Автор: Дорофеева Лада Васильевна
Должность: методист по туризму и краеведению, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Оричевский районный Дом детского творчества пгт. Оричи Кировской области
Населённый пункт: пгт. Оричи Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Поддержка и развитие детей и подростков группы риска в вопросах социализации и бережного отношения к природе
Раздел: дополнительное образование
Поддержка и развитие детей и подростков группы риска в
вопросах социализации и бережного отношения к природе
Дорофеева Лада Васильевна
методист высшей квалификационной категории
муниципального образовательного казённого
учреждения дополнительного образования детей
Оричевский районный Дом детского творчества п.
Оричи Оричевского района Кировской области
Анализ ситуации, сложившийся в детской среде, свидетельствует о том,
что
отсутствие
должного
внимания
общества
к
организации
свободного
времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам. Рост
детской
преступности,
наркомании,
алкоголизма,
проституции
и
других
проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что по неволе
заставляет задуматься, есть ли будущее у «нашего будущего», и есть ли в связи
с этим будущее у страны.
В
большинстве
современных
концепций,
предлагаемых
для
эффективного
решения
комплекса
социально-педагогических
проблем,
анализируется ситуация, сложившаяся в системе спортивной деятельности и
оздоровления детей и подростков за последние десять лет. С каждым годом
осложняется и психологическая обстановка в подростковой среде. Постепенно
основная масса подростков распадается на две противоположные градации:
1.
«Компьютерные
гении»
-
такие
подростки
с
самого
раннего
детства
практически
всё
своё
время
проводят
за
компьютером.
Формируется
полутехногенное
мышление
и
образ
жизни
подростка.
Ребёнок
уже
не
представляет
себе
иного
образа
жизни
вне
компьютера.
Мало
подвижная
деятельность формирует слабую жизненную позицию, неприспособленность к
жизни в социуме, слабый уровень выживаемости в экстремальных ситуациях.
2.
«Агрессоры» - подростки такого типа имеют высокий жизненный потенциал,
но
не
умеют
применить
свою
активность
в
мирном
русле.
Очень
часто
воспитателями
таких
подростков
становится
негативная
среда
улицы.
А
жизненный
опыт
перенимается
у
своих
сверстников
с
невысоким
интеллектуальным
уровнем
и
зачастую
с
криминальным
прошлым.
Таким
образом, гиперактивность таких подростков приобретает негативный оттенок.
Логически напрашивается вопрос, – Каким образом построить работу
педагогов дополнительного образования, чтобы вовлечь оба типа подростков в
творческую деятельность?
Кризис
детства
настолько
очевиден,
что
о
нём
заговорили
и
представители
государственных
структур,
и
руководители
общественных
движений, и средства массовой информации. Этот обобщённый современными
исследователями
вывод
свидетельствует
об
актуальной
потребности
государства в отборе научно обоснованных программ. В числе федеральных
программ особое место занимает республиканское движение «Отечество».
К началу ХХI века силами различных научных коллективов осуществлён
ряд
исследовательских
проектов,
поведён
серьёзный
анализ
существующей
системы
детского
туристско-краеведческого
образования,
отдыха
и
оздоровления с разных позиций:
во-первых, как социального явления, способствующего воспитанию и
развитию подрастающего поколения;
во-вторых,
как
средства
реализации
образовательных
и
оздоровительных программ, в том числе и с использованием нетрадиционных
для школы форм и ситуационных решений;
в-третьих,
как
базы
социально-педагогического
творчества
и
совершенствования
педагогических
технологий,
влияющих
на
социальное
становление ребёнка.
Туристско-краеведческая деятельность является оптимальной базой, как
для коллективного, так и для индивидуального развития подростка. Основной
задачей
этой
деятельности
является
вовлечение
наиболее
максимального
количества детей в активный творческий процесс.
Самым
массовым
и
доступным
является
экскурсионный
метод.
Само
слово «экскурсия» указывает на выход, на уход из дома, от места обычной
работы. С этой точки зрения даже 10 – 15 минутный выход с детьми уже есть
экскурсия.
Значение краеведческих экскурсий для подростков не только в том, что
они расширяют их кругозор, обогащают новыми знаниями и конкретными
представлениями об окружающем мире, но ещё и в том, что эти экскурсии
являются
наилучшей
подготовкой
к
более
сложным
видам
туристско-
краеведческой деятельности и профориентационной работе.
Туристский
поход
является
одним
из
самых
сложных
этапов
экскурсионного метода. Поход – один из самых активных способов конкретного
и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение.
Природа представляет собой живой музей, в котором надо уметь правильно
ориентироваться, научиться, не мешать работе сложных природных систем.
Немаловажное
значение
имеет
и
эмоциональная
сторона
походной
деятельности.
Даже
любая
маленькая
прогулка
уже
даёт
учащимся
определённое
настроение,
целую
гамму
эмоций.
Вот
эти-то
эмоции
и
окрашивают походные знания в яркие, незабываемые тона, делая их в то же
время чрезвычайно живучими и прочными. В результате дети часто сохраняют
впечатления
от
таких
поездок
даже
и
тогда,
когда
становятся
взрослыми
людьми.
Необходимо
указать
ещё
на
воспитательное
значение
туристско-
краеведческой деятельности в смысле общественном.
Говорят, что человек познаётся в дороге. Это очень правильно, каждый
может это легко проверить на собственном опыте. В путешествии обычно
обнаруживаются
две
стороны
человеческой
личности,
которые
в
иной
обстановке могут остаться невыявленными. При организации походов часто
сталкиваются индивидуальности участников похода совсем на иной лад и в
условиях совершенно иного порядка, чем это бы было в обычной для детей
обстановке.
Участникам
похода
необходимо
приспособиться
друг
к
другу.
Отсутствие общественных навыков, наблюдаемое у некоторых детей в обычной
обстановке не проявляется, но в походе эти недостатки обнаруживаются очень
резко.
Перед
подростком
встаёт
вопрос:
или
серьёзно
заняться
своим
перевоспитанием на общественный лад, что большинство и делает, или нести
на себе тягостное нерасположение коллектива. Словом, экскурсии и походы,
особенно продолжительные и сопряжённые с тяжёлым ежедневным трудом,
осложнениями в пути, представляют собой своеобразную школу воспитания и
общественной закалки. Туризм создаёт благоприятную почву для воспитания
трудовых
и
волевых
навыков.
В
походе
турист
учится
преодолевать
препятствия,
готовить
пищу,
рубить
дрова,
ставить
палатку.
Можно
с
уверенностью сказать, что каждый турист, призванный впоследствии в армию,
покажет
себя
подготовленным,
знающим,
выносливым
военнослужащим,
готовым защитить свою Родину.
Во
время
похода
руководитель
должен
стремиться
показать
всё,
что
охватывается понятием «окружающая нас в своём развитии природа» Суть
гуманистической
позиции
педагога
в
ходе
реализации
воспитательного
процесса
в
ходе
реализации
туристско-краеведческой
деятельности
можно
пояснить тремя понятиями:
«индивидуальная характеристика», которая выражает доминирующее
негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью
устранить причину, вызывающую такое состояние;
«защита»
предполагает
обеспечение
физической,
психологической,
моральной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав;
«представление» интересов ребёнка в воспитательном процессе.
Туризм
располагает
большими
воспитательными
возможностями.
Но
насколько
они
будут
реализованы,
во
многом
зависит
от
педагога
–
руководителя
похода.
Педагог
в
походных
условиях
хорошо
познаёт
своих
ребят. Он видит их во время преодоления трудностей, в труде, в общении с
коллективом.
Перед
руководителем
открываются
такие
стороны
характера
воспитанников, которые невозможно познать в условиях обычной школьной
жизни.
«Компьютерные гении» - начинают воспринимать окружающий мир в
полном
объёме,
повышается
физическая
работоспособность,
улучшается
здоровье, приобретаются важные для каждого человека практические навыки
общения с природой и коллективом.
«Агрессоры» - гиперактивные дети, учатся направлять свою энергию в
мирное русло и рационально её использовать. Именно такие дети незаменимы в
туристской
группе.
Конечно,
руководителю
они
доставляют
много
дополнительных
хлопот.
Но
стремление
всё
увидеть
и
узнать,
быть
везде
первыми непременно выводит этих детей на уровень лидера. При правильном
подходе педагога в воспитании таких детей, можно сформировать активный
костяк группы, который будет поддерживать, и помогать руководителю группы
в течение нескольких лет.
Гиперактивные дети очень «легки на подъём», единственной тормозящей
силой, которая может удержать такого подростка вне похода – это родители.
Порой
они
запрещают
своему
ребёнку
идти
в
поход
даже
за
небольшую
провинность. С одной стороны на определённом этапе такие меры оказывают
родителям добрую службу. Но если меры воздействия остаются на прежнем
уровне
или
становятся
ещё
более
интенсивными
подросток
начинает
постепенно
выходить
из
под
контроля,
как
родителей,
так
и
руководителя
группы. Формы ответной реакции на прессинг могут быть самыми разными:
Замкнутость
–
подросток,
лишённый
общения
со
сверстниками
и
друзьями постепенно уходит в себя, намеренно подавляя свою активность. Чем
продолжительнее
это
процесс,
тем
более
непредсказуемым
становится
и
результат, так как активность ребёнка ищет выход.
Агрессия – подросток, поставленный в рамки постоянного прессинга,
начинает
активные
ответные
действия.
Такие
дети
становятся
грубыми,
раздражительными, нервозными. Агрессивные действия распространяются в
основном на более слабых людей и животных.
Уход
–
обычно
походы
планируются
на
каникулы,
выходные
и
праздничные дни. Подросток оставленный дома, лишённый общения со своими
друзьями, уходит на улицу. Таким образом, долгая кропотливая работа педагога
по отвлечению подростка от «уличного воспитания» имеет нулевой результат.
Дети возвращаются обратно в ту среду, из которой их огромными усилиями
пытался вытащить преподаватель.
Во избежание подобных результатов работы педагог проводит активную
работу
с
родителями.
Приглашает
их
участвовать
в
походах,
проводит
индивидуальные
беседы
с
родителями
и
детьми,
проводит
анкетирование
родителей в начале и конце учебного года. Результат проведённой работы с
родителями – активное их участие в жизни объединения. Но иногда происходят
сбои в работе. Это может происходить по разным причинам. Родитель оказался
недальновиден и глух к рекомендациям педагога. Педагог не успел во время
заметить
психологический
сдвиг
в
поведении
подростка.
Появился
более
мощный фактор воздействия на личность подростка (наркотик, алкоголь, смена
лидера). Для преодоления подобной ситуации необходимо более внимательно
относиться
к
своим
воспитанникам.
Более
часто
общаться
с
родителями
воспитанников. Проводить беседы, диспуты, просмотры фильмов о воздействии
на организм подростка наркотиков и алкоголя.
Туристическая группа – это не класс. Походная жизнь сближает туристов,
они
лучше
узнают
друг
друга,
часто
дружба,
возникшая
в
путешествии,
остаётся на долгие годы. Туристский коллектив при умелом педагогическом
руководстве может хорошо воздействовать на нарушителей дисциплины, на
разболтанных учеников.
Естественно,
нельзя
ожидать,
что
уже
первое
путешествие
позволит
пожинать
положительные
плоды.
Походы
надо
проводить
систематически,
постоянно усложняя маршруты. К тому же походы должны проводиться во всех
туристско-краеведческих
объединениях
в
течение
всего
учебного
года
и
туристских
лагерях.
Только
тогда
туристско-краеведческая
работа
действительно станет комплексным видом воспитания молодого поколения.