Автор: Бобочкова Наталья Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Сосновская СШ №1
Населённый пункт: п. Сосновское
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение на уроках физики как метод активизаии познавательной деятельности учащихся"
Раздел: полное образование
Проблемное обучение на уроках физики как метод активизации
познавательной деятельности школьников.
Высокий научный уровень школьного курса физики требует новых методов и
технологий
обучения,
создающих
наиболее
благоприятные
условия
для
активного усвоения учащимися знаний, развития мышления, инициативы,
активности и творческих способностей. Эти задачи пытаюсь решать в ходе
реализации проблемного обучения на уроках.
Я пришла к следующему выводу: чтобы обучение было эффективным оно
должно носить в целом проблемный характер. Луи де Бройль в своё время
сказал: «Знания – это дети удивления и
любопытства!» Тогда, проблема,
появившаяся
благодаря
своему
любопытству
не
оставит
тебя
в
покое,
возникая перед тобой вновь и вновь, требуя решения. И если на уроке в ходе
изучения нового материала возникает проблемная ситуация (ставит ли её
учитель или сами ученики, или она возникает сама собой), то дальнейшее её
решение становится уже личностно значимым для каждого ученика в силу
самой сущности проблемы. Знания, полученные в результате поиска решения
проблемы, будут более осознанными и, следовательно, более прочными. А
главное, в технологии проблемного обучения, учитель подводит учащихся к
самостоятельному формулированию проблем, что развивает их творческие
способности.
Я считаю, что физика один из тех предметов, который может реализовать
данные
подходы
наиболее
эффективно,
а
проблемное
обучение
поможет
достигнуть главной цели воспитания и обучения.
При проблемном обучении учитель физики, излагая материал и объясняя
наиболее сложные понятия, систематически создает на уроке проблемные
ситуации и организует учебно-познавательную деятельность школьников так,
что
они
на
основе
анализа
фактов,
наблюдения
явлений
(при
демонстрационном или фронтальном эксперименте) самостоятельно делают
выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют
имеющиеся у них знания в новой ситуации.
Таким образом, проблемное обучение начинается с создания проблемной
ситуации
–
главного
средства
активации
мыслительной
деятельности
школьников и проходит затем основные этапы: формирование проблемы,
нахождение
способов
ее
решения,
решение
проблемы,
формулирование
выводов, подведение итогов.
В процессе обучения задача моя состоит в том, чтобы включить учащихся в
познавательный
поиск.
Для
этого
необходимо
«задеть»
ученика,
вскрыть
противоречие предстоящего для изучения материала со сложившейся у него
системой знаний. Другое дело, что в ходе решения проблемы, выявленной на
основе анализа проблемной ситуации, у учащихся могут возникнуть другие
проблемы, которые решаются на этом же (или на последующем) уроке
Рассмотрим систему приемов создания проблемных ситуаций. Формирование
такой системы каждым учителем физики является необходимым условием
развития
его
педагогического
мастерства,
условием
достижения
высокой
результативности учебно-воспитательного процесса.
Ситуация неожиданности
Возникает при ознакомлении учеников с фактами, явлениями, опытами,
выводами,
которые
вызывают
удивление,
кажутся
необычными,
парадоксальными.
Например, учитель задает вопрос:
«Можно ли получить ток без источника?» Опыт Фарадея проводит любой
желающий из класса.
При изучении такой силы как вес тела, звучит неожиданный вопрос : Можем
ли мы в классе вдруг оказаться в невесомости?
Можем! – Все подпрыгнули и в этот момент лишились опоры.
Также для создания такой ситуации часто служат занимательные опыты,
которые
можно
подобрать
по
многим
темам
программы.
Например,
искривление луча - явление полного отражения света.
Ситуация конфликта
Используется
в
основном
при
изучении
физических
теорий
и
фундаментальных опытов. Такие ситуации часто возникали в истории
развития
физики,
например
при
рассмотрении
вопроса
на
природу
света.
Корпускулярно-волновой
дуализм.
Как
заставить
колокол
звенеть?
Вызываются желающие. Колокол звенит с помощью верёвочки - это волновая
природа и с помощью брошенной гайки -это корпускулярная природа.
Ситуация опровержения
Создается
тогда,
когда
ученикам
предлагается
д о к а з ат ь
неосуществимость
какой-либо
идеи,
проекта,
доказательства,
антинаучного вывода. Например, предлагается доказать невозможность
создания определенного проекта вечного двигателя.
Ситуация несоответствия
Заключается
в
том,
что
жизненный
опыт
учеников,
понятия
и
представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие
с научными данными.
Тема «Ускорение свободного падения».
Демонстрация трубки Ньютона. Вопрос: Кто быстрее достигнет дна трубки,
из которой откачен воздух, при переворачивании её. Пробка, металлический
шарик или пёрышко. Все отвечают – металлический шарик. Опровергаю – в
вакууме ускорение свободного падения одинаково для всех тел.
Ситуация неопределенности
Возникает
тогда,
когда
предложенное
проблемное
задание
имеет
недостаточно данных для получения однозначного ответа.
Что больше сила трения скольжения или качения. А как доказать?
Простой опыт Тетрадь под наклоном. Карандаш не скользит, а катится, значит
сила трения скольжения больше. Также, например, при изучении явления
теплопроводности,
когда
учащиеся
уже
знают,
что
теплота
может
передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой,
можно поставить вопрос: почему в помещениях под потолком температура
воздуха выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели (батареи отопления)
находятся внизу?
Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его
нельзя
объяснить
передачей
теплоты
путем
теплопроводности.
Вопрос
заинтересовывает учащихся - создается проблемная ситуация.
Использование проблемного обучения на уроках физики позволяет в
комплексе решать все три задачи обучения: образовательную,
воспитательную, развивающую. Эта технология позволяет не только
формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать
высокого уровня развития учащихся, развития их способностей к
самообучению, самообразованию. Позволяет сделать учебный процесс
интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность
ученика, создавать ситуацию успеха. Проблемное обучение, основанное на
закономерностях развития мышления, призвано научить учеников
самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и
делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти
от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная
проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них
появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы -
все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть
усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно.
Проблемное обучение не может выступать единственным средством
активизации познавательной деятельности учащихся, это требует много
учебного времени, да и не всегда возможно. Главное, что учащиеся должны
быть подготовлены к самостоятельному решению проблем. Проблемное
обучение на уроках физики способствует также повышению качества знаний,
что является главной проблемой на современном этапе образования.