Напоминание

Трудолюбие – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Трудолюбие – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Трудолюбие – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.

Президент Российской Федерации поставил перед обществом грандиозную задачу -

сделать

экономический

прорыв

для

выполнения

социальных

задач.

Это

развитие

промышленности, сельского хозяйства, науки и технологий и… образования: войти в пятерку

стран с высоко котирующимся образованием и образованным населением. Задачи глобальные,

требующие другого подхода в организации воспитания населения. Эти задачи будут воплощать

наши граждане, вкладывать свой труд. Дошкольное образование не должно оставаться в стороне.

Мы

взращиваем

поколение

последователей,

деятелей

по

воплощению

этих

задач.

Давайте

подумаем, как

мы сейчас реализуем в ДОО

воспитание у дошкольников трудолюбия, их

отношения к труду. Если раньше труд детей был неотъемлемой частью бытия: в семьях детям

поручали топить печку, носить воду, ухаживать за скотиной, следить за братиками и сестренками,

т.е. в основном был физическим. Сейчас во многих физических действиях нет нужды. В основном

дети

сейчас

трудятся

умственно,

интеллектуально.

Конечно,

остается

и

физический

труд

( например труд по самообслуживанию), но качество трудовых действий достаточно серьезно

трансформировалось по отношению к прежнему времени. Но и тут возникают проблемы. Если

обучать воспитанника в ДОО, потом в школе, давать ему основы научных знаний, а потом, когда он

окончит школу, дать ему в руки лопату и сказать: « А теперь вот будешь работать. Копать надо вот

так»,- это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники школы, духовная

жизнь, мысли и чувства которых, на протяжении всех дошкольных и школьных лет были оторваны

от

жизни,

от

труда.

Подготовка

к

будничному

труду

необходимо

начать

уже

с

дошкольного

возраста и, она должна проводиться по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих

линий

является

сознание,

мысль,

духовная

жизнь.

Отношение

к

труду

ребенка

является

важнейшим элементом

его духовной жизни. Было бы недостаточным и наивным сказать, что

трудолюбие

воспитывается

в

процессе

труда.

Трудолюбие

как

важнейшая

черта

морального

облика воспитывается в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Не

может

быть

трудолюбивым

человек,

мало

думающий,

мало

переживающий.

Чем

умнее

человек, тем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче у него проявляется наклонность к

разнообразным видам трудовой деятельности. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами

о труде. Так нельзя воспитать его и без серьезных, умных слов. Трудовое воспитание- это, образно

говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Считаю поверхностным утверждение,

что якобы значительный физический труд, преодоление лишений - все это само по себе является

духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он

отражается

в

духовной

жизни,

как

преломляется

в

мыслях

и

чувствах,

насколько

глубоко

затрагивает

волевую

сферу

ребенка.

Отсутствие

умственного

труда,

также

как

и

бездумная

загрузка

любым

физическим

трудом

-

лишь

бы

не

допустить

безделья,

считаю

одинаково

пагубным для умственного развития детей. Труд и трудовое воспитание- это вещи, стоящие не

рядом с обучением, нравственным воспитанием и развитием. Труд- это вещь всепроникающая и

всеобъемлющая. И трудовое воспитание нужно начинать с познания мира, постижения истин,

добывания знаний, формирования на их основе собственных взглядов и убеждений - вот какому

труду

нужно

приучать

дошкольника.

Умственный

труд

для

ребенка

является

активной

мыслительной

деятельностью

с

целью

правильного

научного

познания

действительности.

Умственно трудиться - это значит не просто « думать». Мышление приобретает характер труда при

том условии, когда оно целенаправленно, когда ребенок стремится к достижению определенного

результата. Учение становится трудом только при условии, когда в нем есть важнейшие признаки

всякого труда - цель, усилия, результаты. Соединение умственного труда с физическим - это не

механическое увеличение физической нагрузки рядом с нагрузкой умственной, а постоянное

применение интеллектуальных усилий в физическом труде. Трудолюбие – это, прежде всего сфера

эмоциональной жизни ребенка. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной заслугой, своими усилиями.

Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя частью

коллектива.

Это

не

значит,

что

труд

превращается

в

развлечение.

Труд

требует

от

ребенка

напряжения и упорства в достижения своей цели. Конечно, мы не должны ожидать, что труд с

первых шагов будет привлекателен для ребенка и, он сразу его полюбит. Наоборот, в настоящем

труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к

труду

воспитывается

благодаря

осознанию

ребенком

созидательной

роли

своих

усилий,

осознанию

общественной

значимости

своего

труда.

Без

этого

элемента

сознательности

принуждение к трудовым действиям натолкнется на упорство ребенка, которое будет возрастать

по мере усиления принуждения. Дети есть дети, и удовлетворение им приносит, прежде всего

интересная деятельность. Кое- кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным

стимулом к труду. Давайте уточним этот вопрос. Надо различать, что вызывает интерес у детей -

деятельность, к которой они имеют наклонность или желаемый результат деятельности. Есть

интересные

занятия,

в

которых

по

существу,

нет

труда.

Если

все

усилия,

вся

энергия

детей

расходуется

только

на

такие

занятия,

это

развращает

их.

Иногда

дело

доходит

до

смешных

случаев:

явному

лодырю,

бездельнику

педагоги

стремятся

подобрать

«интересное

занятие»,

которое,

дескать,

увлечет

его

и

вылечит

от

всех

пороков.

Практический

опыт

убеждает,

что

лодыри, там и появляются, где есть интересное времяпровождение, но нет интересного труда. В

чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не

представляет, нельзя себе представить, чтобы дети направляясь погонять мячик и увидев не

политые цветы с радостными возгласами взялись бы за лейки, забыв о мячике. Таких вещей не

бывает. А ведь играя в мячик, дети расходуют больше энергии, чем поливая клумбу. Но, игра

приносит удовлетворение, а полив клумбы само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду

и

чувство

удовлетворения

от

труда

приобретаются,

развиваются.

Для

детей

интерес

в

труде

должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять

растения расти, цвести, как инструмент - придавать ткани или бумаге желаемую форму. Чем

сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они

становятся в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот

благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. Притягательную

силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это предвкушение удовлетворения от

осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата. Осознание

выполненного

долга

перед

детским

коллективом.

И

чувство

ответственности

за

выполнение

необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовой процесс что-то новое. Максимально

усиливая все эти побуждения, педагог должен стремиться к тому, чтобы самым сильным из них

был замысел. Без замысла не может быть речи об активных усилиях ребенка. При этом надо

учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы,

тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда

должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее.

Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в детском коллективе. Чем сильнее

коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого дошкольника. Если

воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь

ею, он достигает определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не

воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной

трудовой

деятельности,

направленной

на

достижение

поставленной

цели.

Внутреннее

побуждение

к

труду

и

есть

та

могучая

дисциплинирующая

сила,

которая

воспитывается

в

процессе,

выполнения

регулярных

трудовых

заданий.

Заставить

трудиться

умственно

очень

трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного

труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых « запущенных» , обленившихся

детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких детей воспитатель мотивирует

выполнять определенный объем физического труда ( одень колготки, а штанишки я тебе помогу),

постепенно

добиваясь,

чтобы

в

этом

труде

ребенок

увидел

путь

к

какому-то,

пусть

вначале

незначительному- познанию, подчинению сил природы ( в нашем примере: мы оденем штанишки

и ногам не будет холодно, мороз их не достанет)

Педагогическое

руководство

трудовой

самодеятельностью

заключается

в

том,

что

ребенок

чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд воспитателя является

образцом

для

воспитанника,

вызывает

у

него

восхищение,

то

воспитатель

становится

его

любимым человеком. Мой собственный педагогический опыт убеждает, что нет в мире такого

безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением воспитателя

влюбленного в труд. Если ребенок ко всему равнодушен, безразличен, его ничто не интересует, я

начинаю раздумывать, какие пробелы есть в работе у воспитателя группы.

Я глубоко верю в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частичку своей души в труд

для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым

человеком.



В раздел образования