Напоминание

Путешествие в мир экологии


Автор: Панкратова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: Г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Путешествие в мир экологии
Раздел: начальное образование





Назад




I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI

века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на-

чальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании»,

принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического

образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ

теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных

школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками,

одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично

взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы

продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь

период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут-

вержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ до-

полнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н.

Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся,

полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического

содержания в начальной школе (1–4 классы)

Данная программа позволяет решать: развитие у младших школьников экологоэстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе; изучение народных традиций,

отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука); формирование

элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по

изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Программа «Путешествие в мир экологии», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-

1

образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возрастной

психологии,

экологической

педагогики

и

психологии

(С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко)

и

концепция

личностно

ориентированного

образования (В. В. Сериков).

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие з а дачи :

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой

природы,

о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и

правилах

поведения

в

природе

и

привычек

их

соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.

Развитие

способности

формирования

научных,

эстетических,

нравственных

и

правовых

суждений

по

экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного

и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и

миру природы.

7.

Развитие потребности в необходимости и возможности

решения экологических проблем, доступных младшему

школьнику,

ведения

здорового

образа

жизни,

стремления

к

активной практической

деятельности

по

охране

окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения

Программа рассчитана на 4 года: 270 часов. В 1 классе –33 часа, 2-4 классы по 68 часов.

Занятия проводятся раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах.

Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за

счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение

знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов

знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин

Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе,

ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической

культуры.

2

Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как

целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких

объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в

содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные

связи.

В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как

наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей

практической деятельности.

II.

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности:

Программа, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:

личностных

развитие

любознательности

и

формирование

интереса

к

изучению

природы

методами

искусства

и

естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое

отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные

жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания

необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

П о к а з а т е л и в л и ч н о с т н о й сфере р е б е н к а:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

метапредметных — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя

умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы,

проводить

самооценку

уровня

личных

учебных

достижений;

освоение

элементарных

приемов

исследовательской

деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного

исследования

(опыта,

наблюдения),

составление

его

плана,

фиксирование

результатов,

использование

простых

измерительных

приборов,

формулировка

выводов

по

результатам

исследования;

формирование

приемов

работы

с

информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей,

понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и

3

участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

предметных

сформированность

представлений

об

экологии

как

одном

из

важнейших

направлений

изучения

взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о

взаимосвязи

мира

живой

и

неживой

природы,

между

живыми

организмами;

об

изменениях

природной

среды

под

воздействием

человека;

освоение

базовых

естественно-научных

знаний,

необходимых

для

дальнейшего

изучения

систематических

курсов

естественных

наук;

формирование

элементарных

исследовательских

умений;

применение

полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и

правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями

и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить

примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости

здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды

Содержание программы «Путешествие в мир экологии» разработано на основе интеграции различных областей знаний

(естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих).

Представленная

целостная

программа

разработана

для

учащихся

начальной

школы, состоит из четырех частей,

органически связанных друг с другом

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год о б у ч е н и я - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34часа)

3-й год о б у ч е н и я – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34часа).

Основные п р и н ц и п ы содержания программы:

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип экологического гуманизма;

• принцип краеведческий;

• принцип практической направленности.

4

Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :

• Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий

действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает

в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую

атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,

ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си-

туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия,

практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,

звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические

взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности

предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди-

видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие

задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс-

курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические

акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к

совместной экологической деятельности: семейные

экологические

домашние

задания,

участие

в

работах на пришкольном

участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и

«Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении

летних заданий.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность

является

условием

приобретения

прочных

знаний,

преобразования

их

в

убеждения

и

умения,

формирования

основ

экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических

занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,

водоем и т.п.).

5

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать

восприятие

и

усвоение

знаний,

создавать

условия

для

высказывания

младшими

школьниками

суждений

нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и

утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным

принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и

других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса

несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших

школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей,

интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия,

интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию,

состраданию.

Результативность

Результативность

и

целесообразность работы по программе «Путешествие в мир экологии » выявляется с помощью комплекса

диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся и родителей; в

течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения

итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники:

ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

6

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению

природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

III.Содержание курса внеурочной деятельности:

Содержание курса . 2-й год обучения

7

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)

«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем,

что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь

нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой

природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными

животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.

Дома в деревне и в городе

Тема 3. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению

чистоты и порядка в своем доме.

Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для

здоровья деревьев?

Тема 6. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц

(лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые

большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки

можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со

временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению

общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе

8

хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь,

уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 10. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой

комнатах? Дежурство по классу

Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

Тема 12. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с

учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни

и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.

Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках

тополя, сирени

Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)

Тема 17. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная

уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за

домашними животными

Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил

гигиены

9

Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность

человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими

пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 22. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)

Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая,

загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры

воды

Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)

Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения

Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о

10

выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы

Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение

декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный

эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)

Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха

есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред

табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

IV. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

2-й

год

обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа

занятия

Тема занятий

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

Введение (1час)

1

Что такое экология?

1

07.09

1. Мой дом за окном (6 часов)

2

Мой дом

1

14.09

3

Дом, где мы живем

1

21.09

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

28.09

11

5

Деревья твоего двора

1

05.10

6

Птицы нашего двора

1

12.10

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

19.10

8

Моя семья

1

09.11

9

Соседи-жильцы

1

16.11

10

Мой класс

1

23.11

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

30.11

12

Дом моей мечты

1

07.12

13

Рассказы, стихи о семье

1

14.12

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

21.12

3. Гигиена моего дома ( 7 часов)

15

Гигиена класса

1

11.01

16

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

18.01

17

Бытовые приборы в квартире

1

25.01

18

Экскурсия в школьную кухню

1

01.02

19

Наша одежда и обувь

1

08.02

20

Русская народная одежда

1

15.02

21

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

22.02

4. Вода - источник жизни (4 часа)

22

Вода в моем доме и в природе

1

01.03

23

Стихи, рассказы о воде в природе

1

15.03

24

Вода в жизни растений и животных.

1

05.04

25

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

12.04

5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа)

26

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

19.04

27

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

26.04

28

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности

тепла и света

1

03.05

12

6. Весенние работы (2 часа)

29

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

10.05

30

Воздух и здоровье человека

1

17.05

Итого:

30

V.УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОЕ,

МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Путешествие в мир экологии» необходимы следующие

принадлежности:

набор рабочих инструментов для практических занятий;

микроскоп, лупа;

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

набор ЦОР по окружающему миру.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области

естествознания,

обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса;

Ставрополь, 2000.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно-

логии: сб. науч. тр. /

8. под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

9. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

10.Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

13

11. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В.

Лучин. - М., 1989. 12.Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу /

13.С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

14.Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996. Носаль М. А.

Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

15.Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.

16.Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.

17.Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

18.Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.

19.Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№

8.

20.Плешаков А. А. Экологические

проблемы

и

начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

21.Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .

22.Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

23.Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

24. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

25.Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

26.Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас

Мира. / Индия 2008.

27.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

28.Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 200 Роберт Коуп. / Мир

насекомых. / Москва «Махаон» 2009

14



В раздел образования