Напоминание

«Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении через использования ИКТ»


Автор: Пакшаева Татьяна Петровна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с СТАРЫЙ МАКЛАУШ
Населённый пункт: с СТАРОЕ СЕМЕНКИНО
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении через использования ИКТ»
Раздел: полное образование





Назад




Проект педагогического эксперимента

по теме

«

Формирование мотивационного компонента

учебной деятельности учащихся

с трудностями в обучении через использования ИКТ»

учителя истории и обществознания

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Старый Маклауш

муниципального района Клявлинский Самарской области

Формирование

мотивации

учения

в

школьном

возрасте

без

преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной

школы,

делом

общественной

важности.

Ее

актуальность

обусловлена

обновлением

содержания

обучения,

постановкой

задач

формирования

у

школьников

приемов

самостоятельного

приобретения

знаний

и

познавательных

интересов,

формирования

социальных

компетентностей,

активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего

образования.

Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков

и

большим

объемом

теоретических

сведений,

получаемых

на

уроках

обществознания;

- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию

школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и

навыками;

-

между

возрастающей

практической

значимостью

школьного

курса

обществознания учебного времени;

Причины обращения к проблеме:

а)

неудовлетворённость

организацией

взаимодействия

на

уроке

между

учителем и учеником;

б)

пассивность

некоторой

части

учащихся

в

ходе

учебных

занятий,

во

внеурочной

деятельности

по

предмету

и

увеличивающуюся

тенденцию

потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности

исследовательских,

креативных,

информационно-

технологических

и

коммуникативных умений.

в)

совершенствование

программно-методического

обеспечения

учебного

процесса.

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в

связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в

условиях модернизации образования.

Как

«замотивировать»

школьников

с

трудностями

в

обучении,

на

изучение обществознания? Этот вопрос особенно актуален для меня как

учителя обществознания.

Поэтому

стратегической целью представленного проекта является

формирование

положительных

мотивов

к

изучению

обществознания

в

условиях общеобразовательной школы через использование ИКТ.

Объект исследования: мотивация учащихся с трудностями в обучении - к

обучению.

Предмет

исследования:

процесс

развития

позитивной

мотивации

к

обучению учащихся обществознания через использование ИКТ.

Гипотеза

исследования:

процесс

развития

позитивной

мотивации

к

обучению учащихся обществознания будет эффективным, если:

определены теоретические основы развития позитивной мотивации к

обучению учащихся с трудностями в обучении;

выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной

мотивации к обучению учащихся с трудностями в обучении;

разработана

методика

развития

позитивной

мотивации

к

обучению

обществознания через использование ИКТ;

обеспечено

педагогическое

сопровождение

развития

позитивной

мотивации к обучению учащихся обществознания через использование

ИКТ;

процесс

развития

позитивной

мотивации

к

обучению

учащихся

обществознания через использование ИКТ является направлением и

конечной целью специально организованной работы.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

Изучить

необходимую

психолого-педагогическую

и

учебно-

методиче скую

литературу

по

теме

мотивации

о бу ч е н и я

обществознания.

Используя

специальные

диагностические

методики

в

тесном

сотрудничестве

со

школьным

психологом

выявить

личностные

особенности

и

имеющийся

начальный

уровень

учебной

мотивации

учащихся с трудностями в обучении.

Выявить

дидактические

средства,

способствующие

формированию

положительных мотивов к изучению обществознания.

Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

Провести

анализ,

систематизацию

и

обобщение

результатов,

полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был

применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

теоретический

анализ

философской,

социологической,

психолого-

педагогической

литературы

и

исследований

по

проблеме

мотивации

учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме

исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих

политику государства в области образования; педагогический эксперимент,

включающий

анкетирование,

те стирование,

п р о г н о з и р о ва н и е ,

моделирование,

независимые

экспертные

оценки,

наблюдения,

беседы,

тренинга, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-

экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования состоит:

в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к

обучению учащихся технологии: подходы, закономерности, содержание

и его компоненты, критерии, показатели;

в

выявлении

совокупности

факторов,

влияющих

на

развитие

позитивной

мотивации

к

обучению

(социальных,

побудительных,

о б р а зо ват е л ь н ы х ,

о р г а н и за ц и о н н ы х ,

ко м м у н и к а т и в н ы х ,

психологических);

в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению

учащихся обществознания через ИКТ, позволяющей дифференцировать

обучение

с

учётом

познавательных

потребностей,

ближайших

интересов и актуального состояния мотивации учащихся с трудностями

в обучении к обучению;

в

разработке

технологического

алгоритма

педагогиче ского

сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся,

представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-

развивающей и посткоррекционно-развивающей.

Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2018 г. и состояло из

нескольких этапов:

Первый

этап

(2014

-

2015

гг.)

-

теоретическое

осмысление

проблемы,

определение

наиболее

значимых

теоретических

положений,

уточнение

и

наполнение

содержанием

понятия

"позитивная

мотивация",

разработка

и

определение задач формирующего эксперимента.

Второй

этап

(2015

-

2017

гг.)

-

практическая

организация

опытно-

экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся с

трудностями

в

обучении.

Разработка

и

реализация

методики

развития

позитивной

мотивации

к

обучению

учащихся

обществознания

через

использование ИКТ.

Третий этап (2017 - 2018 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-

экспериментальной работы.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

1. Неготовность учителей работать, используя ИКТ - методы коррекции:

Повышение

квалификации,

привлечение

к

сотрудничеству

сотрудников

ВУЗов.

2. Неготовность педагогов к работе в модели формирования положительных

мотивов к обучению -

методы коррекции:

изучение теоретических и

практических

аспектов

повышения

мотивации

к

обучению:

повышение

квалификации, обобщение опыта, мастер классы на пед.советах.

3.

Невозможность

быстрой

и

оперативной

информатизации

научно-

методической деятельности преподавателей - методы коррекции: разработка

учебно-методического

обеспечения

по

обществознанию

с

целью

обеспечения формирования положительных мотивов к обучению в данной

предметной дисциплине.

Ресурсное

обеспечение

процесса

обучения

обществознания

в

свете

мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

кабинет

обществознания

снабжен

комплектами

дидактических

материалов,

в

достаточном

объеме

дополнительная

литература

(учебники,

энциклопедии,

учебно-познавательная,

занимательная

литература);

имеется

компьютер,

электронные

пособия

по

обществознанию,

накапливают ся

обуч ающие

компьютерные

п р е з е н т а ц и и ,

подготовленные учителем и учащимися.

Кроме

того,

в

школе

имеется

постоянный

выход

в

Интернет,

мультимедийный

кабинет,

библиотека

с

читальным

залом,

выходом

в

Интернет; профессиональный педагог-психолог, в его распоряжении кабинет

со всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.

Предполагаемый результат:

устойчивая внутренняя мотивация к изучению обществознания;

сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на

длительный срок;

способность к различным формам мышления, способность к активной

умственной деятельности в течение длительного времени;

социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Совершенствование

системы

обучения,

стимулируемое

социальным

заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому

развитию

выпускников

школы.

Сегодня

школьникам

уже

не

достаточно

овладеть

суммой

знаний,

важное

значение

придается

задаче

научить

школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть

учиться.

Обучение

в

школе

включает

различные

виды

воздействия

на

мотивацию

учения.

Очень

эффективным

является

путь

воспитания

мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические

исследования

(П.Я.Гальперин

и

П.Голу,

Д.Б.Эльконин,

В.В.Давыдов,

А.К.Маркова

и

др.)

показали,

что

характер

мотивации

можно

программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится

не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики

подводятся

к

самостоятельному

обнаружению

теоретических

положений

учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве

ее

компонентов,

то

у

школьников

складывается

внутренняя,

достаточно

устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Проблема мотивации учения меня заинтересовала

с самого начала

педагогической

деятельности.

Ознакомившись

с

научно-методической,

психолого-педагогической

литературой

по

данной

теме,

убедилась,

что

психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны

одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной

личности ученика» (А.К.Маркова).

У

каждого

ученика

есть

как

некоторый

наличный

уровень

положительной

мотивации,

на

который

можно

опереться,

так

и

перспективы, резервы ее развития.

Итак, первое, с чего мы начали совместно с психологом - это анализ

мотивационной

сферы

ученика.

Предметом

анализа

для

нас

стали

такие

компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а

также

состояние

умения

учиться

(знания,

учебная

деятельность,

обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами

изучения

и

диагностики

мотивационной

сферы

учащихся,

предложенных

А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации

учения

школьников

помогает

охватить

всю

программу

изучения

мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить

уровень, на котором находится отдельный ученик.

В

соответствии

со

сводной

картой

состояния

мотивации

учения

составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся,

который

дает

возможность

представить

соотношение

разных

уровней

и

компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой

мотивации к учебной деятельности в классах.

Существуют

традиционные

методы

повышения

мотивации:

использование

красочных

иллюстраций,

дополнительных

источников

информации

(газеты,

журналы,

методические

пособия,

учебники

разных

авторов),

методических

карточек,

аудиозаписей;

проведение

минуток

для

релаксации, тематических игр, пение, игры.

Сейчас

на

помощь

пришли

информационно-коммуникационные

технологии.

Внедрение

новых

информационных

технологий

в

учебный

процесс

позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего

обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы

учащихся.

Поэтому

я

считаю,

что

использование

информационно-

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

учебном

процессе

является

необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами

на

уроках

технологии,

я

сделала

для

себя

вывод:

диалоговые

и

иллюстрационные

возможности

компьютера

существенно

влияют

на

мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Использование

ИКТ

на

уроках

обществознания

позволяет

разнообразить

формы

работы,

деятельность

учащихся,

активизировать

внимание,

повышает

творческий

потенциал

личности.

Построение

схем,

таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить

материал.

Задания

с

последующей

проверкой

активизируют

внимание

учащихся,

формируют

орфографическую

зоркость.

Использование

кроссвордов,

иллюстраций,

рисунков,

различных

занимательных

заданий,

тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Большим подспорьем для учителя при планировании урока является

работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при

помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и

насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале

появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала

использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на

фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в

корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д.

Каждое выполненное задание будет помогать учащимся

выполнить все

задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того,

учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать об

одном таком уроке.

В 5 классе в конце I полугодия необходимо провести обобщающий

урок. Мне пришла идея провести урок в виде подготовки к Новому году. Мы

с детьми должны были «нарядить» новогоднюю елку. За каждое правильно

выполненное задание на елочке появлялась игрушка. Ребята действительно

ждали, появится она или нет, и их радости

не было границ, когда она

появлялась.

И с п о л ь з о в а н и е

д а н н о й

т е х н о л о г и и

п о з в о л и л о

м н е :

1 . з н а ч и т е л ь н о

с э к о н о м и т ь

в р е м я

н а

у р о к е

.

2 . п о в ы с и т ь

у р о в е н ь

н а г л я д н о с т и

в

х о д е

о б у ч е н и я .

3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

4.выполнить все поставленные задачи.

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно

использовать

информационные

технологии

в

обучении.

Наиболее

эффективно это:

1)

при

изложении

нового

материала

визуализация

знаний

(демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций

Power Point);

2)

при

закреплении

изложенного

материала

(тренинг

разнообразные

обучающие программы);

3)

в

системе

контроля

и

проверки

(тестирование

с

оцениванием,

контролирующие программы);

4)

при

самостоятельной

работе

учащихся

(обучающие

программы

типа

"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5)

при

возможности

отказа

от

классно-урочной

системы:

проведение

интегрированных уроков по методу проектов;

7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание,

память, мышление и т.д.).

В процессе работы я пришел к выводу, что компьютерные технологии

помогают:

привлекать пассивных слушателей;

делать занятия более наглядными;

обеспечивать

учебный

процесс

новыми,

ранее

недоступными

материалами,

которые

помогают

учащимся

проявлять

их

творческие

способности;

приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

обеспечивать моментальную обратную связь;

повышать интенсивность учебного процесса;

воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и

духовного опыта других народов;

активизировать

познавательную

активность

учащихся,

а ,

следовательно, желание изучать предмет;

объективно оценивать действия учащихся;

накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

реализовывать

личностно-ориентированный

и

дифференцированный

подходы в обучении;

дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

(Изменяется содержание

деятельности

преподавателя;

преподаватель

перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком

новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую

активность,

а

с

другой

-

требует

высокого

уровня

технологической

и

методической подготовленности.)

Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика

(сюжетное

построение

учебника,

использование

интересного

и

познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить

посильность

усвоения

учебного

материала

для

учащихся

разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне

новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким

образом,

использование

ИКТ

на

уроках

обществознания,

сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации

учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого

ребёнка,

сопровождаемой

радостью

и

высоким

уровнем

познавательной

активности учащегося.

Список литературы

1. Н.В. Бордовская, Педагогика, Санкт- Петербург,Реал,2003.

2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения:

Кн. для учителя,Москва, Просвещение, 1990.

3. Х. Хекхаузен, Психология. Мотивация достижения, Речь, 2001.

4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал.

«Информатика и образование, №7, 2010г.



В раздел образования