Автор: Пакшаева Татьяна Петровна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с СТАРЫЙ МАКЛАУШ
Населённый пункт: с СТАРОЕ СЕМЕНКИНО
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении через использования ИКТ»
Раздел: полное образование
Проект педагогического эксперимента
по теме
«
Формирование мотивационного компонента
учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении через использования ИКТ»
учителя истории и обществознания
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
Формирование
мотивации
учения
в
школьном
возрасте
без
преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной
школы,
делом
общественной
важности.
Ее
актуальность
обусловлена
обновлением
содержания
обучения,
постановкой
задач
формирования
у
школьников
приемов
самостоятельного
приобретения
знаний
и
познавательных
интересов,
формирования
социальных
компетентностей,
активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего
образования.
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков
и
большим
объемом
теоретических
сведений,
получаемых
на
уроках
обществознания;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию
школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и
навыками;
-
между
возрастающей
практической
значимостью
школьного
курса
обществознания учебного времени;
Причины обращения к проблеме:
а)
неудовлетворённость
организацией
взаимодействия
на
уроке
между
учителем и учеником;
б)
пассивность
некоторой
части
учащихся
в
ходе
учебных
занятий,
во
внеурочной
деятельности
по
предмету
и
увеличивающуюся
тенденцию
потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности
исследовательских,
креативных,
информационно-
технологических
и
коммуникативных умений.
в)
совершенствование
программно-методического
обеспечения
учебного
процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в
связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в
условиях модернизации образования.
Как
«замотивировать»
школьников
с
трудностями
в
обучении,
на
изучение обществознания? Этот вопрос особенно актуален для меня как
учителя обществознания.
Поэтому
стратегической целью представленного проекта является
формирование
положительных
мотивов
к
изучению
обществознания
в
условиях общеобразовательной школы через использование ИКТ.
Объект исследования: мотивация учащихся с трудностями в обучении - к
обучению.
Предмет
исследования:
процесс
развития
позитивной
мотивации
к
обучению учащихся обществознания через использование ИКТ.
Гипотеза
исследования:
процесс
развития
позитивной
мотивации
к
обучению учащихся обществознания будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к
обучению учащихся с трудностями в обучении;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной
мотивации к обучению учащихся с трудностями в обучении;
разработана
методика
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
обществознания через использование ИКТ;
обеспечено
педагогическое
сопровождение
развития
позитивной
мотивации к обучению учащихся обществознания через использование
ИКТ;
процесс
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
учащихся
обществознания через использование ИКТ является направлением и
конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить
необходимую
психолого-педагогическую
и
учебно-
методиче скую
литературу
по
теме
мотивации
о бу ч е н и я
обществознания.
Используя
специальные
диагностические
методики
в
тесном
сотрудничестве
со
школьным
психологом
выявить
личностные
особенности
и
имеющийся
начальный
уровень
учебной
мотивации
учащихся с трудностями в обучении.
Выявить
дидактические
средства,
способствующие
формированию
положительных мотивов к изучению обществознания.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести
анализ,
систематизацию
и
обобщение
результатов,
полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был
применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический
анализ
философской,
социологической,
психолого-
педагогической
литературы
и
исследований
по
проблеме
мотивации
учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме
исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих
политику государства в области образования; педагогический эксперимент,
включающий
анкетирование,
те стирование,
п р о г н о з и р о ва н и е ,
моделирование,
независимые
экспертные
оценки,
наблюдения,
беседы,
тренинга, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-
экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к
обучению учащихся технологии: подходы, закономерности, содержание
и его компоненты, критерии, показатели;
в
выявлении
совокупности
факторов,
влияющих
на
развитие
позитивной
мотивации
к
обучению
(социальных,
побудительных,
о б р а зо ват е л ь н ы х ,
о р г а н и за ц и о н н ы х ,
ко м м у н и к а т и в н ы х ,
психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению
учащихся обществознания через ИКТ, позволяющей дифференцировать
обучение
с
учётом
познавательных
потребностей,
ближайших
интересов и актуального состояния мотивации учащихся с трудностями
в обучении к обучению;
в
разработке
технологического
алгоритма
педагогиче ского
сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся,
представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-
развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2018 г. и состояло из
нескольких этапов:
Первый
этап
(2014
-
2015
гг.)
-
теоретическое
осмысление
проблемы,
определение
наиболее
значимых
теоретических
положений,
уточнение
и
наполнение
содержанием
понятия
"позитивная
мотивация",
разработка
и
определение задач формирующего эксперимента.
Второй
этап
(2015
-
2017
гг.)
-
практическая
организация
опытно-
экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся с
трудностями
в
обучении.
Разработка
и
реализация
методики
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
учащихся
обществознания
через
использование ИКТ.
Третий этап (2017 - 2018 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-
экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
1. Неготовность учителей работать, используя ИКТ - методы коррекции:
Повышение
квалификации,
привлечение
к
сотрудничеству
сотрудников
ВУЗов.
2. Неготовность педагогов к работе в модели формирования положительных
мотивов к обучению -
методы коррекции:
изучение теоретических и
практических
аспектов
повышения
мотивации
к
обучению:
повышение
квалификации, обобщение опыта, мастер классы на пед.советах.
3.
Невозможность
быстрой
и
оперативной
информатизации
научно-
методической деятельности преподавателей - методы коррекции: разработка
учебно-методического
обеспечения
по
обществознанию
с
целью
обеспечения формирования положительных мотивов к обучению в данной
предметной дисциплине.
Ресурсное
обеспечение
процесса
обучения
обществознания
в
свете
мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет
обществознания
снабжен
комплектами
дидактических
материалов,
в
достаточном
объеме
дополнительная
литература
(учебники,
энциклопедии,
учебно-познавательная,
занимательная
литература);
имеется
компьютер,
электронные
пособия
по
обществознанию,
накапливают ся
обуч ающие
компьютерные
п р е з е н т а ц и и ,
подготовленные учителем и учащимися.
Кроме
того,
в
школе
имеется
постоянный
выход
в
Интернет,
мультимедийный
кабинет,
библиотека
с
читальным
залом,
выходом
в
Интернет; профессиональный педагог-психолог, в его распоряжении кабинет
со всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению обществознания;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на
длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной
умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Совершенствование
системы
обучения,
стимулируемое
социальным
заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому
развитию
выпускников
школы.
Сегодня
школьникам
уже
не
достаточно
овладеть
суммой
знаний,
важное
значение
придается
задаче
научить
школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть
учиться.
Обучение
в
школе
включает
различные
виды
воздействия
на
мотивацию
учения.
Очень
эффективным
является
путь
воспитания
мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические
исследования
(П.Я.Гальперин
и
П.Голу,
Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов,
А.К.Маркова
и
др.)
показали,
что
характер
мотивации
можно
программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится
не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики
подводятся
к
самостоятельному
обнаружению
теоретических
положений
учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве
ее
компонентов,
то
у
школьников
складывается
внутренняя,
достаточно
устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Проблема мотивации учения меня заинтересовала
с самого начала
педагогической
деятельности.
Ознакомившись
с
научно-методической,
психолого-педагогической
литературой
по
данной
теме,
убедилась,
что
психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны
одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной
личности ученика» (А.К.Маркова).
У
каждого
ученика
есть
как
некоторый
наличный
уровень
положительной
мотивации,
на
который
можно
опереться,
так
и
перспективы, резервы ее развития.
Итак, первое, с чего мы начали совместно с психологом - это анализ
мотивационной
сферы
ученика.
Предметом
анализа
для
нас
стали
такие
компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а
также
состояние
умения
учиться
(знания,
учебная
деятельность,
обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами
изучения
и
диагностики
мотивационной
сферы
учащихся,
предложенных
А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации
учения
школьников
помогает
охватить
всю
программу
изучения
мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить
уровень, на котором находится отдельный ученик.
В
соответствии
со
сводной
картой
состояния
мотивации
учения
составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся,
который
дает
возможность
представить
соотношение
разных
уровней
и
компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют
традиционные
методы
повышения
мотивации:
использование
красочных
иллюстраций,
дополнительных
источников
информации
(газеты,
журналы,
методические
пособия,
учебники
разных
авторов),
методических
карточек,
аудиозаписей;
проведение
минуток
для
релаксации, тематических игр, пение, игры.
Сейчас
на
помощь
пришли
информационно-коммуникационные
технологии.
Внедрение
новых
информационных
технологий
в
учебный
процесс
позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего
обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы
учащихся.
Поэтому
я
считаю,
что
использование
информационно-
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
учебном
процессе
является
необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами
на
уроках
технологии,
я
сделала
для
себя
вывод:
диалоговые
и
иллюстрационные
возможности
компьютера
существенно
влияют
на
мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование
ИКТ
на
уроках
обществознания
позволяет
разнообразить
формы
работы,
деятельность
учащихся,
активизировать
внимание,
повышает
творческий
потенциал
личности.
Построение
схем,
таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить
материал.
Задания
с
последующей
проверкой
активизируют
внимание
учащихся,
формируют
орфографическую
зоркость.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных
заданий,
тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является
работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при
помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и
насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале
появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала
использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на
фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в
корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д.
Каждое выполненное задание будет помогать учащимся
выполнить все
задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того,
учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать об
одном таком уроке.
В 5 классе в конце I полугодия необходимо провести обобщающий
урок. Мне пришла идея провести урок в виде подготовки к Новому году. Мы
с детьми должны были «нарядить» новогоднюю елку. За каждое правильно
выполненное задание на елочке появлялась игрушка. Ребята действительно
ждали, появится она или нет, и их радости
не было границ, когда она
появлялась.
И с п о л ь з о в а н и е
д а н н о й
т е х н о л о г и и
п о з в о л и л о
м н е :
1 . з н а ч и т е л ь н о
с э к о н о м и т ь
в р е м я
н а
у р о к е
.
2 . п о в ы с и т ь
у р о в е н ь
н а г л я д н о с т и
в
х о д е
о б у ч е н и я .
3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
4.выполнить все поставленные задачи.
Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно
использовать
информационные
технологии
в
обучении.
Наиболее
эффективно это:
1)
при
изложении
нового
материала
—
визуализация
знаний
(демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций
Power Point);
2)
при
закреплении
изложенного
материала
(тренинг
—
разнообразные
обучающие программы);
3)
в
системе
контроля
и
проверки
(тестирование
с
оцениванием,
контролирующие программы);
4)
при
самостоятельной
работе
учащихся
(обучающие
программы
типа
"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5)
при
возможности
отказа
от
классно-урочной
системы:
проведение
интегрированных уроков по методу проектов;
7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание,
память, мышление и т.д.).
В процессе работы я пришел к выводу, что компьютерные технологии
помогают:
•
привлекать пассивных слушателей;
•
делать занятия более наглядными;
•
обеспечивать
учебный
процесс
новыми,
ранее
недоступными
материалами,
которые
помогают
учащимся
проявлять
их
творческие
способности;
•
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
•
обеспечивать моментальную обратную связь;
•
повышать интенсивность учебного процесса;
•
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и
духовного опыта других народов;
•
активизировать
познавательную
активность
учащихся,
а ,
следовательно, желание изучать предмет;
•
объективно оценивать действия учащихся;
•
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
•
реализовывать
личностно-ориентированный
и
дифференцированный
подходы в обучении;
•
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
(Изменяется содержание
деятельности
преподавателя;
преподаватель
перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком
новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую
активность,
а
с
другой
-
требует
высокого
уровня
технологической
и
методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика
(сюжетное
построение
учебника,
использование
интересного
и
познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.обеспечить
посильность
усвоения
учебного
материала
для
учащихся
разного уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне
новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким
образом,
использование
ИКТ
на
уроках
обществознания,
сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации
учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого
ребёнка,
сопровождаемой
радостью
и
высоким
уровнем
познавательной
активности учащегося.
Список литературы
1. Н.В. Бордовская, Педагогика, Санкт- Петербург,Реал,2003.
2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения:
Кн. для учителя,Москва, Просвещение, 1990.
3. Х. Хекхаузен, Психология. Мотивация достижения, Речь, 2001.
4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал.
«Информатика и образование, №7, 2010г.