Автор: Анохина Ольга Васильевна
Должность: учитель биологии и экологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Мироновка Питерского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Мироновка Питерский район Саратовская область
Наименование материала: программа элективного предмета по биологии
Тема: "Цитология. Размножение. Генетика."
Раздел: полное образование
ЦИТОЛОГИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ.
ГЕНЕТИКА.
Пояснительная записка.
Программа элективного предмета по биологии рассчитана на 1,5 часа в
неделю и предназначена для учащихся 10-х классов.
В школьной программе на базовом уровне для изучения биологии в 10
классе отводится один час, этого недостаточно для того, чтобы учащиеся
овладели полнотой знаний и применили их при сдаче экзаменов. Элективный
предмет содержит практикум по решению генетических задач и задачи по
молекулярной биологии. Программа элективного предмета направлена на
получение знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по биологии и
вступительных экзаменов в ВУЗы, а также для профильного обучения.
Первый раздел предусматривает более глубокое изучение химической
организации клетки, т.к. знание строения химических веществ и их функций
важно для понимания химических процессов, происходящих в организме.
В
разделе
«Строение
клетки»
особое
внимание
уделено
изучению
строения и функций мембран и вопросам о строении хромосом, о кариотипе
организмов. Данные о строении мембраны необходимы для обоснования
процессов транспорта веществ в клетку, ее обмена с окружающей средой.
Строение
хромосом
и
кариотип
организма
важно
для
понимания
цитологических основ наследственности.
В разделе «Обмен веществ» рассматривается биосинтез белка в клетке.
Он
имеет
большое
значение
в
понимании
механизмов
реализации
наследственной
информации
в
организме,
роли
генов
в
возникновении
наследственных заболеваний. Изучение этапов диссимиляции необходимо
для понимания обеспечения клеток энергией.
В
разделе
«Способы
деления
клеток»
особое
внимание
уделяется
пониманию цитологических основ бесполого и полового размножения.
Раздел «Размножение» посвящен изучению форм размножения и этапов
гаметогенеза. Знание этих вопросов необходимо для понимания значения
размножения в преемственности поколений, для сохранения видов.
Раздел
«Основы
генетики»
включает
изучение
з а ко н о в
наследственности, применение генных технологий.
Цель
курса:
способствовать
более
глубокому
изучению
данного
раздела
учащимися,
выработке
самостоятельного
анализа
учебного
материала, познакомить с современными достижениями в области биохимии,
эмбриогенеза (индивидуального развития), генетики.
Задачи курса: углубить основы биологических знаний по данному
разделу,
приобрести
практические
навыки
работы
с
микроскопом,
приготовления
препаратов,
постановки
биологических
экспериментов,
развить интерес к изучению биологических наук, умение самостоятельно
приобретать
знания
и
применять
их
на
практике,
развитие
творческих
способностей, умение работать с интернет-материалом и в группах.
Для
повышения
качества
знаний
программа
предусматривает
написание
докладов
и
сообщений
учащимися,
составление
к
ним
презентаций.
Чтобы повысить качество знаний предполагается работа с разными
источниками
информации:
энциклопедиями,
учебными
пособиями
для
углубленного изучения биологии, таблицами и др.
В ходе преподавания курса углубляется и расширяется содержание
каждой
темы,
применяются
разнообразные
методы,
способствующие
усвоению
материала:
лекция,
беседа,
самостоятельная
работа
с
биологическими
объектами,
зарисовка
изучаемых
объектов,
создание
моделей некоторых биологических процессов с помощью мультимедийных
средств, использование информационных средств обучения.
В
процессе
реализации
данной
программы
учащиеся
приобретают
следующие знания:
- особенности строения и химии клеток;
- основные
механизмы
трансформации
энергии
на
клеточных
мембранах;
- процессы реализации генетической информации;
- способы деления клеток как основа форм размножения организмов;
- генетические механизмы регуляции индивидуального развития;
- законы наследственности.
Учащиеся должны уметь:
-
устанавливать связи между структурой и функцией органелл;
-
решать задачи по теме: «Молекулярные основы наследственности»;
-
решать задачи по теме: «Основы генетики»;
-
применять
знания
о
клеточном
уровне
жизни
для
анализа
жизнедеятельности целостного многоклеточного организма;
- анализировать изучаемый материал, делать правильные выводы.
У учащихся должны быть сформулированы следующие компетенции:
1.
Учебно-познавательные:
- освоить
способы
решения
типовых
биологических
задач
по
алгоритму;
- выбрать наиболее рациональный путь выполнения практических и
лабораторных работ;
- самостоятельно оценивать свою деятельность;
- творчески решать практические задачи;
2.
Коммуникативные:
- выступать публично, вести диалог;
- участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
- убеждать, формулировать выводы.
3.
Общекультурные:
- управлять своим поведением, сочетать свои желания с интересами
коллектива;
- соблюдать
правила
техники
безопасности
при
выполнении
практических и лабораторных работ.
4.
Информационные:
- конспектировать дополнительную литературу, составлять тезисы;
- описывать результаты лабораторных работ, делать выводы.
Учебно-тематический план.
№
Тема
Количество
часов
Форма
проведения
Образовательный
продукт
1./1
Методы
и с с л е д о в а н и я
в
биологии.
1
Бе седа,
в и д е о -
урок
Продукт.
Сообщения
учащихся.
2./2
Химический
состав
клетки.
Неорганические
вещества.
1
Л е к ц и я
с
элементами
беседы.
Опорный конспект.
3./3,4
Белки, их строение,
функции:
рецепторная,
транспортная,
энергетическая,
двигательная,
защитная
(свертывание
крови), токсическая,
запасающая.
2
Лекция.
Лабораторная
работа №1
Конспект.
Оформление
работы.
4./5,6
Биологически
активные
вещества.
Ферменты.
Гормоны.
2
Л е к ц и я
с
элементами
беседы.
Конспект.
5./7
У г л е в о д ы ,
и х
классификация
и
значение. Липиды.
1
Лабораторная
работа №2
Оформление
лабораторной
работы.
6./8
Нуклеиновые
кислоты
–
история
открытия.
1
Лабораторная
р а б о т а
№ 3 .
Б е с е д а
с
элементами
демонстрации
их
свойств. Беседа.
Схема
классификации.
Опорный конспект.
7./9
Н у к л е и н о в ы е
кислоты: ДНК, РНК.
1
Решение задач.
К о н с п е к т ,
рисунки,
оформление задач.
8./10
О б щ и й
п л а н
строения
клетки.
Мембрана.
Транспорт
веществ
через мембрану.
1
Беседа.
Видеофильм.
Конспект, рисунки.
9./11,12
К а р и о т и п .
Е г о
характеристика.
2
Л е к ц и я
с
элементом
беседы,
решение
з а д а ч
н а
Конспект,
оформление задач.
цитологической
основе
наследственности
.
10./13,14,15
Биосинтез
белка.
Этапы
биосинтеза
белка
у
про
–
и
эукариот.
Э т ап ы
трансляции.
3
Лекция,
решение
з а д а ч
н а
молекулярной
основе
наследственности
.
Конспект,
оформление задач.
11./16,17
О бм е н
в е щ е с т в .
А Т Ф
–
е д и н а я
энергетическая
в а л ю т а
к л е т к и .
Ц и к л
К р е б с а
–
общий
конечный
путь,
завершающий
обмен
всех
видов
органических
веществ.
2
Лекция,
демонстрация
схемы.
Конспект.
12./18
Генетические
механизмы
идентичности
соматических
к л е т о к .
О с н о в ы
комбинативности
изменчивости.
1
Лекция,
практическая
работа
моделирования
механизмов
митоза и мейоза.
Конспект,
мультимедийные
пособия.
13./19
Формы
размножения
организмов,
значение полового и
бесполого
размножения.
1
Л е к ц и я
с
элементами
беседы.
Наблюдение
з а
оформлением
результатов
живыми
объектами.
Конспект.
14./20,21,22
История
развития
генетики.
Законы
Менделя.
3
(1/2)
Презентация.
Решение задач
Оценка знаний.
15./23,24
Кодоминирование.
3
(1/2)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний.
16./25,26,27
Наследование
по
типу
множественных
аллелей.
3
(1/2)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний.
17./28,29,30,31
Независимое
наследование
признаков.
4
(1/3)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний
18./32,33,34,35
Комплементарность.
Эпистаз.
4
(2/2)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний
19./36,37,38,39
Полимерное
действие генов.
4
(1/3)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний
20./40,41
Генетическое
2
Лекция.
Решение
Конспект.
Оценка
определение пола
(1/1)
задач.
знаний
21./42,43,44,45
Сцепленное с полом
наследование.
4
(2/2)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний
22./46,47
Наследование
летальных генов.
2
(1/1)
Лекция.
Решение
задач.
Конспект.
Оценка
знаний
23./48
М у т а г е н ы
и
и х
влияние
на
живую
природу и человека.
1
Лекция.
Видиоролик.
Конспект.
24./49
Этические
аспекты
применения
генных
технологий.
1
Лекция.
Конспект.
25./50
Здоровье
и
образ
жизни человека.
1
Презентация.
Конспект.Оценка
знаний.
26./51
Олимпиада.
Смотр
з н а н и й
п о
эл.предмету.
1
Бой эрудитов.
Оценка знаний.
Темы докладов:
«Ферменты – биологические катализаторы»
«Трансформация и трансдукция – доказательства генетической роли
ДНК»
«Вирусные заболевания человека»
«Транспортная роль биологических мембран»
«Сравнительная
роль
митохондрий
и
хлоропластов
в
процессах
трансформации энергии»
«Рибосомы – фабрики белка»
Литература.
1.
Богданова
Т.Я.,
Солодова
Е.А.
Биология.
Справочник
для
старшеклассников
и
поступающих
в
вузы.
Полный
курс
подготовки
к
выпускным и вступительным экзаменам. М.: АСТ-ПРЕСС. 2001.
2.
Грин Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология. Т. 1-3. – М.: Мир. 2001.
3.
Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углублённым
изучением биологии. Под ред. А.О. Рувимского. - М.: Просвещение. 1993.
4.
Решение задач по генетике. Под ред. доктора биол. наук профессора
С.И. Беляниной. изд. Саратовского медицинского университета. 2004.
5.
Решение задач по генетике.Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. изд.
«Лицей» 1998г.
6.
Гончаров О.В. Генетика.изд. «Лицей» 2005 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мироновка
Питерского района Саратовской области»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА ПО БИОЛОГИИ
ЦИТОЛОГИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ.ГЕНЕТИКА.
Учитель биологии и экологии
МОУ «СОШ с. Мироновка»
Анохина О.В.
2017 – 2018 учебный год.