Автор: Сандаевская Наталья Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Городская Станция юных техников
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация технической деятельности с различными категориями обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Сандаевская Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования,
МБУ ДО Городская Станция юных техников
Организация технической деятельности с различными категориями
обучающихся (из опыта работы)
Со времени появления технических устройств и простых механизмов
человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи
различной сложности и значения. Людей не покидает потребность создавать
объекты техники, машины, способные облегчить их труд, сделать его более
эффективным и производительным. С развитием науки, техники стало ясно, что
технический
прогресс
требует
усилий
большого
количества
специально
подготовленных
людей.
А
развитие
интереса
к
технике,
приобщение
к
технической деятельности должно начинаться уже с детства.
На
сегодняшний
день
поддержка
и
развитие
детского
технического
творчества,
привлечение
молодежи
в
научно-техническую
сферу
профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических
профессий
становятся
приоритетами
в
государственной
политике
в
сфере
образования.
Понятие технической деятельности очень широкое. Техническая деятельность -
это процесс, в ходе которого:
происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление,
пространственное воображение, критичность (умение оценивать
конструктивные особенности устройств);
формируется интерес к изобретательству;
усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность,
терпение;
формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а
также навыки пользования измерительными приборами и
инструментами;
растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.
И если не так давно считалось, что изобретения – это удел избранных, то
сейчас понятно, что техническому творчеству можно научить каждого человека.
В первую очередь, важно пробудить интерес к технике. Также необходимо,
чтобы с самого раннего возраста ребенок привыкал логически мыслить, умел
работать
с
технической
информацией,
применять
на
практике
знания,
приобретенные на занятиях в детском объединении.
Детское
объединение
начального
технического
моделирования
имеет
существенный потенциал для приобщения детей к техническому творчеству.
Содержание курса предполагает решение следующих задач:
-формирование общей культуры учащихся через знакомство с историей
развития техники в мире, стране, регионе;
-формирование
интереса
детей
к
поисковой,
изобретательской
и
рационализаторской деятельности;
-организация
содержательного
досуга
посредством
организации
конструкторской деятельности детей;
-адаптация к жизни в обществе через участие в различных активных
формах (конкурсах, выставках, соревнованиях с техническими моделями);
-решение вопросов духовно-нравственного, патриотического воспитания
детей (выполнение общественно-значимых моделей, объектов; привлечение к
разработке проектов, макетов для нужд города, класса, семьи).
Техническая деятельность учащихся строится по определенному алгоритму,
который включает в себя следующие этапы:
-Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать
мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые
приборы,
видеофильмы,
опыты,
рассказывают
о
значении
изучаемого
механизма, его практическом применении.
-Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с
чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты,
игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает
новую информацию. Иногда дети самостоятельно изучают литературу, а затем
организуется обсуждение небольших докладов.
-Поиск решения. Дети не только
изготавливают модели по образцам, но и
развивают конструкторские навыки при изготовлении собственных моделей,
учатся видеть различные варианты решения проблемы.
-Реализация
решения.
Важно
правильно
подобрать
объекты
для
конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с
минимальной помощью взрослого
В процессе обучения педагог
использует проблемно-поисковые методы. Их
суть
состоит
в
том,
что
перед
детьми
ставится
задача,
алгоритм
решения
которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено
подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и
переделывать работу несколько раз.
На занятиях в детском объединении формируется интерес к изобретательству,
для этого используются методы развития творческого воображения, такие как,
бином фантазии, метод фокальных объектов и др.
Использование технологии проектной деятельности способствует воспитанию
творческих амбиций у детей, т.к. направлено на формирование позитивной
самооценки
и
самоуважения,
коммуникативной
компетентности
в
сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею,
умения решать творческие задачи и работать с информацией.
Работа над проектом позволяет обучающимся объединиться по интересам,
обеспечивает
для
них
разнообразие
ролевой
деятельности,
воспитывает
аккуратность и обязательность в выполнении заданий.
Проектная деятельность позволяет соединить имеющийся жизненный опыт с
новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально
реализовать имеющиеся у ребёнка творческие возможности.
Дети
участвуют
в
коллективных
исследованиях,
а
также
проводят
самостоятельные исследования, с последующей защитой в рамках городского
конкурса проектов. Практикуется презентация макетов-проектов.
Организация деятельности детей небольшими группами, работа над
коллективными
проектами, участие в соревнованиях, конкурсах, выставках
командами развивает коммуникативные качества у обучающихся, учит детей
работать
на
общий
результат,
формирует
коллектив.
Дети
получают
опыт
сотрудничества,
общения,
решения
проблем,
что
способствует
их
социализации, мотивирует
детей
на
занятия
технической,
творческой,
исследовательской деятельностью.
В объединении начального технического моделирования занимаются младшие
школьники, в том числе, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для
них
предполагаются
разноуровневые
задания
с
учетом
психологических
особенностей.
Применение дифференцированного и индивидуального подхода
к обучению и воспитанию обучающихся позволяет поддерживать интерес детей
к
занятиям
в
течение
учебного
года.
Систематически
дети
участвуют
в
конкурсах,
выставках,
соревнованиях,
презентациях,
демонстрируют
свои
достижения, видят результаты и собственный прогресс.
Техническое творчество требует от человека широкого кругозора, развитого
воображения,
самостоятельного
мышления
и
интереса
к
поисковой
деятельности, развитие которых на начальном уровне происходит в детском
объединении в ходе занятий технической деятельностью.