Автор: Успаская Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Окружающий мир 4 класс по теме "Тундра"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Уровень образования: общеобразовательный
УМК «Планета знаний». Авторы учебника: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
Тема урока: «Тундра»
Цели урока: Создать условия для формирования представления о природной зоне тундры, о её географическом
положении, климатических условиях, о животном и растительном мире, о условиях проживания и экологических
проблемах населения тундры; обеспечить усвоение обучающимися новых понятий и терминов: природная
зона,тундра,климат,погода, «полярная ночь», «полярный день», миграция, кочевать, лемминг.
Задачи урока:
1.Образовательные: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,
растительным и животным миром, деятельностью человека;
2.Воспитательные:показать обучающимся необходимость в приобретении знаний и умений, использовании их в
практической деятельности; воспитывать интерес к изучению нашей Родины.
3.Развивающие: помочь обучающимся осознать социальную, практическую, и личностную значимость учебного
материала; развивать познавательный интерес; умение работать с картой и атласом; содействовать развитию у
школьников умению общаться;обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать
природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой
природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры; сравнивать природу
тундры и зоны арктических пустынь; формулировать правила экологической этики.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;
умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
участие
в
групповой
работе
с
использованием
речевых
средств
для
решения
коммуникативных
задач;
использование
простых
речевых
средств
для
передачи
своего
мнения;
проявление
инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной
информации для формулировки выводов.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная презентация,
презентация PowerPoint, CD – электронное
приложение к учебнику, карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Песня о севере» , слайды, картины,
фотографии с изображением природных объектов тундры, раздаточный материал для работы в группах,
Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» учебник. 4 класс Ч. 1, атлас – определитель, тесты для проверки
знаний у учащихся, рабочая тетрадь, сигналы-цветокоды,таблицы.
Технологии и формы организации
На данном уроке используется технология обучения в сотрудничестве , технология проблемного обучения,
здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ (информационно коммуникативные
технологии).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
Ι.Мотивация
учебной
деятельности.
Цель этапа: настрой
учащихся на урок.
1.Эмоциональный настрой
-Внимательно прослушайте музыку и вдумывайтесь в
смысл слов
Звучит музыка «Песня о севере»
-В какое путешествие вас приглашают?
-Кто
считает,
что
у
него
достаточно
знаний
для
изучения севера?(зелёный кружок)
-Кто
считает,
что
у
него
недостаточно
знаний
для
изучения севера?( жёлтый кружок)
-Кто
считает,
что
у
него
нет
знаний
для
изучения
севера? ( красный кружок)
-Внимательно
прослушивают музыку и
вдумываются в смысл слов
-На север, где метель и
вьюги
Работа с сигналами
Личностные умения:
-самоопределение к деятельности,
способность к самооценке на
основе критерия успешности
учебной деятельности.
– понимают значение знаний для
человека; имеют желание учиться;
проявляют интерес к изучаемому
предмету, понимают его важность
Коммуникативные умения
– планируют учебное
сотрудничество
с учителем и сверстниками.
II.Актуализация
знаний
Цель этапа:
-Для совершения дальнейшего путешествия мы
вспомним материал, изученный ранее
Познавательные
умения
:
– умение проводить
анализ, синтез, сравнение,
воздействие на
эмоциональную
сферу детей,
вспомнить материал,
изученный ранее.
1. Тест
1. Где расположена зона арктических пустынь?
а
)
на
островах
Тихого
океана
;
б
)
на
островах
Индийского
океана
;
в
)
на
островах
Северного
Ледовитого
океана
.
2.
Какая
ночь
бывает
в
Арктике
ле том?
а) тёмная ночь
в) светлая ночь
б) полярная ночь
3.
Какая
группа
растений
преобладает
в
арктических пустынях?
а) цветковые
в) хвойные
б) лишайники
г) папоротники
4. Чем питаются птицы в арктических пустынях?
а) рачками
б) рыбой
б) растениями
в) насекомыми
5. Чем в Арктике занимается человек?
а) исследованием природы
б) животноводством
в) добычей полезных ископаемых
г) охотой
6.
Какая
экологическая
проблема
существует
в
Арктике?
а) хищническая ловля рыбы
б) загрязнение почвы химикатами
в) загрязнение рек отходами производства
г) загрязнение воздуха
7. Какие животные взяты под охрану в заповеднике
на острове Врангеля?
а) тупик
б) морж
в) белый медведь
г) овцебык
8. Какие схемы цепи питания можно составить из
этих живых существ: рачки, сайка, кайра, белый
медведь, тюлень, водоросли?
Приложение 1
Самопроверка по эталону и
в заимопроверка
( н а
слайде)
обобщение, классификацию;
извлекают необходимую
информацию
из текстов; используют знаково-
символи-
ческие средства;
осознанно и произвольно строят
речевые высказывания; подводят
под понятие.
Регулятивные умения:
–контролируют учебные действия;
замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и
успешно используют его в решении
учебной задачи.
а) рачки — кайра — тюлень
б) водоросли — сайка — кайра — тюлень
в) сайка — тюлень — белый медведь
г) рачки — сайка - белый медведь
III.Постановка
проблемы.
Цель этапа:
мотивировать
учащихся на
изучение темы,
определить тему и
задачи урока
А чтобы тему урока сегодня узнать, нам надо
загадку разгадать:
Где, скажите, повсеместно
Поселилась мерзлота?
Ночь полярная полгода
И неделями пурга?
Где у нас суровый климат,
Девять месяцев зима,
Почвы всюду глеевые
И свирепые ветра?
Кто ответит детки мудро,
Как зовется зона?..
КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?
Тундра
Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по
которой сегодня будем путешествовать.
Тундра
Коммуникативные умения
–обмениваются
мнениями; умеют слушать друг
друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые
высказывания.
IV. Изучение
нового материала
Цель этапа:
– формирование у
учащихся
представлений о
природной зоне
тундры
В переводе с финского языка " тундра" означает
"бесплодная"
Работа в парах
-Найдите тундру на карте природных зон. Что вы
можете о ней рассказать, глядя на карту?
Работа в группах
-Сегодня
на
уроке
будем
исследователями.
Вы
разбились на группы.
-
У
вас
на
столах
лежат
задания,
иллюстрации
и
Работа в парах с атласами
по карте природных зон
По карте определяют
расположение тундры, а по
цвету её поверхность
Приложение 2
Наш девиз:
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко,
Личностные
умения
:
—
проявлять
интерес
к
многообразию
природных
зон
России
;
—
проявлять
бережное
отношение
к
природе
.
Познавательные
умения
:
—
раскрывать
значение
понятий
«
природная
зона
»,
«
климат
», «
погода
», «
почва
»,
«
растительный
мир
»,
Практическая
работа
Цель практической
работы: исследовать
растительный мир
тундры, животный
мир, и
экологическую
обстановку в зоне
тундры, учиться
излагать материал
дополнительный
материал.
Ваша
задача
прочитать
задание,
найти
ответ
и
распределить
обязанности
каждого
человека
в
группе.(В
группе
работает
секретарь, командир, исследователи)
Ознакомьтесь с планом изучения природной зоны.
План представления природной зоны в виде
кластера
И всегда интересно.
Выполнение заданий по
предложенному плану в
группах.
Сообщения и выводы
О природных условиях
О растительном мире
О животном мире
О деятельности человека
О экологических
проблемах
в
помощь
были
д а н ы
карточки Приложение 3
Секретари получают
таблицу , которую
заполняют по ходу
выступления каждой
группы Приложение 4
«
животный
мир
»,
«
климатический
пояс
»,
«
основные
климатические
пояса
», «
переходные
климатические
пояса
»,
«
высотная
поясность
»,
«
Арктика
», «
пустыня
»,
«
арктическая
пустыня
»,
«
ледяная
зона
», «
полярная
ночь
», «
полярный
день
»,
«
полярное
сияние
», «
тундра
»,
«
многолетняя
мерзлота
»,
«
миграция
», «
кочевать
»,
«
сообщество
», «
утилизация
отходов
», «
лемминги
»
и
использовать
их
в
активном
словаре
;
—
определять
природные
зоны
высотной
поясности
России
и
обосновывать
своё
мнение
;
—
определять
особенности
природных
зон
Арктики
и
обосновывать
своё
мнение
;
—
определять
экологические
проблемы
природной
зоны
и
обосновывать
своё
мнение
.
Регулятивные
умения
:
—
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
необходимую
взаимопомощь
;
—
выполнять
учебное
задание
в
соответствии
с
планом
.
Коммуникативные
умения
:
—
адекватно
Природные
условия
Особенности
растительного
мира
Особенности
животного
мира
Экологически
е
проблемы
Деятельность
человека
тундра
взаимодействовать
с
партнёром
в
рамках
учебного
диалога
;
—
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
сотрудничеству
в
рамках
учебного
диалога
.
Физминутка
«Снежинка»
(слайды 28 -29)
Выполняют зарядку для
глаз
V.Первичное
закрепление
изученного
Цель: углубить
знания о тундре
Проверь себя!
1.Игра «Найди лишнее»
Описание игры: на слайде представлены картинки с
животными под номерами.Учащиеся определяют
лишнего животного и показывают с помощью веера его
номер.Выигрывает тот,кто не ошибётся.
2.Что не растёт в тундре?
Описание игры: на слайде представлены картинки с
растениями под номерами.Учащиеся определяют
лишнее растение и показывают с помощью веера его
номер.Выигрывает тот,кто не ошибётся.
3.Анаграммы (слайды 30 -32)
(Составление слов :названия растений и животных
тундры)
Работают с веерами
Приложение 5
Составляют слова
(названия растений и
животных тундры)
Регулятивные
умения
:
–учить выбирать из общего
материала самое главное;
Познавательные
умения
:
- извлекают необходимую
информацию из текстов
Личностные
умения
:
—
проявлять
интерес
к
многообразию
природных
зон
России
;
—
проявлять
бережное
отношение
к
природе
.
VΙ Рефлексия
Цель:.выявить
степень усвоения
нового материала
Продолжи предложения (слайд 42)
На уроке я узнал…
Я смог самостоятельно.
Я пока затрудняюсь…
Мне понравилось…
Продолжают предложения
Регулятивные
умения
:
Осознание качества и уровня
усвоения материала, оценка
результатов работы. Адекватно
воспринимать оценки.
Познавательные
умения
:
Рефлексия способов и условий
действия; контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; использование
критериев для обоснования своего
суждения
Коммуникативные
умения
:
Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью;
формулирование и аргументация
своего мнения, учет разных мнений.
VΙΙ Подведение
итогов
Цель: соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом
- Чем отличаются природные условия тундры и
арктических пустынь?
- Почему растительный и животный мир тундры
богаче, чем в зоне арктических пустынь?
- Какой вред наносит экологии тундры хозяйственная
деятельность человека?
-Для успешного выполнения домашнего задания я вам
предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма о жизни
в тундре
Выводы
Просмотр видеофильма
Коммуникативные УУД:
Формировать ответы на вопросы
Личностные УУД:
Формирование ценностного
отношения к полученным знаниям
Домашнее задание
Цель: закрепить
полученные знания о
тундре
По выбору:
Подготовить сообщение об охране природы;
Придумать рассказ – загадку о животном или растении
тундры