Напоминание

"Пальчиковая гимнастика: занятно и полезно!"


Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Славянский район хутор Бараниковский
Наименование материала: методическая разработка наглядное пособие для педагогов и родителей
Тема: "Пальчиковая гимнастика: занятно и полезно!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 39 хутора Бараниковского

муниципального образования

Славянский район

«Забавы ловких

пальчиков»

Автор-составитель:

старший

воспитатель

Якуба Н.А.

МБДОУ детский сад №39

2017 г.

Всем известно, что качество речи ребенка

напрямую зависит от того,

насколько развита его рука.

Но не все знают, как это делается.

Часто недооценивают пальчиковую гимнастику,

чистосердечно не веря в ее возможности,

считая ее напрасной тратой времени.

А зря. Ведь пальчиковая гимнастика –

это не только комплекс упражнений,

но и забавная игра, импровизация,

особый вид деятельности,

в котором главное место отведено

РУКОделию.

-2-

1.Поиграем пальчиками………………………..4.

2.Природа нам в помощь………………………6

3.Возьмите на заметку:

игровой самомассаж…………………………..9

4.Где кроется внутренняя свобода?

В нетрадиционном рисовании!........................13

5.Безграничные просторы лепки…………….16

6.Загадки лоскутной

мозаики…………………………………………19

7.Литература………………………………….21

-3-

Цепочка:

«Пальчики перебираем и цепочку получаем».

Большой и указательный пальцы левой руки сомкнуть в кольцо.

Через «кольцо» попеременно пропускаются «колечки» из пальчиков

правой руки - большой и указательный, большой и средний, большой

и безымянный, большой и мизинец. Это упражнение можно

варьировать, меняя положение пальцев.

«Игра на пианино»:

Положить пальцы на край стола, как на клавиатуру пианино.

Поочередно поднимать каждый палец и опускать на поверхность,

держа кисть на весу.

«Прилетела мама-птица»:

Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов».

Большой палец каждой руки поочередно касается остальных

четырех пальцев этой руки со словами: «Мама дала птенцу по

одной гусенице». Затем движение большого пальца повторяется, но

касание повторяется дважды со словами: «По две букашки», далее

касание повторить трижды - «По три мошки». «Наелись птенцы

и стали чистить клювики, а мама им помогала» - большой палец с

силой совершает круговые движения вокруг каждого пальца

поочередно.

-4-

«Ладошки»

Твоя ладошка - это пруд, по ней кораблики плывут»

(пальцами одной руки дети проводят по ладошке другой руки)

«Твоя ладошка - как лужок, а сверху падает снежок»

(пальчиками прикасаемся к ладошке)

«Твоя ладошка - как тетрадь, в тетради можно рисовать»

(проводим разные линии по ладони вдоль и поперек, рисуем

«солнышко»)

«Твоя ладошка - как дорожка, а по дорожке ходят кошки»

(осторожно переступаем пальцами руки по ладошке другой руки)

«Твоя ладошка - как окно,

Его помыть пора давно»

(потереть ладонь пальцами, сжатыми в кулачок)

«Коза»:

У козы торчат рога, подставляй свои бока!» Вытянуть

указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки.

«Сонные пальчики»:

Левую руку развернуть ладонью к себе и в соответствии с текстом

потешки загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки,

начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик _ прыг в кровать, Этот

пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул! –

тише, пальчик, не шуми! Братиков не разбуди.

Встали пальчики, Ура! В детский сад идти пора!

-5-

Для «природной» гимнастики используем

предметы неправильной формы (семена, плоды,

кусочки коры деревьев, кусочки меха, пух, перья,

чешуя, корешки, скорлупа орехов и плодов,

раковины разного размера, камешки, мешочки с

разными крупами).

«Круг»:

положить

любой

шарообразный

природный

предмет

(горошину,

орехи

т.д.)

на

одну

ладонь,

сверху

накрыть

другой

ладонью,

прижать ладони друг к другу и

покатать предмет круговыми

движениями.

«Овал»:

любой природный предмет овальной формы (фасоль, желудь, шишка

ольхи) покатать между ладонями скользящими движениями.

«Плоские

природные предметы»:

зажать

между

большим

и

указательным

пальцами

тыквенное

семечко,

летучку

клена,

арбузное

семечко,

косточку

хурмы

или

сливы и т.п. заостренным концом наружу.

-6-

Каждым пальцем другой руки поочередно погладить заостренный

конец. Затем поменять руки

«Цилиндры»:

предметы

цилиндрической

формы

(косточка

финика,

сережка

орешника) катать скользящими движениями.

«Неправильная форма»:

природный предмет неправильной формы (каштан, кедровый орех,

шишка

сосны

камешек,

раковину

моллюска)

покатать

между

ладонями,

потрогать

пальцами,

зажать

между

пальцами

совершать любые действия с целью знакомства

Игра «Золушка»:

смешать

мелкие

предметы

(рис,

пшено,

пшеницу,

овес,

гречку,

вишневые косточки, но не более 3 видов!) и раздать по горсточке

смеси каждому ребенку. Предложить разобрать предметы на три

кучки

Игра «Полет»:

раздать детям по горсточку гречки и риса и предложить перенести

все

крупицы

в

баночку,

сильно

нажимая

на

крупинку

пальцем,

«приклеивая» ее к пальцу. Работать должны все пальцы!

Игра « Птички»:

двумя пальцами брать крупинку и класть в баночку.

-7-

Для «глиняной» гимнастики используем мелкие

предметы правильной геометрической формы

из высушенной или обожженной глины –

шариков, конусов, цилиндров и т.д.

Разложить по коробочкам глиняные изделия, имеющие разные

рисунки и разную фактуру.

Предложить

детям

ощупать

и

охарактеризовать

эти

предметы (шершавые, гладкие, колючие и т.д.)

Проделать

упражнения

с

глиняными

фигурками

в

виде

«колбасок» для закрепления скользящих движений, с помощью

которых эти фигурки получились.

Разложить

по

коробочкам

глиняные

«

колбаски»

разного

размера (тонкие и толстые, длинные и короткие)

Предложить

детям

ощупать

их

и

покатать

по

столу

пальчиком или ладошкой.

Разложить по коробочкам глиняные изделия плоских форм

(лепешечки,

плоские

колбаски,

квадратные

бусины)

Предложить детям ощупать каждый предмет

-8-

Игровой самомассаж

– это особая тактильная

гимнастика, мощный биологический стимулятор, который

тонизирует центральную нервную систему, расширяет резервы

головного мозга, а также повышает иммунитет, поскольку на

ладонях расположены нервные окончания. Регулярное массирование

некоторых зон со временем улучшает состояние внутренних

органов. Желательно убедить ребенка в необходимости и важности

для него такого самомассажа и привить ему эту полезную

привычку.

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей

кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это

« лучи солнца ».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев

Сорока, сорока, где была? далеко.

Дрова рубила, печку топила,

воду носила, кашку варила, деток кормила

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей

кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев

до лучезапястного сустава)

-9-

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга,

Стелила постели морозам она,

и было метелям совсем не до сна

Мы утром в окошко взглянули на сад –

сугробы в саду, как подушки лежат

Зигзагообразное поглаживание (рука-это дерево, предплечье –

ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона)

Дунул ветер на березку

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил на дворе.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины

(средними и концевыми фалангами)

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка – кошка.

-10-

Граблеобразное

круговое

растирание

л а д о н и

о д н о й

р у к и

подушечками пальцев другой руки (пальцы слегка расставлены в

стороны, как лапки у паука)

Диво дивное – паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром

противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит и поет,

Соням спать не дает.

Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета.

-11-

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца

противоположной руки.

Толстушка - ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши,

Рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного

валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Так летите же домой

Серый волк под горой

не пускает нас домой!

Вибрация

Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино)

Кто там топает по крыше? Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли. Кап-кап-кап.

Может кошек подковали? Кап-кап-кап.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев

Уложили дятла спать в деревянную кровать.

Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки

Тук-тук-тук, молоток - мой лучший друг!

-12-

Мы привыкли, что рисовать обычно принято гуашью или карандашами.

Но мало кто знает, что изображать

можно практически всем, что

есть под рукой: ватой, опилками, стружкой, различными печатками.

Техника

«оттиск

печаткой»

включает

в

себя

такой

материал,

как

древесный лист, ластик, поролон, сырая картошка и даже собственные

ладошки.

Предлагаем

вашему

вниманию

несколько

образцов

рисунков,

выполненных в этой замечательной технике.

Тычок жесткой полусухой кистью (от 2 лет)

Опустить

кисть

в

гуашь

и

ударять

ею

по

бумаге,

держа

вертикально. Получается имитация фактурности пушистой или

колючей поверхности.

Рисование пальчиками (от 3 лет)

На каждый палец набирается краска разного цвета и на

бумагу

путем

примакивания

пальцами

наносятся

пятнышки,

точки.

-13-

Рисование ладошками (от 2 лет)

На детскую ладонь наносится гуашь при помощи широкой, мягкой

кисточки затем прижимаем ладонь к бумаге. Кистью дорисовываем

необходимые

для

образа

детали.

После

работы

ладони

следует

вытереть салфеткой, тогда гуашь легко смывается.

-14-

Оттиск печатками из картофеля (от 3 лет)

Нужно

разрезать

картофелину,

нанести

на

поверхность

среза краску и прижать плотно к бумаге

Оттиск поролоном (от 4 лет)

Вместе с ребенком нужно заранее подготовить эскиз

рисунка. Смачиваем кусок поролона в гуаши и делаем оттиск

в пределах контура, по надобности меняя цвет краски.

-15-

Лепка из пластилина и из глины не менее полезна

для развития детских пальчиков, чем сама

пальчиковая гимнастика

.

Давайте убедимся в этом!

1.Туловище и голова

А) Скатайте один большой зеленый шарик.

Б) Раскатайте полученный шарик в толстенький валик

(туловище и голова).

В) В верхней части валика сделайте пальцем небольшое углубление

Г) Осторожно надавите сверху на валик над ртом так, чтобы он

немного сплющился, осел и прикрыл рот.

2. Язычок

А) Скатайте красный шарик размером с мелкую горошину.

Б) Раскатайте полученный шарик в толстенький валик.

В) Сделайте из валика маленькую лепешку (язычок).

Г) Вставьте язычок в рот лягушки.

-16-

3. Глаза

А) Скатайте два маленьких синих шарика (веки), два желтых

шарика размером побольше (глаза) и две крохотные черные бусинки

(зрачки).

Б) Из двух синих шариков сделайте два маленьких валика.

В) Сплющите синие валики в маленькие веретенообразные лепешки

(веки).

Г) Слепите вместе два белых шарика. Прикрепите к каждому из

них по одной черной крохотной бусинке. Сверху к глазкам

приклейте веки.

Д) Сформируйте лягушке мордочку, как показано на рисунке. Глазки

должны быть вверху. Серной головкой спички в нужном месте

прорежьте маленькие дырочки (ноздри).

А)

4.Задние лапки

А )Скатайте два зеленых шарика.

Б) Сделайте из них два длинных валика.

В) Согните валики и слегка сплющите их концы, как показано на

рисунке (задние лапки).

Г) На сплющенной части лапок сделайте по две небольшие насечки

(перепонки). В этом случае лучше воспользоваться полоской

картона.

Д) Прикрепите задние лапки к нижней части туловища лягушки.

5. Передние лапки

А) Скатайте два зеленых шарика такого же размера, как на

рисунке.

Б) Сформируйте из них два длинных валика.

В) Придайте валикам правильную форму. Слегка прищипните их в

нужном месте (передние лапки).

Г) Краем полоски картона сделайте по две небольшие

насечки на сплющенной части лапок. На лапках должны быть

видны перепонки.

Д) Прикрепите передние лапки с обеих сторон верхней части

туловища лягушки.

ЗАГАДКИ

лоскутной мозаики

Пэчворк, квилтинг или, попросту, лоскутная мозаика, лоскутное

шитье

очень

распространенный

в

последнее

время

вид

рукоделия.

Техника изготовления одеял, подушек, покрывал, одежды из лоскутов

известна уже не одно столетие. Издавна люди в нашей стране, особенно,

в деревнях, создавали уют, украшая свои жилища изделиями, сшитыми

из различных лоскутков и остатков старой одежды.

Суть

такой

технологии

заключается

в

том,

что

все

лоскутки

вырезаются

по

лекалу

в

виде

квадрата

или

круга

и

складываются

треугольниками. Их группируют рядами и по кругу пристрачивают к

основе,

которой

служит

плотная

ткань.

Другой

вариант

-

ткань

разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем

плетется

косичка-шнур.

Несколько

таких

косичек

разного

цвета

выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

Ни

один человек не пройдет равнодушным мимо такой красоты,

согласитесь?

Для начала с детьми старшего дошкольного возраста можно

изготовить лоскутную аппликацию. Потребуется умение пользоваться

ножницами, клеем ПВА, чувство красоты и немного фантазии…

-20-

1.«Дошкольное воспитание»№8 2009г. И.Дьяченко «Так ли важно

рисование в жизни ребенка?» стр.27-33.

2.«Дошкольное воспитание» №12 2010г. Е.Лебедева «Рисуем без

кисточки» стр.57-60.

3.«Дошкольное воспитание» №2 2008г. И.Малюкова «Игровой

самомассаж как средство подготовки руки к письму»

стр.79-82.

4.Приложение к программе Т.В.Шпотовой «Времена года: лепка из

глины», «Цвет Природы: лепка из глины» стр.3-8.

5.Рони Орен «Секреты пластилина» стр.18-21.

-21-



В раздел образования