Напоминание

"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Автор: Борисова Ирина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ № 1 г. Новоульяновска
Населённый пункт: г. Новоульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел: среднее образование





Назад




«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Доклад на педагогическом совете.
Учителя

высшей квалификационной МОУ

Новоульяновская

СШ

№1Борисовой

И.И.

Истинный педагог постарается сделать учение

занимательным, но никогда не лишит его характера

серьёзного труда, требующего усилия воли.

К. Д. Ушинский.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была её неотъемлемой и существенной частью, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. "Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования",- говорится в объяснительной записке программы по математике. Если школа ставит своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности учителя - психические новообразования в личности обучающегося. "Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важных задач дидактики ", - писал К.Д. Ушинский. Отсюда следует, что развитие обучающихся зависит от той деятельно сти, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную (ученик получает готовую информацию, запоминает её, затем воспроизводит сам) или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности достижения определённых целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: " Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ". Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы - Щукина Галина Ивановна считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: - личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); - содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); - методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний -поле для творческой деятельности любого учителя. Меняются и требования к уроку; следует обратить внимание на следующее: - по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную "обратную связь" - корректировать непонятное или неправильно понятое; - ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла; - постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя не только научить, а развить математическое мышление ребёнка; - стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

ФОРМЫ УСТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ.

РАЗМИНКИ.


Этот приём фронтальной работы вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, чётко и конкретно мыслить. В этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат. Этот вид работы можно проводить на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты и требуют однозначный ответ, проверяющий знания и внимание детей. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включить не только вопросы на проверку домашнего задания, но и понятия, пройденные раньше, которые необходимо восстановить в памяти ребёнка. Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе "+".
БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ.
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем составляют слово. При использовании приёма "Буквенный диктант" вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Этот приём ценен для развивающего обучения, но ещё мало разработан как теоретически, так и практически.

ЧИСЛОВОЙ ДИКТАНТ.
При использовании этого приёма дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счёт сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даём возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы, ...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т.е. пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичные задания для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников ещё раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ
Этот приём, пришедший в математику из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получает "плюс" за работу на данном этапе урока.
РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ - ПУТЬ К

АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ.
В объяснительной записке программы для классов с углубленным изучением математики сказано, что изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету следует включать в процесс обучения занимательные задачи, без которых по мнению Н.И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать
внимание. Я считаю, что рассматривать занимательность обучения только с учётом связи с учебным материалом и без учёта воздействия на мыслительную деятельность ученика нецелесообразным. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить: а) связь c учебным материалом; б) воздействие на мыслительную деятельность учащихся. Особую роль играют задачи провоцирующего характера. Это условия задач, содержащих упоминания, указания, намёки и другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Это задачи - ловушки. Дидактическая ценность неоспорима - они служат средством предупреждения различного рода заблуждений или ошибок школьников. Совершая ошибку на глазах учителя или учащихся и осознавая провоцирующий характер учебной ситуации, ученик испытывает сильнейшее впечатление, надолго запоминает ошибочные действия и в дальнейшем на подсознательном уровне остерегается их. Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес школьников к занятиям математикой. Например: 1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? "6граней" навязывается ответ, но он неверен, так как помимо 6 боковых есть ещё и 2 торцовых граней. Ответ: 8 граней. 2. Чему равно расстояние от точки А до прямой BD? Учащиеся называют длину отрезка АС, но это неверно. Ответ: длина отрезка AD.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ
Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках. Нельзя заставить ребенка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлеченности, естественной реакции большинства учеников. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. Как же создавать эти проблемные ситуации, какие есть варианты их постановки.
Пример:
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Решаю быстро уравнение: ( 3 x + 7 ) ∙ 2 − 3 = 17 6 x + 14 − 3 = 17 6 x = 17 − 14 − 3 (умышленная ошибка) 6 x = 0 x = 0 Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

Пример:
Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. На другой урок у них радостные лица – они решили.
Пример:
Решаю квадратное уравнение. 3 x 2 − 2 x − 2 = 0 D = ( − 2 ) 2 − 4 ∙ 3 ∙ ( − 2 ) = 25 ( Ошибка, заставляю делать проверку. Не получается. Где ошибка? Находят D = 28) Вот такие примеры активизируют деятельность учащихся. Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.


В раздел образования