Автор: Литвинов Алексей Владимирович
Должность: студент 3 курса группы СРС–бп–о–15–1
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «Северо–Кавказский федеральный университет»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Методы взаимодействия с клиентом в сфере сервиса и туризма
Раздел: полное образование
МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ В СФЕРЕ
СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Литвинов Алексей Владимирович
Студент 3 курса
Института экономики и управления СКФУ (г.Ставрополь)
Научный руководитель: к.т.н., доцент Дрижд Н.А.
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г.
Ставрополь
В данной статье описаны различные способы взаимодействия с
клиентом в сфере сервиса и туризма. Статья описывает основные
методы
и
принципы,
необходимые
для
успешного
взаимодействия
с
клиентами в контактной зоне, а также в Интернете.
This article describes different ways of interaction with client in service
and tourism. The article describe common methods of communication with
customer in contact zone and Internet.
В
последние
годы
одной
из
наиболее
развивающихся
сфер
деятельности становится сфера сервиса. Потребление услуг начинает
преобладать над потреблением материальных благ[2]. Это значит, что
люди
стали
чаще
приобретать
услуги,
а
не
товары. Цель сервисной
деятельности - это удовлетворение потребностей. Одним из главных
признаков услуги, в отличии от товара, является неотделимость процесса
ее предоставления от процесса потребления. Это значит, что клиент
является
участником
процесса
предоставления
услуги,
поэтому
взаимодействие с клиентом является очень важным аспектом сервисной
деятельности.
В
современном
с ервис е
суще ствуют
разные
м е тод ы
взаимодействия с клиентом. Основным является общение в контактной
зоне. Контактная зона – это собирательное понятие, в состав которого
входит комплекс факторов, физического (место предоставления услуг),
психологического
(коммуникативный
процесс
участников)
и
профессионального
(опыт
и
знания
представителя
сферы
услуг)
характеров. [5]
Состояние контактной зоны решительным образом влияет на то,
обратится ли вторично клиент в данную сервисную фирму. Она делает
привлекательной для посетителей службу сервиса. В составе контактной
зоны
рассматривают
пространство
контакта,
процесс
и
содержание
контакта.
Работники сервисной организации используют коммуникативное
взаимодействие с потребителями в контактной зоне. Контактная зона
(зона видимости) – общая сфера, окружающая заказчиков (клиентов) в
период нахождения их на предприятии сервиса.
Особенностью сервисной деятельности является коммуникативное
взаимодействие,
общение
с
потребителями.
К
числу
основных
составляющих
феномена
общения
относят
три
взаимосвязанные
стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
В
практической
психологии
выделяют
четыре
межличностных
расстояния, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы.
1. Интимное расстояние (0 – 45 см). Общение близких или хорошо
знакомых людей.
2. Персональная дистанция (45 – 120). Нормальное расстояние для
общения знакомых людей.
3. Социальная дистанция (120 – 400 см). Формальные встречи в
общественных местах.
4. Публичная дистанция (400 – 750 см). Общение формальное,
чаще всего с несколькими людьми.
Правильный выбор дистанции напрямую влияет на комфортность
взаимодействия, а, следовательно, и на впечатления клиента о сервисном
предприятии. Оптимальное расстояние в контактной зоне составляет от
120 до 400 см, работникам сферы сервиса стоит учитывать это при
оформлении помещения контактной зоны.
Для
наиболее
эффективного
сотрудничества
-
получения
удовлетворения со стороны заказчика, получения прибыли и высокой
оценки качества со стороны исполнителя, контактная зона должна быть
оформлена
с
соблюдением
правил
удобства
и
комфорта
заказчика,
исполнителя и их общения. А работнику контактной зоны необходимы
такие
специальные
способности,
как
коммуникабельно сть
(общительность),
наблюдательность,
такт,
понимание
заказчика,
предвидение
результатов
обслуживание.
Для
развития
специальных
способностей
работнику
следует
сформировать
у
себя
установку
на
овладение профессиональной этикой. Данные способности находятся в
тесной связи с такими составляющими личности, как знания, навыки,
умения[5].
Для установления и поддержания лояльного отношение клиента
также важно уметь тонко чувствовать его потребности и возможности. В
этом активно способствует Интернет. Существуют различные способы
взаимодействия с клиентами в Интернете. Каждые из них выполняют
свои цели, однако общее их назначение схоже; все они направлены на то,
чтобы стимулировать клиентов приобретать услуги[3].
Рассмотрим
способы
работы
с
клиентами
через
Интернет,
основанные
на
собственном
опыте
прохождения
практики
в
туристическом
агентстве.
Туристическое
агентство
–
это организация
или
индивидуальный
предприниматель,
занимающиеся
продажей
сформированных туроператором туров[4].
Интернет-маркетинг – это практика использования всех аспектов
традиционного
маркетинга
в
Интернете,
с
целью
продажи
услуги
покупателям и управление взаимоотношениями с ними.
Интернет-
маркетинг
включает
в
себя
такие
направления,
как
продвижение
в
социальных сетях (SMM), оптимизация сайта для поисковых систем
(SEO), e-mail маркетинг, маркетинг в поисковых системах (SEM).
Основой продажи туристических услуг в сети является сайт. Он
должен быть прост и интуитивно понятен для обычного человека. На
сайте
туристического
агентства
есть
информация
о
турах,
предоставляемых им, цена на них, а также на дополнительные услуги,
контакты и адреса для консультации и обратной связи. Но не менее
важным
аспектом
является SEO
(Search
Engine
Optimization)
–
это
комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия
позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым
запросам пользователей. Это помогает вывести сайт на первые строчки в
поисковых системах, а, следовательно, увеличить количество переходов
на сайт.
Не менее важный аспект в наш век – это социальные сети и
взаимодействие с клиентом в них (SMM). SMM – Social Media Marketing
– это процесс привлечения внимания через социальные платформы[1].
Они помогают предприятиям лучше понять потребности и возможности
клиентов, а также наладить коммуникацию, за счет того, что общение в
социальных
сетях
лучше
повышает
лояльность
потребителя,
а,
следовательно, конкурентоспособность предприятия.
Еще
один
способ
–
это
взаимодействие
с
помощью e-mail
рассылок.
С
их
помощью
можно
донести
до
человека
важную
информацию о новинках или акциях. При этом взаимодействии важно
учитывать
актуальность
предложения
для
человека,
а
также
не
злоупотреблять данным методом, так как, слишком большое количество
сообщений с большей вероятностью не будет прочитано и вызовет у
клиента излишнее раздражение.
Один из самых эффективных, но и самых затратных методов – это
Интернет-реклама. Этот способ имеет много схожего с предыдущим, но
в отличии от него, способствует привлечению новых клиентов. Один из
основных способов рекламы в Интернете – это реклама в основных
поисковых
системах
(SEM) : Google
и
Яндекс. SEM
(Search
Engine
Marketing)
–
это
ряд
маркетинговых
действий,
направленных
на
раскрутку портала. Это наиболее эффективный подход к продвижению
своего представительства в интернете. У обеих этих поисковых систем
есть возможность настройки рекламного кабинета. Именно из них идет
основной поток клиентов в сети. Чтобы не потерять деньги на рекламу, а
также привлечь новых клиентов очень важно уметь правильно настроить
рекламный кабинет.
Другой
способ
Интернет-рекламы
–
это
покупка
ее
у
других
сайтов, либо взаимная реклама. Этот метод очень хорошо подходит для
предприятий из одной области сервиса, не являющимися конкурентами,
например, турагентство и страховая компания могут размещать рекламу
на сайтах друг друга, при этом не опасаясь потерять клиентов. Таким
образом,
человек
покупая
тур,
с
большей
вероятностью
приобретет
услуги
страховой
компании,
чья
реклама
размещена
на
сайте
турагентства.
В совокупности с хорошим и оптимизированным сайтом данные
способы рекламы обеспечат компании наиболее выгодное и удобное
взаимодействие
с
клиентами,
а
также,
постоянное
пополнение
клиентской базы.
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие с клиентами в
наши
дни
–
это
не
только
офис
или
другая
контактная
зона,
но
и
огромное медиа пространство в сети. Взаимодействие в Интернете, в
наше время является не менее важным, чем в контактной зоне, и имеет
огромное
количество
тонкостей,
которые
надо
учитывать
для
установления удачной коммуникации.
Список литературы и информационных источников:
1.
Артемьева
О.А.,
Жильцов
Д.А.,
Карпова
С.В.,
Поляков
В.А.,
Рожков
И.В.
Интернет-маркетинг.
Учебник
для
академического
бакалавриата
под
общ.
ред.
О.
Н.
Романенковой.
—
М.:
Издательство Юрайт, 2014. — 288 с.
2.
Велединский
В.Г.
Сервисная
деятельно сть:
у ч е б н и к /
В.Г.Велединский.— 2-е изд., стер.
— М.: КНОРУС, 2016. — 176 с.
3.
Маркетинг
в
сфере
сервиса./
Бабурин
В.А.,
Гончарова
Н.Л.,
Рубанова
И.М.,
Яненко
М.Е.
Учебник
для
бакалавров
по
направлению подготовки «Сервис» всех форм обучения. – СПб. :
Астерион, 2014. – 439 с.
4.
Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л.
Писаревского. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. —
384 с.
5.
Романович
Ж.А.
Сервисная
деятельно сть:
учебник
/
Ж.А. Романович,
Калачев
С.Л. .
-
6-е
изд.,
перераб.
и
доп.
-
Москва: Дашков и Ко, 2015. - 284 с.