Автор: Гришина Марина Юрьевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: Коррекционно–развивающее занятие
Тема: «Широкая Масленица»
Раздел: среднее образование
Конспект коррекционно- развивающего занятия
Воспитатель ГПД Гришина М.Ю.
Тема: «Широкая Масленица» (слайд 1)
Цель : знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.
Задачи :
Развитие творческого подхода в изготовлении куклы , навыков самостоятельной
работы, творческого мышления, расширение кругозора.
В-ль 1:
Упражнение энергизатор.
Эге - гей! Народ честной,
К нам скорей спеши, не стой!
Сегодня Масленица
Приглашает в гости!
Приходите, разомните кости!
Руки протяните,
Хорошее настроение получите.
О каком празднике шла речь в нашем приветствии?( ответы детей)
Тема нашего занятия « Широкая масленица» (слайд 2 )
Праздник Масленица появился в далекие от нас времена.
(слайд 3
)
Наши предки, уставшие от долгой и холодной зимы, пытались
привлечь к себе внимание
бога Солнца – Ярилы, уговорить его сильнее
греть замерзшую землю.
А как это сделать? Придумали печь блины и зазывать весну. Считалось,
что этим « умасливают», задабривают Солнце, делают его добрее.
Отсюда и название праздника Масленица.
В-ль2: (слайд 4 ) Масленица - древнеславянский праздник «проводы
зимы», которым отмечается переход к весне. Исстари называли
масленицу ласковыми именами: широкая, развесёлая, душа моя
масленица. Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая:
«Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с
ясным солнышком».
В-ль1: Блин кругл, как настоящее щедрое солнце.
Праздновали
масленицу семь дней весело и раздольно.
И в эти дни хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали
себе гостей, кормили, поили медом.
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
В-ль2
:
Понедельник - «Встреча» (слайд 5 )
В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли
только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку»,
приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она
означала?
(ответы детей «Первый блин - комом»)
(слайд 6) К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы,
балаганы для скоморохов, качели. Делали из соломы куклу- масленицу,
а затем устанавливали на высокой снежной горке.
(слайд 7)
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели величальные да
хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже
символ солнышка.
Вставая в хоровод говорили такие слова:
(ребёнок читает закличку)
Масленица к нам придет
Значит, будет добрым год
Значит, будет урожай
Будет счастье через край.
Первый блин – комом,
А второй – знакомым,
Третий блин – дальней родне,
А четвертый – мне!
В-ль1
:
Вторник, – «Заигрыши» (слайд 8 )
С утра приглашались девицы и молодцы поесть блинов, покататься на
горках. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой
поглядывали на суженных.
В-ль2: Среда - «Лакомка» (слайд 9 )
В этот день хозяйки действуют по поговорке:
"Что есть в печи - все на стол мечи".
Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща (Мама
жены) приглашала и других гостей. Отсюда и присказка
"Масленица-объедуха - денег приберуха".
В-ль1: Четверг - « Разгуляй» (слайд 10).
Начинался масленичный разгуляй катанием на санях, потехами: куклу-
чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа
возили на санях.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
(слайд 11 ) В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили
хороводы, пели частушки.
В-ль2:
Пятница, – «Тещины вечерки» (слайд 12 )
В этот день, зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами.
Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.
В-ль1: Суббота,– золовкины посиделки. (слайд 13 )
Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни,
озорные частушки, танцуют.
Невестка дарит золовке (сестре мужа)
подарки.
В-ль 2: Воскресенье –– прощеный день (слайд 14 )
Самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день
сжигают соломенное чучело Масленицы. Когда горела Масленица,
замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то
предвещал хороший урожай, а если стелился по земле – это был признак
неурожая.
Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".
В этот день
все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в
ответ слышат: «Бог простит». Полагается простить друг другу все
обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой
совестью.
(слайд 15 ) Празднуют Масленицу испокон века сытостью и
довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.
Вот какие поговорки придумал народ:
«Масленица – объедуха, деньгам – приберуха».
«Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».
В Масленичную неделю полагалось
Есть – до икоты,
Орать – до хрипоты,
Петь – до надсаду,
Плясать – до упаду!
В-ль1: Давайте и мы разомнёмся
Физминутка игра « Выше ноги от земли»
(слайд 16 )
В круг быстрее все вставайте,
Выше ноги поднимайте.
Я верёвку раскручу ,
Всех задеть сейчас хочу.
(слайд 17 )
В-ль2: В последний день масленицы дарили друг другу
сделанные из ниток или тряпочек мартенички , куколки -обереги
Ими взмахивали и приговаривали:
(вместе) Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приди, весна, с солнышком!
В-ль1: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Как вы думаете, что это?
Посмотрите, из чего она сделана?
Ответы детей.
Да, она сделана из простых лоскутков ткани.
Мартеничка – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей
сестрой.
Она была символом для молодой семьи, чтобы был крепкий достаток
и здоровое потомство. Её считали сильным оберегом жилища, хранили
в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е.
охраняют, оберегают от всего плохого.
В-ль2: сегодня
на
занятии
мы
будем
делать
куколку
Мартеничку,
куколку оберёг. (слайд 18 )
Но сначала разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Есть у солнышка лучи-
(дети сжимают и разжимают кулачки)
И ясны, и горячи.
Тянутся они от солнца
Прямо к нашему оконцу.
Первый лучик дарит свет.
(дети по очереди загибают пальчики)
А второй - весны привет.
Третий лучик самый яркий.
А четвёртый- самый жаркий.
Пятый нас зовёт гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
(дети встряхивают кистями рук)
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
В-ль1: Объяснение алгоритма работы. (слайд 19 )
Инструктаж по работе с ножницами.
Мы с вами выполнили заранее заготовки. Давайте вспомним как это
делали?
Продолжаем работу:
1. Сложите заготовки аккуратно друг на друга. Сверху положите
розовую.
2. Все наши полоски- заготовки складываем пополам, находим середину
3. Вставляем белый валик (рулончик). Это лицо.
4. Обматываем и завязываем ниточкой.
Затем работа в парах
5. Помогаете друг другу завязывать у куклы ручки, один держит другой
завязывает.
6. Лишние нитки обрезаем.
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Вот наши куклы и готовы.
Они получились такими красивыми и разными, потому что вы вложили в
каждую куколку тепло своих рук.
В-ль2: Когда смотришь на них, на душе — праздник.
Ребята давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии? (ответы
детей)
Что мы с вами делали?
(слайд 20 )
А теперь подумайте, кому вы подарите в воскресенье своих
куколок Мартеничек.
Спасибо всем за работу!
А теперь давайте, и мы откроем нашу масленичную неделю
наивкуснейшими блинами и сладостями.