Автор: Скользкова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование как залог успешности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скользкова Ирина Вячеславовна, учитель физической культуры I категории МБОУ «СОШ
№ 7»
Дополнительное
образование
детей
-
целенаправленный
процесс
воспитания,
развития личности и обучения посредством реализаций дополнительных образовательных
услуг.
Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких
условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их
желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы
узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской,
спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача
не решается.
По
этой
причине
в
отечественном
образовании
выделяется
тот
факт,
что
учреждениям
дополнительного
образования
отводится
особенная
роль
в
процессе
формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального
самоопределения подростков.
В
последние
годы,
как
никогда
повысился
интерес
к
дополнительному
образованию.
И
ведь
это
совершенно
оправданный
интерес,
так
как
возможности
дополнительного
образования
многогранны
и
многофункциональны.
Вот
основные
функции дополнительного образования, которые мы можем выделить:
1) образовательная-обучающиеся
получают
новые
знания,
з а н и м а я с ь по
дополнительным образовательным программам;
2) воспитательная -обучающиеся имеют возможность определить четкие нравственные
ориентиры, которые в свою очередь ненавязчиво влияют на приобщение к культуре;
3) креативная -
для
реализации
индивидуальных
творческих
интересов
личности,
создана гибкая система выбора;
4) компенсационная – обучающимся
предоставляются
определенные
гарантии
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности ;
5) рекреационная функция
подразумевает организацию
содержательного
досуга,
как
сферы восстановления психо-физических сил воспитанников ;
6) профориентационная функция
- формирует
устойчивый
интерес
к
социально
значимым
видам
деятельности,
содействует
определению
жизненных
планов
обучающегося, включая предпрофессиональную ориентацию ;
7) интеграционная – способствует созданию определенного психологического климата,
позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения и
избранного вида деятельности ;
8) функция
социализации – предоставляет
воспитаннику
социальный
опыт,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни ;
9) функция самореализации – на мой взгляд самая важная из вышеперечисленных
функций, так как именно благодаря ей происходит самоопределение обучающегося в
социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций
успеха, личностное саморазвитие.
Валентина
Александровна
Березина,
кандидат
педагогических
наук,
в
своей
диссертации подчёркивает: «…отечественная система дополнительного образования детей
располагает
уникальными
социально-педагогическими
возможностями
по
развитию
творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной,
…и другой образовательной деятельности».
В
настоящее
время
дополнительное
образование
детей
представлено
целым
рядом
направлений,
но
мы
рассмотрим
два
из
них,
так
как
в
моей
работе
они
тесно
переплетаются друг с другом:
- физкультурно-оздоровительное и туристско-краеведческое
Я
веду
секцию
волейбола.
Во
время
занятий
я
стараюсь
для
каждого
своего
воспитанника создать ситуацию успешности. Во - первых, это очень сильно поднимает
самооценку ребенка, что очень важно при начальном обучении. Если сравнить урок и
секционные занятия - получается огромная разница. На уроке мы ограничены во времени,
так как там большее количество детей, и за 40 минут поработать индивидуально с каждым
учеником нереально, а на тренировочном занятии и детей меньше, и времени больше.
Индивидуальная форма обучения в объединении дает возможность более глубоко изучить
и развить способности, интересы и склонности воспитанника. Ну и самое главное я
считаю, это то, что на секцию дети приходят по желанию. И наша задача (тренеров)
постараться увлечь обучающихся, чтобы побывав на одном занятии, дети захотели прийти
к тебе и в дальнейшем. В нашем объединении в течение года мы с ребятами устраиваем
тематические праздники (новый год, 23 февраля, 8 марта, день именинника, поход в
кинотеатр).
Последний
раз
мы
были
на
концерте
Иркутской
филармонии.
Ребята
с
удовольствием
принимают
участие
во
всех
мероприятиях,
как
спортивных,
так
и
культурных.
Кроме
этого,
мы
сотрудничаем
с
Саянской
спортивной
школой.
Нас
приглашают на товарищеские встречи, на соревнования, где ребята набираются игрового
опыта, что в дальнейшем является большим подспорьем и дает свои положительные
результаты.
Во – вторых, ситуация успешности повышает интерес к занятию, ведь когда у ребёнка
получается выполнить какой-то элемент, он становится более уверен в своих силах, и
постепенно добивается поставленной цели. На уроках я нередко становлюсь свидетелем
того, что если у ребенка что-то не получается, в большинстве случаев он теряет терпение,
бросает занятие и его очень сложно бывает уговорить или заставить продолжить работу.
Кроме
занятий
в
объединении
«Волейбол»,
мои
воспитанники
участвуют
в
туристической жизни как школы, так и города. Многие выпускники до сих пор ежегодно
участвуют во взрослых туристических слетах. В команду обязательно отбираются те
обучающиеся, кто посещает секцию волейбола, так как этот вид входит в программу
туристического слета. Именно на турслете открываются огромные возможности перед
обучающимися, для реализации их творческого потенциала.
Насыщенная программа
соревнований,
постоянная
смена
деятельности,
увлекательные
конкурсы
–
все
это
пробуждает в детях увлеченность, интерес и множество скрытых талантов. В то же время
жизнь на природе без родителей, только под присмотром наставников формирует характер,
дети
учатся
элементарным
навыкам
самообслуживания.
Учатся
жить
в
коллективе,
становятся более дисциплинированными и ответственными по отношению к себе и своим
товарищам. Именно в таких условиях формируется чувство локтя и товарищества. Ребята
начинают
осознавать,
что
слаженная
работа
именно
всех
участников
команды
дает
положительные результаты и приводит к победе. А это в свою очередь благоприятно
сказывается
в
дальнейшей
спортивной
деятельности.
Воспитанники
в
процессе
получения дополнительного образования «примеряют» на себя множество ролей - повар,
актер, музыкант, художник, следопыт, фотограф и т.д. Что-то им дается легко, что-то не
очень, но именно в преодолении сложностей и формируется целеустремленная, уверенная
и успешная личность.
Уверена, дополнительное образование - это хороший фундамент для
дальнейшего
саморазвития и самосовершенствования и может даже выбора будущей профессии наших
воспитанников.