Автор: Холкина Гюзель Фларисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Емаши
Населённый пункт: с.Емаши Белокатайский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интеллектуально–творческой одаренности учащихся на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Развитие интеллектуально-творческой одаренности
учащихся на уроках географии
Ребенок счастлив в движении, поиске нового в жизни, стремлении к самовыражению и в
свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.
И чтобы сохранить и приумножить счастье школьника в образовательном учреждении – педагог
должен
разработать
и
создать
такие
условия
познания
учебного
предмета,
чтобы
учащиеся
находились в динамичном развитии и хотели бы свою активную учебно-познавательную позицию
пронести
через
всю
линию
жизни.
А
для
этого
необходимо
готовить
к
творчеству
каждого
маленького
гражданина.
И
именно
на
это
должны
быть
направлены
все
силы
учителей,
преподавателей.
Стремление
к
интеллектуальному
творчеству
–
результат
воспитания
и,
поэтому,
может
служить
средством
педагогического
воздействия
на
формирование
познавательных
интересов,
активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный,
творческий
процесс.
Оно
включается
в
восприятие,
влияет
на
создание
новых
образов
воспринимаемых предметов, делая их более продуктивными.
Креативность
взгляда,
познавательная
активность
значительно
расширяют
и
углубляют
процесс
познания
–
это
важнейшие
составляющие
творческого
процесса.
С
деятельностью
по
развитию
творческих
способностей
и
познавательной
активности
связано
формирование
ряда
нравственно-психологических
качеств
личности
учащихся,
таких,
как
чувство
ответственности,
патриотизм,
толерантность,
коммуникабельность.
Развитие
творческих
способностей
на
уроках
связано
со
всей
общественной
жизнью
ученика.
Особое
значение
в
создании
образов
имеет
мировоззрение,
мировосприятие
и
мироощущение
ребенка.
Процесс
творческого
становления
личности ученика неразрывно связан с эмоционально-волевой линией его жизни и познавательной
активности.
Процесс
обучения
должен
быть
так
организован,
чтобы
у
учащихся
пробуждался
мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и
навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Изучение
учебного
материала
необходимо
заполнить
творческой,
индивидуальной
доминантой
ученика,
которая, в свою очередь, не ограничивала бы познавательную деятельность учащихся в таких
составляющих, как самостоятельная работа. И тогда, образовательный процесс приобретет статус
мобильности, эффективности, эмоциональности и сможет дать чувство удовлетворения и созерцания
от своей деятельности и всего образовательного процесса в целом.
География – это один из тех предметов, где процесс развития интеллектуально-творческих
способностей
и
познавательной
активности
у
воспитанников
ОУ
приобретает
наиболее
яркие
смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала
учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии
изучения предмета (6-е классы),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов,
понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов
урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более
продуктивным от темы к теме.
Для развития интеллектуально-творческих способностей и познавательной активности на уроках
географии 6-ые классы являются наиболее сложным звеном образовательного процесса, где главной
целью успешной реализации данного проекта служит развитие первичного творческого потенциала
школьника по средством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. На данном
этапе важно выявить (исходя из возрастных особенностей учащихся),– степень его адаптивности с
окружающим миром. Основываясь на этом необходимо строить концепцию урока.
Примерные формы, методы, приемы, технологии для работы в 6-м классе.
6-й класс. Предмет “Физическая география”.
1.
Я
–
топограф.
Создание
своей
системы
условных
знаков
и
отображение
ее
на
собственно
придуманной карте с текстовым описанием.
2.
Поиск
географического
объекта
–
Невидимки.
Учащиеся
сами
выбирают
для
определения
географических координат те или иные географические объекты, которых нет в учебном атласе.
После определения учащиеся наносят географические объекты на контурные карты.
3. Вулканический коллаж.
4. Создание собственной иллюстрированной сказки: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ”.
6. Облака моего любимого города.
7.
Погода
в
доме.
Хроника
событий
семьи
с
описанием
погоды
в
данный
период
жизни,
с
использованием фото– и видео – материалов.
8. “Если б я был Гидросферой…”. Создание истории на экологическую тематику.
9.
“Гляжу
в
озера
синие…”.
Ассоциативное
изображение
озер
России
или
мира
с
помощью
различных художественных приемов.
Интеллектуально-творческие мероприятия необходимо сочетать с разнообразными формами работы
и обязаны решать воспитательные, обучающие, развивающие и здоровьесберегающие задачи.
Звено
(7–9-е
классы)
строится
на
сформированных
положительных
эмоциях,
благоприятном
психологическом климате в процессе учебной деятельности и межличностном общении. Главная
цель
успешного
развития
творческих
способностей
и
познавательной
активности
на
уроках
географии в 7-9-х классах состоит в реализации условий для самовыражения личности на основе
индивидуальных
наклонностей
и
дифференцированного
подхода
через
адаптацию
в
активную
социально-учебную деятельность. Мотивом для укрепления и развития творческой активности на
уроках географии может стать личностное общение с учителем, учениками класса. Тогда школьник
сможет оценить свой потенциал и, по-новому, скорректировать и скоординировать действия.
Доброжелательность, объективность, поощрение, лояльность, целенаправленность взглядов педагога,
обязательно систематизируют и оптимально усовершенствуют творческий подход к обучению, что
обеспечит высокий уровень образованности у учащихся и позволит укрепить сформированную
творческую самодостаточность.
Примерные методические технологии, используемые в 7–9 классах.
1.
Творческая мастерская. “Эндемики Австралии”.
2.
Интеллектуальная мастерская. “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
3.
Урок-собеседование. “Вклад М.В.Ломоносова в географическую науку”.
4.
Эпоха Возрождения и география.
5.
Создание альбома: “Африка”.
6.
Создание энциклопедии по природным зонам России.
7.
Поэтический калейдоскоп. “Федеративное устройство Российской Федерации”.
8.
География материков и океанов в кинофильмах отечественных и зарубежных.
9.
Сказочные герои Америки.
Организация творчества на уроках географии в 10–11-х классах базируется на сформированном
алгоритме
действий.
Для
зрелой
творческой
работы
необходимо
овладеть
способностью
самостоятельно и критично мыслить, понимать сущность явлений и процессов, быть пытливым, что
в значительной мере обеспечивает продуктивность учебной деятельности.
Умение использовать накопленный опыт, собственные мысли, способность анализировать, обобщать,
сравнивать,
находить
качественные
пути
решения,
–
все
это
является
значимым
показателем
аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе ранее сформированных систем развития
творческих способностей и познавательной активности. Использование творческих заданий требует
углубления
поисковых,
проектных
методов
преподавания.
От
учителя
потребуется
большая
подготовительная
научно-методическая
работа.
Различные
виды
деятельности
способствуют
психофизическому,
нравственно-личностному
развитию
ученика.
Диалоговые,
интеллектуальные,
развлекательные,
развивающие
задания
дают
путь
воображению
и
способствуют
творчеству
учащихся.
Тематика методических приемов для 10–11 классов.
1.
Портфолио,
компьютерная
презентация
или
слайд-шоу
по
выбранной
стране.
С
использованием
пунктов:
–
герб,
гимн,
флаг
страны;
–
культурное
наследие
страны;
–
этногеографические особенности страны; – фольклор; – национальная кухня страны.
2.
Рождество Христово – путешествие по странам.
3.
Культурное и природное наследие, охраняемое ЮНЕСКО.
4.
ЭССЭ. Решение глобальной сырьевой проблемы.
5.
Создание энциклопедии Международных организаций и сообществ.
6.
Туристический круиз по странам Европы.
7.
Создание
памятки
для
туристов
по
странам
Европы
с
описанием
главных
достопримечательностей.
8.
Инсталляция. Экономика и современное искусство Южной Америки.
9.
Международные
новости.
Обзор
социально-экономической
и
политической
обстановки
в
мире.
10. Экология Земли. Анализ экологических проблем современности.
Особое внимание, при использовании творческих заданий, следует уделить личностному опыту
учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать
стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя
потребность формировать в себе творческую личность. Развитие познавательного интереса даст
возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки и
самореализации личности.
Назову некоторые приемы и способы взаимодействия с учениками, применяемые в своей практике,
способствующие
развитию
познавательной
активности,
интеллектуальных
и
творческих
способностей учащихся.
Выдача заданий разного уровня сложности.
Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это
задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а
третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание
второго
и
третьего
уровней
оценивается
дополнительной
отметкой.
Аналогичный
подход
осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Прием “проблемное задание”.
Подготовлены задания повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой
желающий может взять одно из заданий проблемной тематики и попробовать ее решить. Такая
попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (предложено
решение проблемы) в письменном виде с объяснением, ученик получает отличную отметку.
Экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.
Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по
которым они выступают на уроках.
Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том
числе из других предметных областей.
Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, экологии,
биологии,
экономики
и
др.),
вырабатываются
осознанные
навыки
работы
с
компьютером
и
программными средствами.
Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8-х и 9-
х классах – с использованием Power Point.
Использование
интерактивных
форм
организации
учебных
занятий (игровые
уроки,
уроки-
конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).
Все
эти
нестандартные,
интерактивные
формы
проведения
занятий
способствуют
повышению
интеллектуальной
и
творческой
активности
учащихся,
что
является
важнейшим
фактором
развивающего обучения.
Большую
роль
в
повышении
интеллектуальной
и
творческой
активности
учащихся
играютвнеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель
которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса
и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
Работоспособность, расширение кругозора, соблюдение этнокультурных традиций, тренировка воли,
характера,
уважительное
отношение
к
окружающей
действительности
будет
вести
к
проекции
будущей взрослой жизни.
Содействие
педагога
в
творческом
становлении
личности
ученика,
является
приоритетной
составляющей и основной педагогической единицей учебного процесса, в частности, предмета
географии.