Напоминание

"Русский язык как неродной"


Автор: Либакова Марина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ" Воробьёвицкая СОШ"
Населённый пункт: п.Воробьёвица
Наименование материала: статья
Тема: "Русский язык как неродной"
Раздел: полное образование





Назад




"Русский язык как неродной".

Выполнила Либакова Марина Витальевна, учитель МОУ "Воробьёвицкая"СОШ

Вохомского муниципального района

Русский язык как неродной

– это находящаяся на стадии разработки

методика обучения русскому языку всех учащихся полиэтнических

классов общеобразовательных школ, как русских, так и инофонов.

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе –

целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного

результата.

Основной целью преподавания русского языка как неродного должно

сталть создание условия для «мягкого» включения детей в процесс

обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в

области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности

(аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции в

речи и на разных уровнях языковой системы.

Т.М. Балыхина в учебном пособии «Методика преподавания русского

языка как неродного, нового» предлагает в обучении русскому языку

как неродному опираться на следующие положения метода «тихого»

обучения: – в процессе овладения неродным/иностранным языком

акцент смещается с обучения на учение, которое рассматривается как

творческий процесс; – отличительная черта – своеобразная роль

педагога, который должен помогать учащимся, но оставаться

эмоционально нейтральным в реакции как на учебные успехи, так и

ошибки обучающихся; – используются приемы, характерные для

аудиолингвального и ситуативного методов, суть которых состоит в

выполнении действий по образцу, имитации и самостоятельном

воспроизведении высказывания; – применяются различные опоры:

картинки, предметы, таблицы, в том числе при обучении

произношению; – язык рассматривается в качестве «заменителя»

физических действий, поэтому в обучении применяется симуляция

учащимися всевозможных действий, которые сопровождаются

речевыми высказываниями (с опорой на наглядный материал).

Общением на неродном языке можно овладеть более эффективно при

условии, что обучение носит характер сотрудничества, адекватно

возрасту обучающихся; учебный материал, его формальные и

прагматические характеристики практико-ориентированы и

приспособлены к нуждам обучающихся; применяемые методики

видоизменяются в зависимости от конкретных обстоятельств и больше

значения придается ситуативному и визуальному контексту

коммуникации. Следует широко использовать в практике преподавания

коллективные формы работы (работа в группах, в парах), игровые

технологии.

Личностно-ориентированный

подход, учитывающий индивидуальные

особенности обучающихся, позволяет эффективно решать задачи

обучения русскому как неродному.

Мы, учителя русского языка и литературы, прекрасно знаем, что

главная задача преподавания русского языка на современном этапе -

целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного

результата (успешная сдача ЕГЭ). Все школьники Российской

Федерации должны пройти через систему государственной итоговой

аттестации, не дифференцированной в зависимости от владения

русским языком как родным или нерородным.

В нашей школе на данный момент таких детей нет.

Поэтому дать

психолого-педагогические особенности своих учеников, для которых

русский язык не является родным, я не могу. Но положение может

измениться в любой момент, поэтому вопрос о преподавании русского

языка как неродного нельзя оставить без внимания.

Мне кажется, самое главное для таких детей в школе-создание

действительно " тёплой" атмосферы: доброжелательности,

стремления помочь, понимания их проблем, прежде всего,

языковых. Конечно, нужна помощь. В чём она может заключаться

со стороны учителя русского языка и литературы?

1.Психологически настроить на дальнейшее изучение русского

языка 2. Вызвать интерес к изучению языка на примере чтения

текстов, по возможности простых и более понятных таким

детям.3. Дать возможность ответить на самые простые вопросы и

укрепить в ребёнке уверенность, что и он может выучить

русский язык, создать запас слов, которые ему потребуются для

общения. 4.Создавать на уроке различные ситуации, в котрых

может оказаться такой ребёнок, вместе находить решение.5.

Научить детей выговаривать слова в соответствии с русскими

нормами.



В раздел образования