Автор: Рогачева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБУСО РЦ "Сосновая горка"
Населённый пункт: г. Зима Иркутской области
Наименование материала: воспитательно –образовательная программа
Тема: "Леди и джентльмены"
Раздел: дополнительное образование
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Сосновая горка»
Адаптированная воспитательно-образовательная
программа для детей и подростков с
ограниченными возможностями
«Леди и Джентльмены»
(по этическому воспитанию)
Подготовила:
Воспитатель ОГБУСО
РЦ «Сосновая горка»
Рогачева Ольга Николаевна
Зиминский район
село Самара
2013год
Пояснительная записка
«Хорошие качества составляют богатство души,
Но только благовоспитанность служит для них оправой».
Дж. Локк
На
сегодняшний
день
проблема
нравственного
воспитания
считается
одной
из
основных проблем в нашем обществе.
Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых
в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что – то
не так. В результате теряется естественность в поведении, человеку кажется, что все взоры
устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой,
отвечает
невпопад
на
вопросы,
замыкается
в
себе.
Множество
мелких
ошибок
свидетельствуют о неправильном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно – научив ребенка правилам поведения в обществе. Ведь
этикет дает возможность каждому человеку, неважно здоровый он и сильный, или человек
с ограниченными возможностями, раскрыть окружающим уровень своей воспитанности,
степень овладения определенными нормами и правилами поведения, а также отношение
человека к существующим нормам, и следовательно к этике, и раскрывает саму личность.
В результате наблюдения за детьми и подростками с ограниченными возможностями,
находящихся на реабилитации в РЦ «Сосновая горка», у многих из них отмечается:
- несоблюдение элементарных гигиенических навыков;
- недостаточно сформированы навыки культурного поведения в обществе;
- трудности во взаимопонимания со сверстниками и т.п.
С
целью
решения
данной
проблемы
в
рамках
РЦ
«Сосновая
горка»
мною
разработана программа, которая реализуется на занятиях студии «Леди и Джентльмены».
Цель:
способствовать
формированию
нравственной,
культурной,
всесторонне
развитой личности.
Задачи:
1.
Познакомить с основным понятием этикет.
2.
Формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
3.
Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем.
4.
Воспитывать положительные качества: вежливость, милосердие, доброту.
В ходе занятий по программе применяются различные методы работы:
- сотрудничество;
- доверие;
- вовлечение в деятельность и др.
Используются такие формы работы:
- беседы с элементами игры;
- дискуссии;
- конкурсы;
- брейн – ринги;
- игры – практикумы;
- КВН;
- викторины и др.
Данная программа разработана для детей в возрасте от 10 до 14 лет и рассчитана на 5 лет.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40-50 минут. В результате реализации программы
дети должны научиться владеть следующими знаниями и умениями: понятия этикет, виды
этикета, правила личной гигиены, правила поведения в общественных местах, за столом,
быть доброжелательным со сверстниками и взрослыми, с состраданием относиться к
чужому горю.
Программа состоит из двух разделов:
1.
«Основные правила этикета в современной жизни».
2.
«Мир этикета через игру».
Ожидаемые результаты:
- умение формулировать понятие этикет;
- обогащение личного опыта общения детей;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
- следование правилам поведения в различных ситуациях.
Работа
по
программе «Леди
и
Джентльмены»
для
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями дает возможность положить фундамент основ духовной
личности, обеспечить чувство психологической защищенности, радости существования,
чтобы каждый ребенок стал:
- человеком;
- гражданином;
- личностью.
Программа
разработана
на
основе
анализа
методических
публикаций:
Бутелева
Б.В.
«Поговорим о воспитании» С - Пб., 1994г. Крохина И.М. «Все об этикете». М., 1995г.
Содержание программы
Программа
состоит
из
двух
разделов:
«
Оосновные
правила
этикета
в
современной
жизни», «Доброта и вежливость в нашей жизни». Занятия каждого раздела подобраны в
соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья.
1 раздел: «Основные правила этикета в современной жизни».
На занятиях дети знакомятся с понятием этикет, учатся этическим правилам поведения и у
ребят
воспитывается
потребночть
в
чтении,
развивается
эстетический
вкус.
Дети
и
подростки узнают правила общения: точность, деликатность и стараются следовать им.
Также учатся хорошим манерам и бережному отношению к своей речи. Приобретают
навыки вежливого отношения к людям.
Понятийный аппарат: этикет, этика, эстетика, регламент, кудьтура общения, культура
речи, культура внешности, деликатность.
Тема 1. « История происхожения хороших манер».
Цель: Приобщение к отечественной и мировой культуре.
Задачи: Формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения.
Форма работы: Беседа с элементами игры.
Тема 2. « Королевство кривых зеркал».
Цель:
Учить
правильности
и
красоте
своей
речи,
умению
пользоваться
различными
стилями речи по назначению.
Задачи: Воспитание этических норм поведения в общественных местах.
Форма работы: Беседа-размышление.
Тема 3. «Люди существуют друг для друга».
Цель: Сформировать представление о правилах общения.
Задачи: Привитие культуры общения. Помочь понять необходимость и ценность общения.
Форма работы: Диалог с элементами тренинга.
Тема 4. «Правила обязательны для всех»
Цель: Формировать у детей и подростков представление о необходимости соблюдения
правил общения в повседневной жизни.
Задачи:
1.
Познакомить
детей
с
важными
правилами
общения:
точность,
деликатность,
вежливость.
2.
Показать роль доброжелательности в общении.
Форма работы: Ситуативный практикум.
Тема 5. Азбука вежливости или этикет на каждый день»
Цель: Сформироватьпредставление детей иподростков об основных этических нормах и
навыках культурного общения.
Задачи:
Научить
понимать,
что
внешний
облик,
манеры
поведения
определяют
восприятие одного человека другим.
Форма работы: Брейн - ринг.
Тема 6. «Речь и этикет».
Цель: Работать над воспитанием бережного отношения к речи и умение пользоваться ею.
Задачи: Показать взаимосвязь этикета и речи.
Форма работы: Дискуссия.
Тема 7. «Доброта и вежливость в нашей жизни».
Цель: Прививать навыки доброго ивежливого отношения к людям.
Задачи: Раскрыть сущность слов «доброта», «вежливость».
Познакомить с правилами вежливости.
Форма работы: Творческое занятие с элементами арт - терапии.
2 раздел: « В мир этикета через игру»
Ребята
через
различные
виды
игр
учатся
правильно
вести
себя,
чтобы
избежать
конфликтных
ситуаций,
пополняют
знания
в
области
культуры
общения,
культуры
вежливости, культуры застолья. Также учатся применять правила этикета в общественных
местах, знакомятся с этикетом делового этикета, убеждаются на практике. Что поступки
тоже должны быть добрыми и полезными людям.
Понятийный
аппарат:
Невежа,
такт,
точность,
толерантность,
облик
культурного
человека, этикет делового человека.
Тема 1. «Урок веселого этикета».
Цель: Через игру привить детям и подросткам правила культурного поведения в
обществе.
Задачи: Расширить представление о правилах этикета.
Форма работы: Развлекательно- познавательная игра.
Тема 2. «Турнир вежливых, внимательных, заботливых».
Цель: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Задачи: Закрепить правила поведения культурного человека.Приобщить к правилам
хорошего тона.
Форма работы: Игра- практикум.
Тема 3. « В мире вежливости».
Цель: формирование эстетического вкуса.
Задачи:
Совершенствовать
навыки
культурного
поведения
в
обществе,
культуры
внешнего вида, гигиены.
Форма работы: Познавательная игра.
Тема 4. «Этикет- ассорти».
Цель: Научить применять знание этикета в общественных местах.
Задачи: Формирование знаний современного этикета, регламентирующего общения в
повседневных ситуациях.Привитие соблюдения правил личной гигиены.
Форма работы: Развивающая игра.
Тема 5. «Леди и джентльмены».
Цель: Отобрать в игре все нормы человеческого общения.
Задачи: Выработка общительного соблюдения правил этикета ежедневно, ежечасно.
Форма работы: КВН.
Тема 6. « Этикет светского человека».
Цель: Формирование у детей этической культуры. Нравственных ценностей и норм,
дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Задачи:
Развитие
коммуникативных
навыков.Привитие
положительных
привычек
поведения.Развитие конструктивных способов общения.
Форма работы: Коллективно- творческое дело.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Форма занятия
Результат
Кол-во
часов
1.
Основные правила этикета в современной жизни
7
1.1
История
происхождения
хороших манер
Беседа
элементами
игры
Развитие нешаблонного
мышления; воспитание
потребности в чтении;
развитие эстетического
вкуса.
1
1.2
Королевство
кривых зеркал
Беседа -
размышление
Знакомство с понятием
«ненормативная лексика»,
«канцелярит»,
бесмысленного и опасного
исрользования
сквернословия в своей речи.
1
1.3
Люди
существуют
друг для друга
Диалог с
элементами
тренинга
Представления о правилах
общения. Знакомство с
советами психолога
Д.Карнеги, которые
помогают общению.
1
1.4
Правила
обязательны для
всех
Ситуативный
практикум
Доброжелательность в
общении, выполнение
правил общения в
повседневной жизни:
точность, деликатность,
вежливость.
1
1.5
Азбука
вежливости или
этикет на
каждый день
Брейн - ринг
Овладение хорошими
манерами: вежливость и
тактичность.
1
1.6
Доброта и
вежливость в
нашей жизни
Творческое
занятие с
элементами арт
- терапии
Приобретение навыков
доброго и вежливого
отношения к людям
1
2.
В мир этикета через игру
6
2.1
Урок веселого
этикета
Развлекательго –
познавательная
игра
Овладение правилами
поведения в различных
ситуациях, чтобы избежать
конфликтов с окружающими.
1
2.2
Турнир
вежливых,
Игра -
практикум
Умение быть вежливыми,
внимательными,
1
внимательных,
заботливых.
заботливыми по отношению
к окружающим.
2.3
В мире
вежливости
Позновательная
игра
Пополнение знаний в
области культуры общения,
культуры внешности,
культуры застолья.
1
2.4
Этикет -
ассорти
Развивающая
игра
Умение применять знания
этикета в общественных
местах.Знание понятия
гостеприимство, соблюдение
правил поведения за столом,
умение вести беседу с
собеседником, знание правил
личной гигиены, знакомство
с этикетом делового
человека.
1
2.5
Леди и
джентльмены
КВН
Умение быть культурным,
общительным, разрешать
сложные жизненные
ситуации, понимание, что
каждый человек, если хочет
чтобы его уважали, должен
быть воспитанным,
находчивым, благородным.
1
2.6
Этикет
светского
человека
Коллектвно –
творческое дело
Формирование этической
культуры, нравственных
ценностей и норм,
вежливости, уважения и
чуткости по отношению к
другим людям.
1
Список использованной литературы
1.
Аксёнова В., Чёрная Л. «Живая этика». Ставрополь, 1995 г.
2.
Бушелева Б.В.. « Поговорим о воспитанности». С - Пб. 1994 г.
3.
Вендербильт Э.К. «Культура поведения, этикет, мораль». М., 1998 г.
4.
Волченко Л.Б. «Этикет». Ростов – на Дону, 1996 г.
5.
Вольф И.Т. «Современный этикет». М., 1983 г.
6.
Зюзько М. «Пять шагов к себе». М: Просвещение, 1992 г.
7.
Коротеева Л. «Золушка становится принцессой», М., 1992 г.
8.
Крохина И.М. «Всё об этикете». М., 1995 г.
9.
Лихачёва Л.С. «Уроки этикета». Екатеринбург, 1996 г.
10. Матвеев В.В. «В мире вежливости». ВТИ – Дейта пресс, 1991 г.
11. Энциклопедия этикета, 2005 г.