Автор: Горшунова Алёна Игоревна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Горшунова Алёна Игоревна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «ДСОВ №88»
г. Братск, Иркутская область
Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного
возраста.
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна
из
основных
задач
современного
общества.
В
любом
обществе,
построенном
на
гуманистических
и
демократических
принципах,
здоровье
человека
является
высшей
ценностью,
важнейшим
достоянием
государства,
оно
–
бесспорный
приоритет,
залог
жизнестойкости и прогресса общества.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных
проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются
основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического
развития.
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во
многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают
дети.
К
сожалению,
статистика
свидетельствует,
что
в
течение
последних
лет
состояние
здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из
детей приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная
с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная
активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом
оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание
физической
культуре.
Занятия
физической
культурой
активизируют
иммунитет,
повышают
сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.
В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей,
это - неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное
питание,
и
сниженная
двигательная
активность
ввиду
недооценки
родителями
роли
физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые
доказали,
что
фундамент
здоровья
или,
наоборот,
предпосылки
к
болезням
у
человека
закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В
зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить
имеющийся потенциал здоровья.
Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является
важнейшим
условием,
определяющим
его
здоровье,
физическую
и
умственную
работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном
возрасте,
являясь
необходимым
условием
формирования
основных
структур
и
функций
организма,
одним
из
способов
познания
мира
и
ориентировки
в
нем,
а
также
условием
всестороннего развития и воспитания детей.
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребенка
–
это
основа
формирования
личности.
В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому
воспитанию
ребенка,
а
интеллектуальному.
Дома
родители
предпочитают
занять
ребёнка
спокойными
играми:
в
лучшем
случае
рисованием,
интеллектуальными
или
другими
настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на
компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в
движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом даже на короткие
расстояния). Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни,
сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот - перекармливают, балуют детей,
оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений
подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое
чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.
Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в
результате
чего
снижается
устойчивость
к
простудным
факторам.
Гиподинамия
вызывает
нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно
воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы,
излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются всё чаще и чаще. Снижение объема
движений
отрицательно
сказывается
на
овладении
двигательными
умениями
и
навыками,
развитии двигательных качеств.
Для
того
чтобы
успешно
и
безошибочно
вести
ребенка
по
пути
физического
совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, правильно
организовать
двигательный
режим,
выбрать
наиболее
эффективные
средства
физического
воспитания
в
соответствии
с
возрастными,
половыми
и
индивидуальными
особенностями
развития.
Дошкольный
возраст
является важнейшим
этапом
в
физическом
развитии
ребенка.
Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем
организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как
после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических
навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные
закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии
ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Прекрасным
средством
формирования
физического
развития
являются
подвижные
игры. Ценность подвижных игр в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных
условиях и в том, что дети совершенствуют и закрепляют различные движения.
П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических
занятиях,
поэтому
все
производимые
здесь
движения
и
действия
вполне
должны
соответствовать
силам
и
умению
занимающихся
и
производиться
с
возможно
большей
точностью и ловкостью».
Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической
культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с
личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем
законам
развивающегося
организма,
а
потому
всегда
желанна.
Она
становится
первой
жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.
Как уже было сказано выше в последнее время, как в детском саду, так и в семье
уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось
так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно
высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного
психологического
развития
подрастающего
поколения.
Для
детей
крайне
важна
свобода
двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно
организованные
и
подобранные
по
возрасту
физкультурные
занятия.
Они
способствуют
укреплению опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют
работу нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни
способствует улучшению его психофизического здоровья.
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия
для
активизации
самостоятельной
двигательной
деятельности
ребенка.
Именно
самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических
упражнениях
и
подвижных
играх
на
прогулке
способствует
развитию
личностных
и
психофизических
качеств;
повышает
интерес
к
двигательной
деятельности,
активизирует
мыслительную
и
эмоциональную
сферу.
Организация
двигательной
деятельности
должна
проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
Огромную потребность в движении, дети обычно стремятся удовлетворить в играх.
Играть
для
них
–
это
двигаться,
действовать.
Во
время
подвижных
игр
у
детей
совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,
уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать
определенные правила. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что
она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на
действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву
для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к
элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра – явление многогранное, ее можно
рассматривать
как
особую
форму
существования
всех
без
исключения
сторон
жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом
руководстве воспитательным процессом. Однако игра приносит пользу только тогда, когда
воспитатель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня
в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При
распределении
игр
на
день,
неделю,
месяц
и
т.д.
воспитатель
планирует
использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность,
обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.
При
составлении
календарного
плана
проведения
подвижных
спортивных
игр
и
физических
упражнений
следует
принимать
во
внимание
время
года,
состояние
погоды,
необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Особое внимание педагог
уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на
прогулке,
благодаря
чему
у
ребенка
развивается
инициативность,
повышаются
навыки
самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, совершенствования
психофизических и личностных качеств.
В
формировании
разносторонне
развитой
личности
подвижным
играм
отводится
важнейшее
место,
они
рассматриваются
как
основное
средство
и
метод
физического
воспитания.
Являясь
важным
средством
физического
воспитания,
подвижная
игра
одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании,
перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует
дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное
влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается
при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно
важно
учитывать
роль
растущего
напряжения,
радости,
сильных
переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.
Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает
результативность
движений.
Игра
является
незаменимым
средством
совершенствования
движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди-
нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу
действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Велика
роль
подвижной
игры
в
умственном
воспитании
ребенка:
дети
учатся
действовать
в
соответствии
с
правилами,
овладевать
пространственной
терминологией,
осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В
процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.
Дети
усваивают
смысл
игры,
запоминают
правила,
учатся
действовать
в
соответствии
с
избранной
ролью,
творчески
применяют
имеющиеся
двигательные
навыки,
учатся
анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются
песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас,
обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся
действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают
как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само обладание, выдержку,
умение
контролировать
свои
поступки,
свое
поведение.
В
игре
формируется
честность,
дисциплинированность,
справедливость.
Для
подвижных
игр
характерно
наличие
нравственного
содержания.
Они
воспитывают
доброжелательность,
стремление
к
взаимопомощи,
совестливость,
организованность,
инициативу.
Кроме
того,
проведение
подвижных
игр
сопряжено
с
большим
эмоциональным
подъемом,
радостью,
весельем,
ощущением свободы. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам
игры,
дети
практически
упражняются
в
нравственных
поступках,
учатся
дружить,
сопереживать, помогать друг другу. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.
Дети
познают
красоту
движений,
их
образность,
у
них
развивается
чувство
ритма.
Они
овладевают
поэтической
образной
речью,
красота
окружающего
мира,
возвышенность
человеческого подвига, героика труда, преломленная фантазией ребенка в игровых сказочных
образах,
глубже
входят
в
сознание
детей,
закрепляются
как
образец
для
подражания,
формируют его представления о гражданском долге, чести, мужестве. Подвижная игра готовит
ребенка
к
труду:
дети
изготавливают
игровые
атрибуты,
располагают
и
убирают
их
в
определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые
для будущей трудовой деятельности.
Таким
образом,
подвижные
игры
необходимы
для
единства
психофизического,
интеллектуального,
нравственного,
эмоционального
воспитания;
для
достижения
полной
гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и
выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.
Физическое воспитание детей играет большую роль. Оно воспитывает в них здоровый
дух,
помогает
им
в
дальнейшем,
добиться
успехов,
быть
физически
подготовленным
к
трудностям.
Физически
воспитанные
детистановятся
здоровыми
людьми
и
полноценными
гражданами в обществе.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям
самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают
такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и
познание реальной действительности.
Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты
способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором
для обеспечения роста и развития организма.
Подвижная
игра
характеризуется
как
многоплановое,
комплексное
по
воздействию,
педагогическое
средство
воспитания.
Комплексность
выражается
в
формировании
двигательных
навыков,
развитии
и
совершенствовании
жизненно
важных
физических,
умственных и морально-волевых качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме
культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2009. – 220 с.
2.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 2003. – 234 с.
3.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном
учреждении. – М., 2013. – 346 с.
4.
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
5.
Дедулевич М. Н. Играй – не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для
воспитателей дошк. образовав учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 64 с.
6.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 178 с.
7.
Погадаев Г.И. «Физкульт-Ура!» Физическая культура дошкольников. Пособие для родителей и
воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96с.
8.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. "Физкульт-привет минуткам и паузам!" Сборник физических
упражнений для дошкольников и школьников.С. - П.: "Детство-Пресс", 2005 г., 128 с.
9.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.:
Академия, 2008.- С.68.
10.
Степаненкова Э. Я Методика физического воспитания. – М.: 2009. – 405 с. Тарасова Т.А. Контроль
физического состояния детей дошкольного возраста. М.: 2005 г.
11.
Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное
пособие. -3-ие изд., переаб и доп. – М.: Академия, 2008. -192с.
12.
Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические
рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2005 - 64 с.