircle»

«внутренний

и

внешний

круг»

-

обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и

внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

2.3.Структура «Frayer Model». («карта» согласия). Обучающая структура,

помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия

и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных

сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики,

примеры и антипримеры.

3.

Обучающие

структуры,

позволяющие

сделать урок интересным, лёгким для

обучающихся, повысить самооценку и

уверенность

учеников,

практиковать

социальные навыки для коммуникации,

сотрудничества

и

принятия

решений.

(Приложение 3)

3.1.

Структура Clock buddies - «друзья

по

часам

(времени)»

-

обучающая

структура,

в

которой

учащие ся

встречаются

со

с во ими

одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного

взаимодействия.

3.2.Структура «Mix-Pair- Share». Ученики под музыку перемещаются по

кабинету, как только музыка прекращает играть, образуют пару для

обсуждения

темы,

«Микс

Фриз

Груп»

Образуют

группы

для

обсуждения. Количество человек в группе не ограничено

3.3.

Структура

ТИК-ТЭК-ТОУ

(«крестики-нолики»)

благодаря

этой

методики

можно

способствовать

развитию

навыков

творческого

самостоятельного

мышления,

исследовательской

деятельности

учащихся

на

уроках,

отрабатывать

основные

термины.

Учащимся

предлагаются 9 слов по теме урока, расположенных в таблице 3х3

ячейки. Задание – составить предложение с использованием 3 любых

слов, расположенных по вертикали, горизонтали или диагонали.

3.4.Структура «CORNERS» (Конерс). Обучающая структура, в которой

ученики

распределяются

по

разным

углам

в

зависимости

от

выбранного ими варианта ответа. Классная комната

2.2. Результативность опыта

Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием.

Описываемые

структуры занимательны

для

школьников,

это

необычный

вариант работы в группах. На своих уроках я использую структуры, каждая

из которой представляет собой хорошо спланированный способ разделения

учащихся на группы и представления важного материала в интересном виде.

1.

Опрос учащихся показал, что

из 197 опрошенных школьников 80 из них чувствуют поддержку команды,

и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность;

42

школьника

почувствовали

большую

возможность

показать

себя,

высказать своё мнение, сделать свой выбор;

36 - впервые ощутили важность своей точки зрения;

39

обучающихся

отметили,

что

они

начали

проявлять

больше

самостоятельности. Учитель уже не является центром урока. Он лишь

должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся. (Рис.

5)

40,61%

21,32%

18,27%

19,80%

интерес работы в группах

чувство поддержки команды

взможность показать себя

важность своей точки зрения

появление большей самосто-

ятельности

Рис. 5 – опрос учеников

2. Для определения уровня мотивации учащихся на различных этапах

работы по методу проектов была использована методика Т.Д. Дубовицкой,

«Выявление

направленности

и

уровня

развития

внутренней

мотивации

учебной деятельности учащихся при изучении обществознания».

В

результате

было

выявлено,

что

на

май

2016

учебного

года

высок

процент учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета как в

6-7

классах

так

и

9-11

классах.

Процент

учащихся,

имеющих

низкую

мотивацию, равнялся 47% и 59%, 36% и 34% учащихся имели средний

уровень

мотивации,

и

только

17%

и

7%

-

высокий.

Промежуточный

мониторинг уровня мотивации был проведён в ноябре 2016 г. и также выявил

положительную

динамику

по

сравнению

с

предыдущим

тестированием,

второй промежуточный результат, проведенный в феврале 2017 года, показал

высокий уровень заинтересованности учениками предметом обществознания,

так же планируется заключительный этап мониторинга в мае 2017 года. (Рис.

6,7)

май, 2016

ноябрь, 2016

февраль, 2017

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

Уровень мотивации 6-7 классов

Рис.6 уровень мотивации к урокам обществознания 6-7 классов

май, 2016

ноябрь, 2016

февраль, 2017

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Уровень мотивации 9,11 класов

Рис.7 уровень мотивации к урокам обществознания в 9, 11 классах

2.

Т а к

ж е

с ч и т а ю ,

ч т о

з а и н т е р е с о в а н н о с т ь

п р е д м е т о м

от р а зи л а с ь

н а

в ы б о р е

п р е д м е т а

обществознания

для

сдачи

ОГЭ

в

качестве предмета по выбору, в 2017 году

в

нашей

школе

обществознание

выбрали

сдавать 41 человек из 53 школьников.

Заключение.

В ходе работы над опытом были выявлены следующие

противоречия:

а)

между

высоким

уровнем

значимости

коммуникативной

деятельности

для

успешного

овладения

обществоведческими

знаниями

и

недостаточным

уровнем

сформированности

коммуникативных навыков школьников;

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах,

средствах,

приемах

формирования

коммуникативных

навыков

и

недостаточной их разработанностью;

в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной

компетентности учителей и затруднениями в организации процесса общения

в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им

соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся

захотел

сам

конструировать

свои

знания.

Поэтому

проблема

мотивации

самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и

более важна, чем способ организации, условия и методика работы.

Методы

кооперативного

обучения

имеют

ряд

преимуществ

для

формирования

ряда

учебных

действий,

а

также

компетентностей,

необходимых

выпускнику

школ

для

того,

чтобы

найти

свое

место

в

современном обществе.

Проблема

мотивации

школьников

к

образовательному

процессу

и

успешности

коммуникативной

деятельности

достаточно

освещена

в

педагогической

психологии.

В

педагогических

публикациях

часто

обсуждается

образовательный

процесс

с

точки

зрения

раскрытия

и

реализации его потенциальных возможностей.

Любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам

возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и

поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам

основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение

современных

тенденций

в

методике

обучения

позволяет

сделать

практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет

выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства

обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно

добывать

нужную

информацию,

анализировать

получаемые

знания

и

применять их для решения новых задач. Решение проблемы формирования

мотивации

к

образовательному

процессу,

а

также

коммуникативной

успешности детей я нашла в продуктивных технологиях преподавания XXI

века.

Литература

Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А.

Коменский. - В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.

Коган Спенсер «Кооперативное обучение» (1997)

Мокрополова

И.Ю.

«Использование

обучающих

структур

сингапурской

методики

для

повышения

качества

обучения

младших школьников»

Социология / Под редакцией В. А. Глазырина. - М.: Юрайт, 2011.

- 40 с

Некоторые обучающие структуры продуктивных технологий XXI века

на примере уроков обществознания.

Приложение 1

Обучающие

структуры,

показывающие

взаимодействие

ученик

-

ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

Структура TimedPairShare

Пример:

урок

обществознания

9

класс,

тема

«Участие

граждан

в

политической жизни общества»

Учитель

группирует

учащихся

парами,

по

какому

-

либо

очень

специфическому

критерию,

например,

те

кто

согласен

с

высказыванием

Платона «Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются

тем, что ими правят люди глупее их самих», и кто не согласен, затем такие

пары получают задание, например:

партнер № 1 за минуту, должен объяснить партнеру № 2, почему он

согласен с автором высказывания,

партнер № 2 имеет то же время для обоснования своей точки зрения,

партнер № 1 должен задать вопросы на уточнение или возразить партнеру

№2,

партнер № 2 должен объяснить, почему он считает, что Платон не прав,

или согласиться с партнером №1

Время на обсуждение ограничено. Данный прием можно использовать на

этапе

актуализации

знаний,

что

позволит,

после

обсуждения,

учителю

перейти к основной части урока, к изучению новой темы «Участие граждан в

политической жизни». Деятельность в рамках этого приема структурирует

деятельность

учащихся

и

обеспечивает

равные

возможности

участия

в

процессе всех учащихся.

Структура StirTheClass

Пример, на уроке обществознания в 9 классе, тема «Труд и право».

Участники 1 и 3 берете лист А4, делите его пополам и отдаете партнеру по

лицу. Подумайте и запишите на листочке за 20 сек ответ на вопрос «Какие

льготы есть у несовершеннолетних по трудовому договору?»; записали -

прочертите линию. встаньте, задвиньте стулья. За 2 минуты обменяйтесь с

большим количеством участников своими мнениями. Что увидите новое -

запишите себе в листочек под чертой. По истечении 2 минут садитесь за

столы. В группе обменяйтесь мнениями, проведите 2 линию. Читают по

очереди. Остальные слушают и записывают что-то новое. Провести опрос

стол №2 участник №3. Далее учитель обобщает и предлагает ознакомиться с

памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»

Структура Rally Robin

Пример на уроке обществознания 6 класса тема «Труд с точки зрения

закона». Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на

вопросы.

Лентяй да шалопай – два родных брата

Хочешь есть калачи – не лежи на печи

Труд человека кормит, а лень портит

- Объясните смысл пословиц.

- О каком отношении к труду говорит народная мудрость?

- На примере этих пословиц попытайтесь сформулировать правила, жизни.

Участники №1 и3 берут желтый листочек, а участники 2 и 4-оранжевые

листочки. Обдумывают смысл пословиц в течение 15 сек. Делятся ответом

с партнером по лицу по 20 сек.

Приложение 2

Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный

материал.

ЭЙ АР ГАЙД (A/RGuide)

Пример на уроке обществознания 9 класс, тема «Труд и право»

Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока

ДО

УТВЕРЖДЕНИЕ

ПОСЛЕ

По

статье

Конституции

37,

труд

свободен.

Каждый

имеет

право

свободно

распоряжаться

своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и

профессию

По

статье

Конституции

37,

принудительный

труд

разращён

По

статье

Конституции

37,

Каждый

имеет

право

на

отдых.

Работающему

по

трудовому

д оговору

гарантируются

установленные

федеральным

законом

продолжительность

рабочего

времени,

выходные

и

праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

Заключение трудового договора, допускается с лицами,

достигшими 16 лет.

Нормальная

продолжительность

рабочего

времени

не

может превышать 40 часов в неделю.

Структура «Inside-outsidecircle»

Пример урок обществознания 7 класс, тема «Межличностные отношения»

Внутренний круг перечисляет барьеры в отношениях, внешний круг –

стадии

конфликта.

Эта

образовательная

структура

поможет

ученикам

запомнить изученное, обеспечит вам полное вовлечение всех обучаемых в

учебную деятельность. Эта модель универсальна и применима на любом

из этапов урока. Не предполагает полный отказ от традиционного метода.

Структура «Frayer Model».

Пример на уроке обществознания 9 класс, тема «Мировая система».

Попросить учащихся под №3 взять листочек А4, сложить пополам, еще раз

пополам; участник под №4 попрошу начертить прямоугольник в центре и

написать наш

вопро с "Что

такое

мировая

система?"

в

центре

прямоугольника.

Далее

ребята

пишут

максимальное

количество

идей

по

д а н н о м у

в о п р о с у

н а

с в о е й

ч а с т и

л и с т а .

После по очереди, обменятся своими идеями, если вся команда приходит к

согласию – консенсусу, поднимаете «большой палец вверх» ученик под №2

записывает

эту

идею

в

центр

квадрата,

это

будет

решение

всей

вашей

команды. В конце партнер под №1 озвучит общее решение стол №1 №2 №3

№ 4 . Учитель

предлагает

посмотреть

определение

мировой

системы

в

словарях, правильно ли учащиеся ответили на этот вопрос.

Приложение 3

Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким

для

обучающихся,

повысить

самооценку

и

уверенность

учеников,

практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и

принятия решений.

Структура Clock buddies

Пример

на

уроке

обществознания

8

класс,

тема

«Социализация

и

воспитание».

Откройте тетради и нарисуйте часы. Затем на 3,6,9, и 12 часах. Найдите себе

партнеров и запишите тех, с кем бы вы хотели встретиться в течение урока и

обсудить различные вопросы.

В конце урока: Найдите своего партнера на 9 часах и обговорите с ним

домашнее задание, высказывания, поговорки и пословицы.

3.

Почему

вы

выбрали

эти

высказывания?

Чем

они

привлекли

ваше

внимание?

4.

Что нового вы узнали о воспитании.

ОТВЕЧАЕТ

ПАРА,

НАЧИНАЕТ

ТОТ,

У

КОГО

ГЛАЗА

КАРИЕ,

КТО

ВЫШЕ, У КОГО СВЕТЛЕЕ ВОЛОСЫ, У КОГО ДЛИННЕЕ ВОЛОСЫ и

т.д.

Структура «Mix-Pair- Share».

Пример: урок обществознания 9 класс тема «Духовная сфера общества»

1.Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу

2.Встают в пары

3.Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником «даютпять»(взяться

в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку,

чтобы найти друг друга.

4.

Ученики обсуждают отличия духовной сферы общества.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ

Пример:

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ по теме «Политический режим» ДЕМОКРАТИЯ

СВОБОДА

ОППОЗИЦИЯ

ПРАВА

ЧЕЛОВЕКА

ТОТАЛИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ

КОНТРОЛЬ

РЕПРЕССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ

Структура

ТИК-ТЭК-ТОУ

по

теме

«ТИПЫ

ОБЩЕСТВ»

СЕЛЬСКОЕ

ХОЗЯЙСТВО НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

УРБАНИЗАЦИЯ АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО УСЛУГИ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ по теме «Моральный выбор»

СВОБОДА

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

РЕШЕНИЕ

БЛАГО ДРУГИХ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СОВЕСТЬ

НРАВСТВЕННОСТ

Ь

ЭГОИЗМ

ПОСЛЕДСТ

ВИЯ

Структура «CORNERS»

Пример: урок обществознания 11 класс, тема «Выборы в демократическое

общество»

В кабинете на 4 углах развешаны таблички – утверждения: «Я пойду на

выборы», «Я не пойду, потому что результаты все равно подтасуют и от меня

ничего не зависит», «Я не пойду, я не умею голосовать», «Я не пойду, потому

что не за кого голосовать».

Вопрос: Тебе 18 лет. Сегодня проходят выборы президента страны, пойдешь

ли ты на выборы?

Приготовить блокнотики.

Я

даю

вам

время

подумать

10

сек.,

какой

угол

вы

выберете.

А

теперь

запишите в блокнотики.

А теперь подойдите к своему углу и найдите партнера не из вашей команды.

Теперь обсудите, почему вы выбрали именно этот вариант. У каждого будет

по 30 сек., чтобы поделиться. Начинает тот, у кого в имени больше букв.

Выслушать варианты нескольких участников из каждого угла поделиться с

тем, что им сказал партнер.



В раздел образования