Автор: Чендрова Мария Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №80 "Песенка"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Презентация
Тема: "Инновационная модель математического образования дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Инновационная модель
математического
образования
дошкольников
Чендрова Мария Юрьевна,
воспитатель МБУ детский сад №80 «Песенка» г. Тольятти
Как осуществляется математическое образование
дошкольников?
В рамках познавательного и речевого
развития закладываются основы
элементарных математических
представлений:
•
развивается математическое,
•
логическое мышление,
•
математическая речь,
•
воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и
умениям,
Образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» / Под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой
•
арифметическая
•
алгебраическая
•
геометрическая
•
величинная
•
алгоритмическая
Линии математического
образования дошкольников
•
проведение экскурсий
•
ознакомление с литературными
произведениями и малыми формами фольклора
•
игры с природным материалом (вода, песок,
фасоль, горох, крупа)
•
игровые упражнения с сенсорными эталонами,
бытовыми предметами
•
конструктивные и дидактические игры
•
проблемные ситуации
Использование
математического материала
•
Количественные
•
Величинные
•
Геометрические
•
Пространственные
•
Временные
Математические представления
•
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме,
пространстве и времени как основы математического развития;
•
формирование широкой начальной ориентации в
количественных, пространственных и временных отношениях
окружающей действительности;
•
формирование навыков и умений в счете, вычислениях,
измерении, моделировании, общеучебных умений;
•
овладение математической терминологией;
•
развитие познавательных интересов и способностей, логического
мышления, общее развитие ребенка
.
Задачи по формированию
элементарных математических
представлений
Условия формирование и развитие
математических представлений у
детей
•
оптимальное сочетание практических, словесных и
наглядных методов обучения для активизации
мыслительной деятельности дошкольников при
обучении двигательным действиям
•
решение в комплексе оздоровительных,
воспитательных и образовательных задач в
обогащенной предметно-пространственной
развивающей среде
•
взаимодействие с различными субъектами
образовательного процесса (педагоги – дети –
родители)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми
количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира
Традиционные направления ФЭМП
ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей действительности
Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании, общеучебных умений
Овладение математической терминологией
Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления,
общее развитие ребенка
Формирование простейших графических умений и навыков
Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности
(классификация, сравнение, обобщение и т.д.);
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Формирование математических представлений на основе перцептивных действий
детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала,
позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение
перцептивных действий
Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного
взаимодействия при освоении математических понятий
Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными
возможностями и особенностями детей
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
Сравнение
Метод моделирования и конструирования
Метод вопросов
Метод повторения
Решение логических задач
Экспериментирование и опыты
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Организованная образовательная деятельность
Демонстрационные опыты
Сенсорные праздники на основе народного календаря
Театрализация с математическим содержанием
Обучение в повседневных бытовых ситуациях
Беседы
Самостоятельная деятельность в развивающей среде
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский)
ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ - ИГРА
Дидактические игры по формированию
математических представлений условно делятся на
следующие группы:
1.
Игры
с
цифрами
и
числами
("Какой
цифры
не
стало?",
"Сколько?",
"Путаница?",
"Исправь
ошибку",
"Убираем
цифры", "Назови соседей " и т.д.)
2.
Игры
-
путешествие
во
времени
"
Назови
скорее",
"Дни
недели",
"Назови
пропущенное
слово",
"Круглый
год",
"Двенадцать месяцев«
и т.д.)
3.
Игры на ориентирование в пространстве
(
"Найди похожую",
"Расскажи
про
свой
узор",
"Мастерская
ковров",
"Художник", "Путешествие по комнате« и т.д.)
4.
Игры
с
геометрическими
фигурами
("Геометрическая
мозаика" «Ассоциации" , "Лото", «Подбери по форме« и т.д.)
5.
Игры
на
логическое
мышление
("Найди
нестандартную
фигуру, чем отличаются?", "Мельница", «Ребусы« и т.д.)
Игры с логическими блоками
Дьенеша
Игры с палочками Кюизенера
Игры с кубиками Никитина
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Проблемное поле
Математическое
образование
дошкольников не
реализуется целостно!
Почти не обращается внимания на
математическое воспитание
Особая роль математического
образования
Посредством математического образования уже в
дошкольном возрасте следует
•
формировать общую культуру личности
•
способствовать адаптации к жизни в обществе,
•
закладывать предпосылки успешной адаптации
растущего человека к ускоряющимся процессам
информатизации и технологизации общества,
•
закладывать основы необходимой современному
человеку математической культуры
Новое в содержании
математического образования
дошкольников
изучение алгоритмов и формирование у
дошкольников алгоритмических умений
Современные средства
математического образования
дошкольников
•
Включение ребенка в самостоятельную
деятельность
•
Задания включающие использование
исторического материала
•
Дидактический материал
•
ТСО
•
Персональные компьютеры