Напоминание

"Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия"


Автор: Хамеляйнен Светлана Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГОБОУ "Вечерняя школа"
Населённый пункт: п. Панковка Новгородский район Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока географии
Тема: "Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия"
Раздел: полное образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ

на тему : «Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия»

Класс : 10

Учебник: Максаковский В.П. «География 10 - 11»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: изучить географическое положение, особенности населения, природно-ресурсного потенциала, хозяйственной деятельности в

странах Северной Европы на примере Швеции, Норвегии, Финляндии.

Планируемые результаты:

А) предметные – знать особенности географического положении стран Северной Европы его влияние на природу и хозяйственную

деятельность населения страны; изучить характерные черты населения региона, демографическую ситуацию; уметь определять по картам

природно-ресурсную базу, отраслевой состав хозяйства стран.

Б)

метапредметные

уметь

работать

с

разными

источниками

информации

(учебник,

карты,

атласы,

справочная

литература);

классифицировать по заданным критериям, устанавливать взаимосвязь, сравнивать, делать выводы; заполнять таблицы

.

В) личностные - высказывать своё мнение, участвовать в обсуждении полученных знаний,

развивать навыки сотрудничества в разных

учебных ситуациях; слушать и оценивать ответы одноклассников.

ТСО: компьютер, проектор, экран

Организационная структура урока

Этап урока

УУД, формируемые на

данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация

Регулятивные:

формулировать

ответы

н а

в о п р о с ы .

Познавательные: делать

выводы

о

полученной

информации.

Коммуникативные:

р а з в и т и е

у м е н и я

Учитель

предлагает

вспомнить,

какие

регионы

Европы

обучающиеся уже изучили (Западная, Восточная). Сегодня мы

виртуально

отправляемся

в

другую

часть

Европы.

А

куда?

Попробуйте узнать. Учитель читает стихотворение К. Бальмонта

«У Скандинавских скал»:

«Дремлют гранитные скалы, викингов приют опустевший,

Мрачные сосны одели их твердую темную грудь.

Скорбь в небесах разлита, точно грусть о мечте отлетевшей,

Обучающиеся слушают

учителя, просматривают

презентацию, отвечают на

поставленный вопрос,

делают предположение о

теме урока, формулируют

тему.

оформлять свои мысли.

Личностные:

мобилизация внимания.

Ночь без Луны и без звезд бесшумно свершает свой путь.

Ластится к берегу Море волной шаловливо-беспечной,

Сердце невольно томится какою-то странной тоской:

Хочется слиться с Природой, прекрасной, гигантской, и вечной.

Хочется капелькой быть в безграничной пучине морской.».

При этом демонстрируется презентация фотографий Северной

Европы.

Учитель предлагает сформулировать тему урока, корректирует

высказывания обучающихся при определении темы урока.

2. Актуализация

знаний и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном

действии

Регулятивные:

выделение и осознание

учащимися

того,

что

уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению.

Познавательные:

знаково-символические

действия

(оформление

таблицы).

Выясняет, что обучающиеся знают о Северной Европе, странах

этого региона. Для этого обучающимся нужно заполнить первый

столбик бортового журнала

Что мне известно по данной

теме?

Что нового я узнал на уроке?

Учащиеся

показывают

имеющиеся у них знания

по теме урока; обобщают

их.

Оформляют

первый

с т о л б и к

б о р т о в о г о

журнала

в

т е т р а д я х .

Формулируют цель урока.

3. Этап

выявления места

и причины

затруднения

Регулятивные:

оценка

имеющихся знаний.

Спрашивает, достаточно ли знаний обучающихся, чтобы иметь

полное

представление

о

регионе.

Какие

затруднения

у

вас

возникли?

В ы с к а з ы в а ю т

с в о ё

м н е н и е .

К а ж д ы й

фиксирует для себя место

затруднения.

4.Этап

построения

проекта выхода

из создавшейся

ситуации

Познавательные:

Определение цели

деятельности, поиск и

выделение необходимой

информации.

Учитель предлагает ученикам определить, какой информации не

хватает, чтобы дать экономико-географическую характеристику

странам

Северной

Европы.

На

основании

высказываний

предлагает определить цель урока.

Учитель предлагает составить кластеры, с помощью которых

будет изучаться новая тема.

Ученики

высказывают

предположения:

какое

именно

новое

знание

поможет

им

разрешить

затруднение.

Ф о р м ул и р у ю т

ц е л ь

урока.

5.Реализация

построенного

проекта

Познавательные:

находить информацию в

разных

и с точ н и ка х ,

определение

основной

и

в т о р о с т е п е н н о й

информации.

Р е г у л я т и в н ы е :

определение

последовательности

промежуточных целей с

учётом

конкретного

результата.

Личностные:

формируем

мотивацию

к

целенаправленной

познавательной

деятельности

.

Коммуникативные:

организация

работы

в

группе.

Обучающимся

нужно

разделится

на

3

группы

и

составить

кластер. Каждая группа работает над своей темой (Норвегия,

Швеция, Финляндия). Для составления кластера используются

учебник, карты атласа, дополнительная литература.

Гр у п п о в а я

р а б о т а

с

различными источниками

информации. Графическое

оформление

полученной

информации.

6. Этап

первичного

закрепления с

проговариванием

во внешней речи

Познавательные:

у м е н и е

о с о з н а н н о

с т р о и т ь

р е ч е в о е

высказывание.

Регулятивные:

составление

плана

и

последовательности

действий

Коммуникативные:

у м е н и е

с л у ш ат ь

и

вступать в диалог

Одному ученику от группы предлагается выйти к доске и дать

краткую

экономико-географическую

характеристику

страны.

Все обучающиеся должны слушать его и заполняют 2 столбик

бортового журнала (что нового я узнал на уроке?)

У ч е н и к и

д а ю т

характеристику

страны,

опираясь на составленный

кластер.

Заполняют

2

с т о л б и к

б о р т о в о г о

журнала.

Географическо

е положение

население

Название страны

Отрасли

хозяйства

Природные

ресурсы

ресурсы

Международны

е отношения

Личностные:

мобилизация внимания.

7.Этап

самостоятельной

работы с

проверкой по

эталону

Регулятивные: контроль

в

форме

с р а в н е н и я

способа действия и его

результата

с

заданным

эталоном

Ученикам

даётся

тест

по

теме

урока.

Они

отвечают.

Затем

осуществляется взаимная проверка. Ответы теста выведены на

экран.

Выполнение теста.

8.Этап

включения в

систему знаний

и повторения

Познавательные: поиск

и выделение

необходимой

информации; в том

числе с помощью

компьютерных средств.

Обучающимся

нужно

составить

кроссворд

по

теме

урока

(домашнее задание).

Составление

кроссворда

(домашнее задание)

9. Рефлексия

Регулятивные: умение

соотнести

ре зульт ат

своей

деятельности

с

целью урока и оценить

его.

Личностные: осознават

ь

успешность

своей

деятельности.

Учитель предлагает проанализировать второй столбик бортового

журнала. Сравнить его с первым столбиком. Определить, какие

новые знания обучающиеся получили на уроке, что научились

делать, достигли ли поставленной цели.

Ученики соотносят цели,

которые

они

ставили

на

уроке и результаты своей

деятельности.



В раздел образования