Автор: Голоскокова Наталья Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ–СОШ № 2
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к обучению географии в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Современные подходы к обучению географии
в условиях реализации ФГОС
Цель
школьного
образования
в
настоящее время заключается в том
что бы «научить учиться», «научить
жить»,
«научиться
жить
вместе,
научить работать и зарабатывать»
(
из
доклада
ЮНЕСКО
«В
новое
тысячелетие»).
В связи с введением ФГОС изменились цели общего образования,
разрабатываются
новые
учебные
планы,
новые
подходы
к
отражению
содержания учебного предмета; создаются новые концепции образования,
стандарты, в которых описывается не только содержание, но и требования к
результатам
обучения,
основные
направления
деятельности.
И
качество
знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. В тоже время в
учебных
планах
увеличивается
количество
изучаемых
дисциплин,
сокращается время на изучение традиционных дисциплин, в том числе и
географии.
Актуальность инновационного педагогического опыта географической
подготовки
школьников
обусловлена
происходящими
изменениями
в
современном обществе. Обновление образования подрастающего поколения
требует
использования
нетрадиционных
методов
и
форм
организации
обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике
обучения
объяснительно-иллюстративные
и
репродуктивные
методы
обучения.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
подразумевает использование на уроках системно-деятельностного подхода,
который
требует
особой
работы
по
организации
взаимосвязанной
деятельности
учителя
и
учащихся
и
обеспечивает
достижение
четко
спланированных
результатов
обучения.
Многие
педагоги
стали
искать
нетрадиционные
способы
взаимодействия
с
учениками,
новые
методы
ведения урока.
В моей деятельности в центр внимания поставлены результативность
обучения,
для
достижения
которой
я
использую
различные
технологии
обучения. Однако следует отметить, что внедрение технологий обучения не
означает,
что
они
заменяют
традиционную
методику.
Технологии
применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними.
Видов
педагогических
технологий
много,
их
различают
по
разным
основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
-
технология
объяснительно-иллюстративного
обучения,
суть
которого
в
информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной
деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организацион-
н ы х , учебно-интеллектуальных,
учебно-информационных),
так
и
специальных (предметных) умений;
-
технология
личностно
ориентированного
обучения,
направленная
на
выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка
путем
согласования
с
результатами
общественно-исторического
опыта,
т.
е.
перевод
обучения
на
субъективную
основу
с
установкой
на
саморазвитие личности (Якиманская И.С);
-
технология
развивающего
обучения,
в
основе
которой
лежит
способ
обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного
развития школьника.
Оптимальными и эффективными средствами достижения результатов
являются
грамотно
сформулированные
цели/задачи
с
позиции
установки
личностно-ориентированного
подхода,
соответствующее
содержание
географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции,
практическая
работа
исследовательской
направленности,
самостоятельная
работа, семинар-дискуссия, урок путешествие, домашняя работа творческой
направленности);
методы
(проблемное
изложение,
эвристический,
исследовательский,
метод
проектов);
методики/технологии
(проведение
географического эксперимента, проектные, исследовательские технологии,
ИКТ,
проблемное
обучение)
способствующие
максимальному
развитию
каждого ученика на «предметное содержание».
Одной из форм моей работы является организация научно-исследова-
тельской и проектной деятельности школьников, которые дополняют друг
друга. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность уча-
щихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно
из которых – осязаемый результат познавательной деятельности учащихся.
Достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьёз ор-
ганизованного обучения. В работе над учебными проектами ребята создают
новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приоб-
ретённые знания, а так же на общие учебные и предметные умения. Метод
проектов
использую
как
на
уроке
–
учебный
проект,
а
при
учитывании
индивидуальных
интересов
и
способностей
у
учащихся
-
творческие
проекты, исследовательские проекты, практико-ориентированные. Предмет
географии нельзя представить без карт. Поэтому при использовании любых
методов
и
технологий
обязательно
присутствует
карта.
Карта
является
моделью территории, поэтому использую учебные проекты по картографи-
ческому моделированию, которые помогают в изучении новых характеристик
предметов и явлений.
В своей педагогической практике применяю и эколого- краеведческое
воспитание
школьников,
где
широко
прослеживается
н ау ч н о -
исследовательская
деятельность. Практически во всех разделах программы
по географии затрагиваются вопросы экологического и краеведческого плана:
взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем,
влияние
хозяйственной
деятельности
людей
на
литосферу,
гидросферу,
атмосферу, биосферу, меры по их охране в мире и в Краснодарском крае,
сохранение качества окружающей среды в мире и в Краснодарском крае,
основные типы природопользования в мире и в Краснодарском крае,
экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
В своей практике я использую современные компьютерные технологии,
ч т о
позволяет
при
обучении
создать
информационную
обстановку,
стимулирующую
интерес
и
пытливость
ребенка.
Например,
при
изучении физической географии
использую обучающие программы, при
изучении
социально-экономической
географии
–
обучающие
и
контролирующие; а в 7 классе при изучении природных зон материков,
разнообразия органического мира использование компьютерных технологий
наиболее эффективно.
Внедрение в свою практику данных технологий позволило мне с моими
учащимися
выполнить
различные
исследовательские
работы такие как:
«Экология Волги»; «Альтернативные источники энергии в Краснодарском
крае», «Опасные животные Чёрного моря», «Нерыбные ресурсы Чёрного
моря как возможность импортозамещения», «Выветривание горных пород
Краснодарского края», «Сельскохозяйственный туризм».
Учащиеся с интересом выполняют практические работы.
Практическая значимость моей работы состоит в том, чтобы научить
учеников
творческому
мышлению,
логическому
изложению
материала,
самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.
Современному
ребенку
необходим
при
минимуме
затрат
получить
максимальный
результат.
И
добиться
данного
результата
позволяет
визуализация
образовательного
процесса.
Ученик
приобретает
качества,
которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное
мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые
практические
решения.
Для
меня
таким
способом
объяснения
учебного
материала
стало
применение
скрайбинга
- использования
зарисовок,
аппликаций, опорных схем для проведения уроков.
В
переводе
с
английского
языка
«скрайбинг»
означает
«разметка».
Возникновение
данного
стиля
ведения
презентаций
связывают
с
американскими дизайнерскими компаниями, которые стали использовать в
своих выступлениях упрощенные иллюстрации и схемы. Такие презентации
называются
«скрайб».
Основная
функция
данного
способа
подачи
информации
–
быстро
и
качественно
донести
ее
до
учеников.
Весомым
плюсом
в
использовании
скрайбинга
является
то,
что
все
иллюстрации
можно
подготовить
заранее,
использовать
графики,
аудио-
и
видеоряд.
Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить
основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.
Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный».
Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в
кадре
рисует
изображения,
иллюстрирующие
устный
рассказ.
В
таком
скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная
доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также
элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже
с помощью рисунков на песке. Компьютерный скрайбинг можно создать с
помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий
мозг,
склонный
рисовать
картинки,
мыслит
образами,
а
язык
рисунка
–
универсальный
язык.
Учителю
кроме
него
самого,
необходимы
лишь
поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их
можно делать. Чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть
профессиональным
художником.
Достаточно
уметь
рисовать
"палки,
еще
палки и огуречики".
Существует три ключевых аспекта в работе по созданию скрайб-презентации.
Первый аспект – навыки визуализации. Скрайбинг превращает тезисы
презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые
моменты.
Второй – умение работать со схемами. Скрайбинг – это не только образные
рисунки. Наглядно продемонстрировать свои идеи можно, преобразовав их в
графики, матрицы, иерархические структуры и диаграммы. При этом все
виды схем и рисунки должны составлять целостный визуальный образ.
Третий аспект – навыки общения с аудиторией. Основная цель учителя –
донести до учеников свои идеи и объяснить им, что они должны выполнять в
процессе
познания
изучаемой
темы.
При
этом
необходимо
помнить,
что
аргументы
должны
следовать
друг
за
другом,
а
класс
надо
постоянно
вовлекать в процесс обучения.
Как выбрать в географии, которую мы рассказываем, главное? Как показать
абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать
связи
между
ними?
Иными
словами,
как
научиться
концептуализировать
информацию, с которой мы имеем дело? Учеными уже давно доказан тот
факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А
исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через
три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от
всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 %
содержания
презентации,
если
она
проходила
в
виде
устного
рассказа,
подкрепленного
визуальными
образами. Поэтому
сегодня
как
никогда
актуален
вопрос
создания
графических
презентаций,
позволяющих
слушателям воспринимать и усваивать информацию более эффективно.
Преимущества скрайбинга:
1. Эффективность.
За
короткий
промежуток
времени
можно
доступно
и
качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в
какой-то степени выступает универсальным языком общения.
3. Минимум
затрат –
для
того,
чтобы
создать
скрайб,
необходимы
лишь
поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять,
озвучить,
смонтировать
и
выложить
в
интернет
видео,
необходимы:
компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера.
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов
презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает
легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку,
как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые
символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего
выступления.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к
концу
урока)
в
дальнейшей
работе
в
качестве
обзора
всей
полученной
информации.
7. Эффект
параллельного
следования –
звуковой
ряд
иллюстрируется
образами
практически
одновременно,
что
способствует
качественному
усвоению материала.
Скрайбинг можно использовать на любом уроке и по любой теме.
Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может
быть
использован
как
средство
обобщения
изученного,
как
домашнее
задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно
использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
Проводимая
системная
работа
по
развитию
творческих
способностей,
формированию логического мышления, интереса к предмету и обучению
позволяют мне получить высокие результаты: подготовки учащихся.
Качественая успеваемость по географии составляет 50-55%.
В профессиональной деятельности я убедилась, что для учителя
всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на
уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне.
Использование на уроках любой технологии как составной части методики
преподавания
предмета
предполагает
получение
гарантированного
педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся
обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.
Учитель географии МБОУ-СОШ № 2
Голоскокова Н. В.