Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Трудолюбие – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.
Раздел: дошкольное образование
Статья
Трудолюбие – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.
Президент Российской Федерации поставил перед обществом грандиозную задачу -
сделать
экономический
прорыв
для
выполнения
социальных
задач.
Это
развитие
промышленности, сельского хозяйства, науки и технологий и… образования: войти в пятерку
стран с высоко котирующимся образованием и образованным населением. Задачи глобальные,
требующие другого подхода в организации воспитания населения. Эти задачи будут воплощать
наши граждане, вкладывать свой труд. Дошкольное образование не должно оставаться в стороне.
Мы
взращиваем
поколение
последователей,
деятелей
по
воплощению
этих
задач.
Давайте
подумаем, как
мы сейчас реализуем в ДОО
воспитание у дошкольников трудолюбия, их
отношения к труду. Если раньше труд детей был неотъемлемой частью бытия: в семьях детям
поручали топить печку, носить воду, ухаживать за скотиной, следить за братиками и сестренками,
т.е. в основном был физическим. Сейчас во многих физических действиях нет нужды. В основном
дети
сейчас
трудятся
умственно,
интеллектуально.
Конечно,
остается
и
физический
труд
( например труд по самообслуживанию), но качество трудовых действий достаточно серьезно
трансформировалось по отношению к прежнему времени. Но и тут возникают проблемы. Если
обучать воспитанника в ДОО, потом в школе, давать ему основы научных знаний, а потом, когда он
окончит школу, дать ему в руки лопату и сказать: « А теперь вот будешь работать. Копать надо вот
так»,- это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники школы, духовная
жизнь, мысли и чувства которых, на протяжении всех дошкольных и школьных лет были оторваны
от
жизни,
от
труда.
Подготовка
к
будничному
труду
необходимо
начать
уже
с
дошкольного
возраста и, она должна проводиться по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих
линий
является
сознание,
мысль,
духовная
жизнь.
Отношение
к
труду
ребенка
является
важнейшим элементом
его духовной жизни. Было бы недостаточным и наивным сказать, что
трудолюбие
воспитывается
в
процессе
труда.
Трудолюбие
как
важнейшая
черта
морального
облика воспитывается в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
Не
может
быть
трудолюбивым
человек,
мало
думающий,
мало
переживающий.
Чем
умнее
человек, тем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче у него проявляется наклонность к
разнообразным видам трудовой деятельности. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами
о труде. Так нельзя воспитать его и без серьезных, умных слов. Трудовое воспитание- это, образно
говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Считаю поверхностным утверждение,
что якобы значительный физический труд, преодоление лишений - все это само по себе является
духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он
отражается
в
духовной
жизни,
как
преломляется
в
мыслях
и
чувствах,
насколько
глубоко
затрагивает
волевую
сферу
ребенка.
Отсутствие
умственного
труда,
также
как
и
бездумная
загрузка
любым
физическим
трудом
-
лишь
бы
не
допустить
безделья,
считаю
одинаково
пагубным для умственного развития детей. Труд и трудовое воспитание- это вещи, стоящие не
рядом с обучением, нравственным воспитанием и развитием. Труд- это вещь всепроникающая и
всеобъемлющая. И трудовое воспитание нужно начинать с познания мира, постижения истин,
добывания знаний, формирования на их основе собственных взглядов и убеждений - вот какому
труду
нужно
приучать
дошкольника.
Умственный
труд
для
ребенка
является
активной
мыслительной
деятельностью
с
целью
правильного
научного
познания
действительности.
Умственно трудиться - это значит не просто « думать». Мышление приобретает характер труда при
том условии, когда оно целенаправленно, когда ребенок стремится к достижению определенного
результата. Учение становится трудом только при условии, когда в нем есть важнейшие признаки
всякого труда - цель, усилия, результаты. Соединение умственного труда с физическим - это не
механическое увеличение физической нагрузки рядом с нагрузкой умственной, а постоянное
применение интеллектуальных усилий в физическом труде. Трудолюбие – это, прежде всего сфера
эмоциональной жизни ребенка. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной заслугой, своими усилиями.
Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя частью
коллектива.
Это
не
значит,
что
труд
превращается
в
развлечение.
Труд
требует
от
ребенка
напряжения и упорства в достижения своей цели. Конечно, мы не должны ожидать, что труд с
первых шагов будет привлекателен для ребенка и, он сразу его полюбит. Наоборот, в настоящем
труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к
труду
воспитывается
благодаря
осознанию
ребенком
созидательной
роли
своих
усилий,
осознанию
общественной
значимости
своего
труда.
Без
этого
элемента
сознательности
принуждение к трудовым действиям натолкнется на упорство ребенка, которое будет возрастать
по мере усиления принуждения. Дети есть дети, и удовлетворение им приносит, прежде всего
интересная деятельность. Кое- кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным
стимулом к труду. Давайте уточним этот вопрос. Надо различать, что вызывает интерес у детей -
деятельность, к которой они имеют наклонность или желаемый результат деятельности. Есть
интересные
занятия,
в
которых
по
существу,
нет
труда.
Если
все
усилия,
вся
энергия
детей
расходуется
только
на
такие
занятия,
это
развращает
их.
Иногда
дело
доходит
до
смешных
случаев:
явному
лодырю,
бездельнику
педагоги
стремятся
подобрать
«интересное
занятие»,
которое,
дескать,
увлечет
его
и
вылечит
от
всех
пороков.
Практический
опыт
убеждает,
что
лодыри, там и появляются, где есть интересное времяпровождение, но нет интересного труда. В
чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не
представляет, нельзя себе представить, чтобы дети направляясь погонять мячик и увидев не
политые цветы с радостными возгласами взялись бы за лейки, забыв о мячике. Таких вещей не
бывает. А ведь играя в мячик, дети расходуют больше энергии, чем поливая клумбу. Но, игра
приносит удовлетворение, а полив клумбы само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду
и
чувство
удовлетворения
от
труда
приобретаются,
развиваются.
Для
детей
интерес
в
труде
должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять
растения расти, цвести, как инструмент - придавать ткани или бумаге желаемую форму. Чем
сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они
становятся в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот
благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. Притягательную
силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это предвкушение удовлетворения от
осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата. Осознание
выполненного
долга
перед
детским
коллективом.
И
чувство
ответственности
за
выполнение
необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовой процесс что-то новое. Максимально
усиливая все эти побуждения, педагог должен стремиться к тому, чтобы самым сильным из них
был замысел. Без замысла не может быть речи об активных усилиях ребенка. При этом надо
учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы,
тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда
должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее.
Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в детском коллективе. Чем сильнее
коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого дошкольника. Если
воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь
ею, он достигает определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не
воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной
трудовой
деятельности,
направленной
на
достижение
поставленной
цели.
Внутреннее
побуждение
к
труду
и
есть
та
могучая
дисциплинирующая
сила,
которая
воспитывается
в
процессе,
выполнения
регулярных
трудовых
заданий.
Заставить
трудиться
умственно
очень
трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного
труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых « запущенных» , обленившихся
детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких детей воспитатель мотивирует
выполнять определенный объем физического труда ( одень колготки, а штанишки я тебе помогу),
постепенно
добиваясь,
чтобы
в
этом
труде
ребенок
увидел
путь
к
какому-то,
пусть
вначале
незначительному- познанию, подчинению сил природы ( в нашем примере: мы оденем штанишки
и ногам не будет холодно, мороз их не достанет)
Педагогическое
руководство
трудовой
самодеятельностью
заключается
в
том,
что
ребенок
чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд воспитателя является
образцом
для
воспитанника,
вызывает
у
него
восхищение,
то
воспитатель
становится
его
любимым человеком. Мой собственный педагогический опыт убеждает, что нет в мире такого
безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением воспитателя
влюбленного в труд. Если ребенок ко всему равнодушен, безразличен, его ничто не интересует, я
начинаю раздумывать, какие пробелы есть в работе у воспитателя группы.
Я глубоко верю в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частичку своей души в труд
для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым
человеком.