Напоминание

"Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста."


Автор: Горшунова Алёна Игоревна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Горшунова Алёна Игоревна

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ «ДСОВ №88»

г. Братск, Иркутская область

Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного

возраста.

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна

из

основных

задач

современного

общества.

В

любом

обществе,

построенном

на

гуманистических

и

демократических

принципах,

здоровье

человека

является

высшей

ценностью,

важнейшим

достоянием

государства,

оно

бесспорный

приоритет,

залог

жизнестойкости и прогресса общества.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных

проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются

основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического

развития.

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во

многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают

дети.

К

сожалению,

статистика

свидетельствует,

что

в

течение

последних

лет

состояние

здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из

детей приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная

с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная

активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом

оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание

физической

культуре.

Занятия

физической

культурой

активизируют

иммунитет,

повышают

сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.

В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей,

это - неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное

питание,

и

сниженная

двигательная

активность

ввиду

недооценки

родителями

роли

физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые

доказали,

что

фундамент

здоровья

или,

наоборот,

предпосылки

к

болезням

у

человека

закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В

зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить

имеющийся потенциал здоровья.

Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является

важнейшим

условием,

определяющим

его

здоровье,

физическую

и

умственную

работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном

возрасте,

являясь

необходимым

условием

формирования

основных

структур

и

функций

организма,

одним

из

способов

познания

мира

и

ориентировки

в

нем,

а

также

условием

всестороннего развития и воспитания детей.

Полноценное

физическое

развитие

и

здоровье

ребенка

это

основа

формирования

личности.

В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому

воспитанию

ребенка,

а

интеллектуальному.

Дома

родители

предпочитают

занять

ребёнка

спокойными

играми:

в

лучшем

случае

рисованием,

интеллектуальными

или

другими

настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на

компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в

движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом даже на короткие

расстояния). Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни,

сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот - перекармливают, балуют детей,

оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений

подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое

чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.

Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в

результате

чего

снижается

устойчивость

к

простудным

факторам.

Гиподинамия

вызывает

нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно

воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы,

излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются всё чаще и чаще. Снижение объема

движений

отрицательно

сказывается

на

овладении

двигательными

умениями

и

навыками,

развитии двигательных качеств.

Для

того

чтобы

успешно

и

безошибочно

вести

ребенка

по

пути

физического

совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, правильно

организовать

двигательный

режим,

выбрать

наиболее

эффективные

средства

физического

воспитания

в

соответствии

с

возрастными,

половыми

и

индивидуальными

особенностями

развития.

Дошкольный

возраст

является важнейшим

этапом

в

физическом

развитии

ребенка.

Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем

организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как

после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических

навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные

закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии

ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.

Прекрасным

средством

формирования

физического

развития

являются

подвижные

игры. Ценность подвижных игр в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных

условиях и в том, что дети совершенствуют и закрепляют различные движения.

П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических

занятиях,

поэтому

все

производимые

здесь

движения

и

действия

вполне

должны

соответствовать

силам

и

умению

занимающихся

и

производиться

с

возможно

большей

точностью и ловкостью».

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической

культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с

личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем

законам

развивающегося

организма,

а

потому

всегда

желанна.

Она

становится

первой

жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.

Как уже было сказано выше в последнее время, как в детском саду, так и в семье

уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось

так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно

высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного

психологического

развития

подрастающего

поколения.

Для

детей

крайне

важна

свобода

двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно

организованные

и

подобранные

по

возрасту

физкультурные

занятия.

Они

способствуют

укреплению опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют

работу нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни

способствует улучшению его психофизического здоровья.

Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия

для

активизации

самостоятельной

двигательной

деятельности

ребенка.

Именно

самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических

упражнениях

и

подвижных

играх

на

прогулке

способствует

развитию

личностных

и

психофизических

качеств;

повышает

интерес

к

двигательной

деятельности,

активизирует

мыслительную

и

эмоциональную

сферу.

Организация

двигательной

деятельности

должна

проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Огромную потребность в движении, дети обычно стремятся удовлетворить в играх.

Играть

для

них

это

двигаться,

действовать.

Во

время

подвижных

игр

у

детей

совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,

уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать

определенные правила. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что

она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на

действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву

для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к

элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра – явление многогранное, ее можно

рассматривать

как

особую

форму

существования

всех

без

исключения

сторон

жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом

руководстве воспитательным процессом. Однако игра приносит пользу только тогда, когда

воспитатель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня

в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

При

распределении

игр

на

день,

неделю,

месяц

и

т.д.

воспитатель

планирует

использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность,

обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.

При

составлении

календарного

плана

проведения

подвижных

спортивных

игр

и

физических

упражнений

следует

принимать

во

внимание

время

года,

состояние

погоды,

необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Особое внимание педагог

уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на

прогулке,

благодаря

чему

у

ребенка

развивается

инициативность,

повышаются

навыки

самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, совершенствования

психофизических и личностных качеств.

В

формировании

разносторонне

развитой

личности

подвижным

играм

отводится

важнейшее

место,

они

рассматриваются

как

основное

средство

и

метод

физического

воспитания.

Являясь

важным

средством

физического

воспитания,

подвижная

игра

одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании,

перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует

дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное

влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается

при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно

важно

учитывать

роль

растущего

напряжения,

радости,

сильных

переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.

Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает

результативность

движений.

Игра

является

незаменимым

средством

совершенствования

движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди-

нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу

действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика

роль

подвижной

игры

в

умственном

воспитании

ребенка:

дети

учатся

действовать

в

соответствии

с

правилами,

овладевать

пространственной

терминологией,

осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В

процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

Дети

усваивают

смысл

игры,

запоминают

правила,

учатся

действовать

в

соответствии

с

избранной

ролью,

творчески

применяют

имеющиеся

двигательные

навыки,

учатся

анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются

песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас,

обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся

действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают

как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само обладание, выдержку,

умение

контролировать

свои

поступки,

свое

поведение.

В

игре

формируется

честность,

дисциплинированность,

справедливость.

Для

подвижных

игр

характерно

наличие

нравственного

содержания.

Они

воспитывают

доброжелательность,

стремление

к

взаимопомощи,

совестливость,

организованность,

инициативу.

Кроме

того,

проведение

подвижных

игр

сопряжено

с

большим

эмоциональным

подъемом,

радостью,

весельем,

ощущением свободы. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам

игры,

дети

практически

упражняются

в

нравственных

поступках,

учатся

дружить,

сопереживать, помогать друг другу. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.

Дети

познают

красоту

движений,

их

образность,

у

них

развивается

чувство

ритма.

Они

овладевают

поэтической

образной

речью,

красота

окружающего

мира,

возвышенность

человеческого подвига, героика труда, преломленная фантазией ребенка в игровых сказочных

образах,

глубже

входят

в

сознание

детей,

закрепляются

как

образец

для

подражания,

формируют его представления о гражданском долге, чести, мужестве. Подвижная игра готовит

ребенка

к

труду:

дети

изготавливают

игровые

атрибуты,

располагают

и

убирают

их

в

определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые

для будущей трудовой деятельности.

Таким

образом,

подвижные

игры

необходимы

для

единства

психофизического,

интеллектуального,

нравственного,

эмоционального

воспитания;

для

достижения

полной

гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и

выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

Физическое воспитание детей играет большую роль. Оно воспитывает в них здоровый

дух,

помогает

им

в

дальнейшем,

добиться

успехов,

быть

физически

подготовленным

к

трудностям.

Физически

воспитанные

детистановятся

здоровыми

людьми

и

полноценными

гражданами в обществе.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям

самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают

такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и

познание реальной действительности.

Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты

способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором

для обеспечения роста и развития организма.

Подвижная

игра

характеризуется

как

многоплановое,

комплексное

по

воздействию,

педагогическое

средство

воспитания.

Комплексность

выражается

в

формировании

двигательных

навыков,

развитии

и

совершенствовании

жизненно

важных

физических,

умственных и морально-волевых качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме

культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2009. – 220 с.

2.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 2003. – 234 с.

3.

Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном

учреждении. – М., 2013. – 346 с.

4.

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

5.

Дедулевич М. Н. Играй – не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для

воспитателей дошк. образовав учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 64 с.

6.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 178 с.

7.

Погадаев Г.И. «Физкульт-Ура!» Физическая культура дошкольников. Пособие для родителей и

воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96с.

8.

Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. "Физкульт-привет минуткам и паузам!" Сборник физических

упражнений для дошкольников и школьников.С. - П.: "Детство-Пресс", 2005 г., 128 с.

9.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.:

Академия, 2008.- С.68.

10.

Степаненкова Э. Я Методика физического воспитания. – М.: 2009. – 405 с. Тарасова Т.А. Контроль

физического состояния детей дошкольного возраста. М.: 2005 г.

11.

Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное

пособие. -3-ие изд., переаб и доп. – М.: Академия, 2008. -192с.

12.

Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические

рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2005 - 64 с.



В раздел образования