Автор: Абрамова Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БМОУ "Лицей №6 "Парус"
Населённый пункт: Московская область, город Дзержинский
Наименование материала: Применение игровых технологий во внеурочной деятельности при изучении русского языка как неродного
Тема: Применение игровых технологий во внеурочной деятельности при изучении русского языка как неродного
Раздел: среднее образование
Применение
игровых
технологий
во
внеурочной
деятельности при изучении русского языка как неродного
Чтобы овладеть неродным языком,
необходимо постичь другой мир…
А.Мартине
Цель использования игровых технологий во внеурочной деятельности :
1.
Активизация творческих способностей учащихся с неродным русским языком
2.
Создание
творческой
обстановки,
позволяющей
ученику
преодолеть
психологические проблемы.
3.
Закрепление знаний в форме ролевой или соревновательной игры - средство
повышения самооценки учащихся.
Результат использования:
1.
Повышение мотивации учеников с неродным русским языком к обучению;
2.
Развитие образного мышления и памяти, пополняет лексикон учащихся, что ведёт к
повышению качества знания по русскому языку и литературе.
В Российской Федерации проживают россияне различных национальностей и
тысячи мигрантов из разных государств СНГ, поэтому русский язык, являясь одним из
самых распространённых в мире, выступает в роли языка - посредника при общении
людей разных национальностей независимо от их гражданства. Однако, многие из
вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев слабо или вовсе не владеют
русским языком, поэтому жить и работать в нашей стране им довольно сложно без
хорошего владения русским языком. Сотни тысяч мигрантов едут к нам в поисках
работы. Многие из них оседают в России надолго, привозят с собой семьи. Детям, где
бы
они
ни
жили,
надо
учиться,
и
вот
в
российских
школах
образовались
так
называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или
знающие его гораздо хуже своих российских сверстников. Однако все они должны
учиться и, следовательно, осваивать русский язык как государственный и как язык
межкультурного общения.
Чтобы учащиеся успешно овладевали русским языком, одними уроками русского
языка
и
литературы
ограничиваться
нельзя.
Многолетняя
практика
преподавания
русского языка показывает, что полноценное освоение программного материала и
совершенное владение русским языком как средством общения возможно лишь при
условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать,
читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом
и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти
задачи
необходимо
не
только
на
уроке,
но
и
в
процессе
внеклассной
работы
с
учащимися.
Мы, учителя русского языка и литературы, прекрасно знаем, что главная задача
преподавания русского языка на современном этапе - целенаправленность обучения на
достижение конкретного конечного результата (успешная сдача ЕГЭ). Все школьники
Российской
Федерации
должны
пройти
через
систему
государственной
итоговой
аттестации, не зависимо от владения русским языком как родным или неродным.
Следовательно, возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как
обучить
русскому
языку
нерусских
учащихся?».
Отсюда
становится
очевидным
:
основная цель преподавания - создание условий для «мягкого» включения детей в
процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области
русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению,
говорению, письму).
По
моему
мнению,
Использование
игровых
технологий
во
внеурочной
деятельности при изучении русского языка помогает в той или иной степени снять ряд
трудностей,
связанных
с
запоминанием
материала,
вести
изучение
и
закрепление
материала
на
уровне
эмоционального
осознания,
что,
несомненно,
способствует
развитию
познавательного
интереса
к
русскому
языку
как
к
учебному
предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению
словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный
эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и
воспитывает
качества
творческой
личности:
инициативу,
настойчивость,
целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует
отметить,
что
дидактические
игры
давно
заняли
прочное
место
в
практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная
жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит,
необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её
творческой.
Находясь
в
постоянном
поиске,
стараюсь
подходить
творчески
к
учебному
процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя,
художника
или
просто
доброго,
любящего
человека.
Для
этого
приучаю
своих
учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым
самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы
работы,
которые
бы
не
только
развивали,
подвигали
к
творчеству,
но
были
бы
доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из
самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей,
быть
увлекательной
и,
самое
главное,
способствовать
умственному
и
духовному
развитию.
Теперь рассмотрим игровую деятельность на примерах.
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку как неродному подразумевает не только освоение норм
письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно не только на
каждом уроке, но и во внеурочной деятельности находить возможность для отработки
произносительных
норм.
Это
может
быть
минутка-разминка
«Говорите
по-русски
правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые
из
возможных
вариантов,
которые
могут
подсказать
учителю,
как
разнообразить
задания.
1. «Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в
произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить
связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические
нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать
текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.
Пример. Даны слова: киломЕтр, помОщник, шинЕль, свИтер, срЕдство, инструмЕнт,
шофЁр, шофЁров, щавЕль, украИнский, тЕрмос, нАчал.
Дети начинают работать над составлением текста.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся
тему
(например,
«Научное
исследование»
или
«Меню»),
учащиеся
в
течение
определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из
орфоэпического словарика, включенного в учебник.
2. «Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу,
знакомого).
В
меню,
конечно,
должны
оказаться
тефтЕли,
щавЕль,
пирожки
с
творогОм,
слИвовый
или
грУшевый
компот
и
т.д.
(другие
слова,
традиционно
вызывающие трудности в произношении).
II.Следующая группа: лексико-фразеологические игры «Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул;
телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
-
Куда Макар телят не гонял.
-
Как в воду канул.
-
Ветер свистит в карманах.
-
На языке вертится.
-
В ежовых рукавицах.
1. «Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей» (Опытный человек, которого непросто
обмануть), «гусь лапчатый» (Человек, который легко выходит из трудных ситуаций),
«собаку съел» (Опытный человек, знаток, мастер какого-либо дела).
2. Следующая игра называется: "Я - антоним".
Учащимся раздаются карточки с небольшими стихотворениями, в которых нужно
подобрать антоним к определенному слову. Уважаемые коллеги, перед вами лежат
карточки с подобным заданием. Давайте попробуем вместе его выполнить.
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ «ЗНОЙ»,
Я В РЕКЕ, В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ (.....................).
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ «ЛЕТО»,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я (.......................).
Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ (.............................).
(прохлада, зима, тишина.)
III.
Игровые
задания,
направленные
на
отработку
орфографических
и
пунктуационных норм
1. «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи,
смыслу и т. д.
Например:
•
лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
•
горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
•
революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
2. Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять
полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные
в собственные.
Птица
орел (город
Орел),
цветок
роза (девочка
Роза),
плодородная
земля
(планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
3. Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1)
В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало»,
объяснил он. Правильно ли это?
2)
Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно
заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
3)
Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется
раздельно», - заявил Ошибкин.
4)
Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», -
объяснил он. Прав ли Петя?
5)
Цыган Петя
написал
с и. «В
конце
слова
после ц пишется и, я точно
помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
4. Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм,
четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том,
что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму
хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и
записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с
орфограммой -тся-, -тъся- в глаголах» и др.
IV. Кроссворды, еще один вид игровой деятельности на уроках русского
языка
Этот
вид
заданий
по-прежнему
достаточно
часто
используется
на
уроках
русского языка. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с
целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд,
предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы
на
уроке.
Незаменимы
кроссворды
в
тех
случаях,
когда
детям
нужно
дать
своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на
языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать
умственную активность учащихся на уроке.
Кроме
этого,
кроссворды
могут
стать
формой
контроля
на
каком-либо
этапе
обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом
виде,
но
также
и
сами
учащиеся
могут
составить
кроссворд
по
изучаемой
(изученной) теме.
Кроссворды
не
оставляют
равнодушными
школьников
любого
возраста.
Отличительной
особенностью
кроссвордов
является
то,
что
они
могут
быть
использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной
деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что:
игра
есть
разумная
и
целесообразная,
планомерная,
социально
–
координированная,
подчиненная
известным
правилам
система.
Игра
является
естественной
формой
труда
ребенка,
присущей
ему
формой
деятельности,
приготовлением к будущей жизни;
игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную
деятельность с учителем;
игра
помогает
ребенку
по-новому
взглянуть
на
привычный
урок,
способствует возникновению интереса к изучению русского языка как неродного, а
следовательно, делает процесс обучения более эффективным;
Игра несет в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать
не
только
обще
учебные
задачи,
но
и
воспитывать
в
ребенке инициативу,
настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации.
Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути
предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это
всегда праздник для ребёнка.
Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!