Напоминание

«Широкая Масленица»


Автор: Гришина Марина Юрьевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: Коррекционно–развивающее занятие
Тема: «Широкая Масленица»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект коррекционно- развивающего занятия

Воспитатель ГПД Гришина М.Ю.

Тема: «Широкая Масленица» (слайд 1)

Цель : знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Задачи :

Развитие творческого подхода в изготовлении куклы , навыков самостоятельной

работы, творческого мышления, расширение кругозора.

В-ль 1:

Упражнение энергизатор.

Эге - гей! Народ честной,

К нам скорей спеши, не стой!

Сегодня Масленица

Приглашает в гости!

Приходите, разомните кости!

Руки протяните,

Хорошее настроение получите.

О каком празднике шла речь в нашем приветствии?( ответы детей)

Тема нашего занятия « Широкая масленица» (слайд 2 )

Праздник Масленица появился в далекие от нас времена.

(слайд 3

)

Наши предки, уставшие от долгой и холодной зимы, пытались

привлечь к себе внимание

бога Солнца – Ярилы, уговорить его сильнее

греть замерзшую землю.

А как это сделать? Придумали печь блины и зазывать весну. Считалось,

что этим « умасливают», задабривают Солнце, делают его добрее.

Отсюда и название праздника Масленица.

В-ль2: (слайд 4 ) Масленица - древнеславянский праздник «проводы

зимы», которым отмечается переход к весне. Исстари называли

масленицу ласковыми именами: широкая, развесёлая, душа моя

масленица. Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая:

«Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с

ясным солнышком».

В-ль1: Блин кругл, как настоящее щедрое солнце.

Праздновали

масленицу семь дней весело и раздольно.

И в эти дни хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали

себе гостей, кормили, поили медом.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

В-ль2

:

Понедельник - «Встреча» (слайд 5 )

В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли

только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку»,

приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она

означала?

(ответы детей «Первый блин - комом»)

(слайд 6) К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы,

балаганы для скоморохов, качели. Делали из соломы куклу- масленицу,

а затем устанавливали на высокой снежной горке.

(слайд 7)

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели величальные да

хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже

символ солнышка.

Вставая в хоровод говорили такие слова:

(ребёнок читает закличку)

Масленица к нам придет

Значит, будет добрым год

Значит, будет урожай

Будет счастье через край.

Первый блин – комом,

А второй – знакомым,

Третий блин – дальней родне,

А четвертый – мне!

В-ль1

:

Вторник, – «Заигрыши» (слайд 8 )

С утра приглашались девицы и молодцы поесть блинов, покататься на

горках. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой

поглядывали на суженных.

В-ль2: Среда - «Лакомка» (слайд 9 )

В этот день хозяйки действуют по поговорке:

"Что есть в печи - все на стол мечи".

Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща (Мама

жены) приглашала и других гостей. Отсюда и присказка

"Масленица-объедуха - денег приберуха".

В-ль1: Четверг - « Разгуляй» (слайд 10).

Начинался масленичный разгуляй катанием на санях, потехами: куклу-

чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа

возили на санях.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

(слайд 11 ) В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили

хороводы, пели частушки.

В-ль2:

Пятница, – «Тещины вечерки» (слайд 12 )

В этот день, зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами.

Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

В-ль1: Суббота,– золовкины посиделки. (слайд 13 )

Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни,

озорные частушки, танцуют.

Невестка дарит золовке (сестре мужа)

подарки.

В-ль 2: Воскресенье –– прощеный день (слайд 14 )

Самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день

сжигают соломенное чучело Масленицы. Когда горела Масленица,

замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то

предвещал хороший урожай, а если стелился по земле – это был признак

неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

В этот день

все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в

ответ слышат: «Бог простит». Полагается простить друг другу все

обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой

совестью.

(слайд 15 ) Празднуют Масленицу испокон века сытостью и

довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

Вот какие поговорки придумал народ:

«Масленица – объедуха, деньгам – приберуха».

«Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

В Масленичную неделю полагалось

Есть – до икоты,

Орать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду!

В-ль1: Давайте и мы разомнёмся

Физминутка игра « Выше ноги от земли»

(слайд 16 )

В круг быстрее все вставайте,

Выше ноги поднимайте.

Я верёвку раскручу ,

Всех задеть сейчас хочу.

(слайд 17 )

В-ль2: В последний день масленицы дарили друг другу

сделанные из ниток или тряпочек мартенички , куколки -обереги

Ими взмахивали и приговаривали:

(вместе) Нам наскучила зима!

Прощай, прощай, Масленица!

Приди, весна, с солнышком!

В-ль1: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Как вы думаете, что это?

Посмотрите, из чего она сделана?

Ответы детей.

Да, она сделана из простых лоскутков ткани.

Мартеничка – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей

сестрой.

Она была символом для молодой семьи, чтобы был крепкий достаток

и здоровое потомство. Её считали сильным оберегом жилища, хранили

в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е.

охраняют, оберегают от всего плохого.

В-ль2: сегодня

на

занятии

мы

будем

делать

куколку

Мартеничку,

куколку оберёг. (слайд 18 )

Но сначала разомнём наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Есть у солнышка лучи-

(дети сжимают и разжимают кулачки)

И ясны, и горячи.

Тянутся они от солнца

Прямо к нашему оконцу.

Первый лучик дарит свет.

(дети по очереди загибают пальчики)

А второй - весны привет.

Третий лучик самый яркий.

А четвёртый- самый жаркий.

Пятый нас зовёт гулять.

Раз, два, три, четыре, пять!

(дети встряхивают кистями рук)

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

В-ль1: Объяснение алгоритма работы. (слайд 19 )

Инструктаж по работе с ножницами.

Мы с вами выполнили заранее заготовки. Давайте вспомним как это

делали?

Продолжаем работу:

1. Сложите заготовки аккуратно друг на друга. Сверху положите

розовую.

2. Все наши полоски- заготовки складываем пополам, находим середину

3. Вставляем белый валик (рулончик). Это лицо.

4. Обматываем и завязываем ниточкой.

Затем работа в парах

5. Помогаете друг другу завязывать у куклы ручки, один держит другой

завязывает.

6. Лишние нитки обрезаем.

Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).

Вот наши куклы и готовы.

Они получились такими красивыми и разными, потому что вы вложили в

каждую куколку тепло своих рук.

В-ль2: Когда смотришь на них, на душе — праздник.

Ребята давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии? (ответы

детей)

Что мы с вами делали?

(слайд 20 )

А теперь подумайте, кому вы подарите в воскресенье своих

куколок Мартеничек.

Спасибо всем за работу!

А теперь давайте, и мы откроем нашу масленичную неделю

наивкуснейшими блинами и сладостями.



В раздел образования