Напоминание

"Организация технической деятельности с различными категориями обучающихся"


Автор: Сандаевская Наталья Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Городская Станция юных техников
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация технической деятельности с различными категориями обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сандаевская Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования,

МБУ ДО Городская Станция юных техников

Организация технической деятельности с различными категориями

обучающихся (из опыта работы)

Со времени появления технических устройств и простых механизмов

человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи

различной сложности и значения. Людей не покидает потребность создавать

объекты техники, машины, способные облегчить их труд, сделать его более

эффективным и производительным. С развитием науки, техники стало ясно, что

технический

прогресс

требует

усилий

большого

количества

специально

подготовленных

людей.

А

развитие

интереса

к

технике,

приобщение

к

технической деятельности должно начинаться уже с детства.

На

сегодняшний

день

поддержка

и

развитие

детского

технического

творчества,

привлечение

молодежи

в

научно-техническую

сферу

профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических

профессий

становятся

приоритетами

в

государственной

политике

в

сфере

образования.

Понятие технической деятельности очень широкое. Техническая деятельность -

это процесс, в ходе которого:

происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;

развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление,

пространственное воображение, критичность (умение оценивать

конструктивные особенности устройств);

формируется интерес к изобретательству;

усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;

воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность,

терпение;

формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а

также навыки пользования измерительными приборами и

инструментами;

растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

И если не так давно считалось, что изобретения – это удел избранных, то

сейчас понятно, что техническому творчеству можно научить каждого человека.

В первую очередь, важно пробудить интерес к технике. Также необходимо,

чтобы с самого раннего возраста ребенок привыкал логически мыслить, умел

работать

с

технической

информацией,

применять

на

практике

знания,

приобретенные на занятиях в детском объединении.

Детское

объединение

начального

технического

моделирования

имеет

существенный потенциал для приобщения детей к техническому творчеству.

Содержание курса предполагает решение следующих задач:

-формирование общей культуры учащихся через знакомство с историей

развития техники в мире, стране, регионе;

-формирование

интереса

детей

к

поисковой,

изобретательской

и

рационализаторской деятельности;

-организация

содержательного

досуга

посредством

организации

конструкторской деятельности детей;

-адаптация к жизни в обществе через участие в различных активных

формах (конкурсах, выставках, соревнованиях с техническими моделями);

-решение вопросов духовно-нравственного, патриотического воспитания

детей (выполнение общественно-значимых моделей, объектов; привлечение к

разработке проектов, макетов для нужд города, класса, семьи).

Техническая деятельность учащихся строится по определенному алгоритму,

который включает в себя следующие этапы:

-Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать

мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые

приборы,

видеофильмы,

опыты,

рассказывают

о

значении

изучаемого

механизма, его практическом применении.

-Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с

чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты,

игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает

новую информацию. Иногда дети самостоятельно изучают литературу, а затем

организуется обсуждение небольших докладов.

-Поиск решения. Дети не только

изготавливают модели по образцам, но и

развивают конструкторские навыки при изготовлении собственных моделей,

учатся видеть различные варианты решения проблемы.

-Реализация

решения.

Важно

правильно

подобрать

объекты

для

конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с

минимальной помощью взрослого

В процессе обучения педагог

использует проблемно-поисковые методы. Их

суть

состоит

в

том,

что

перед

детьми

ставится

задача,

алгоритм

решения

которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено

подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и

переделывать работу несколько раз.

На занятиях в детском объединении формируется интерес к изобретательству,

для этого используются методы развития творческого воображения, такие как,

бином фантазии, метод фокальных объектов и др.

Использование технологии проектной деятельности способствует воспитанию

творческих амбиций у детей, т.к. направлено на формирование позитивной

самооценки

и

самоуважения,

коммуникативной

компетентности

в

сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею,

умения решать творческие задачи и работать с информацией.

Работа над проектом позволяет обучающимся объединиться по интересам,

обеспечивает

для

них

разнообразие

ролевой

деятельности,

воспитывает

аккуратность и обязательность в выполнении заданий.

Проектная деятельность позволяет соединить имеющийся жизненный опыт с

новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально

реализовать имеющиеся у ребёнка творческие возможности.

Дети

участвуют

в

коллективных

исследованиях,

а

также

проводят

самостоятельные исследования, с последующей защитой в рамках городского

конкурса проектов. Практикуется презентация макетов-проектов.

Организация деятельности детей небольшими группами, работа над

коллективными

проектами, участие в соревнованиях, конкурсах, выставках

командами развивает коммуникативные качества у обучающихся, учит детей

работать

на

общий

результат,

формирует

коллектив.

Дети

получают

опыт

сотрудничества,

общения,

решения

проблем,

что

способствует

их

социализации, мотивирует

детей

на

занятия

технической,

творческой,

исследовательской деятельностью.

В объединении начального технического моделирования занимаются младшие

школьники, в том числе, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для

них

предполагаются

разноуровневые

задания

с

учетом

психологических

особенностей.

Применение дифференцированного и индивидуального подхода

к обучению и воспитанию обучающихся позволяет поддерживать интерес детей

к

занятиям

в

течение

учебного

года.

Систематически

дети

участвуют

в

конкурсах,

выставках,

соревнованиях,

презентациях,

демонстрируют

свои

достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Техническое творчество требует от человека широкого кругозора, развитого

воображения,

самостоятельного

мышления

и

интереса

к

поисковой

деятельности, развитие которых на начальном уровне происходит в детском

объединении в ходе занятий технической деятельностью.



В раздел образования