Напоминание

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА ТАТАРСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА СКРИПКЕ «КЫЛКУБЫЗЫМ САЙРАЙДЫР…»


Автор: Загидуллина Алия Фанилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Агрызского муниципального района
Наименование материала: Сценарий
Тема: СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА ТАТАРСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА СКРИПКЕ «КЫЛКУБЫЗЫМ САЙРАЙДЫР…»
Раздел: дополнительное образование





Назад




22 февраля 2018

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА ТАТАРСКОГО ТРАДИЦИОННОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА СКРИПКЕ

«КЫЛКУБЫЗЫМ САЙРАЙДЫР…»

Ведущий: Добро пожаловать в наш уютный зал! Сегодняшний вечер

посвящен татарскому традиционному исполнительству на скрипке. Вы услышите

моменты из истории татарского скрипичного искусства в сопровождении

прекрасного исполнения нашими учащимися и преподавателями. Стоит отметить,

что наши музыканты будут исполнять народные произведения уже в готовой

обработке для скрипки и фортепиано. И так, начнем….

Прообразом

многих

струнных

щипковых

и

смычковых

инструментов

в

Волго-Уралье

явился

музыкальный

лук

(тат.

«жея

кубыз»,

«кыл

кубыз»)

или

струнный кубыз. Инструмент похожий по описанию на скрипку был известен в

Казани

уже

в XVI веке. Позже татары называли скрипку «гыжык» на подобие

названия гудка и скрипки у славян.

Первичными

источниками

для

изучения

существования

и

традиций

бытования

смычковых

инструментов

у

татар

служат

образцы

жанров

устно-

поэтического

фольклора:

дастаны,

сказки,

песни,

пословицы,

загадки

и

литературные

произведения

прошлых

столетий.

Например,

в

дастане

«Түләк»

упоминается кыл кубыз, на котором, с помощью дара Аллаха, начинает играть

главный герой – Түләк. Отмечается, что герой исполнял на инструменте громко и

очень быстро, а инструмент под его руками «пел как птица» («Кыл кубызым

сайрайдыр»).

В

татарской

сказке

«Гульчечек»

говорится

о

том,

как

героиня

попадает в беду. И она посылает возлюбленному в клюве птицы несколько прядей

своих волос. Он находит эти волосы и натягивает их на скрипку вместо струн. А во

время игры инструмент начинает «говорить» голосом девушки и, тем самым,

сообщает о случившейся беде.

1.

«Куке» - «Кукушка» (номер для исполнения)

Стоит отметить, что скрипка в народе всегда пользовалась уважением. Ей

приписывались магические свойства. Через столетия композиторы, обращаясь к

тембру струнных, связывают их с народными светлыми лирическими образами.

2.

«Эй,былбыл» - «Соловей-Соловушка» (номер для исполнения)

В

течение XVII

– XVIII веков в культуре татарского народа равноправно

существовали как кубыз, так и скрипка. Но к началу XIX века более совершенная

скрипка

остается

единственным

широко

распространенным

смычковым

инструментом в народном быту.

Скрипка у татар - это своеобразный волосяной гудок, изготавливаемый из

цельного

куска

дерева,

с

долбленным

корпусом.

Струны,

согласно

тембру,

называли: 1)высокая струна – журавлиная струна; 2)средняя струна – голубиная

струна; 3)низкая струна – лебединая струна. Но звуковысотные расположения

тонов открытых струн разных скрипок не обладали идентичностью в звучании. Это

зависело от материала, из которого изготавливались струны, и от степени их

натяжения.

3.

«И туган тел»-«Родной язык» (номер для исполнения)

Стоит отметить тесную связь татарского традиционного исполнительства с

бытом, духовной жизнью татар и экономическим укладом. Сольное пение и игра на

одноголосных

инструментах

кубызе

и

курае

длительное

время

являлись

единственными

формами

исполнительства

у

татар.

Характеризуя

традицию

исполнения татарских мелодий, нужно сказать о важном атрибуте народной музыки

татар – орнаментике, которая обуславливает разнообразные виды мелкой пальцевой

техники левой руки скрипача, и об эмоциональной окрашенности исполнения, за

счет вибрато, портаменто и других скрипичных средств выразительности.

4.

«Тафтиляу» (номер для исполнения)

Нам известны народные татарские исполнители на скрипке XIX века. Это

странствующие артисты, самоучки из простонародья. Исполнители на скрипке

выступали перед различной аудиторией. Среди концертных площадок, на которых

возможно

было

услышать

игру

скрипачей,

автор

называет

ярмарки,

базары,

деревенские праздники, позднее музыкальные салоны – «увеселительные дома»,

«семейные музыкальные вечера».

5.

«Тамчы там»-«Капельки» (номер для исполнения)

Народные

празднества

для

людей

были

своего

рода

культурно-

информационными центрами, например, где слышали и передавали новые песни и

мелодии. Музыканты тем временем обменивались опытом. Скрипачи, соревнуясь

друг с другом, расширяли репертуар, состоящий не только из татарских песенных и

танцевальных наигрышей, но и из мелодий других народов России. Исполнители

применяли

скрипку

как

в

качестве

солирующего,

так

и

аккомпанирующего

инструмента. Традиции исполнения на скрипке были устойчивее в селах, в которых

жили свои мастера и музыканты. При игре скрипач упирал инструмент то на грудь,

то на колени. Излюбленными у исполнителей обычно были мелодий из популярных

в его местности татарских песен.

6.

«Тан атканда»-«На заре» (номер для исполнения)

Профессиональное

музыкальное

образование

татары,

как

правило,

привилегированные, начинают получать только ко второй половине XIX века в

Казани.

Интенсивное

развитие

древней

национальной

смычковой

культуры

обусловило

переход

в

обучении

на

скрипке

от

устной

народной

традиции

к

профессиональной европейской системе. Появляется ряд казанских скрипачей с

высшим и средним музыкальным образованием: И. Аитов и И. Козлов, окончивших

Московскую консерваторию, Б. Каримов, обучавшегося в Высшей школе в Берлине

и В. Апанаев, получившего диплом Казанского музыкального училища.

7.

«Арча»-«Арск» (номер для исполнения)

8.

«Апипа» (номер для исполнения)

9.

«Алсу» (номер для исполнения)

10. « Аниса» (номер для исполнения)

Появление в 30-е годы ХХ века татарских музыкантов с профессиональным

музыкальным

образованием

(К. Байбурова,

И. Аухадеева,

З. Хабибуллина)

подготовило

почву

для

новых

оригинальных

сочинений

многих

татарских

композиторов.

11. «Оныта алмыйм»-«Забыть не в силах» Р. Яхин (номер для исполнения)

12. «Шаян бию» - «Озорной танец» А. Бакиров (номер для исполнения)

После

революции

1905

года

создаются

просветительские

организации,

клубы. По составу татарские уличные ансамбли отличались друг от друга, но

некоторые принципы оставались общими:

1)отсутствие инструментов с низкими тембрами

2)основной принцип исполнения – микстовый унисон;

3)ритмоколористическая функция ударных инструментов;

4)элементы гетерофонии, когда наиболее виртуозный музыкант "оркестра",

не нарушая общей линии, приукрашивал напев собственными орнаментальными

узорами.

13. «Син сазын,ны унадын,» (номер для исполнения ансамблем)

Изучение и осмысление традиций татарского народного исполнительства на

скрипке

являются

важнейшими

звеньями

во

всей

цепочке

развития

татарской

скрипичной культуры.

Сегодня

мы

показали

лишь

одну

небольшую

часть

этой

огромной

многогранной национальной культуры наших предков. Без знаний ее истории и

традиций

мы

можем

утратить

ту

самобытность

и

оригинальность

татарского

традиционного

исполнительства

необходимой

для

будущего

плодотворного

развития татарской скрипичной культуры в целом.

Спасибо за внимание!



В раздел образования