Напоминание

"Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"


Автор: Олейник Елена Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КОУ ВО "Воронежская школа–интернат №3"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
Раздел: полное образование





Назад




Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

В Законе Российской Федерации «Об образовании» написано, что право

граждан на получение образования является одним из основных и

неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В

свете этого учащимся, которым комиссией ПМПК определен статус «ребенка

с ОВЗ» оказывается социально – педагогическое сопрвождение.

Что же означает термин «сопровождение»?

«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь

учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и

воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс

действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.

Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:

Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически

обоснованная, конкретная, целевая.

Способы и средства - педагогические и психологические методы

воздействия на сознание школьника как непосредственно так и опосредовано

(через организацию среды, группу и др.).

Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной

деятельности учащегося.

Функции «сопровождения»:

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство

четырех функций:

- диагностика существа возникшей проблемы;

- информация о существе проблемы и путях ее решения;

- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения

проблемы;

- первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей

ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является

оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию

детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Задачи:

•предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и

социализации;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической

культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи,

воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного

учреждения:

• информационная (информирование родителей о работе общественных

организаций, о специальных мероприятиях);

• организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение

внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной

направленности, ориентированной на их поддержку);

• обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов,

педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);

• посредническая (приглашение специалистов для проведения

профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины,

экономики и права).

Участники социально-педагогического сопровождения семьи:

Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:

- рекомендательный характер;

- приоритет интересов сопровождаемого;

- мультидисциплинарность сопровождения;

- непрерывность сопровождения;

- стремление к автономизации.

Рекомендательный характер:

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой

самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем.

Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями

или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет

полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности:

ребенок и его родители, педагоги, окружение.

Приоритет интересов сопровождаемого:

Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую

проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Мультидисциплинарность сопровождения:

Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в

единую организационную модель.

Непрерывность сопровождения:

Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если

подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под

постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими

заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в

течение всего периода их становления.

Стремление к автономизации:

Автономность службы выступает гарантом защиты от

административного давления со стороны руководства, педагогов школы или

детского сада на те или иные рекомендации центра.

Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие

его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического

развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях

ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная

диагностика.

Этапы индивидуального сопровождения ребенка:

1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического,

психического, социального здоровья ребенка).

2. Анализ полученной информации.

3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей,

специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого

«проблемного» воспитанника.

4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного

процесса о путях и способах решения проблем ребенка.

5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником

сопровождения.

6. Анализ результатов.

7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся

результатов.

Направления социально-педагогического сопровождение семьи,

воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:

• организация образовательного процесса;

• психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;

• консультирование;

• осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию

специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.

Прогнозируемый результат комплексного социально -педагогического

сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями

включает в себя следующие показатели:

• уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению

психологического здоровья в процессе адаптации к школе;

• формирование комфортной образовательной среды;

• снижение уровня тревожности родителей и детей;

• эмоциональное благополучие ребенка в классе;

• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с

ограниченными возможностями;

• выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-

ориентированного) подхода к учащимся.

• включение родителей в образовательный процесс.



В раздел образования