Напоминание

Окружающий мир 4 класс по теме "Тундра"


Автор: Успаская Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Окружающий мир 4 класс по теме "Тундра"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Уровень образования: общеобразовательный

УМК «Планета знаний». Авторы учебника: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов

Тема урока: «Тундра»

Цели урока: Создать условия для формирования представления о природной зоне тундры, о её географическом

положении, климатических условиях, о животном и растительном мире, о условиях проживания и экологических

проблемах населения тундры; обеспечить усвоение обучающимися новых понятий и терминов: природная

зона,тундра,климат,погода, «полярная ночь», «полярный день», миграция, кочевать, лемминг.

Задачи урока:

1.Образовательные: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,

растительным и животным миром, деятельностью человека;

2.Воспитательные:показать обучающимся необходимость в приобретении знаний и умений, использовании их в

практической деятельности; воспитывать интерес к изучению нашей Родины.

3.Развивающие: помочь обучающимся осознать социальную, практическую, и личностную значимость учебного

материала; развивать познавательный интерес; умение работать с картой и атласом; содействовать развитию у

школьников умению общаться;обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать

природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой

природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры; сравнивать природу

тундры и зоны арктических пустынь; формулировать правила экологической этики.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие

самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;

умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

участие

в

групповой

работе

с

использованием

речевых

средств

для

решения

коммуникативных

задач;

использование

простых

речевых

средств

для

передачи

своего

мнения;

проявление

инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной

информации для формулировки выводов.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная презентация,

презентация PowerPoint, CD – электронное

приложение к учебнику, карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Песня о севере» , слайды, картины,

фотографии с изображением природных объектов тундры, раздаточный материал для работы в группах,

Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» учебник. 4 класс Ч. 1, атлас – определитель, тесты для проверки

знаний у учащихся, рабочая тетрадь, сигналы-цветокоды,таблицы.

Технологии и формы организации

На данном уроке используется технология обучения в сотрудничестве , технология проблемного обучения,

здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ (информационно коммуникативные

технологии).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Ι.Мотивация

учебной

деятельности.

Цель этапа: настрой

учащихся на урок.

1.Эмоциональный настрой

-Внимательно прослушайте музыку и вдумывайтесь в

смысл слов

Звучит музыка «Песня о севере»

-В какое путешествие вас приглашают?

-Кто

считает,

что

у

него

достаточно

знаний

для

изучения севера?(зелёный кружок)

-Кто

считает,

что

у

него

недостаточно

знаний

для

изучения севера?( жёлтый кружок)

-Кто

считает,

что

у

него

нет

знаний

для

изучения

севера? ( красный кружок)

-Внимательно

прослушивают музыку и

вдумываются в смысл слов

-На север, где метель и

вьюги

Работа с сигналами

Личностные умения:

-самоопределение к деятельности,

способность к самооценке на

основе критерия успешности

учебной деятельности.

– понимают значение знаний для

человека; имеют желание учиться;

проявляют интерес к изучаемому

предмету, понимают его важность

Коммуникативные умения

– планируют учебное

сотрудничество

с учителем и сверстниками.

II.Актуализация

знаний

Цель этапа:

-Для совершения дальнейшего путешествия мы

вспомним материал, изученный ранее

Познавательные

умения

:

– умение проводить

анализ, синтез, сравнение,

воздействие на

эмоциональную

сферу детей,

вспомнить материал,

изученный ранее.

1. Тест

1. Где расположена зона арктических пустынь?

а

)

на

островах

Тихого

океана

;

б

)

на

островах

Индийского

океана

;

в

)

на

островах

Северного

Ледовитого

океана

.

2.

Какая

ночь

бывает

в

Арктике

ле том?

а) тёмная ночь

в) светлая ночь

б) полярная ночь

3.

Какая

группа

растений

преобладает

в

арктических пустынях?

а) цветковые

в) хвойные

б) лишайники

г) папоротники

4. Чем питаются птицы в арктических пустынях?

а) рачками

б) рыбой

б) растениями

в) насекомыми

5. Чем в Арктике занимается человек?

а) исследованием природы

б) животноводством

в) добычей полезных ископаемых

г) охотой

6.

Какая

экологическая

проблема

существует

в

Арктике?

а) хищническая ловля рыбы

б) загрязнение почвы химикатами

в) загрязнение рек отходами производства

г) загрязнение воздуха

7. Какие животные взяты под охрану в заповеднике

на острове Врангеля?

а) тупик

б) морж

в) белый медведь

г) овцебык

8. Какие схемы цепи питания можно составить из

этих живых существ: рачки, сайка, кайра, белый

медведь, тюлень, водоросли?

Приложение 1

Самопроверка по эталону и

в заимопроверка

( н а

слайде)

обобщение, классификацию;

извлекают необходимую

информацию

из текстов; используют знаково-

символи-

ческие средства;

осознанно и произвольно строят

речевые высказывания; подводят

под понятие.

Регулятивные умения:

–контролируют учебные действия;

замечают допущенные ошибки;

осознают правило контроля и

успешно используют его в решении

учебной задачи.

а) рачки — кайра — тюлень

б) водоросли — сайка — кайра — тюлень

в) сайка — тюлень — белый медведь

г) рачки — сайка - белый медведь

III.Постановка

проблемы.

Цель этапа:

мотивировать

учащихся на

изучение темы,

определить тему и

задачи урока

А чтобы тему урока сегодня узнать, нам надо

загадку разгадать:

Где, скажите, повсеместно

Поселилась мерзлота?

Ночь полярная полгода

И неделями пурга?

Где у нас суровый климат,

Девять месяцев зима,

Почвы всюду глеевые

И свирепые ветра?

Кто ответит детки мудро,

Как зовется зона?..

КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

Тундра

Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по

которой сегодня будем путешествовать.

Тундра

Коммуникативные умения

–обмениваются

мнениями; умеют слушать друг

друга, строить понятные для

партнера по коммуникации речевые

высказывания.

IV. Изучение

нового материала

Цель этапа:

– формирование у

учащихся

представлений о

природной зоне

тундры

В переводе с финского языка " тундра" означает

"бесплодная"

Работа в парах

-Найдите тундру на карте природных зон. Что вы

можете о ней рассказать, глядя на карту?

Работа в группах

-Сегодня

на

уроке

будем

исследователями.

Вы

разбились на группы.

-

У

вас

на

столах

лежат

задания,

иллюстрации

и

Работа в парах с атласами

по карте природных зон

По карте определяют

расположение тундры, а по

цвету её поверхность

Приложение 2

Наш девиз:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко,

Личностные

умения

:

проявлять

интерес

к

многообразию

природных

зон

России

;

проявлять

бережное

отношение

к

природе

.

Познавательные

умения

:

раскрывать

значение

понятий

«

природная

зона

»,

«

климат

», «

погода

», «

почва

»,

«

растительный

мир

»,

Практическая

работа

Цель практической

работы: исследовать

растительный мир

тундры, животный

мир, и

экологическую

обстановку в зоне

тундры, учиться

излагать материал

дополнительный

материал.

Ваша

задача

прочитать

задание,

найти

ответ

и

распределить

обязанности

каждого

человека

в

группе.(В

группе

работает

секретарь, командир, исследователи)

Ознакомьтесь с планом изучения природной зоны.

План представления природной зоны в виде

кластера

И всегда интересно.

Выполнение заданий по

предложенному плану в

группах.

Сообщения и выводы

О природных условиях

О растительном мире

О животном мире

О деятельности человека

О экологических

проблемах

в

помощь

были

д а н ы

карточки Приложение 3

Секретари получают

таблицу , которую

заполняют по ходу

выступления каждой

группы Приложение 4

«

животный

мир

»,

«

климатический

пояс

»,

«

основные

климатические

пояса

», «

переходные

климатические

пояса

»,

«

высотная

поясность

»,

«

Арктика

», «

пустыня

»,

«

арктическая

пустыня

»,

«

ледяная

зона

», «

полярная

ночь

», «

полярный

день

»,

«

полярное

сияние

», «

тундра

»,

«

многолетняя

мерзлота

»,

«

миграция

», «

кочевать

»,

«

сообщество

», «

утилизация

отходов

», «

лемминги

»

и

использовать

их

в

активном

словаре

;

определять

природные

зоны

высотной

поясности

России

и

обосновывать

своё

мнение

;

определять

особенности

природных

зон

Арктики

и

обосновывать

своё

мнение

;

определять

экологические

проблемы

природной

зоны

и

обосновывать

своё

мнение

.

Регулятивные

умения

:

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

необходимую

взаимопомощь

;

выполнять

учебное

задание

в

соответствии

с

планом

.

Коммуникативные

умения

:

адекватно

Природные

условия

Особенности

растительного

мира

Особенности

животного

мира

Экологически

е

проблемы

Деятельность

человека

тундра

взаимодействовать

с

партнёром

в

рамках

учебного

диалога

;

учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

сотрудничеству

в

рамках

учебного

диалога

.

Физминутка

«Снежинка»

(слайды 28 -29)

Выполняют зарядку для

глаз

V.Первичное

закрепление

изученного

Цель: углубить

знания о тундре

Проверь себя!

1.Игра «Найди лишнее»

Описание игры: на слайде представлены картинки с

животными под номерами.Учащиеся определяют

лишнего животного и показывают с помощью веера его

номер.Выигрывает тот,кто не ошибётся.

2.Что не растёт в тундре?

Описание игры: на слайде представлены картинки с

растениями под номерами.Учащиеся определяют

лишнее растение и показывают с помощью веера его

номер.Выигрывает тот,кто не ошибётся.

3.Анаграммы (слайды 30 -32)

(Составление слов :названия растений и животных

тундры)

Работают с веерами

Приложение 5

Составляют слова

(названия растений и

животных тундры)

Регулятивные

умения

:

–учить выбирать из общего

материала самое главное;

Познавательные

умения

:

- извлекают необходимую

информацию из текстов

Личностные

умения

:

проявлять

интерес

к

многообразию

природных

зон

России

;

проявлять

бережное

отношение

к

природе

.

VΙ Рефлексия

Цель:.выявить

степень усвоения

нового материала

Продолжи предложения (слайд 42)

На уроке я узнал…

Я смог самостоятельно.

Я пока затрудняюсь…

Мне понравилось…

Продолжают предложения

Регулятивные

умения

:

Осознание качества и уровня

усвоения материала, оценка

результатов работы. Адекватно

воспринимать оценки.

Познавательные

умения

:

Рефлексия способов и условий

действия; контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности; использование

критериев для обоснования своего

суждения

Коммуникативные

умения

:

Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения, учет разных мнений.

VΙΙ Подведение

итогов

Цель: соотнесение

поставленных задач

с достигнутым

результатом

- Чем отличаются природные условия тундры и

арктических пустынь?

- Почему растительный и животный мир тундры

богаче, чем в зоне арктических пустынь?

- Какой вред наносит экологии тундры хозяйственная

деятельность человека?

-Для успешного выполнения домашнего задания я вам

предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма о жизни

в тундре

Выводы

Просмотр видеофильма

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного

отношения к полученным знаниям

Домашнее задание

Цель: закрепить

полученные знания о

тундре

По выбору:

Подготовить сообщение об охране природы;

Придумать рассказ – загадку о животном или растении

тундры



В раздел образования