Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Славянский район хутор Бараниковский
Наименование материала: методическая разработка интеллектуальная игра для педагогов
Тема: "Аукцион педагогических знаний и идей"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
игрового упражнения для педагогов
«Интеллектуальный аукцион»
по теме:
«Все о деревянной ложке»
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 39 хутора Бараниковский Славянского района
Краснодарского края
Якуба Наталья Александровна
2018 г.
Упражнение для педагогов «Интеллектуальный аукцион»
Цель:
стимулировать
интерес педагогов к интеллектуальным ценностям, расширять
знания
о
свойствах,
предназначении,
истории
заявленного
«на
аукционе»
предмета
(деревянной
ложки),
развивать
эрудицию,
улучшать
психологическую
атмосферу
в
коллективе.
Материал: молоточек, фишки с цифрами, ложка.
Методика проведения:
Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается,
когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»;
потом
объявляется
«плата»
и
принимаются
первые
взносы;
обязательно
молоточек
отстукивает условное время для предъявления новой «платы», при этом воспроизводя
словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену»,
то есть сообщит сведения, никому не известные среди «покупателей» или просто совсем
забытые.
Аналогичным
вариантом
расширения
знаний
педагогов
о
каком-либо
явлении
или
предмете является «Аукцион идей», в процессе которого предложенные идеи (к примеру,
обсуждение проекта) «покупают» взамен других идей или привносят удачные дополнения
для реализации данной идеи.
Информация в помощь:
Ложки
—
древнейший
славянский
ударный
музыкальный
инструмент.
Музыкальные
ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек,
только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки
имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль
рукоятки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна
большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования
звуков по высоте.
Происхождение и история
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном
деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для
ритмического
сопровождения
пения
или
пляски.
Использование
этих
инструментов
родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с
древности.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на
пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды,
тазы,
печные
заслонки,
самоварные
трубы,
кастрюли,
вилки,
словом
всё,
что
может
издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию
приобрели коса и пила.
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено.
Первые
довольно
подробные
сведения
о
них
появляются
в
конце
XVIII
века
и
свидетельствуют
о
широком
распространении
их
среди
крестьян.
Некоторые
исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским
кастаньетам.
То, что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные
картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках
потомственных
скоморохов
Савоськи
и
Парамошки.
Их
инструменты
снабжены
бубенцами.
В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских
народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на
ложках
достигала
в
прошлом
веке
высокого
мастерства,
о
виртуозах-ложечниках
сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло,
сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.
Необычайный
успех
ложечников,
привлеченных
в
начале
ХХ
в.
в
состав
оркестров
русских
народных
инструментов,
привел
к
тому,
что
мастерские
по
производству
музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки
с
бубенцами
и
колокольчиками.
Такими
ложками
пользовались
как
маленькими
бубенчиками их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода
ложки находили применение в полковых хорах.
В
наше
время
ложки
узаконили
свое
место
не
только
в
домашних
ансамблях
и
самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.
Игра на ложках, техника игры
Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя
используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья
берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют
третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще
раз
прихлопывая
ими
при
помощи
пальцев
левой
руки.
Получается
все
время
многозвучный ажурный ритмический рисунок.
Иногда,
при
игре
между
пальцами
левой
руки
выпуклостями
полушарий
наружу
зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают
четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят
удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке,
находящейся за голенищем сапога.
Слово «ложка» произошло от латинского и древнегреческого языков «раковина улитки».
История столовых приборов на Руси говорит о том, что ложка вошла в обиход простых
людей намного раньше, чем в Европе. Собственную деревянную ложку было принято
носить с собой в гости вплоть до 19 века. Существовало множество вариантов деревянных
ложек от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных.