Напоминание

Формирование самостоятельной познавательной деятельности на уроках математики


Автор: Лютикова Галия Мансуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №179
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: стаья
Тема: Формирование самостоятельной познавательной деятельности на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование самостоятельной познавательной

деятельности на уроках математики

Как же нужно построить свою педагогическую деятельность учителю,

чтобы

повышалась

умственная

активность

обучающихся,

а

затем

развивалась

компетентность самостоятельной познавательной деятельности? Для этого в своей

деятельности учитель должен опираться на следующие факторы:

1.

Развитие

интереса

к

занятиям

математикой.

Основной

мотив

обучения

любому предмету в школе является наличие интереса к предмету. Только

заинтересованный ребенок в состоянии воспринимать материал, запоминать

его, творчески перерабатывать.

2.

Глубокая и осознанная сформированность понятий. Интерес быстро угасает,

если

его

не

подкреплять ситуацией

успешности

усвоения.

Для

этого

необходимо, в первую очередь, добиваться полного и прочного усвоения

основных понятий и навыков.

3.

Чтобы мысль активно работала необходимо исключить «топтание на месте»,

так как тренинговая система упражнений замедляет умственное развитие,

порождают такие качества ума как инертность, стереотипность, зависимость

мышления, и, как следствие, отбивает желание самостоятельно двигаться в

освоение предмета.

4.

Внедрение в свою практику деятельностного подхода в обучении, ибо только

в

деятельности

ученик

приобретает

опыт

самостоятельного

обретения

знаний, самостоятельной творческой деятельности, учиться саморегуляции,

приобретает способность

самостоятельно

действовать

в

ситуации

неопределённости при решении актуальных для них проблем

Для решения своих педагогических целей и методических задач провожу

обучение с помощью уроков, которые выстраиваются в следующую систему:

блок

а

урок

ов

Педагогические и

дидактические задачи

урочного блока

Содержание,

тема блока

уроков

Типичные формы,

способы организации

учебной деятельности на

уроках блока

1.

Развитие познавательного

интереса, мотивации к

изучению нового.

Реализация принципа

доступности, принципа

научности, прочности

знаний.

Изучение

нового

материала,

введение

новых

понятий,

правил,

алгоритмов

действий

Беседа с применением

мультимедийных

презентаций, решение

проблем методом

«мозгового щтурма»,

групповые формы работы

по поиску ответов на

вопросы (злементы

критического мышления)

2.

Сохранение интереса,

достижение прочности

Отработкка

ЗУНов

Индивидуальная работа с

использованием «план-

знаний, создание ситуации

успешности в достижении

целей.

базового

уровня

шета», дидактические

игры: «Марафон», «Иду

по следу», «Тяжеловесы»,

«Морской бой», «Эста-

фета», «Мозаика».

Подготовка презентаций

учащимися по теме

урока с использованием

ИКТ.

3.

Формирование сознатель-

ного отношения к знаниям,

формирование самооценки

и оценки действий одно-

классников.

Контроль ус-

воения базо-

вого уровня

Математические

диктанты, тесты,

самостоятельные работы

с самопроверкой и

взаимопроверкой, зачеты,

домашние творческие

работы, тесты-ГИА.

4.

Расширение «зоны

ближайшего развития».

Формирование продуктив-

ного мышления, самостоя-

тельности мышления,

творческого характера

учения.

Изучение

вопросов

продвинуто-

го уровня.

Групповые формы работы

соревновательного ха-

рактера по поиску опти-

мального решения проб-

лемы, сюжетно-ролевые

игры «Прессконферен-

ция», «Круглый стол»

5.

Контрольный блок

Контроль

усвоения

продвинуто-

го уровня

Самостоятельные работы

обучающего и

контролирующего

характера, типовые

расчеты, контрольные

работы, тесты ГИА.

Работа над формированием активной самостоятельной деятельности на

уроках требует специальной организации урока, при которой ученик должен быть

максимально вовлечен в деятельность, чтобы не оставался пассивным

созерцателем происходящего на уроке.

С первых уроков математики, в младших классах (5, 6 классы) , вовлекаю

детей в устный счет с использованием «планшетов». Уроки в младших классах

начинаю с устного опроса, потому что считаю, что устный счет будит мысль

ребенка, помогает настроиться на математику после отдыха. При этом важно,

чтобы испытывал удовлетворение от выполненного задания. А это будет

происходить, когда каждое выполненное задание не остается без внимания

внимание учителя, каждое решение оценивается. Очень часто дети бывают

разочарованы тем «что он знал, как надо отвечать, а его не спросили». Решить эту

помогают «планшеты» - белые картонные листы, вложенные в целлофановый

пакет или мультифору. Написав фломастером свое решение или ответ, ребенок

показывает его учителю, подняв планшет над головой. Таким образом , ученик

показывает свой результат, что очень важно для него, а у учителя есть

возможность выяснить какие вопросы и для каких детей остались не усвоенными.

Эти же «планшеты» используются после введения нового понятия, а именно:

чтобы добиться глубины и осознанности восприятия нового понятия, прошу

привести примеры или контрпримеры данного понятия. Для отработки алгоритма

какого-либо «малошагового» процесса также можно использовать планшет, с

помощью которого ученик может проверить верность своих действий, так как

знает, что учитель увидит его решение и сможет вовремя оценить его

правильность.

Тренировочные упражнения при формировании навыков каких-либо

действий часто вызывают у детей негативную реакцию в связи с однообразием

работы, однотипностью заданий. Чтобы исключить эту скуку в работе,

разнообразить рутинную работу применяю дидактические игры.

«Марафон». На каждый ряд в классе заготавливаются 8-9 карточек (по

количеству учеников в ряду) с заданиями. Получив карточку, ученики за

отведенное время выполняют задание, а затем, когда прозвучит команда

учителя «Передали!», они передают карточку впереди сидящему соседу, а

сами получают карточки от соседа, сидящего сзади, выполняют уже задание

из новой карточки до новой команды учителя. Таким образом, происходит

движение карточек по кругу учеников, сидящих на одном ряду. Интерес у

детей возникает от желания не отстать от других, успеть закончить вместе

со всеми. Регулярно проводя такую работу, я добиваюсь запоминания каких-

то формул, правил, последовательности действий. Увеличивая скорость

выполнения действий, поддерживаю темп урока.

С удовольствием играют дети и в игру «Морской бой», которая

проводится по типу знакомой детской игры. Только на уроках в «кораблях» у

них находятся задания и «стреляют» они, называя ответ своих решенных

заданий. Такую игру лучше проводить в группах по четыре человека и

«воюют» они двое против двоих.

Отрабатывать навыки можно также играя в «Крестики- нолики».

Эту игру лучше проводить в парах, так как играют в эту игру обычно один

против другого. Решив какое-то задание ученик, называет сопернику свой

ответ, тем самым ставит свой знак («крестик» или «нолик») в ту клетку, где

находился ответ.

Для групповой работы хорошо использовать игру «Иду по следу».

Для каждой группы заготавливаются карточки в виде следа ноги, на одной

стороне которой записаны задания, а на другой стороне «следа» записан

ответ предыдущего задания. Решая группой задания, ученики получают

ответ, который ищут среди «следов», найдя этот «след», они получают

следующее задание и так до тех пор, пока не найдут «след» с ответом

«финиш». Выигрывает та группа, которая первой придет к финишу.

Игра «Тяжеловесы» также носит соревновательный характер, а вней

выигрывает тот, кто «поднимет больший вес». Для этого на доске

заготавливается плакат с кармашками, на котором обозначен «вес» задания,

вложенного в этот конверт. Начиная с самого легкого задания с наименьшим

весом, они переходят к заданиям посложнее, тем самым набирая больший

вес. По истечению времени подсчитывается сумма веса каждого ученика и

устанавливаются «чемпионы по весу» в классе, которые затем выражаются в

оценках. Эта работа носит индивидуальный характер и позволяет решать

задания как базового, так и продвинутого уровня.

Обучение становится управлямым процессом, когда учителем в организации

деятельности коллектива учащихся в полной мере используется обратная связь.

Не зная, как усвоен тот или иной вопрос темы, невозможно планировать

дальнейшую работу. Каждому ученику необходимо знать насколько он хорошо

знает изученный материал. Очень эффективно помогает корректировать степень

усвоения материала работы с самопроверкой или взаимопроверкой. Проверочная

работа со взаимопроверкой проводится как подготовительная перед

контролирующей работой, чтобы у ученика появилась возможность «наверстать»

упущенное, определить слабые места в знаниях, устранить пробелы. Проверочные

работы с самопроверкой обычно проводим «под копирку». Один из листов с

решениями ученики сдают на проверку учителю, а второй лист, написанный под

копирку, они оставляют у себя, а затем когда на экране появляются образцы

правильного решения заданий, они проверяют насколько верно выполнена их

работа. Такая работа дает большую пользу в работе над ошибками ученика.

Наиболее часто используемыми видами контроля являются:

Математический диктант;

Самостоятельные работы:

-

контролирующего характера,

-

обучающего характера,

-

с самопроверкой,

-

с взаимопроверкой.

Тесты;

Типовые расчеты;

Домашняя контрольная;

Творческие работы, в том числе и мультимедийные презентации

учащихся по теме;

Зачеты;

Контрольные работы.

В результате работы по данной системе на уроках достигнута здоровая

творческая обстановка, позволяющая ученику реализовать свои способности

Различные

формы

урока

позволяют

увидеть,

что

учащиеся

способны

самостоятельно двигаться в освоении многих тем курса математики, проявляют

инициативу и творчество при решении нестандартных задач.

Достигается положительная динамика успеваемости класса на протяжении

ряда лет обучения, высокий результат, который показывают учащиеся при сдачи

ГИА



В раздел образования