Напоминание

"Развитие интеллектуально–творческой одаренности учащихся на уроках географии"


Автор: Холкина Гюзель Фларисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Емаши
Населённый пункт: с.Емаши Белокатайский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интеллектуально–творческой одаренности учащихся на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие интеллектуально-творческой одаренности

учащихся на уроках географии

Ребенок счастлив в движении, поиске нового в жизни, стремлении к самовыражению и в

свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.

И чтобы сохранить и приумножить счастье школьника в образовательном учреждении – педагог

должен

разработать

и

создать

такие

условия

познания

учебного

предмета,

чтобы

учащиеся

находились в динамичном развитии и хотели бы свою активную учебно-познавательную позицию

пронести

через

всю

линию

жизни.

А

для

этого

необходимо

готовить

к

творчеству

каждого

маленького

гражданина.

И

именно

на

это

должны

быть

направлены

все

силы

учителей,

преподавателей.

Стремление

к

интеллектуальному

творчеству

результат

воспитания

и,

поэтому,

может

служить

средством

педагогического

воздействия

на

формирование

познавательных

интересов,

активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный,

творческий

процесс.

Оно

включается

в

восприятие,

влияет

на

создание

новых

образов

воспринимаемых предметов, делая их более продуктивными.

Креативность

взгляда,

познавательная

активность

значительно

расширяют

и

углубляют

процесс

познания

это

важнейшие

составляющие

творческого

процесса.

С

деятельностью

по

развитию

творческих

способностей

и

познавательной

активности

связано

формирование

ряда

нравственно-психологических

качеств

личности

учащихся,

таких,

как

чувство

ответственности,

патриотизм,

толерантность,

коммуникабельность.

Развитие

творческих

способностей

на

уроках

связано

со

всей

общественной

жизнью

ученика.

Особое

значение

в

создании

образов

имеет

мировоззрение,

мировосприятие

и

мироощущение

ребенка.

Процесс

творческого

становления

личности ученика неразрывно связан с эмоционально-волевой линией его жизни и познавательной

активности.

Процесс

обучения

должен

быть

так

организован,

чтобы

у

учащихся

пробуждался

мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и

навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Изучение

учебного

материала

необходимо

заполнить

творческой,

индивидуальной

доминантой

ученика,

которая, в свою очередь, не ограничивала бы познавательную деятельность учащихся в таких

составляющих, как самостоятельная работа. И тогда, образовательный процесс приобретет статус

мобильности, эффективности, эмоциональности и сможет дать чувство удовлетворения и созерцания

от своей деятельности и всего образовательного процесса в целом.

География – это один из тех предметов, где процесс развития интеллектуально-творческих

способностей

и

познавательной

активности

у

воспитанников

ОУ

приобретает

наиболее

яркие

смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала

учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии

изучения предмета (6-е классы),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов,

понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов

урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более

продуктивным от темы к теме.

Для развития интеллектуально-творческих способностей и познавательной активности на уроках

географии 6-ые классы являются наиболее сложным звеном образовательного процесса, где главной

целью успешной реализации данного проекта служит развитие первичного творческого потенциала

школьника по средством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. На данном

этапе важно выявить (исходя из возрастных особенностей учащихся),– степень его адаптивности с

окружающим миром. Основываясь на этом необходимо строить концепцию урока.

Примерные формы, методы, приемы, технологии для работы в 6-м классе.

6-й класс. Предмет “Физическая география”.

1.

Я

топограф.

Создание

своей

системы

условных

знаков

и

отображение

ее

на

собственно

придуманной карте с текстовым описанием.

2.

Поиск

географического

объекта

Невидимки.

Учащиеся

сами

выбирают

для

определения

географических координат те или иные географические объекты, которых нет в учебном атласе.

После определения учащиеся наносят географические объекты на контурные карты.

3. Вулканический коллаж.

4. Создание собственной иллюстрированной сказки: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ”.

6. Облака моего любимого города.

7.

Погода

в

доме.

Хроника

событий

семьи

с

описанием

погоды

в

данный

период

жизни,

с

использованием фото– и видео – материалов.

8. “Если б я был Гидросферой…”. Создание истории на экологическую тематику.

9.

“Гляжу

в

озера

синие…”.

Ассоциативное

изображение

озер

России

или

мира

с

помощью

различных художественных приемов.

Интеллектуально-творческие мероприятия необходимо сочетать с разнообразными формами работы

и обязаны решать воспитательные, обучающие, развивающие и здоровьесберегающие задачи.

Звено

(7–9-е

классы)

строится

на

сформированных

положительных

эмоциях,

благоприятном

психологическом климате в процессе учебной деятельности и межличностном общении. Главная

цель

успешного

развития

творческих

способностей

и

познавательной

активности

на

уроках

географии в 7-9-х классах состоит в реализации условий для самовыражения личности на основе

индивидуальных

наклонностей

и

дифференцированного

подхода

через

адаптацию

в

активную

социально-учебную деятельность. Мотивом для укрепления и развития творческой активности на

уроках географии может стать личностное общение с учителем, учениками класса. Тогда школьник

сможет оценить свой потенциал и, по-новому, скорректировать и скоординировать действия.

Доброжелательность, объективность, поощрение, лояльность, целенаправленность взглядов педагога,

обязательно систематизируют и оптимально усовершенствуют творческий подход к обучению, что

обеспечит высокий уровень образованности у учащихся и позволит укрепить сформированную

творческую самодостаточность.

Примерные методические технологии, используемые в 7–9 классах.

1.

Творческая мастерская. “Эндемики Австралии”.

2.

Интеллектуальная мастерская. “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.

3.

Урок-собеседование. “Вклад М.В.Ломоносова в географическую науку”.

4.

Эпоха Возрождения и география.

5.

Создание альбома: “Африка”.

6.

Создание энциклопедии по природным зонам России.

7.

Поэтический калейдоскоп. “Федеративное устройство Российской Федерации”.

8.

География материков и океанов в кинофильмах отечественных и зарубежных.

9.

Сказочные герои Америки.

Организация творчества на уроках географии в 10–11-х классах базируется на сформированном

алгоритме

действий.

Для

зрелой

творческой

работы

необходимо

овладеть

способностью

самостоятельно и критично мыслить, понимать сущность явлений и процессов, быть пытливым, что

в значительной мере обеспечивает продуктивность учебной деятельности.

Умение использовать накопленный опыт, собственные мысли, способность анализировать, обобщать,

сравнивать,

находить

качественные

пути

решения,

все

это

является

значимым

показателем

аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе ранее сформированных систем развития

творческих способностей и познавательной активности. Использование творческих заданий требует

углубления

поисковых,

проектных

методов

преподавания.

От

учителя

потребуется

большая

подготовительная

научно-методическая

работа.

Различные

виды

деятельности

способствуют

психофизическому,

нравственно-личностному

развитию

ученика.

Диалоговые,

интеллектуальные,

развлекательные,

развивающие

задания

дают

путь

воображению

и

способствуют

творчеству

учащихся.

Тематика методических приемов для 10–11 классов.

1.

Портфолио,

компьютерная

презентация

или

слайд-шоу

по

выбранной

стране.

С

использованием

пунктов:

герб,

гимн,

флаг

страны;

культурное

наследие

страны;

этногеографические особенности страны; – фольклор; – национальная кухня страны.

2.

Рождество Христово – путешествие по странам.

3.

Культурное и природное наследие, охраняемое ЮНЕСКО.

4.

ЭССЭ. Решение глобальной сырьевой проблемы.

5.

Создание энциклопедии Международных организаций и сообществ.

6.

Туристический круиз по странам Европы.

7.

Создание

памятки

для

туристов

по

странам

Европы

с

описанием

главных

достопримечательностей.

8.

Инсталляция. Экономика и современное искусство Южной Америки.

9.

Международные

новости.

Обзор

социально-экономической

и

политической

обстановки

в

мире.

10. Экология Земли. Анализ экологических проблем современности.

Особое внимание, при использовании творческих заданий, следует уделить личностному опыту

учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать

стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя

потребность формировать в себе творческую личность. Развитие познавательного интереса даст

возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки и

самореализации личности.

Назову некоторые приемы и способы взаимодействия с учениками, применяемые в своей практике,

способствующие

развитию

познавательной

активности,

интеллектуальных

и

творческих

способностей учащихся.

Выдача заданий разного уровня сложности.

Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это

задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а

третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание

второго

и

третьего

уровней

оценивается

дополнительной

отметкой.

Аналогичный

подход

осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Прием “проблемное задание”.

Подготовлены задания повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой

желающий может взять одно из заданий проблемной тематики и попробовать ее решить. Такая

попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (предложено

решение проблемы) в письменном виде с объяснением, ученик получает отличную отметку.

Экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.

Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по

которым они выступают на уроках.

Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том

числе из других предметных областей.

Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, экологии,

биологии,

экономики

и

др.),

вырабатываются

осознанные

навыки

работы

с

компьютером

и

программными средствами.

Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8-х и 9-

х классах – с использованием Power Point.

Использование

интерактивных

форм

организации

учебных

занятий (игровые

уроки,

уроки-

конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Все

эти

нестандартные,

интерактивные

формы

проведения

занятий

способствуют

повышению

интеллектуальной

и

творческой

активности

учащихся,

что

является

важнейшим

фактором

развивающего обучения.

Большую

роль

в

повышении

интеллектуальной

и

творческой

активности

учащихся

играютвнеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель

которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса

и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Работоспособность, расширение кругозора, соблюдение этнокультурных традиций, тренировка воли,

характера,

уважительное

отношение

к

окружающей

действительности

будет

вести

к

проекции

будущей взрослой жизни.

Содействие

педагога

в

творческом

становлении

личности

ученика,

является

приоритетной

составляющей и основной педагогической единицей учебного процесса, в частности, предмета

географии.



В раздел образования