Напоминание

"Современные подходы к обучению географии в условиях реализации ФГОС"


Автор: Голоскокова Наталья Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ–СОШ № 2
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к обучению географии в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы к обучению географии

в условиях реализации ФГОС

Цель

школьного

образования

в

настоящее время заключается в том

что бы «научить учиться», «научить

жить»,

«научиться

жить

вместе,

научить работать и зарабатывать»

(

из

доклада

ЮНЕСКО

«В

новое

тысячелетие»).

В связи с введением ФГОС изменились цели общего образования,

разрабатываются

новые

учебные

планы,

новые

подходы

к

отражению

содержания учебного предмета; создаются новые концепции образования,

стандарты, в которых описывается не только содержание, но и требования к

результатам

обучения,

основные

направления

деятельности.

И

качество

знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. В тоже время в

учебных

планах

увеличивается

количество

изучаемых

дисциплин,

сокращается время на изучение традиционных дисциплин, в том числе и

географии.

Актуальность инновационного педагогического опыта географической

подготовки

школьников

обусловлена

происходящими

изменениями

в

современном обществе. Обновление образования подрастающего поколения

требует

использования

нетрадиционных

методов

и

форм

организации

обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике

обучения

объяснительно-иллюстративные

и

репродуктивные

методы

обучения.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

подразумевает использование на уроках системно-деятельностного подхода,

который

требует

особой

работы

по

организации

взаимосвязанной

деятельности

учителя

и

учащихся

и

обеспечивает

достижение

четко

спланированных

результатов

обучения.

Многие

педагоги

стали

искать

нетрадиционные

способы

взаимодействия

с

учениками,

новые

методы

ведения урока.

В моей деятельности в центр внимания поставлены результативность

обучения,

для

достижения

которой

я

использую

различные

технологии

обучения. Однако следует отметить, что внедрение технологий обучения не

означает,

что

они

заменяют

традиционную

методику.

Технологии

применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними.

Видов

педагогических

технологий

много,

их

различают

по

разным

основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

-

технология

объяснительно-иллюстративного

обучения,

суть

которого

в

информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной

деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организацион-

н ы х , учебно-интеллектуальных,

учебно-информационных),

так

и

специальных (предметных) умений;

-

технология

личностно

ориентированного

обучения,

направленная

на

выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка

путем

согласования

с

результатами

общественно-исторического

опыта,

т.

е.

перевод

обучения

на

субъективную

основу

с

установкой

на

саморазвитие личности (Якиманская И.С);

-

технология

развивающего

обучения,

в

основе

которой

лежит

способ

обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного

развития школьника.

Оптимальными и эффективными средствами достижения результатов

являются

грамотно

сформулированные

цели/задачи

с

позиции

установки

личностно-ориентированного

подхода,

соответствующее

содержание

географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции,

практическая

работа

исследовательской

направленности,

самостоятельная

работа, семинар-дискуссия, урок путешествие, домашняя работа творческой

направленности);

методы

(проблемное

изложение,

эвристический,

исследовательский,

метод

проектов);

методики/технологии

(проведение

географического эксперимента, проектные, исследовательские технологии,

ИКТ,

проблемное

обучение)

способствующие

максимальному

развитию

каждого ученика на «предметное содержание».

Одной из форм моей работы является организация научно-исследова-

тельской и проектной деятельности школьников, которые дополняют друг

друга. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность уча-

щихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно

из которых – осязаемый результат познавательной деятельности учащихся.

Достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьёз ор-

ганизованного обучения. В работе над учебными проектами ребята создают

новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приоб-

ретённые знания, а так же на общие учебные и предметные умения. Метод

проектов

использую

как

на

уроке

учебный

проект,

а

при

учитывании

индивидуальных

интересов

и

способностей

у

учащихся

-

творческие

проекты, исследовательские проекты, практико-ориентированные. Предмет

географии нельзя представить без карт. Поэтому при использовании любых

методов

и

технологий

обязательно

присутствует

карта.

Карта

является

моделью территории, поэтому использую учебные проекты по картографи-

ческому моделированию, которые помогают в изучении новых характеристик

предметов и явлений.

В своей педагогической практике применяю и эколого- краеведческое

воспитание

школьников,

где

широко

прослеживается

н ау ч н о -

исследовательская

деятельность. Практически во всех разделах программы

по географии затрагиваются вопросы экологического и краеведческого плана:

взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем,

влияние

хозяйственной

деятельности

людей

на

литосферу,

гидросферу,

атмосферу, биосферу, меры по их охране в мире и в Краснодарском крае,

сохранение качества окружающей среды в мире и в Краснодарском крае,

основные типы природопользования в мире и в Краснодарском крае,

экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

В своей практике я использую современные компьютерные технологии,

ч т о

позволяет

при

обучении

создать

информационную

обстановку,

стимулирующую

интерес

и

пытливость

ребенка.

Например,

при

изучении физической географии

использую обучающие программы, при

изучении

социально-экономической

географии

обучающие

и

контролирующие; а в 7 классе при изучении природных зон материков,

разнообразия органического мира использование компьютерных технологий

наиболее эффективно.

Внедрение в свою практику данных технологий позволило мне с моими

учащимися

выполнить

различные

исследовательские

работы такие как:

«Экология Волги»; «Альтернативные источники энергии в Краснодарском

крае», «Опасные животные Чёрного моря», «Нерыбные ресурсы Чёрного

моря как возможность импортозамещения», «Выветривание горных пород

Краснодарского края», «Сельскохозяйственный туризм».

Учащиеся с интересом выполняют практические работы.

Практическая значимость моей работы состоит в том, чтобы научить

учеников

творческому

мышлению,

логическому

изложению

материала,

самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.

Современному

ребенку

необходим

при

минимуме

затрат

получить

максимальный

результат.

И

добиться

данного

результата

позволяет

визуализация

образовательного

процесса.

Ученик

приобретает

качества,

которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное

мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые

практические

решения.

Для

меня

таким

способом

объяснения

учебного

материала

стало

применение

скрайбинга

- использования

зарисовок,

аппликаций, опорных схем для проведения уроков.

В

переводе

с

английского

языка

«скрайбинг»

означает

«разметка».

Возникновение

данного

стиля

ведения

презентаций

связывают

с

американскими дизайнерскими компаниями, которые стали использовать в

своих выступлениях упрощенные иллюстрации и схемы. Такие презентации

называются

«скрайб».

Основная

функция

данного

способа

подачи

информации

быстро

и

качественно

донести

ее

до

учеников.

Весомым

плюсом

в

использовании

скрайбинга

является

то,

что

все

иллюстрации

можно

подготовить

заранее,

использовать

графики,

аудио-

и

видеоряд.

Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить

основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный».

Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в

кадре

рисует

изображения,

иллюстрирующие

устный

рассказ.

В

таком

скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная

доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также

элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже

с помощью рисунков на песке. Компьютерный скрайбинг можно создать с

помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.

Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий

мозг,

склонный

рисовать

картинки,

мыслит

образами,

а

язык

рисунка

универсальный

язык.

Учителю

кроме

него

самого,

необходимы

лишь

поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их

можно делать. Чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть

профессиональным

художником.

Достаточно

уметь

рисовать

"палки,

еще

палки и огуречики".

Существует три ключевых аспекта в работе по созданию скрайб-презентации.

Первый аспект – навыки визуализации. Скрайбинг превращает тезисы

презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые

моменты.

Второй – умение работать со схемами. Скрайбинг – это не только образные

рисунки. Наглядно продемонстрировать свои идеи можно, преобразовав их в

графики, матрицы, иерархические структуры и диаграммы. При этом все

виды схем и рисунки должны составлять целостный визуальный образ.

Третий аспект – навыки общения с аудиторией. Основная цель учителя –

донести до учеников свои идеи и объяснить им, что они должны выполнять в

процессе

познания

изучаемой

темы.

При

этом

необходимо

помнить,

что

аргументы

должны

следовать

друг

за

другом,

а

класс

надо

постоянно

вовлекать в процесс обучения.

Как выбрать в географии, которую мы рассказываем, главное? Как показать

абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать

связи

между

ними?

Иными

словами,

как

научиться

концептуализировать

информацию, с которой мы имеем дело? Учеными уже давно доказан тот

факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А

исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через

три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от

всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 %

содержания

презентации,

если

она

проходила

в

виде

устного

рассказа,

подкрепленного

визуальными

образами. Поэтому

сегодня

как

никогда

актуален

вопрос

создания

графических

презентаций,

позволяющих

слушателям воспринимать и усваивать информацию более эффективно.

Преимущества скрайбинга:

1. Эффективность.

За

короткий

промежуток

времени

можно

доступно

и

качественно объяснить материал, донести идею.

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в

какой-то степени выступает универсальным языком общения.

3. Минимум

затрат –

для

того,

чтобы

создать

скрайб,

необходимы

лишь

поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять,

озвучить,

смонтировать

и

выложить

в

интернет

видео,

необходимы:

компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера.

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов

презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает

легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку,

как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые

символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.

5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего

выступления.

6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к

концу

урока)

в

дальнейшей

работе

в

качестве

обзора

всей

полученной

информации.

7. Эффект

параллельного

следования –

звуковой

ряд

иллюстрируется

образами

практически

одновременно,

что

способствует

качественному

усвоению материала.

Скрайбинг можно использовать на любом уроке и по любой теме.

Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может

быть

использован

как

средство

обобщения

изученного,

как

домашнее

задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно

использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.

Проводимая

системная

работа

по

развитию

творческих

способностей,

формированию логического мышления, интереса к предмету и обучению

позволяют мне получить высокие результаты: подготовки учащихся.

Качественая успеваемость по географии составляет 50-55%.

В профессиональной деятельности я убедилась, что для учителя

всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на

уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне.

Использование на уроках любой технологии как составной части методики

преподавания

предмета

предполагает

получение

гарантированного

педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся

обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.

Учитель географии МБОУ-СОШ № 2

Голоскокова Н. В.



В раздел образования