Напоминание

"Дополнительное образование как залог успешности обучающихся"


Автор: Скользкова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование как залог успешности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скользкова Ирина Вячеславовна, учитель физической культуры I категории МБОУ «СОШ

№ 7»

Дополнительное

образование

детей

-

целенаправленный

процесс

воспитания,

развития личности и обучения посредством реализаций дополнительных образовательных

услуг.

Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких

условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их

желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы

узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской,

спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача

не решается.

По

этой

причине

в

отечественном

образовании

выделяется

тот

факт,

что

учреждениям

дополнительного

образования

отводится

особенная

роль

в

процессе

формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального

самоопределения подростков.

В

последние

годы,

как

никогда

повысился

интерес

к

дополнительному

образованию.

И

ведь

это

совершенно

оправданный

интерес,

так

как

возможности

дополнительного

образования

многогранны

и

многофункциональны.

Вот

основные

функции дополнительного образования, которые мы можем выделить:

1) образовательная-обучающиеся

получают

новые

знания,

з а н и м а я с ь по

дополнительным образовательным программам;

2) воспитательная -обучающиеся имеют возможность определить четкие нравственные

ориентиры, которые в свою очередь ненавязчиво влияют на приобщение к культуре;

3) креативная -

для

реализации

индивидуальных

творческих

интересов

личности,

создана гибкая система выбора;

4) компенсационная – обучающимся

предоставляются

определенные

гарантии

достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности ;

5) рекреационная функция

подразумевает организацию

содержательного

досуга,

как

сферы восстановления психо-физических сил воспитанников ;

6) профориентационная функция

- формирует

устойчивый

интерес

к

социально

значимым

видам

деятельности,

содействует

определению

жизненных

планов

обучающегося, включая предпрофессиональную ориентацию ;

7) интеграционная – способствует созданию определенного психологического климата,

позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения и

избранного вида деятельности ;

8) функция

социализации – предоставляет

воспитаннику

социальный

опыт,

приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,

необходимых для жизни ;

9) функция самореализации – на мой взгляд самая важная из вышеперечисленных

функций, так как именно благодаря ей происходит самоопределение обучающегося в

социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций

успеха, личностное саморазвитие.

Валентина

Александровна

Березина,

кандидат

педагогических

наук,

в

своей

диссертации подчёркивает: «…отечественная система дополнительного образования детей

располагает

уникальными

социально-педагогическими

возможностями

по

развитию

творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной,

…и другой образовательной деятельности».

В

настоящее

время

дополнительное

образование

детей

представлено

целым

рядом

направлений,

но

мы

рассмотрим

два

из

них,

так

как

в

моей

работе

они

тесно

переплетаются друг с другом:

- физкультурно-оздоровительное и туристско-краеведческое

Я

веду

секцию

волейбола.

Во

время

занятий

я

стараюсь

для

каждого

своего

воспитанника создать ситуацию успешности. Во - первых, это очень сильно поднимает

самооценку ребенка, что очень важно при начальном обучении. Если сравнить урок и

секционные занятия - получается огромная разница. На уроке мы ограничены во времени,

так как там большее количество детей, и за 40 минут поработать индивидуально с каждым

учеником нереально, а на тренировочном занятии и детей меньше, и времени больше.

Индивидуальная форма обучения в объединении дает возможность более глубоко изучить

и развить способности, интересы и склонности воспитанника. Ну и самое главное я

считаю, это то, что на секцию дети приходят по желанию. И наша задача (тренеров)

постараться увлечь обучающихся, чтобы побывав на одном занятии, дети захотели прийти

к тебе и в дальнейшем. В нашем объединении в течение года мы с ребятами устраиваем

тематические праздники (новый год, 23 февраля, 8 марта, день именинника, поход в

кинотеатр).

Последний

раз

мы

были

на

концерте

Иркутской

филармонии.

Ребята

с

удовольствием

принимают

участие

во

всех

мероприятиях,

как

спортивных,

так

и

культурных.

Кроме

этого,

мы

сотрудничаем

с

Саянской

спортивной

школой.

Нас

приглашают на товарищеские встречи, на соревнования, где ребята набираются игрового

опыта, что в дальнейшем является большим подспорьем и дает свои положительные

результаты.

Во – вторых, ситуация успешности повышает интерес к занятию, ведь когда у ребёнка

получается выполнить какой-то элемент, он становится более уверен в своих силах, и

постепенно добивается поставленной цели. На уроках я нередко становлюсь свидетелем

того, что если у ребенка что-то не получается, в большинстве случаев он теряет терпение,

бросает занятие и его очень сложно бывает уговорить или заставить продолжить работу.

Кроме

занятий

в

объединении

«Волейбол»,

мои

воспитанники

участвуют

в

туристической жизни как школы, так и города. Многие выпускники до сих пор ежегодно

участвуют во взрослых туристических слетах. В команду обязательно отбираются те

обучающиеся, кто посещает секцию волейбола, так как этот вид входит в программу

туристического слета. Именно на турслете открываются огромные возможности перед

обучающимися, для реализации их творческого потенциала.

Насыщенная программа

соревнований,

постоянная

смена

деятельности,

увлекательные

конкурсы

все

это

пробуждает в детях увлеченность, интерес и множество скрытых талантов. В то же время

жизнь на природе без родителей, только под присмотром наставников формирует характер,

дети

учатся

элементарным

навыкам

самообслуживания.

Учатся

жить

в

коллективе,

становятся более дисциплинированными и ответственными по отношению к себе и своим

товарищам. Именно в таких условиях формируется чувство локтя и товарищества. Ребята

начинают

осознавать,

что

слаженная

работа

именно

всех

участников

команды

дает

положительные результаты и приводит к победе. А это в свою очередь благоприятно

сказывается

в

дальнейшей

спортивной

деятельности.

Воспитанники

в

процессе

получения дополнительного образования «примеряют» на себя множество ролей - повар,

актер, музыкант, художник, следопыт, фотограф и т.д. Что-то им дается легко, что-то не

очень, но именно в преодолении сложностей и формируется целеустремленная, уверенная

и успешная личность.

Уверена, дополнительное образование - это хороший фундамент для

дальнейшего

саморазвития и самосовершенствования и может даже выбора будущей профессии наших

воспитанников.



В раздел образования