Автор: Олейник Елена Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КОУ ВО "Воронежская школа–интернат №3"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
Раздел: полное образование
Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
В Законе Российской Федерации «Об образовании» написано, что право
граждан на получение образования является одним из основных и
неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В
свете этого учащимся, которым комиссией ПМПК определен статус «ребенка
с ОВЗ» оказывается социально – педагогическое сопрвождение.
Что же означает термин «сопровождение»?
«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь
учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и
воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс
действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.
Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:
Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически
обоснованная, конкретная, целевая.
Способы и средства - педагогические и психологические методы
воздействия на сознание школьника как непосредственно так и опосредовано
(через организацию среды, группу и др.).
Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной
деятельности учащегося.
Функции «сопровождения»:
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство
четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения
проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей
ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является
оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию
детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задачи:
•предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и
социализации;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической
культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи,
воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного
учреждения:
• информационная (информирование родителей о работе общественных
организаций, о специальных мероприятиях);
• организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение
внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной
направленности, ориентированной на их поддержку);
• обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов,
педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);
• посредническая (приглашение специалистов для проведения
профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины,
экономики и права).
Участники социально-педагогического сопровождения семьи:
Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:
- рекомендательный характер;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- мультидисциплинарность сопровождения;
- непрерывность сопровождения;
- стремление к автономизации.
Рекомендательный характер:
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой
самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем.
Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями
или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет
полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности:
ребенок и его родители, педагоги, окружение.
Приоритет интересов сопровождаемого:
Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую
проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Мультидисциплинарность сопровождения:
Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в
единую организационную модель.
Непрерывность сопровождения:
Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если
подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под
постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими
заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в
течение всего периода их становления.
Стремление к автономизации:
Автономность службы выступает гарантом защиты от
административного давления со стороны руководства, педагогов школы или
детского сада на те или иные рекомендации центра.
Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие
его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического
развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях
ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная
диагностика.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического,
психического, социального здоровья ребенка).
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей,
специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого
«проблемного» воспитанника.
4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного
процесса о путях и способах решения проблем ребенка.
5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником
сопровождения.
6. Анализ результатов.
7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся
результатов.
Направления социально-педагогического сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:
• организация образовательного процесса;
• психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;
• консультирование;
• осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию
специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.
Прогнозируемый результат комплексного социально -педагогического
сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями
включает в себя следующие показатели:
• уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению
психологического здоровья в процессе адаптации к школе;
• формирование комфортной образовательной среды;
• снижение уровня тревожности родителей и детей;
• эмоциональное благополучие ребенка в классе;
• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с
ограниченными возможностями;
• выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-
ориентированного) подхода к учащимся.
• включение родителей в образовательный процесс.