Автор: Тимофеева Оксана Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №1 имени Н.И. Кузнецова" г.Пестово
Населённый пункт: Новгородская область
Наименование материала: программа
Тема: Программа военно–патриотического объединения "Память"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Н.И. Кузнецова» г. Пестово
Директор школы: ________/ Муравьева Н.В.
Программа
школьного военно-патриотического
объединения «Память».
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 14-17 лет
Разработчик:
Тимофеева
Оксана
Борисовна, учитель истории
г. Пестово
2016
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Паспорт программы _________________________________ с 3-4
2. Пояснительная записка _______________________________ с. 5-6
3. Цель программы _____________________________________ с 5
4. Задачи программы ___________________________________ с 6
5. Основные направления деятельности ___________________ с 6
6. Ожидаемый результат ________________________________ с 7
7. План работы военно-патриотического воспитания в школе _ с 8-9
8. Календарно - тематический план _______________________ с 10-14
9. Кадровое обеспечение программы _______________________ с 15
10. Материально – техническое обеспечение ________________ с 15
11. Приложения _________________________________________ с 16- 37
2
Паспорт программы
1.
Полное название
программы
Программа школьного военно -
патриотического объединения «Память»
Муниципального автономного
образовательного учреждения
«Средняя школа №1 имени Н.И.
Кузнецова» г. Пестово
2.
Автор программы
Тимофеева О.Б.,
руководитель школьного музея
Боевой Славы,
учитель истории
3.
Исполнители программы
Руководитель школьного музея Боевой
Славы; учителя - предметники
4.
Основание для разработки
программы
Закон « Об образовании»,
5.
Цель программы
Развитие у воспитанников
гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей, формирование
умения и готовности к их активному
проявлению в различных сферах жизни
общества, верности конституционному и
воинскому долгу в условиях мирного и
военного времени, высокой
ответственности,
дисциплинированности.
6.
Задачи программы
1.Формирование,
у
подрастающего
поколения гордости за свою Родину, ее
народ, историю и ратную славу, изучение
и
развитие
интереса
к
героическим
страницам истории Отечества.
2.Получения знаний в области военной
службы и гражданской обороны.
3.
Пропаганда
главных
ценностей
в
с и с т е м е
д у х о в н о - н р а в с т в е н н о г о
воспитания.
4.Формирование стремления к здоровому
образу жизни
7.
Срок реализации
программы
2 год, 144 часа
8.
Ожидаемыми личностными
результатами программы
являются
1) мотивированность и направленность
на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и
государственной жизни;
3
2) ценностные ориентиры, основанные на
идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, на отношении к человеку, его
правам и свободам, как высшей
ценности;
3) убежденность в важности для
общества верности конституционному и
воинскому долгу в условиях мирного и
военного времени, высокой
ответственности,
дисциплинированности.
9.
Организация контроля
реализации программы
Административный контроль
4
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения
военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической
мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей
системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки
его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и
общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной
стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотическое
воспитание
представляет
собой
организованный
и
непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю,
психику и физическое развитие учащихся.
Актуальность программы: в данной программе нуждаются подростки 14 –
17
лет,
так
как
она
предполагает
необходимость
формирования
у
подрастающего
поколения
нравственных,
морально-психологических
и
этических
качеств,
среди
которых
большое
значение
имеют
патриотизм,
гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его
защите.
5
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных ОУ целей
и
задач
по
воспитанию
полноценной,
творчески
развитой
личности
и
подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни.
Цель программы:
Развитие
у
школьников
гражданственности,
патриотизма
как
важнейших
духовно-нравственных
и
социальных
ценностей,
формирование
умения
и
готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества,
верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного
времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи программы:
1.Формирование, у подрастающего поколения
гордости за свою Родину, ее
народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим
страницам истории Отечества.
2.Получения знаний в области военной службы и гражданской обороны.
3.
Пропаганда
главных
ценностей
в
системе
духовно-нравственного
воспитания.
4.Формирование стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления деятельности:
1.Патриотическое воспитание
2. Воспитание гражданского сознания
3. Формирование стремления к здоровому образу жизни
4. Развитие эстетических способностей
5. Спортивно – оздоровительное
6. Интеллектуальное развитие учащихся
Ожидаемыми личностными результатами программы являются:
1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
2) ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам, как
высшей ценности;
6
3) убежденность в важности для общества
верности конституционному и
воинскому
долгу
в
условиях
мирного
и
военного
времени,
высокой
ответственности, дисциплинированности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 14-17 лет
Отличительная особенность программы: работа по военно-патриотическому
воспитанию проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою
ориентацию
на
развитие
интересов
и
способностей,
укрепить
здоровье,
овладеть военно-прикладными видами спорта.
Срок
реализации
дополнительной
образовательной
комплексной
программы рассчитан на 2 года, 144 часа.
Проводимые мероприятия
- Организация и проведение встреч, мероприятий, библиотечных часов, уроков
мужества с участием военнослужащих и участников локальных войн.
-Подготовка и проведение лекций и классных часов, посвященных военно-
историческим датам.
- Несение Вахты памяти.
- Уборка и содержания мемориала памяти пестовчан, погибших в годы Великой
Отечественной войны.
- Организация экскурсий в школьный музей Боевой Славы, Центр внешкольной
работы.
- Дни воинской славы.
- Участие в акции «Ветеран живет рядом».
- Участие в выпуске школьной газеты.
- Участие в военно-спортивной игре «Готовы встать в строй».
- Участие в сдаче норм ГТО, « Президентских соревнованиях»
- Участие во Всероссийской акции « Герои Великой Победы»
План работы военно-патриотического воспитания в школе
№
Содержание деятельности
Сроки
7
п\п
1.
Организация и проведения традиционного Дня знаний
Сентябрь
2.
Проведение соревнований по стрельбе.
Сентябрь
3.
Организация и проведение уроков мужества,
мероприятий, посвященных дню памяти Героя
Советского Союза, полного Кавалера ордена Славы
Кузнецова Н.И.
Сентябрь,
апрель
4.
Подготовка и проведение лекций и классных часов,
мероприятий, посвященных дням Воинской Славы.
В течение
года
5.
Несение Вахты Памяти
Сентябрь-
Май
6.
Уборка мемориала памяти пестовчан, погибших в годы
Великой Отечественной войны.
В течение
года
7
Организация экскурсий в школьный музей Боевой
Славы, Центр внешкольной работы.
В течение
года
8
- Участие в акции «Ветеран живет рядом».
В течение
года
9
- Участие в выпуске школьной газете.
В течение
года
10.
- Участие в подготовке и участие в военно-спортивной
игре «Готовы встать в строй».
Февраль,
Март
11.
Сбор информации о ветеранах
В течение
года
12.
Организация и проведения мероприятий оборонно -
спортивного месячника «Служу России».
Февраль
13
Участие в Кузнецовских чтениях
Апрель
18.
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой
Отечественной войне.
Май
19.
Воспитание на уроках гуманитарного цикла
гражданина-патриота, формирование ценностей
демократического общества, важнейших качеств
личности.
В течение
года
8
Календарно – тематический план
Дата
прове
дения
Содержание уроков
Кол.
часо
в
Теор
ия
Практи
ка
Раздел 1. Что нужно знать допризывнику о
военной службе.
15
15
Защита отечества – конституционный долг и
обязанность гражданина РФ. История
Российской армии
2
2
Роль армии в обществе. Особенности развития
военной организации государства в
современных условиях.
1
1
Офицерский корпус ВСРФ, его традиции и
современный состав. Как стать офицером?
2
2
Воинские традиции, их место в жизни
современной армии
2
2
Права и личное достоинство военнослужащих.
1
1
9
Проблема патриотизма в обществе и ВС
2
2
Проблема духовности и культуры в армии.
1
1
Особенности воинской деятельности.
Трудности военной службы. Нормативная
модель личности призывника.
2
2
Сущность воинского коллектива и его
психологические особенности
1
1
Современная армия и религия
1
1
Раздел 2. История Великой Отечественной
войны
8
8
Битва под Москвой. Основные события. Ход
сражения. Итоги.
2
2
Сталинградская битва Основные события. Ход
сражения. Итоги.
2
2
Курская дуга. Основные события. Ход
сражения. Итоги.
2
2
Блокада Ленинграда. Операция «Искра». Ход
операции и итоги.
2
2
Новгородско – Лужская операция. Ход
операции и итоги.
2
2
Операция « Багратион». Ход операции и итоги.
2
2
Раздел 3. Главные события в истории
Родного края. Подвиги наших отцов.
4
4
Пестовчане – участники Великой
Отечественной войны
2
2
Пестовчане - участники боевых действий в
Афганистане и локальных воин.
2
2
Раздел 4. Виды Вооруженных сил РФ и рода
войск.
6
6
Сухопутные войска, их состав и
предназначение. Вооружение и военная
техника.
1
1
Военно-Воздушные войска, их состав и
предназначение. Вооружение и военная
техника.
1
1
10
Военно-Морской Флот, их состав и
предназначение. Вооружение и военная
техника.
1
1
Ракетные войска стратегического назначения,
их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника.
1
1
Воздушно-Десантные войска, их состав.
1
1
Космические войска, их состав и
предназначение.
1
1
Раздел 5. Боевые традиции Вооруженных
сил РФ
2
2
Патриотизм и верность воинскому долгу-
качества защитника отечества.
1
1
Дружба и войсковое товарищество-основы
боевой готовности частей и подразделений.
1
1
Раздел 6. Особенности военной службы.
5
5
Правовые основы военной службы
1
1
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ
– законы воинской жизни.
2
2
Военная присяга – клятва война на верность
Родины – России.
1
1
Прохождения военной службы по призыву и по
контракту
2
2
Раздел 7. Основы военной службы.
3
3
Размещение и быт военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву.
1
1
Суточный наряд, обязанности лиц суточного
наряда. Караульная служба.
2
2
Раздел 8. Огневая подготовка.
25
4
21
Назначение и боевые свойства автомата
Калашников.
1
1
Приемы и правило стрельбы из автомата
1
1
Неполная разборка и сборка автомата
Калашников
10
1
9
Современное стрелковое оружие.
1
1
Нормативные упражнения из пневматической
7
7
11
винтовки.
Нормативные упражнения в метании гранаты.
5
5
Раздел 9. Безопасности при использовании
оружия массового оружия.
7
1
6
Современные средства поражения и их
поражающие факторы
1
1
Упражнение по одеванию противогаза
3
3
Упражнение по одеванию защитного костюма
3
3
Раздел 10. Строевая подготовка.
23
1
22
Строи и управление им.
1
1
Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении.
14
14
Выход из строя и возращение в строй. Подход к
начальнику и отход от него.
3
3
Строи отделения, развернутый строй,
походный строй.
5
5
Раздел 11. Свое тело тренируй с пользой для
военного дела.
40
1
39
Состояние здоровье и физической подготовки-
важнейшие компоненты готовности к военной
службе.
1
1
Упражнения на развитие скоростно-силовых
качеств.
3
3
Упражнения на развитие координационных
способностей
3
3
Упражнение: вис на перекладине, сгибания и
разгибание рук в упоре лежа, на пресс.
7
7
Бег 100, 1000, 3000 метров.
9
9
Ходьба на лыжах 1000, 5000 метров.
6
6
Преодоление полосы препятствий.
4
4
Рукопашный бой.
5
5
Тест: Полиотлон
4
4
Итого
144
54
90
Кадровое обеспечение программы
12
Руководитель объединения «Память»
Учащиеся 9-11 классов
Учителя - предметники
Материально – техническое обеспечение
1.Материальное оснащение: помещение для занятий, методическая и
специальная литература, наглядные пособия,
2.Наличие аудио- и видеоаппаратуры для занятий, слайдов, активное
использование компьютерной техники.
3.Учебное оружие и средства защиты от ОМП.
4. Оборудование для выполнения упражнений по физической подготовке.
Литература:
1.
Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во
Агенства печати Новости, 1989.
2.
Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
3.
Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред.
Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
4.
Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М.
Кучеров. – М.: Просвещение, 2008.
5.
Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
6.
Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.
13
7.
Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2005.
8.
Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная»
революция? - М.: Вече, 2005.
9.
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
10.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-
пресс, 2005.
11.
Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 2009.
12.
Журналы «Родина». № 1-12 2009-2015 гг.
13.
Потехина И.П. Смерть Сталина. Изменения в политической системе М.: Айрис-пресс,
2015.
Приложение 1
Сценарий занятия
День Героев Отечества
Задачи:
1. Познакомить учащихся с некоторыми героическими победами русской армии,
именами мужественных солдат и генералов, героями настоящего времени.
2. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее родной
страны и её народа.
14
3. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в
российской армии, осознание своего гражданского “Я”, чувство гордости за
великую страну, которую надо защищать.
Ход занятия
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята! Мы рады приветствовать вас на
занятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает
наша страна. Сегодня День героев Отечества.
Притча о Герое ( приложение к занятию 1).
28 февраля 2007 года было внесено изменение в статью Федерального закона
“О днях воинской славы и памятных датах России” внесено дополнение:
9 декабря – День героев Отечества.
Давайте попробуем расшифровать название этого праздника.
Как вы понимаете слово Отечество? (Отчий дом)
Герой?
Подберите однокоренные слова к нему – героизм, героический, героиня…
Как, вы думаете, а почему появился этот праздник? (Он объединяет всех героев:
войны и мирного времени) Каких людей вы считаете героями? Ваше понимание
героического поступка? Можно ли честное исполнение своего долга считать
подвигом?
История праздника
Всем нам хочется жить в мире,
свободном от войн и насилия. Об этом
человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают
военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране
нужны воины для защиты родного Отечества. Во все времена все народы
защищали свою землю. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия,
-
страна
героическая.
В
тысячелетней
ее
истории
военных
лет
в
общей
сложности было больше, чем годов мирных.
До 1917 года в этот день (26 ноября по старому стилю) в России отмечался
праздник георгиевских кавалеров, то есть тех кто был награжден орденом
Георгия Победоносца. Поэтому день 9 декабря был выбран не случайно.
15
Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году. С 2007
года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской
Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы.
Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом
высочайшей
воинской
добле сти,
е г о
с ч и т а ю т покровителем
нашей непобедимой Армии, икону святого
Георгия можно
найти
в
любом
православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает
герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? Многие слышали имя
Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы,
а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика .
Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия,
Грузия. По легенде Георгий Победоносец спас город от дракона. Если мы
посмотрим на монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, то с обратной стороны
увидим
изображение Георгия, который сидит на коне. Он пронзает копьем
змея. Кстати, из-за всадника с копьём у монеты и пошло укрепившееся до
наших
дней
название
«копейка». Герб
России
-
двуглавый
орел
является
эмблемой нашего государства уже более полутысячи лет (утвержден в 1497
году). В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый орел
вновь был возвращен на российский герб. На груди орла изображение Святого
Георгия.
В
1 7 6 9
г о д у
в России был
утверждён
военный
орден
Святого
Великомученика
и
Победоносца
Георгия ч етырёх
степеней.
Он
считался чрезвычайно почётной наградой. Претендовать на Георгиевский орден
могли те, кто в морской службе "18 кампаний служили", или "в полевой службе
25
лет
обер-офицерами
служили". Заслужить
Георгиевский
орден
было
чрезвычайно трудно. Екатерина II, отдавая должное воинской славе Русской
армии и стремясь упрочить свое влияние на военных, она утвердила 9 декабря
1769 г. новый военный орден. Орден имеет знаки отличия: георгиевский крест и
георгиевскую ленточку.
16
За всю историю дореволюционной России знаками ордена Святого Георгия I
степени были отмечены 25 человек.
Георгиевская лента ордена всех степеней имела чередующиеся три черные и
две
оранжевые
продольные
полоски.
Позднее
многие
воинские
награды
получили оранжево-черную ленту.
Георгиевским
Крестом
награждаются
военнослужащие
из
числа
солдат,
матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших офицеров
за:
подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего
противника,
служащие
образцом
храбрости,
самоотверженности
и
воинского мастерства.
подвиги и отличия в боевых действиях на территории других государств
при
поддержании
или
восстановлении
международного
мира
и
безопасности,
служащие
образцами
храбрости,
самоотверженности
и
воинского мастерства.
Награждение производится только последовательно, от низшей степени к
высшей.
Орденом награждено более 10 тысяч человек, однако, за всю его историю
награждение первой степенью производилось лишь 25 раз, второй – 117. Орден
Святого Георгия имел 4 степени отличия, из которых первая была наивысшей.
Известно,
что
кавалерами
всех
четырех
степеней
стали
4
человека,
среди
которых великие русские полководцы М. И. Кутузов и М. Б. Барклай-де-Толли.
Замечательный русский полководец Александр Васильевич Суворов, честь и
слава России. 15 лет было ему, когда он поступил на военную службу, научился
жить в разных условиях. А когда он стал офицером, то всегда берёг солдата,
придумал “Науку побеждать”. Суворов любил повторять: “Воюют не числом, а
умением”
Взятие
крепости
Измаил
вошло
в
историю
русского
воинства.
Солдаты лезли по лестницам, цеплялись штыками, подсаживали друг друга,
падали, вставали и снова лезли на стены. И Измаил пал, а Россия славила
своего
героя-победителя.
Переход
через
Альпы.
Предстояло
немыслимое:
17
осенью
перейти
высочайшие
вершины
Альп,
покрытые
льдом
и
снегом
и
одновременно сражаться с французами. “Мы, русские, мы всё одолеем”, -
говорил Суворов, выводя армию из окружения. То под проливным дождём, то в
метель ехал полководец, одетый в ветхий плащ и шляпу, не отставая от войска,
терпел с ними голод и холод. За этот подвиг Суворову был причислен чин
генералиссимуса. Император написал Суворову такие слова: “ Один Бог может
наградить Вас за то, что Вы сделали! Нет наград, достойных вашей храбрости!”
Орден Суворова для награждения командного состава за выдающиеся заслуги в
руководстве боевыми операциями и за успехи в этих операциях в боях за
Родину.
Мудрый полководец Кутузов- первый полный кавалер. У деревни Бородино
русская армия дала сражение французам. Каждый русский солдат сражался за
двоих. Позднее сам Наполеон скажет: “Самое страшное из моих сражений было
под
Москвой,
здесь
я
увидел,
что
русские
непобедимы”.
(
На
слайдах
Памятники Кутузову в Петербурге и Москве. Москва. Кутузовский проспект.
На
памятнике
надпись:
“Сынам
русского
народа,
одержавшим
победу
в
Отечественной войне 1812 года”. В честь победы над французами построили в
Москве храм Христа Спасителя на деньги, собранные народом.
Храм этот
разрушили, но сейчас на его месте возвели точно такой же, потому что россияне
помнят подвиги своих предков ).
Традиция награждения сохранялась до Октябрьской революции.
Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране
был утвержден новый орден - орден Славы. Орден Славы по своему статусу и
цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия.
Орден Славы
имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на
поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей
степени к высшей.
Орден св. Георгия Победоносца был восстановлен в 2000 году, как высшая
военная награда России. Первым в истории современной России был удостоен
ордена Святого Георгия Серге́
й Афана́
сьевич Мака́
ров. С 2008 по 2010 год —
18
командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, участник второй
чеченской войны, войны в Южной Осетии (2008год). Орденом Святого Георгия
награждены восемь военнослужащих Вооруженных сил Российской
Федерации, шестеро из которых продолжают военную службу, знаком отличия
— Георгиевским крестом IV степени — 415 младших офицеров, прапорщиков,
сержантов и солдат российской армии,
В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая,
начиная
с
2005
года,
проводится
масштабная
акция
под
названием
«Георгиевская ленточка».
Акция
начинается
с
распространения
волонтёрами
среди
населения
небольших отрезков лент, по форме и цвету как и
Георгиевская лента. По
условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать
на руку, на сумку или на антенну автомобиля. Георгиевская лента — это
многовековой
символ,
олицетворяющий
подвиг
русского
воина
на
полях
сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали свою собственную
жизнь.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы
гражданской и Великой Отечественной войны , в мирное время. Мужество,
стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. Защита
Родины всегда была и есть благородным делом. Долгом настоящих мужчин,
которые
испокон
веков
охраняли
рубежи
своей
страны,
помогали
другим
народам бороться с захватчиками.
Слайды
Перелистаем героические страницы отечественной истории.
Гражданская война – Первая мировая война.
Отечественная война – Вторая мировая война.
Воины защитники – это те люди, которые жертвуя своей жизнью и здоровьем, и
в военное, и в мирное время стоят на защите своей родной Земли. Самые
сложные, кровопролитные битвы в течение Великой Отечественной войны, в
19
которых были тяжёлой ценой одержаны победы нашей армией и которые дали
возможность двигаться к победе дальше.
И мы помним и подвиги простых солдат, воинов, защищавших нашу страну в
любое, трудное для страны время. Отряду в двадцать восемь бойцов из дивизии
генерала Панфилова пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских
танков. Когда кончались боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках
бросались под гусеницы фашистских машин. Подвиг двадцати восьми героев-
панфиловцев стал примером для других.
Защитники Брестской крепости
- Навечно останется в памяти подвиг защитников Брестской крепости.
1)
Они первыми встретили врага.
2)
Когда фронт ушёл далеко вперёд, защитники крепости и в окружении
продолжали сражаться.
3)
Руководили
обороной
комиссар
Фомин
и
майор
Гаврилов.
Тяжело
раненный, Фомин был захвачен фашистами в плен и расстрелян.
4)
Больше
месяца
продолжалась
оборона.
Немцы
ворвались
в
крепость,
только уничтожив её защитников.
Подвиг майора Гаврилова
Когда фашисты захватили развалины крепости, Майор Гаврилов укрылся в
глубоком подвале.
От голода и жажды он потерял сознание и застонал. Его стоны привлекли
внимание врагов.
Но как только немецкие солдаты вошли в подвал, Гаврилов очнулся и начал
стрелять.
В течение часа майор вёл бой. Но вот кончились гранаты, в пистолете остался
один патрон. В это время из пролома за спиной Гаврилова раздался выстрел.
Раненый
майор
был
взят
в
плен.
Мужественному
защитнику
Брестской
крепости Петру Михайловичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского
Союза.
20
Звание Героя Советского Союза, высшей степени отличия в СССР за заслуги
перед государством, связанные с совершением героического подвига.
Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 года были удостоены
семь
летчиков
(Михаил
Водопьянов,
Иван
Доронин,
Николай
Каманин,
Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Маврикий
Слепнев), спасших с льдины в Чукотском море членов арктической экспедиции
и экипаж ледокола «Челюскин».
Первыми Героями Советского Союза среди женщин стали летчицы Валентина
Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова, совершившие беспосадочный
перелет Москва-Дальний Восток в 1938 году.
Наибольшее
количество
награждений
было
произведено
в
годы
Великой
Отечественной войны. Всего за героические подвиги, совершенные в годы
Великой
Отечественной
войны,
звания
Героя
Советского
Союза
были
удостоены более 11600 человек.
Четырежды звание Героя Советского Союза было присвоено выдающемуся
полководцу Георгию Жукову.
Трижды
–
маршалу
Семену
Буденному,
летчикам
Ивану
Кожедубу
и
Александру Покрышкину. За подвиги, совершенные в послевоенное время,
звание
Героя
Советского
Союза
присваивалось
летчикам-испытателям,
подводникам – участникам кругосветных переходов и длительных плаваний,
летчикам-космонавтам, защитникам советских границ, другим воинам армии и
флота.
Главная награда современной России – звание Герой Российской Федерации
– было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года Герою Российской
Федерации
вручаются
знак
особого
отличия
–
медаль
«Золотая
Звезда»
и
грамота о присвоении этого звания
«Золотая Звезда» под номером 1 увековечила подвиг космонавта Сергея
Крикалева
21
К сожалению, военное ремесло не ушло из жизни современного общества. И
в начале 21 века люди не научились жить без войн. Наша боль и скорбь – Чечня.
Каждое время рождает своих героев. Такие герои есть и у нашей школы.
О
героях
нашего
времени
расскажут
ребята
(
рассказ
о
Козленко
Антоне,
Иванове Дмитрии).
Стихи детей
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны
Героям России, живым и ушедшим,
Я строки свои посвящу,
И подвигам Вашим бессмертие вечно!
Пред Вами всегда мы в долгу!
Издревле в России, рождались Герои,
Во славу Отчизны на подвиг идя,
Не мало имен помнит книга историй,
То гордость России, ее сыновья!
Вы шведа, монгола, мечом ублажали,
Гоня его прочь от просторов Руси,
Приказы Петра, на морях исполняли,
Топили и жгли англичан корабли!
22
Француза, штыком Вы разили умело,
Владеть им Москвой не дано,
Запомнит на долго история мира,
Героев сражения, Бородино!
О мужестве Вашем, написано много,
Будь то Перемышль Гражданской войны,,
Фашистские танки под Курском горели,
И в логово зверя ворвалися Вы!
В голодные годы , военной разрухи,
Кормила страну целина,
То Вы,покорили,Казахские степи,
Плеяда героев Героев труда!
Вы к звездам летали, в космической дали,
Вы первыми, были всегда,
В Афгане, Чечне свой долг выполняли,
Будь проклята эта война!
В истории Новой России,
Героев не меньше, имен,
Российские женщины, их народили,
У подвига нету имен!
Как вы думаете, есть ли герои в мирное время?
Мирное время.
Самолет
Ту-154М,
выполнявший
рейс
по
маршруту
«Полярный-Москва»,
совершил 7 сентября аварийную посадку на военном аэродроме.
23
На борту вышло из строя всё навигационное оборудование, и отказала система
электропитания. Самолёт чудом сел на слишком короткую для машины такого
класса взлётно-посадочную полосу.
На борту самолета, находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа.
Президент России присвоил лётчикам самолёта Андрею Ламанову и Евгению
Новосёлову
звания
героев
России.
Штурмана,
бортпроводников
и
бортинженеров наградили Орденами мужества.
Начальник московской службы пожаротушения полковник внутренней службы
Евгений
Чернышев
погиб
при
эвакуации
людей
из горящего
бизнес-центра
на севере
Москвы.
Полковник
одним
из первых
прибыл
по вызову
на 2-ую
Хуторскую, и раньше других вошел в горящее здание. Он успел вывести пять
человек.
Затем
передал
по рации,
что
у него
заканчивается
кислород
в дыхательном аппарате, и он пытается выйти. После этого связь с ним пропала.
Чуть позже стало известно, что Чернышев погиб. Коллеги до последнего не
м о г л и
п о в е р и т ь ,
ч т о
о н
п о г и б .
На
личном
счету
Чернышева
-
250
пожаров.
Он
участвовал
в
тушении
Останкино, здания Главного штаба ВМФ, Манежа, МГУ… А несколько лет
назад тушил вспыхнувшее здание "Комсомолки" на улице Правды. Сотни раз
рисковал жизнью, часто получал травмы.
Вот такие герои есть в нашей стране.
Беседа.
Какими чертами должен быть награждён современный герой. (Примерные:
мужественный,
смелый,
отважный,
благородный,
сильный,
безрассудный,
рассудительный,
патриотичный,
закаленный,
сообразительный,
веселый,
рискованный,
осторожный.).
В
жизни
каждого
человека
есть
место
для
подвига. Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
Но гордиться можно
не только героем. Ведь героическим поступком можно
считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей.
А в ваших семьях, есть люди, поступками, делами которых можно гордиться?
24
Учитель. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через
воспитание
в
себе
чувства
долга,
ответственного
отношения
к
своим
обязанностям, нравственной стойкости
25