Напоминание

"Технологии работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей"


Автор: Журомская Ирина Владимировна
Должность: специалист по социальной работе
Учебное заведение: ГБУ СОН ЦСПСИД Невского района г.Санкт Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей существенно

отличается от работы с детьми из полных семей. Специфика работы с детьми- сиротами требует от

специалистов проявлять повышенное внимание, терпеливость и учитывать особенности

поведения и воспитания, которые могут возникнуть у ребенка, который потерял семью. В данном

докладе я предлагаю рассмотреть некоторые нюансы работы, которые могут помочь

специалистам при работе с детьми–сиротами.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без

попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских

прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,

недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением

судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в

учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах

содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением

родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять

своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций,

оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба

родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в

установленном законом порядке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут по-разному реагировать на

ситуацию, в которой они оказались. Реакция может различаться в зависимости от возраста

ребенка, половой принадлежности, и еще многих других факторов, поэтому начинать работу

следует с проведения социальной диагностики. Диагностика поможет определить состояние

ребенка, позволит в дальнейшем иметь возможность построить работу с ним таким образом,

чтобы получить максимальную пользу, не задев при этом неокрепшую психику ребенка.

Специалист может проводить диагностику методом наблюдения за ребенком, можно

использовать специально разработанные тесты социальной диагностики, которые помогают

определить многие нюансы в поведении ребенка , определить состояние ребенка-сироты . Можно

использовать еще один метод диагностики- интервьюирование , этот метод помогает узнать

больше о ребенке с помощью непосредственной беседы .Неоценимую помощь специалистам в

социальной диагностике могут оказать психологи, когда на основе тестов психологической

диагностики психолог разрабатывает рекомендации для работающих с детьми специалистов.

После проведения диагностики, учитывая рекомендации психолога, специалист может грамотно

построить линию работы с ребенком –сиротой и переходить к следующему этапу работы.

Следующий этап работы- социальная профилактика. Социальная профилактика - это

целенаправленная социально-организованная деятельность по предупреждению возможных

психолого-педагогических, социальных, правовых и других проблем, социального отклонения или

удержанию их на социально терпимом уровне. В применении к детям-сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей данная технология представляет собой тот же набор

принципов и инструментов, которые используются в работах с детьми, воспитывающимися

родителями. Детям необходимо разъяснить последствия тех или иных поступков, проводится

воспитательная работа профилактического характера, профилактические мероприятия могут не

отличаться от работы с детьми из полных семей, могут проводиться вместе с ними: просмотр

документальных фильмов о вреде употребления алкоголя, курения, ПАВ, индивидуальные

беседы и др.

Следующий этап работы- социальная коррекция –это деятельность, направленная на исправление

отклонений в поведении и развитии детей возможность создать оптимальные условия для

раскрытия личностного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в

трудной жизненной ситуации .Специалист может использовать коррекционные программы.

Коррекционные программы могут быть представлены в стандартизированных и свободных

формах. В стандартизированной четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы,

требования, предъявляемые к участникам данной программы. Свободную программу специалист

составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч,

намечая ориентиры результата.

К особым методам коррекционной работы можно отнести поощрение и наказание. Цель этих

методов - сформировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и поступков ребенка, на

стимулирование новых положительных действий. Наказание оказывает сдерживающее влияние

на негативное поведение ребенка.

Наказание и поощрение должны напоминать ребенку о неизбежной связи между поступками и

их последствиями.

Существуют некоторые правила успешности применения этих методов: поощрение и наказание

должно быть направлено не на личность ребенка, а на его поступок; должно быть сугубо

индивидуально, должно применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрение и

наказание требуют уважительного отношения к ребенку.

В социальной коррекции используются все направления арт-терапии, сказкотерапия ,трудовая

деятельность, игровая и продуктивная деятельность а также любая деятельность, способствующая

раскрытию творческого потенциала ребенка, способствующая проявлению у ребенка

гармоничного развития. Деятельность может подбираться индивидуально, по результатам

социальной диагностики, нужно учитывать личные пожелания и предпочтения ребенка.

Следующий этап работы - социальная адаптация – это деятельность, направленная на

приспособление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в

трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе нормам и правилам поведения,

окружающей их среде жизнедеятельности. В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися

без попечения родителей, данная технология приобретает особую актуальность и требует

постепенного перехода к самостоятельности в жизнедеятельности детей. Под адаптацией

понимается способность ребенка к преодолению трудных жизненных ситуаций. Результатом

адаптации выступает адаптированность или система качеств личности, обеспечивающих

успешность последующей жизнедеятельности.

На всех этапах работы с детьми-сиротами важно, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем в

группе сверстников. Также необходимо приучить ребенка к мысли, что он не один, что ему

помогут, поэтому личностные качества специалиста ,проводящего работу должны включать в себя

терпимость, чуткость ,внимательность, готовность помочь и поддержать ребенка в тяжелой

жизненной ситуации.

.



В раздел образования