Автор: Хамеляйнен Светлана Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГОБОУ "Вечерняя школа"
Населённый пункт: п. Панковка Новгородский район Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока географии
Тема: "Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия"
Раздел: полное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ
на тему : «Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия»
Класс : 10
Учебник: Максаковский В.П. «География 10 - 11»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: изучить географическое положение, особенности населения, природно-ресурсного потенциала, хозяйственной деятельности в
странах Северной Европы на примере Швеции, Норвегии, Финляндии.
Планируемые результаты:
А) предметные – знать особенности географического положении стран Северной Европы его влияние на природу и хозяйственную
деятельность населения страны; изучить характерные черты населения региона, демографическую ситуацию; уметь определять по картам
природно-ресурсную базу, отраслевой состав хозяйства стран.
Б)
метапредметные –
уметь
работать
с
разными
источниками
информации
(учебник,
карты,
атласы,
справочная
литература);
классифицировать по заданным критериям, устанавливать взаимосвязь, сравнивать, делать выводы; заполнять таблицы
.
В) личностные - высказывать своё мнение, участвовать в обсуждении полученных знаний,
развивать навыки сотрудничества в разных
учебных ситуациях; слушать и оценивать ответы одноклассников.
ТСО: компьютер, проектор, экран
Организационная структура урока
Этап урока
УУД, формируемые на
данном этапе
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1. Мотивация
Регулятивные:
формулировать
ответы
н а
в о п р о с ы .
Познавательные: делать
выводы
о
полученной
информации.
Коммуникативные:
р а з в и т и е
у м е н и я
Учитель
предлагает
вспомнить,
какие
регионы
Европы
обучающиеся уже изучили (Западная, Восточная). Сегодня мы
виртуально
отправляемся
в
другую
часть
Европы.
А
куда?
Попробуйте узнать. Учитель читает стихотворение К. Бальмонта
«У Скандинавских скал»:
«Дремлют гранитные скалы, викингов приют опустевший,
Мрачные сосны одели их твердую темную грудь.
Скорбь в небесах разлита, точно грусть о мечте отлетевшей,
Обучающиеся слушают
учителя, просматривают
презентацию, отвечают на
поставленный вопрос,
делают предположение о
теме урока, формулируют
тему.
оформлять свои мысли.
Личностные:
мобилизация внимания.
Ночь без Луны и без звезд бесшумно свершает свой путь.
Ластится к берегу Море волной шаловливо-беспечной,
Сердце невольно томится какою-то странной тоской:
Хочется слиться с Природой, прекрасной, гигантской, и вечной.
Хочется капелькой быть в безграничной пучине морской.».
При этом демонстрируется презентация фотографий Северной
Европы.
Учитель предлагает сформулировать тему урока, корректирует
высказывания обучающихся при определении темы урока.
2. Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном
действии
Регулятивные:
выделение и осознание
учащимися
того,
что
уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Познавательные:
знаково-символические
действия
(оформление
таблицы).
Выясняет, что обучающиеся знают о Северной Европе, странах
этого региона. Для этого обучающимся нужно заполнить первый
столбик бортового журнала
Что мне известно по данной
теме?
Что нового я узнал на уроке?
Учащиеся
показывают
имеющиеся у них знания
по теме урока; обобщают
их.
Оформляют
первый
с т о л б и к
б о р т о в о г о
журнала
в
т е т р а д я х .
Формулируют цель урока.
3. Этап
выявления места
и причины
затруднения
Регулятивные:
оценка
имеющихся знаний.
Спрашивает, достаточно ли знаний обучающихся, чтобы иметь
полное
представление
о
регионе.
Какие
затруднения
у
вас
возникли?
В ы с к а з ы в а ю т
с в о ё
м н е н и е .
К а ж д ы й
фиксирует для себя место
затруднения.
4.Этап
построения
проекта выхода
из создавшейся
ситуации
Познавательные:
Определение цели
деятельности, поиск и
выделение необходимой
информации.
Учитель предлагает ученикам определить, какой информации не
хватает, чтобы дать экономико-географическую характеристику
странам
Северной
Европы.
На
основании
высказываний
предлагает определить цель урока.
Учитель предлагает составить кластеры, с помощью которых
будет изучаться новая тема.
Ученики
высказывают
предположения:
какое
именно
новое
знание
поможет
им
разрешить
затруднение.
Ф о р м ул и р у ю т
ц е л ь
урока.
5.Реализация
построенного
проекта
Познавательные:
находить информацию в
разных
и с точ н и ка х ,
определение
основной
и
в т о р о с т е п е н н о й
информации.
Р е г у л я т и в н ы е :
определение
последовательности
промежуточных целей с
учётом
конкретного
результата.
Личностные:
формируем
мотивацию
к
целенаправленной
познавательной
деятельности
.
Коммуникативные:
организация
работы
в
группе.
Обучающимся
нужно
разделится
на
3
группы
и
составить
кластер. Каждая группа работает над своей темой (Норвегия,
Швеция, Финляндия). Для составления кластера используются
учебник, карты атласа, дополнительная литература.
Гр у п п о в а я
р а б о т а
с
различными источниками
информации. Графическое
оформление
полученной
информации.
6. Этап
первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи
Познавательные:
у м е н и е
о с о з н а н н о
с т р о и т ь
р е ч е в о е
высказывание.
Регулятивные:
составление
плана
и
последовательности
действий
Коммуникативные:
у м е н и е
с л у ш ат ь
и
вступать в диалог
Одному ученику от группы предлагается выйти к доске и дать
краткую
экономико-географическую
характеристику
страны.
Все обучающиеся должны слушать его и заполняют 2 столбик
бортового журнала (что нового я узнал на уроке?)
У ч е н и к и
д а ю т
характеристику
страны,
опираясь на составленный
кластер.
Заполняют
2
с т о л б и к
б о р т о в о г о
журнала.
Географическо
е положение
население
Название страны
Отрасли
хозяйства
Природные
ресурсы
ресурсы
Международны
е отношения
Личностные:
мобилизация внимания.
7.Этап
самостоятельной
работы с
проверкой по
эталону
Регулятивные: контроль
в
форме
с р а в н е н и я
способа действия и его
результата
с
заданным
эталоном
Ученикам
даётся
тест
по
теме
урока.
Они
отвечают.
Затем
осуществляется взаимная проверка. Ответы теста выведены на
экран.
Выполнение теста.
8.Этап
включения в
систему знаний
и повторения
Познавательные: поиск
и выделение
необходимой
информации; в том
числе с помощью
компьютерных средств.
Обучающимся
нужно
составить
кроссворд
по
теме
урока
(домашнее задание).
Составление
кроссворда
(домашнее задание)
9. Рефлексия
Регулятивные: умение
соотнести
ре зульт ат
своей
деятельности
с
целью урока и оценить
его.
Личностные: осознават
ь
успешность
своей
деятельности.
Учитель предлагает проанализировать второй столбик бортового
журнала. Сравнить его с первым столбиком. Определить, какие
новые знания обучающиеся получили на уроке, что научились
делать, достигли ли поставленной цели.
Ученики соотносят цели,
которые
они
ставили
на
уроке и результаты своей
деятельности.